Мастер класс «Технология проектирования интегрированного и комплексного занятия в ДОУ»
Мастер класс «Технология проектирования интегрированного и комплексного занятия в ДОУ»
Старший воспитатель: Алексахина Р. П.
Цель:
освоение и последующее активное применение технологии проектирования интегрированных и комплексных занятий в дошкольном образовательном учреждении.
Задачи:
1. Раскрыть понятие «интеграция» и дать педагогам запас теоретических знаний о интегрированном подходе как одном из важных принципов дошкольной дидактики.
2. Помочь практически освоить технологию проектирования интегрированных и комплексных занятий.
3. Упражнять педагогов в выборе и поиске наиболее эффективных моделей – схем интегрированных и комплексных занятий.
4. Вовлечение воспитателей в решение проблемы, достижение единых требований к ребенку.
5. Упражнять педагогов в умении проектировать интегрированные и комплексные занятия.
Оборудование:
информационные компьютерные технологии, интеллект-карты для интегрированных и комплексных занятий, методическая литература по теме.
Содержание
1. Теоретическая:
- Понятие интеграции
- Интеграция образовательных областей на занятиях
- Требования к интегрированным и комплексным занятиям
- Особенности организации интегрированных и комплексных занятий
- Структура интегрированного и комплексного занятий
2. Практическая. Составление интегрированных и комплексных игровых занятий
3. Анализ составленных интегрированных и комплексных занятий
I
часть. Теоретическая:
Известно, что дошкольное детство – это оптимальный период для расширения и обогащения детских представлений об окружающей действительности. Поэтому задача детского сада – обогатить речь и представление ребенка об окружающем его мире, научить видеть в нем закономерности, зависимости, взаимовлияние; научить ценить прекрасное; развивать познавательную активность. Все это возможно раскрыть в учебной деятельности, так как на занятиях успешно развиваются самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные интересы, формируются навыки самооценки. Сегодня в ДОУ существует тенденция увеличения количества занятий в режиме дня, на которых дети получают отрывочные сведения из разных областей науки. Такая информация не становится знанием, так как это не формирует целостное представление о мире как единой системе, где все взаимосвязано. Увеличение количества занятий сказывается на здоровье дошкольников. К тому же недостаточное физическое развитие влияет на интеллектуальность и наоборот. И одним из путей соотношения двигательной и интеллектуальной деятельности дошкольников является интегрированный подход.
Актуальность данного подхода объясняется целым рядом причин:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую разделы дошкольной образовательной программы, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Использование интегрированного подхода на занятиях развивает потенциал самих воспитанников, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения занятий нестандартна, интересна. Использование различных видов деятельности в течение занятия поддерживает внимание воспитанников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности занятий. Занятия с использованием интегрированного подхода раскрывают значительные педагогические возможности, ощутимо повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
4. Интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании.
5. За счет усиления межпредметных связей высвобождается время для самостоятельной деятельности воспитанников, для занятий физическими упражнениями.
6. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества педагога, раскрытия его способностей.
Понятие интеграции
Интеграция (лат)
— понятие, обозначающее состояние связанности отдельной дифференцируемой части в целое.
Интеграция
(по Ожегову) – части одного целого. Интегрированный подход соответствует одному из принципов дошкольной дидактики: образование должно быть небольшим по объему, но емким.
Какое обучение считают интегрированным?
Цель интегрированного обучения – соединить знания из разных областей, чтобы они дополняли друг друга, и передать детям. Например, одновременно научить дошкольников чему-то из сферы математики, родного языка и творчества. Этим интегрированное обучение выгодно отличается от обычных занятий, когда дети получают знания только из одной научной области. Как интегрированные занятия влияют на дошкольников, узнаете из след. слайда
Рисунок 1. Чему способствуют интегрированные занятия
С помощью интегрированных занятий вы решите сразу пять учебных задач. Какие именно – смотрите на след. Слайде.
Рисунок 2. Зачем проводить интегрированные занятия
Правильный ответ на вопрос из теста по теме
Что такое интегрированное обучение?
Правильный ответ: занятия, на которых дети получают знания из разных областей науки.
Как организовать интегрированное обучение в ДОО?
Чтобы процесс интеграции не был поверхностным, следует четко знать различия между комбинированными, комплексными
и
интегрированными
занятиями.
Комбинированное
– сочетание разных видов деятельности или нескольких дидактических задач, не имеющих логических связей между собой (после рисования идет подвижная игра).
Комплексные
занятия проводятся на знакомом материале, решают несколько задач, проводятся эпизодично.
Интегрированное
занятие (Е.П. Климова) построено по принципу объединения нескольких видов детской деятельности и различных средств развития детей и проводятся систематически. При интегративной подаче материала один из видов искусства должен выступать доминирующим, “стержневым”, другие же – помогать более глубокому осмыслению художественного образа, усиливать степень его эмоционального восприятия детьми.
Давать детям знания из различных областей можно на интегрированных и комплексных занятиях.
В чем их отличия.
Комплексные занятия.
Суть: воспитатель вовлекает детей в разные виды деятельности и тем самым раскрывает тему занятия. Когда проводите комплексное занятие, предлагайте дошкольникам порисовать, поиграть, послушать сказку, сделать что-то еще по теме занятия. Помимо этого, давайте детям теоретические знания из разных дисциплин. Дошкольники освоят тему занятия в комплексе – как теорию, так и практику.
Совет
Следите, чтобы знания на комплексном занятии дополняли друг друга.
Дети должны чувствовать взаимосвязь информации и заданий, которые вы даете. Например, после того, как поговорите с дошкольниками о правилах пожарной безопасности, предложите нарисовать плакат по теме.
Интегрированные занятия.
Суть: воспитатель дает ребенку знания и задания из разных учебных областей. Все это нужно, чтобы выработать у дошкольника целостное представление о чем-то. Например, чтобы создать у ребенка полноценный образ весны, педагог подключает подходящие произведения музыки, литературы и живописи.
Чтобы интегрированные и комплексные занятия проходили эффективно, стройте их по шести принципам. Выделим их на след. Слайде.
Рисунок 1. Как строить интегрированные и комплексные занятия
Интегрированное или комплексное занятие – не всегда отдельное занятие. Это может быть и фрагмент занятия. Например, дети вспоминают названия животных, которые начинаются на букву «к». Но если хотите сформировать у дошкольников целостный образ какого-нибудь объекта или явления, то лучше выделить на это полное занятие.
На заметку
Какие методы и приемы применять на интегрированных занятиях
Предлагайте детям проводить сравнительный анализ, сопоставлять, искать информацию, обсуждать проблемные вопросы. Также будут полезны задания типа «Докажи», «Объясни».
Интегрированные и комплексные занятия похожи, но все же отличаются друг от друга. Конкретные отличия – в таблице.
Чем отличаются комплексные и интегрированные занятия
На комплексном занятии | На интегрированном занятии |
Одна деятельность сменяет другую. Их легко разделить | Сложно разделить задание по видам деятельности |
Один вид деятельности доминирует, а другие его дополняют | Не определить, какая деятельность основная |
Каждое из заданий связано с общей темой, но преследует собственную цель | Цель заданий – рассмотреть объект или явление с разных сторон |
Дети не систематизируют знания по теме | Дети систематизируют свои знания, узнают что-то новое |
«В интегрированном занятии объединение происходит с проникновением элементов одной деятельности в другую, то есть пределы такого объединения размыты. На таком занятии почти невозможно, по крайней мере, очень трудно отделить один вид деятельности от другого.
В комплексном занятии одна деятельность сменяет другую, и этот переход ощутим: порисовали, теперь поиграем, а потом послушайте сказку. Комплексное занятие напоминает многослойный пирог, в котором каждый из прослоек остается отделенным».
Интегрированные и комплексные занятия имеют общие черты:
Целью данных занятий
, построенных на междисциплинарной связи понятий, должно быть
- разностороннее изучение объекта (предмета или явления),
- осмысленное восприятие окружающего мира,
- приведение сформированных знаний в соответствующую систему,
- побуждение фантазии, творчества и интереса,
- поддержание положительно-эмоционального настроения.
Комплексное и интегрированное занятия обязательно являются тематическими
в них избранная тема или ключевое понятие является основой для объединения заданий из разных видов деятельности.
Пример
Как провести интегрированное или комплексное занятие
Заранее подберите учебные
Кому подходит интегрированное обучение
Методика интегрированного обучения вышла из специального (коррекционного) подхода к обучению детей с ограниченными способностями. На первый взгляд, она может показаться панацеей, но это не совсем так. Есть у интегрированного обучения проблемы — оно подходит далеко не всем детям с инклюзией.
Прежде чем принять решение об интегрированном обучении для ребёнка, стоит показать его специалисту. Он учтёт есть ли внешние и внутренние условия, которые сигнализируют о готовности детей к такой форме учёбы.
Внешние условия | Внутренние условия |
функциональные нарушения удалось выявить на самых ранних этапах жизни | степень инклюзии не мешает ребёнку учиться с другими детьми |
родители серьёзно настроены помогать ребёнку в процессе обучения | способности ребёнка позволяют ему осваивать учебную программу в полном объёме |
есть возможность организовать квалифицированную коррекционную работу | ребёнок психологически готов к школе |
есть условия и среда для интегрированного обучения |
Если у ребёнка большие отклонения в психоэмоциональном и физическом состоянии, то каким бы сильным ни было желание родителей обучать его в обычной школе, в этом случае лучше выбрать специализированный (коррекционный) класс.
Интегрированное обучение в России
Современные тенденции становления интегрированного обучения в России имеют свои отличия. В РФ разделяют три подхода к организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии:
- Дифференцированное обучение.
- Интегрированное обучение.
- Инклюзивное обучение.
Одной из задач, которую ставит перед собой партия «Единая Россия» — развитие инклюзивного обучения в РФ. По данным RG.RU к 2022 году у 71% школьных зданий появились безбарьерные входы для особенных детей, а 8% образовательных учреждений полностью готовы перейти на новую форму организации учебного процесса.
Дифференцированное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с тяжелыми задержками в умственном развитии и сильными нарушениями слуха, речи, зрения или опорно-двигательного аппарата учатся в специальных коррекционных школах.
Интегрированное обучение
В российской системе образования под этим термином понимают образовательную модель, при которой особенные дети обучаются в общеобразовательных школах, но в отдельных классах. А чтобы попасть в коллектив к обычным детям, ребёнку необходимо доказать, что его способности позволят ему в полном объёме освоить учебную программу.
Инклюзивное обучение
Это образовательная модель, при которой дети с инклюзией обучаются вместе с полностью здоровыми детьми в общеобразовательном учреждении. Для этого привлекают дополнительных специалистов, которые помогают таким детям легче проходить адаптацию и справляться с уроками.
Чем инклюзивное обучение отличается от интегрированного? В российской системе образования — это два разных типа организации учебного процесса для детей с особенностями развития. Также считается, что при инклюзивном обучении делают больший акцент на воспитании человечного и толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями.