Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУстатья


Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей.

Содержится в разделах:

  • ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей 36147
  • Включает в себя разделы:

    • Артикуляция. Артикуляционная гимнастика 1606
    • Биоэнергопластика в работе с детьми 127
    • Гарденотерапия 7
    • Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика 427
    • Гимнастика после сна. Пробуждающая гимнастика, побудка 938
    • Дыхательная гимнастика и упражнения 1329
    • Закаливание детей 1296
    • Игротерапия. Игровая терапия 1949
    • Кинезиология. Кинезиологические упражнения и игры для детей 469
    • Литотерапия, камнетерапия 9
    • Нейропсихологические игры, упражнения, занятия 221
    • Осанка. Формируем правильную осанку 591
    • Пальчиковые игры, тренажеры, гимнастика 3404
    • Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения 454
    • Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения 666
    • Режим дня 67
    • Самомассаж, игровой массаж в детском саду 2097
    • Сказкотерапия. Воспитание сказкой 2072

    Показаны публикации 1-10 из 4218. Все разделы | Здоровьесберегающие технологии в ДОУ

    Новое

    Фото

    Лучшее

    Мастер-класс для воспитателей «Биоэнергопластика — здоровьесберегающая технология в ДОУ» Биоэнергопластика – здоровьесберегающая технология в ДОУ Ни для кого не секрет, что в настоящее время растет количество детей с ОВЗ, в том числе и детей, имеющих тяжелые нарушения речи. И поэтому для воспитателей особую актуальность приобретает создание оптимальной системы…

    Арт-терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ


    Арт-терапия – это довольно мягкий и гибкий способ психотерапии, который помогает проявить подавленные эмоции и раскрыть творческий потенциал ребенка. Коррекция арт-терапией показывает хорошие результаты, несмотря на свою простоту. Такой метод способствует самовыражению и…

    Здоровьесберегающие педагогические технологии в подготовительной группе детского сада

    Библиографическое описание:

    Доровская, Л. Н. Здоровьесберегающие педагогические технологии в подготовительной группе детского сада / Л. Н. Доровская, С. И. Требунцева, Л. П. Канайкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2022. — № 4 (41). — С. 81-84. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/193/6143/ (дата обращения: 18.01.2022).
    

    Статья посвящена описанию опыта реализации здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада. Доказано, результативность здоровьесберегающих педагогических технологий обеспечивается систематизированным процессом деятельности, когда результат непрерывно подвергается мониторингу и его результаты дают основания для проведения коррекции в педагогическом процессе. Разработана модель реализации педагогических здоровьесберегающих технологий и доказана ее эффективность.

    Ключевые слова: здоровьесбережение, педагогические технологии, дошкольники, подготовительная группа, модель.

    Введение. Актуальность здоровьесберегающих педагогических технологий обоснована тем, что в современном мире, когда цифровая трансформация образования реализуется на всех ступенях образовательных организаций, всестороннее развитие детей невозможно без использования технологий, сохраняющих их физическое, психическое, психологическое, социальное и нравственное здоровье.

    В настоящее время набирает силу инновационное движение в сфере педагогики здоровьесбережения детей. Одним из направлений совершенствования образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях является переход к созданию здоровьесберегающей среды.

    Е. Н. Казакова, отмечает, что здоровьесберегающая среда должна сочетать в себе педагогический и психологический подходы [2].

    Также были изучены публикации, имеющие отношение к теме исследования. В своем исследовании мы опирались на труды И. А. Аршавского, Г. А. Кураева, В. А. Петровского, В. Д. Семенова, С. К. Сергеев, А. С. Фетисова и др.

    Проектированию здоровьесберегающей среды уделяли внимание H. A. Каменская, H. H. Макаров, В. С. Мартынюк, И. С. Якиманская, и др.

    В. С. Мартынюк определены концептуальные подходы к оздоровлению дошкольников в ДОО в условиях здоровьесберегающей среды. Ученый считает приоритетными системный, личностный, деятельностный, средовой, концептуальный подходы, позволяющие формировать культуру здоровья у дошкольников и создавать мотивационно-ценностную основу для здоровьесбережения [3].

    М. Н. Дедулевич, В. А. Шишкина дают квалификационную характеристику воспитателя ДОО, которая включает и личностные качества: понимание ценности собственного здоровья, поиск новых способов своего оздоровления; навыки здорового образа жизни и др., что является необходимым условием для формирования здоровьесберегающей культуры у дошкольников [1].

    Изучение научных источников по проблеме исследования позволило сформулировать цель — использование эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада как условие формирования культуры здоровья.

    Задачи: разработка модели здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада; подбор и апробация эффективных здоровьесберегающих педагогических технологий; учитывать психологический аспект в рамках сохранения психологического здоровья.

    Методы исследования и испытуемые

    Исследование проходило в МБДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 162» г. Воронеж. Участвовали дошкольники подготовительной группы. Методом исследования являлись технологии, реализуемые в модели и анализ ее эффективности. В настоящее время продолжается исследование, а полученные данные являются результатом проведенного мониторинга.

    Рис. 1. Модель здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада

    Структура модели здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада выглядит следующим образом. Она начинается с описания здоровьесберегающих педагогических технологий: Организационно-педагогические технологии; лечебно-оздоровительные технологии; социально-адаптирующие технологии; воспитательно-образовательные технологии; психолого-педагогические технологии. Далее они переходят в описание основных педагогических, психологических, социальных форм и специфики здоровьесберегающих технологий. При этом обязателен учет инновационных разработок [1] социально-педагогической науки и практики по формированию культуры здоровья дошкольников. К этому мы относим содержание компонентов здоровьесберегающих педагогических технологий, которое переходит в комплексное использование педагогических здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе МБДОУ «ЦРР — детский сад № 162». Результатом комплексного использования описанных технологий является: сформированность навыков здорового образа жизни; профилактика и предупреждение заболеваний (имеется в виду, предупреждение психологического неблагополучия, предупреждение соматических и психических расстройств здоровья).

    Содержание компонентов здоровьесберегающих педагогических технологий подбирается для реализации в деятельности с дошкольниками подготовительной группы с учетом основ теории и методики педагогики и здоровьесберегающего воспитания дошкольников.

    На основе экспериментальных методов работы проводится возможное изменение и корреляция работы по здоровьесбережению дошкольников.

    В ходе исследования была разработана система оценки эффективности модели здоровьесберегающих педагогических технологий в подготовительной группе детского сада. Учитывались следующие критерии: медико-профилактический (число дней, пропущенных по болезни); эмоционально-волевая сфера; воспитательный и оздоровительный компонент; физкультурно-оздоровительный.

    В результате анализа были получены следующие результаты: мы получили положительную динамику использования здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе. Все показатели по каждому критерию свидетельствует о том, что разработанная модель эффективна и может применяться в адаптированном виде в любой группе детского сада.

    Таким образом, исследование доказало, что использование здоровьесберегающих педагогических технологий в ДОО будет эффективным, если следовать принципам непрерывности, последовательности, личностно-ориентированного подхода к ребенку. Одним из основных требований применения здоровьесберегающих педагогических технологий является условие создания индивидуальной траектории каждому ребенку в соответствии с показателями его индивидуального здоровья.

    Литература:

    1. Дедулевич, М. Н. Методика физического воспитания детей: учебник: [12+] / М. Н. Дедулевич, В. А. Шишкина. — Минск: РИПО, 2016. — 328 с.
    2. Казаков Е. Н. Здоровьесберегающие технологии в дошкольной образовательной организации. Автореферат дисс… кандидата педагогических наук. Москва-2014
    3. Мартынюк В. С. Оздоровление детей в учреждении дошкольного образования в условиях здоровьесберегающей среды. Дисс… кандидата педагогических наук. Москва, 2013, — 177 с.

    «Здоровьесберегающие технологии, формы и методы работы по здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС»

    Главацкая Мария Александровна,

    воспитатель МДОУ

    МДОУ «Детский сад № 15» г. Магнитогорска

    Здоровьесберегающие технологии, формы и методы работы

    по здоровьесбережению в ДОУ по ФГОС

    Одним из направлений деятельности детского сада является физкультурно-оздоровительная работа, с использованием здоровьесберегающих технологий в ДОУ по ФГОС.

    Смысл здоровьесберегающих технологий.

    Здоровьесберегающие технологии — это вид современных инновационных технологий, направленный на здоровье всех участников образовательного процесса в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность:

    формирование у дошкольников основ валеологической культуры, т.е. научить их самостоятельно заботиться о своем здоровье; образовательный процесс в детском саду без негативного воздействия на здоровье детей.

    Технологии по ФГОС в ДОУ хорошо сочетаются с традиционными методами в педагогике.

    Использование таких технологий решает целый ряд задач:

    -закладывание фундамента хорошего физического здоровья;

    -повышение уровня психического и социального здоровья воспитанников;

    -проведение профилактической оздоровительной работы;

    -ознакомление дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

    -мотивация детей на здоровый образ жизни;

    -формирование полезных привычек;

    -формирование валеологических навыков;

    -формирование осознанной потребности в регулярных занятиях физкультурой;

    -воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

    Комплексный подход к охране и улучшению здоровья детей в ДОУ, применяются различные виды технологий:

    -физкультурно-оздоровительные (спортивные мероприятия, проведение подвижных игр,

    -валеологические занятия, организация прогулок, процедуры закаливания,)

    профилактические (контроль состояния здоровья детей, проведение медосмотров, противоэпидемиологическая работа, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания, организация специализированных коррекционных групп);

    -валеологическое просвещение педагогов (расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников, ознакомление воспитателей с инновационными технологиями и их внедрения);

    -валеологическое образование родителей (учить родителей взаимодействию с детьми по формированию у них валеологической культуры, мотивация родителей к ведению здорового образа жизни);

    -здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

    При реализации всех видов здоровьесберегающих технологий можно достичь взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников.

    Картотека здоровьесберегающих технологий.

    Есть много современных здоровьесберегающих технологий и они должны находиться в картотеке воспитателя детского сада.

    Физкультминутки

    Наиболее простым и распространенным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ являются физкультурные минутки.

    Физкультминутка – неотъемлемый процесс в каждом дошкольном и школьном учреждении. Такое занятие позволяет детям отдохнуть физически и снять психологическую нагрузку. Для каждой возрастной группы предусмотрены определенные разминочные упражнения.

    Итак, какие физкультминутки можно проводить для малышей в детском саду.

    Цель физкультминуток заключается в: предупреждение утомляемости; смене вида деятельности; снятии мышечного, нервного и мозгового напряжения; активизации кровообращения; активизации мышления; повышении интереса детей к ходу занятия;

    создании положительного эмоционального фона.

    Большинство физкультминуток сопровождаются стихотворным текстом или же выполняются под музыку.

    Динамичные паузы длятся 1-2 минуты. К выполнению физкультминуток привлекаются все дети. Для этого не требуется спортивная форма или инвентарь. Время для проведения выбирается произвольно в зависимости от степени утомляемости ребят. Физкультминутка может включать отдельные элементы других здоровьесберегающих технологий.

    Дыхательная гимнастика

    Дыхательная гимнастика это упражнение для дыхания, которую используют в профилактике и лечении некоторых болезней и входит в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Из опыта работы воспитателей ДОУ показывает, популярным видам здоровьесберегающих технологий является дыхательная гимнастика. Использование дыхательной гимнастики помогает: улучшить работу внутренних органов;

    активизировать мозговое кровообращение, повысить насыщение организма кислородом;

    осуществлять профилактику заболеваний органов дыхания; восстановить душевное равновесие, успокоиться; развивать речевое дыхание.

    Во время занятий по дыхательной гимнастике необходимо соблюдать следующие правила. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. Особое внимание уделять характеру производимых вдохов и выдохов. Учить детей вдыхать через нос (вдохи должны быть короткими и легкими), а выдыхать через рот (выдох долгий). Главным для дыхательной гимнастики является задержкой дыхания. Это важно для развития речевого дыхания, чтобы не напрягались мышцы тела и не двигались плечи.

    Пальчиковая гимнастика

    Пальчиковая гимнастика — это театрализация стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика — это вид технологий, который применяется для развития мелкой моторики рук и для решения проблем с речевым развитием у детей. Помимо этого такая гимнастика способствует развитию: осязательных ощущений; координации движений пальцев и рук; творческих способностей дошкольников.

    В ходе проведения пальчиковой гимнастики дети производят активные и пассивные движения пальцами. Используются такие виды упражнений: действия с предметами или материалами; пальчиковые игры.

    Рекомендуется делать пальчиковую гимнастику ежедневно. Необходимо помнить, что каждый сеанс пальчиковой гимнастики должен оканчиваться расслабляющими упражнениями. Такие занятия можно проводить коллективно, в группах или индивидуально с каждым ребенком.

    Гимнастика для глаз

    Здоровьесберегающая технология в ДОУ, необходима для: снятия напряжения;

    предупреждения утомления; тренировки глазных мышц; укрепления глазного аппарата.

    Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии (кроме случаев, где предусмотрены наклоны головы). Все упражнения нужно делать стоя.

    Психогимнастика.

    Инновационной здоровьесберегающей технологией является психогимнастика, которые используются в детском саду для укрепления его психического здоровья.

    Цель психогимнастики заключается в следующем: нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами; проведение психофизической разрядки; развитие познавательных психических процессов;коррекция отклонений в поведении или характере. Психогимнастика представляет собой курс из 20 специальных занятий, которые проводятся в игровой форме. Они организовываются два раза в неделю и длятся от 25 до 90 минут. Каждое занятие состоит из четырех этапов, которые предполагают разыгрывание: этюдов с использованием мимики и пантомимы;этюдов на изображение эмоций или качеств характера; этюдов с психотерапевтической направленностью.

    Оканчивается занятие психомышечной тренировкой. В ходе занятия проводится «минутка шалости», когда дети могут выполнять любые действия, которые им захочется.

    Ритмопластика

    Ритмопластика это инновационный метод работы с детьми, имеющих оздоровительный характер. Цель ритмопластики: восполнение «двигательного дефицита»;

    развитие двигательной сферы детей; укрепление мышечного корсета; совершенствование познавательных процессов; формирование эстетических понятий.

    Ритмопластика организовывается в форме специальных музыкальных занятий. Физические упражнения должны выполняться в медленном темпе с широкой амплитудой. Эти занятия нужно проводить дважды в неделю по 30 минут каждое. Рекомендуется заниматься ритмопластикой не раньше, чем через полчаса после приема пищи.

    Игротерапия

    В ФГОС указывается, что у дошкольников ведущим видом деятельности является игра. Поэтому обязательным видом здоровьесберегающих технологий в ДОУ должна являться игротерапия. Эта технология подразумевает привлечение детей к участию в разнообразных играх, в ходе которых у них будет возможность: проявить эмоции, переживания, фантазию; самовыразиться; снять психоэмоциональное напряжение;

    избавиться от страхов; стать увереннее в себе.

    Игротерапия считается отличным средством для борьбы с детскими неврозами.

    Ароматерапия

    Ароматерапия

    предполагает использование в комнате, где находятся дети. Они могут заниматься любым видом деятельности и одновременно с этим вдыхать ароматические пары. Таким образом, происходит: улучшение самочувствия и настроения детей; профилактика простудных заболеваний; решение проблем со сном.

    Смысл таких технологий исходит из их названий. Конечная цель использования технологий в ДОУ по ФГОС — это сохранение здоровья детей, повышения результативности учебно-воспитательного процесса. Здоровые дети должны стать хорошими учениками и успешными личностями.

    Используемая литература:

    1. С. Чубарова, Г.Козловская, В. Еремеева «Новые здоровье сберегающие технологии в образовании и воспитании детей» Развитие личности.№2 с. 171-187.

    2. С.А. Терновская, А.А. Теплякова «Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении. Методист 2025г.№4, с.61-65.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]