«Технология проектирования в образовательном процессе музыкального руководителя ДОУ на примере проекта «Мамина колыбельная»


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

«ОТКРОЕМ МУЗЫКУ В СЕБЕ: творческий исследовательский ПРОЕКТ «СТАТЬ МУЗЫКАНТОМ МОЖЕТ КАЖДЫЙ!»

для детей старшего дошкольного возраста

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПОС. ПРОСВЕТ (ГБОУ СОШ пос. Просвет) ВОЛЖСКОГО РАЙОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ – СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МИШУТКА»

Проект подготовила и реализовала: музыкальный руководитель Адут Светлана Ивановна пгт. Рощинский 2016г.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА

Проект направлен на развитие музыкальных способностей дошкольников. Проект способствует развитию коммуникативности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

ТИП ПРОЕКТА:

  • По количеству участников – групповой
  • По направленности – исследовательский, творческий
  • По длительности — краткосрочный

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  • дети старшей группы № 5;
  • музыкальный руководитель;
  • воспитатели;
  • родители.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ: 6 недель (15 июля – 26 августа 2016 года)

АКТУАЛЬНОСТЬ:

Музыкальные инструменты очень притягивают внимание детей, и они хотят играть сами. Дети познают мир через игру, и именно поэтому так остро стоит сегодня задача организации самостоятельной детской игровой деятельности.

Последнее время, наблюдая за детьми в группах, заметила, что самостоятельная музыкальная деятельность утратила свою новизну, дети практически не играют в группах на музыкальных инструментах – они для них стали обыденными, привычными, а потому – скучными. Требовалось привлечь внимание детей к этому виду деятельности, а для этого — обновить и пополнить музыкальные уголки новыми самодельными музыкально-шумовыми инструментами и таким образом – создать условия для активного экспериментирования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта.

Наши представления об окружающем мире в большей степени складываются в результате собственного опыта. Так и музыкально-слуховые представления носят индивидуальный характер и зависят от личного музыкального опыта. Исследование детьми звука, поможет ребенку понять через собственное прикосновение каким может быть звук от удара, поглаживания, потряхивания предметов. Это очень важно для развития музыкального слуха.

Экспериментируя со звуками, ребенок начнет по-иному воспринимать окружающий мир, научится разбираться в свойствах и качестве звуков, подбирать звуковое сопровождение для передачи образа, сможет использовать полученные знания в импровизации на детских музыкальных и шумовых инструментах, развивая свои творческие способности.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

  • Развивать музыкальные и творческие способности на основе интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности через создание самодельных музыкальных инструментов в партнерском сотрудничестве взрослых и детей;
  • Повысить у детей интерес к звучащим предметам и инструментам через упражнения, игры, сказки;
  • Вовлекать родителей в совместную музыкально-игровую деятельность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  • Расширять кругозор детей через знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами;
  • Побуждать детей экспериментировать со звуком, чтобы установить зависимость качества звука от свойств используемых материалов. Развивать у детей музыкальный слух, музыкальные способности (чувство ритма. лада, темпа, звуковысотного, гармонического, тембрового слуха), тактильных ощущений;
  • Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребёнка в разных видах художественно-эстетической деятельности с учётом его индивидуальных возможностей.
  • Поддерживать инициативу и стремление детей к импровизации при игре на самодельных игрушках-инструментах.
  • Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности,

умение взаимодействовать в коллективном музицировании.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

В результате реализации проекта:

  1. Дети познакомятся с деревянными, шуршащими, стеклянными звуками, научатся музицировать и импровизировать на инструментах – самоделках.
  2. У детей появится интерес к самостоятельной музыкально-игровой деятельности, разовьются их коммуникативные качества: способность ладить и договариваться друг с другом.
  3. Дети научатся экспериментировать со звуками, у них проявится интерес к открытиям и оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • «Художественно – эстетическое развитие»;
  • «Социально-коммуникативное развитие»;
  • «Познавательное развитие»;
  • «Речевое развитие»;
  • «Физическое развитие».

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Беседа, детская опытная деятельность, занятия, подготовка своими руками музыкальных инструментов, консультация для родителей.

ПРОДУКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ:

  • Мини-выставка детских музыкальных инструментов, изготовленных своими руками из бросового материала, созданных совместно с родителями, воспитателями и музыкальным руководителем;
  • Музыкальное развлечение «Откроем музыку в себе» с участием детей и родителей.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТА:

Создание условий для активной самостоятельной музыкальной деятельности детей в группах; индивидуальная и групповая работа с детьми; организация бесед и совместной музыкальной игровой деятельности музыкального руководителя и воспитателя с воспитанниками.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Материально-техническое:

  • Музыкальный центр;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Наборы для опытов:
  1. стаканчики (пластмассовый, деревянный, металлический и стеклянный), ложечка;
  2. детская гитара и линейка;
  3. фантики, камушки, монетки, бусы.

Интерактивный комплект:

  • Презентация «Океан-море синее»
  • Презентация «Музыкальные инструменты делаем сами».

Дидактический материал:

  • Музыкально-дидактические игры:
  1. «Цветик-семицветик» (Детям предлагается изобразить с помощью шумовых инструментов звук грома, дождя, шелест листьев, звук молотка, барабана, шум морской волны, скрип снега (можно использовать другие варианты).
  2. «Оркестр» (Под музыку надо бежать по кругу, с её окончанием взять только музыкальные инструменты (или только шумовые).
  3. «Громкие и тихие звоночки» (импровизация на музыкальных инструментах)
  4. «Что лишнее» (Детям раздаются карточки. Они должны определить, какой вид деятельности на карточке лишний, т. е. отличается от двух других на карточке).
  5. «Музыкальные и шумовые звуки»
  • Музыкальные игры:
  1. «Что звучит?» (Музыкальный руководитель предлагает детям закрыть глаза, а сам включает фонограммы звуков: моря, ветра, дождя, боя часов, пения птиц. Дети отгадывают, что звучит.)
  2. «Раз, два, три, четыре, пять — звуки мы идем искать»

Пластиковый, деревянный, металлический и стеклянный.

(Дети ходят по залу, отыскивают различные звуки, рассказывают о них)

3. «Барабанщики»

4. «Найди свой инструмент»

5. «Хлоп-шлёп» музыкально-двигательная игра

6. «Кто вышел погулять» музыкально-двигательная игра (Дети делятся на 4 группы. Каждая занимает свой домик – медведя, лисы, зайчика, волка. Каждому соответствует музыка разных регистров. Чья музыка звучит, тот двигается по залу в соответствии с образом (двигательная импровизация)).

  • Песни:
  1. «Весёлые нотки» (Ю Чичков, Я. Халецкий)
  2. «Весёлые музыканты» (р. н. м, сл. Г. Олейник)
  3. «Добрый мастер» И. Костиной
  4. «Гимн музыке» А. Ермолов, С. Пярнянен
  5. «Светит солнышко для всех» А. Ермолов, В. Орлов
  • Классическая музыка:
  1. Э. Григ «Утро»
  2. Р. Шуман «Форель»
  3. М.П. Мусоргский «Увертюра из оперы «Садко»
  4. В.А. Моцарт «Колокольчики» из оперы «Волшебная флейта»
  5. Ф. Ж. Госсек «Гавот»
  6. П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»
  • Иллюстративный материал: изображение детских шумовых музыкальных инструментов.
Следующая >

Краткосрочный проект по музыке «Страна Кукляндия»

Краткосрочный проект по музыке

«Страна Кукляндия»

МДОУ «Новокручининский детский сад «Росток»

Музыкальный руководитель: Селезнёва Валентина Ильинична

2017 г.

Краткосрочный проект по музыке «Страна Кукляндия»

«Танцевальная музыка»

представляет собой программу, которая усиливает, предопределяет движение и игру каждого ребёнка.

Ж. Ж. Новер

Вид проекта

:
краткосрочный
, творчески-информационный.

Продолжительность: 30 минут.

Участники проекта

: дети средней группы, музыкальный руководитель, воспитатель.

Актуальность:

взаимодействие общества с музыкой и движением, формирует у детей совершенствование музыкально-ритмических движений.

Цель:

Учить детей музыкально-ритмическим движениям, учитывать уровень физического и эстетического развития.

Задачи:

1. Учить передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды танцевальных движений.

2. Развивать музыкальный слух, творческую свободу, умение согласовывать движения с музыкой.

3. Закреплять умение самостоятельно перестраиваться в пространстве (становится врассыпную, в общий круг, соблюдая интервалы)

.

4. Тренировать слуховое, зрительное внимание ребёнка произвольность движений.

5. Воспитывать коммуникативные навыки, умение сотрудничать в группе.

6. Повышать двигательную активность детей на занятии с целью профилактики.

Оборудование:

Музыкальный центр

,
музыкальные инструменты
, схемы движений, фуражка.

Музыкальный материал

:

1. Т. Суворова. «Танцуй малыш»

,
«Ритмика для детей»
.

2. К. Новоскольцева, И. Каплунова. «Музыка и чудеса»

.

3. И. Матвиенко «Кукла Маша»

(гр.
«Иванушки»
).

Предполагаемый результат:

У детей закрепляются знания о музыкально-ритмических движениях;

Дети учатся работать с наглядным материалом и ориентироваться в пространстве.

Формы работы с детьми:

1. Вводная часть (приветствие)

2. Основная часть (беседа:
«Любимые игрушки»
).

3. Музыкально – речевая игра«Едет, едет паровоз»

.

4. Ритмическая игра «Часы»

.

5. Ритмическая гимнастика на расслабление мышц «Жучки»

.

6. Изобрази игрушку (музыкально – ритмическая игра)

.

7. Заключительная часть «Голубой вагон»

.

Задачи:

Создание эмоционального настроя. Активизация детей.

Удерживать умственную работоспособность, обеспечить кратковременный отдых.

Смена деятельности. Восстановление нервной системы, улучшение зрительной памяти

Профилактика утомляемости. Воспитывать любовь к игрушкам, заботу доброжелательность. Формировать у детей умение повторять музыкально – ритмические движения.

Вводная часть

Звучит песня «Кукла Маша»

в исполнении группы
«Иванушки»
. Дети средней группы заходят в зал.

Основная часть

Музыкальный руководитель

: Ребята вы любите играть? А, что вам для этого нужно?

Ответы детей: (игрушки)

.

Музыкальный руководитель

: Девочки любят играть в куклы.

А в какие игрушки любят играть мальчики?

Ответы детей: (в машинки)

.

Музыкальный руководитель

: Но ведь есть не только
куклы и машинки
, но и другие игрушки. Давайте посмотрим, какие игрушки вы нарисовали.

(рассматривают рисунки)

.

Игрушки любят и дети и взрослые, дети с ними играют, а взрослые коллекционируют.

Без игрушек жить решительно нельзя.

Я приглашаю вас в волшебную страну

, в которой живут игрушки, а называется она
страна «Кукляндия»
. Внимание, внимание отправляется игрушечный поезд, все желающие занимают места
(дети строят круг)
.

Раз, два, три, четыре пять, начинаем мы считать.

Начинаем мы считать, машиниста выбирать.

Раз, два, три, машинистом будешь ты.

Вот и выбрали машиниста. А чтобы все знали, что он машинист наденем ему фуражку

(дети становятся друг за другом)

.

Музыкальный руководитель

:

Стоим мы на перроне, ждём свои вагоны, машинист поспеши, нас быстрее отвези.

(исполняется музыкально – ритмическая композиция «Едет, едет паровоз»

). Т. Суворова.

Музыкальный руководитель

:

На главной площади игрушечного города висят волшебные часы. Часы долго не ломались, они всё тикали и тикали, пока мыши не оторвали гири.

На стене часы висели (хлопают на каждый слог)

Тик-так, тик- так, (деревянные палочки)

Тараканы стрелки съели (хлопают на каждый слог)

.

Хрум-так, хрум- так (деревянные палочки, треугольник)

.

Мыши гири оторвали хлопают на каждый слог).

Бом—бом, бом-бом (треугольник, маракас)

.

И часы ходить не стали (хлопки на каждый слог)

.

Динь- дон,динь- дон (треугольник, маракас)

.

Музыкальный руководитель

:

Давайте попробуем завести наши часы (дети строятся в шахматном порядке)

.

Игровая гимнастика «Часы»

Музыкальный руководитель

:

Вот заработали часы, и все игрушки в кукольной стране начали оживать и двигаться

(дети импровизируют)

.

Музыкальный руководитель

:

Он с бубенчиком в руке, в синем красном колпаке.

Он весёлая игрушка, а зовут его… (петрушка)

.

Серый байковый зверушка, косоглазый длинноушка,

Ты морковку ему дай-ка, вот обрадуется … (зайка)

.

Не обижен, а найдут, его по полу ведут.

А ударят – нипочём не у гнаться за … (мечом)

.

Эту толстую игрушку, не уложишь на подушку.

День и ночь стоит бедняжка, спать не хочет … (неваляшка)

.

Сам металлический, мозг электрический.

Раздаётся током, к нам шагает (робот)

.

Музыкальный руководитель

:

А теперь ребята мы с вами превратимся в маленьких жучков и медленно опустимся на цветочную поляну.

(Исполняется музыкально-ритмическое упражнение на расслабление мышц).

Музыкальный руководитель

:

Динь-динь, динь-динь, открываем магазин.

Заходите, заходите, выбирайте что хотите.

Проводится игра «Магазин игрушек»

Один из детей становится покупателем, стальные дети изображают игрушки.

Все произносят слова: Динь — динь, динь-динь открываем магазин.

Заходите, заходите выбирайте что хотите.

(дети, двигаясь под музыку, изображают «Кукол»

— передают образ игрушки через движения и пластику).

В конце все замирают в образной позе, покупатель выбирает (покупает «Куклу»).

Выбранный ребёнок, становится следующим покупателем.

(дети поочерёдно изображают игрушки «Медведя»

,
«Петрушку»
,
«Мячик»
).

Заключительная часть

Музыкальный руководитель

:

Вот и закончилось наше сказочное путешествие по стране игрушек.

Поезд из страны «Кукляндии»

отправляется обратно в детский сад.

(звучит песня «Голубой вагон» — дети друг за другом уходят из зала).

Использованная литература:

1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»

под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2. Буренина А. И. «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Проектная технология в работе музыкального руководителя в детском саду.

Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования

Семенова Татьяна Алексеевна

Проектная технология в работе музыкального руководителя в условиях ФГОС дошкольного образования

Ни одно из искусств не обладает такой действенной воспитательной силой, как музыка

, являющаяся средством духовного самосознания человека.

Дошкольный

возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами
музыкального искусства
, начинает формироваться его личностное отношение к
музыкальным образам
, закладываются предпосылки
музыкального вкуса
.

Основная задача педагога – приобщить ребенка к удивительному и прекрасному миру музыки

, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать
музыкально
-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие
музыкальных образов осознать связь музыкального
искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение к нему, стремление активно, творчески сопереживать воспринимаемое.

Работа в режиме к ФГОС

требует от педагогов поиска инновационных средств, методов и приемов, направленных на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ
проектного
метода — инновационного и актуального, так как он влияет на качество
образования
, профессионализм и компетентность педагогов, способствует развитию креативности, объединяет знания полученные педагогами в ходе методических мероприятий ДОУ.

Существует множество методической литературы, изучив которую можно убедиться в эффективности данной технологии

: учебно-методическое пособие составителя Н. А. Поляковой
«Проектная технология в работе с дошкольниками»
, публикацию в журнале
«Ребёнок в детском саду»
Л. Д. Морозовой
«Педагогическое проектирование в ДОУ»
,
проектный метод в музыкально
-ритмической деятельности
работы И
. Ю. Жуйковой.

Эффективность проектной деятельности обусловлена

особым взаимопроникновением разных разделов
образовательной
программы друг в друга. Решая поставленные задачи, воспитатели и
музыкальный руководитель
тесно сотрудничают в рамках подготовки и реализации
проектов
. Например,
работая над проектом «Времена года»музыкальный руководитель
включает в разные разделы НОД произведения, дающие детям полное представление о соответствующем времени года, а в познавательной НОД и художественном творчестве воспитатели знакомят детей с
образами
времён года на примерах произведений писателей, поэтов и художников. Такое
«проектное»
управление
музыкально — образовательным
процессом в детском саду способствует дальнейшему совершенствованию
музыкально – образовательной работы с детьми дошкольного
возраста в современной системе
образования
.

Тематика проектов может быть разнообразна

. Отсюда и
разнообразие видов деятельности
, методов и форм
работы с детьми — беседы
, чтение стихов и художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные
работы по аппликации
, рисованию, лепке, физкультурные развлечения, cпортивные досуги, сбор и рассматривание разных природных материалов на прогулке (для игры по сенсорике, рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание
музыкальных произведений
, посещение музея, экскурсии в парк и т. д.

В целом метод проектов можно представить

, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на равном взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. Обобщив опыт
разработки проектного метода
, можно определить следующие этапы реализации
проектов
:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ

— ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВОЗРАСТА,

— ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ,

— ЧЁТКОЕ ФОРМУЛИРОВАНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ,

— ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ ШАГОВ (Этапы)

ПО ДОСТИЖЕНИЮ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ,

— СОСТАВ УЧАСТНИКОВ (дети, воспитатели, родители, педагоги-специалисты,

— ВИД

творческий: после воплощения проекта

в жизнь проводится оформление результата в виде п р а з д н и к а,

исследовательский: дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде г а з е т, к н и г, а л ь б о м о в, в ы с т а в о к,

игровой: с элементами т в о р ч е с к и х и г р, когда дети входят в образ персонажей сказки

, по-своему решая поставленные проблемы и задачи,

информационный: дети собирают информацию и реализуют её, опираясь на собственные социальные интересы (о ф о р м л е н и е г р у п п ы, у г о л к о в и т. д. ,

КЛАССИФИКАЦИЯ

по характеру контактов: внутри одной группы, в контакте с другой группой, внутри ДОУ, в контакте с семьёй, учреждениями культуры, общественными организациями (открытый проект

,

по характеру содержания: ребёнок и семья, ребёнок и природа, ребёнок и рукотворный мир

, ребёнок, общество и его культурные ценности,

по характеру участия: ребёнок-заказчик, ребёнок-эксперт, ребёнок-исполнитель, ребёнок-участник от зарождения идеи до получения результата,

по срокам реализации: краткосрочный, долгосрочный, средней продолжительности

— ОТВЕТСТВЕННЫЕ,

— СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА – СХЕМЫ ПРОЕКТА

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

— СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАВЫКОВ СБОРА И ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИИ

,

— РАЗВИТИЕ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

— РАЗВИТИЕ ПРОГНОСТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ,

— ВЫБОР СРЕДСТВ, МЕТОДОВ, ПРИЁМОВ.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

— ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

,

— АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ И ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ,

— ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

,

— ОЦЕНКА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

,

— ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ О ЕГО РАСПРОСТРАНЕНИИ ИЛИ ЗАКРЫТИИ.

Немаловажную роль в подготовке и проведении проектов играют родители

, которые получают информацию от педагогов в форме:

— индивидуальных бесед с целью создания интереса к образовательному процессу

,

— печатных консультаций по теме проекта

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов и проведению проекта в жизнь

.

На каждом этапе проекта

от педагога требуются определенные знания и умения (педагог подводит детей к постановке проблемы, предлагает тему, распределяет обязанности, помогает, уточняет, проверяет, обобщает, контролирует, оценивает результаты
проекта
). Дети в соответствии со своими возрастными возможностями также являются активными участниками
проекта
(дети анализируют, сравнивают, выбирают, исследуют, изучают, формулируют, определяют, создают, выполняют требования и правила, оформляют, участвуют в оценке
проекта
). Таким
образом
, основной целью использования
проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников
в детском саду является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами общего развития и задачами развития
музыкальных способностей
.

Задачи развития:

1. Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

2. Развитие познавательных способностей;

3. Развитие творческого мышления;

4. Развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития музыкальных способностей

:

1. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку

;

2. Развитие основных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовысотный слух, тембровый и динамический слух)

;

3. Развитие музыкальной памяти

,
музыкального мышления
;

4. Развитие координации слуха и голоса;

5. Развитие координации движений.

Использование метода проекта в дошкольном образовании

как одного из методов интегрированного обучения
дошкольников
, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает
образовательную
систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]