Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ»


Мастер-класс«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

МКОУ «СЕРГОКАЛИНСКАЯ СОШ №1»

Мастер-класс

«Нетрадиционные методики и здоровьесберегающие технологии на логопедических занятиях»

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА: УЧИТЕЛЬ –ЛОГОПЕД

МКОУ «СЕРГОКАЛИНСКАЯ СОШ №1»-

МУСАЕВА САБИНА ЗАПИРОВНА

СЕРГОКАЛА-2016 ГОД

Цель:

применение здоровьесбережения и нетрадиционных методик в коррекционном воспитательно-образовательном процессе.

Задачи:

обучить аудиторию приёмам сохранения здоровья: восстановления сил, развития переключаемости, снятия напряжения, стимуляции работоспособности и мышления.

Ход

Надо учиться расслабляться и быстро восстанавливать свою работоспособность. Для этого мы сделаем ряд упражнений, которые приведут в порядок наше физическое и психическое состояние, снимут мышечное напряжение и зарядят положительной энергией. Давайте начнём. Вызываю участников. Займите свои места.

1. Игра на понимание пространственных наречий «Команды»

(Я буду отдавать команды, а вы их выполняете)

Встань со стула. Подними руки вверх. Отведи в стороны. Опусти вниз. Повернись вправо, влево, кругом. Укажи на соседа слева. Укажи на соседа впереди. Укажи на соседа справа. Укажи на соседа сзади. Сели на стулья.

Поднимите руку, у кого нет соседа слева? Поднимите руку, у кого нет соседа справа? У кого нет соседа впереди? У кого нет соседа сзади?

Трудно было ориентироваться, когда мы уставшие, внимание рассеянное?

2. «Путешествие по телу»

А теперь я вам буду рассказывать стихотворение, а вы на себе покажите всё, что названо. К чему прикасаетесь — погладьте и помассируйте!

Есть на пальцах наших ногти, на руках – запястья, локти, Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь! Бёдра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна! Есть у нас на голове уха два и мочки две. Брови, скулы и виски, И глаза, что так близки. Щёки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри! Подбородок под губой Вот что знаем мы с тобой!

3. Давайте перейдём к нашему дыханию.

Вы знаете, что дыхание может быть лечебным?

Развитие речевого дыхания играет большую роль в воспитании правильной речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и весёлых стихотворных форм. Вызывая тем самым положительные эмоции, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии детей.

4. Релаксация

Чтобы снять напряжение с шеи и мышц плечевого пояса (вы же много сегодня писали, наклонив головы) сделаем релаксирующее упражнение «Любопытная Варвара»

Цель: расслабление мышц шеи.

а) Логопед — «Поверните голову влево, постарайтесь это сделать так, чтобы увидеть как можно дальше. Сейчас и мышцы шеи напряжены! Потрогайте шею справа, мышцы стали твердые, как каменные. Вернитесь в исходное положение. Аналогично в другую сторону. Вдох — пауза, выдох — пауза.

Любопытная Варвара Смотрит влево … Смотрит вправо… А потом опять вперед — Тут немного отдохнет. Шея не напряжена, а рас-слаб-ле-на

».

Движения повторяются по 2 раза в каждую сторону.

б) Логопед: «Теперь поднимите голову вверх. Посмотрите на потолок. Больше откиньте голову назад! Как напряглась шея! Неприятно! Дышать трудно. Выпрямьтесь. Легко стало, свободно дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И рас-слаб-ле-на

».

в) Логопед: «Сейчас медленно опустите голову вниз. Напрягаются мышцы шеи. Сзади они стали твердыми. Выпрямите шею. Она расслаблена. Приятно, хорошо дышится. Вдох — пауза, выдох — пауза.

А теперь посмотрим вниз — Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно — Расслабление приятно! Шея не напряжена И рас-слаб-ле-на

».

5. А теперь приведем в порядок мышцы речевого аппарата, губ и челюсти.

Руки и ноги не напряжённые, расслабленные. Руки на коленях.

Сделаем упражнение для губ «Хоботок»

(использую картинку)

Подражаю я слону, губы хоботком тяну. А теперь их отпускаю, и на место возвращаю Губы не напряжены и рас-слаб-ле-ны

(губы напряглись, а теперь они стали мягкими, ненапряжёнными).

Следующее упражнение «Вкусный мед»

(показ картинки).

Знает это весь народ: Любит мишка вкусный мед. Язычком губу оближет, И подсядет к меду ближе.

А теперь упражнение «Орешек»

(показ картинки.) Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орех. Крепко сожмите зубы – вот так. Челюсти при этом напряглись, стали, как каменными (так мы порой делаем, когда злимся!) Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало.

Белка щелкает орешки, Обстоятельно, без спешки.

Упираем язычок Влево-вправо, на бочок.

А теперь будем напрягать и расслаблять мышцы языка: упражнение «Сердитый язык»

(показ картинки) — (кончик языка упирается в верхние зубы, будто хочет вытолкнуть их, напряжение неприятно. Слушайте и делайте, как я!

С языком случилось что-то: он толкает зубы! Будто хочет он за что-то вытолкнуть он зубы! Он на место возвращается И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

Последнее упражнение: «Горка»

(показ картинки) – кончик языка за нижними зубами, спинка выгнута и напряжена – делаем несколько раз – язык напрягаем — расслабляем)

Спинка языка у нас станет горочкой сейчас! Я растаять ей велю – напряженье не люблю! Язык на место возвращается И чудесно рас-слаб-ля-ет-ся!

6. А теперь скажите, какое у вас настроение?

Под музыку вы должны изобразить мимику с картинки и передать соседу. Передали свои маски и вновь стали самими собою. Менялось ли ваше настроение?

7. Су-Джок терапия

Что же такое Су- Джок –терапия? В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия — это метод лечения с использованием кистей и стоп. В строении кисти и стопы проявляется удивительное подобие строению человеческого тела. В теле человека можно выделить туловище и пять выступающих частей – голову с шеей и четыре конечности. Посмотрев на свою кисть, мы видим, что кисть тоже состоит из ладони и пяти выступающих частей – пальцев.

Воздействие на речевые зоны коры головного мозга заключается в использовании Су-Джок – тренажеров-шариков. Данный вид работы может быть применен как элемент занятия (фронтального, подгруппового или индивидуального), как пальчиковая гимнастика или в самостоятельной деятельности детей, например самомассаж. Этот шарик ребенок любого возраста может использовать самостоятельно, просто перекатывая его по ладошкам. Но ведь намного интереснее сделать из массажа целую игру! Вы можете делать малышу массаж и одновременно рассказывать занимательную сказку колобке.

Шарики Су-Джок можно использовать для автоматизации звукоков.

Автоматизация звуков.

Ребенок катает массажер между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию нарушенного звука (автоматизация звука(ж)):

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же его взять?

Главные преимущества использования массажеров Су-Джок для самомассажа рук следующие:

  • Безопасность использования;
  • Самомассаж можно проводить как индивидуально, так и с группой детей;
  • Можно использовать многократно в течении дня, включая самомассаж в различные режимные моменты в условиях ДОУ;
  • Самомассаж может быть включен в любую деятельность;
  • Дети выполняют самомассаж самостоятельно, под контролем взрослого;
  • Проводится самомассаж, как правило, в игровой форме;
  • Обеспечивается тактильная стимуляция в определенном ритме, что способствует формированию чувства ритма.

8. Зрительная гимнастика

Для профилактики зрительного утомления и предупреждения прогрессирования глазных заболеваний на занятиях чередуются периоды зрительного восприятия. Периодически проводится зрительная гимнастика с использованием глазодвигательных упражнений. Упражнения можно проводить с использованием компьютерных технологий.

Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно-логопедической работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребёнка речевой среды способствует решению задач гармоничного развития дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.

Будьте всегда здоровы! Успехов Вам!

Использованная литература

  1. Нетрадиционные методики в коррекционной педагогике. / Составитель М. А. Поваляева. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 349 с.
  2. Выготская, И. Г. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях: книга для логопеда. / И. Г. Выготская, Е. Л, Пеллингер, Л. П. Успенская. — М. : Просвещение , 1993. — 223 с.
  3. Крупенчук, О. И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей. / О. И. Крупенчук. — Спб. : Издательский дом «Литера», 2001. — 208 с.
  4. Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. / Составитель А. Л. Сиротюк, А. С. Сиротюк.
  5. Оздоровительные и реабилитационные мероприятия в учреждениях системы образования на основе применения аромамасел: Методические рекомендации. – Новокузнецк, 2003. – 40 с.
  6. Узорова, О. В. Пальчиковая гимнастика. / О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. — М., Аст, Астрель, 2002. – 94 с.
  7. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. / А. Л. Сиротюк.– М. : ТЦ Сфера, 2002. — 80 с.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]