Занятия по ритмике и хореографии в детском садуплан-конспект занятия (средняя группа) на тему


Открытое занятие по ритмике в подготовительной группе

Елена Зуброва

Открытое занятие по ритмике в подготовительной группе

Методическое объединение

музыкальных руководителей

Невского района

по теме:

«

Музыкально-ритмические движения»

Составила и провела

музыкальный руководитель ГДОУ детский сад № 142

Зуброва Елена Константиновна

СПб

10 декабря 2008 год

Урок ритмики

Цели:

• Способствовать всестороннему эстетическому развитию детей.

• Активизировать музыкальное восприятие детей через движение, привить им навык осознанного отношения к музыке, помочь выявить их музыкальные и творческие способности.

• Психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного («музыкального») инструмента.

Задачи:

• Развитие способности воспринимать музыку, т. е. чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

• Развитие специальных музыкальных способностей: музыкального слуха, музыкальной памяти, чувства ритма;

• Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству звуков;

• Развитие ловкости, точности, координации движений;

• Развитие гибкости и пластичности;

• Формирование правильной осанки, умения ориентироваться в пространстве;

• Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений;

• Развитие творческого воображения и фантазии;

• Развитие эмоциональной сферы;

• Формирование чувства такта и культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.

Ход занятия:[/i]

Спокойным шагом дети проходят в зал на свои места (буквой «п»).

Исполняют поклон — приветствие. «Вальс» (фрагмент). Музыка Ц. Козловского.

Первая часть. Основные движения.

1. «Шагают девочки и мальчики».

Музыка В. Золотарева, движение И. Лифиц (кассета «Побегаем — попрыгаем» № 4, ст. А)

Учить детей двигаться в характере музыки ритмично, четко; выполнять движения, то поочередно (сначала двигается внешний круг, затем внутренний, то вместе (парами по кругу, соблюдая дистанцию. В конце – четкая остановка.

2. Ходьба с остановкой.

«Экосез». Музыка Ф. Шуберта.

Развивать способность слушать музыку и сохранять равновесие при неожиданной остановке — торможении.

3. Бег с хлопками.

«Игра в жмурки» из «Детских сцен» Р. Шумана

Учить детей двигаться по кругу легким бегом, одновременно хлопая в ладони.

4. Ходьба пружинящим шагом.

«Куранты» (отрывок). Музыка В. Щербачева

Передавать характер нежной тихой мелодии, двигаясь легким пружинящим шагом по кругу.

5. Ходьба приставным шагом.

Русская народная песня. «Пойду ль я, выйду ль я».

Освоить приставной шаг (левой – левой – и – правой – правой). Движение выполняется на «пружинке». Это упражнение рекомендуется систематически повторять с детьми всех возрастов, т. к. оно является основным танцевальным движением.

6. Легкий бег.

Польская народная мелодия. Обработка Т. Ломовой

Дети двигаются по кругу легким танцевальным бегом (с ощущением трехдольного размера).

Водящий, стоящий в центре круга отмечает сильную долю такта хлопком.

7. «Марш». Музыка А. Гречанинова

Четко, ритмично выполнять прыжки (чередуя, «ноги врозь на ширину плеча» с прыжком «ноги вместе»). Во второй части энергичный шаг с высоким подъемом ног чередуется с пружинным шагом, в соответствии со сменой динамики.

8. Ходьба, поскоки, остановка.

«Этюд». Музыка Ф. Бургмюллера

Слушая музыку, дети учатся передавать смену ее ритма движениями ног.

9. Пружинки.

Гопак из оперы «Сорочинская ярмарка». Музыка М. Мусоргского.

Воспринимать веселый, задорный характер плясовой мелодии. Отмечать в движении динамические оттенки музыки, более четко – акценты.

Переходить с легких «пружинок» к более энергичным движениям (поскоки).

10. Поскоки – боковой галоп.

Фрагмент из Венгерской рапсодии № 2. Музыка Ф. Листа.

Учить детей воспринимать двухчастную (неконтрастную) форму. В соответствии со сменой частей, двигаться легкими поскоками, боковым галопом (лицом – спиной в круг).

11. Ходьба на полупальцах.

Отрывок из оперы «Дон Жуан». Музыка В. Моцарта.

Упражнение помогает освоить ходьбу на полупальцах. Вертикальное колебание почти отсутствует; движение плавное, непрерывное.

12. Бег легкий и сильный

«Экосез». Музыка Ф. Шуберта, движение С. Руднева.

Учить детей реагировать на динамические изменения изменением направления и характера движения. Совершенствовать пространственную ориентировку. Закреплять навык поочередного выполнения движений. (Одна подгруппа выполняет стремительный бег, другая – марш на месте, затем – наоборот).

Вторая часть. Упражнения для рук.

Гимнастические упражнения без предметов.

1. Упражнение «Крепкие руки».

«Скучный рассказ». Музыка А. Гречанинова.

Развивать внимание к музыке. Менять положение рук по музыкальным фразам. Прочувствовать разное состояние рук и корпуса (крепкое, собранное и расслабленное).

2. Упражнение «Мягкие руки».

«Лендлер». Музыка Ф. Шуберта.

Совершенствовать пластику рук. Обращать внимание на динамические оттенки и в связи с этим стену движений. При хлопках голову и корпус держать прямо.

3. Упражнение на сгибание и махи ног.

«Экосез». Музыка Ф. Шуберта.

Учить детей выполнять движения четко, ритмично. Соотносить объем и амплитуду движений с динамическими изменениями в музыке («f» громко – бросковые движения, «р» тихо – релеве, подъем на полупальцы.)

4. «Поющие руки».

«Шарманщик поет» (отрывок). Музыка П. Чайковского.

Передать нежный, мечтательный напев музыки, такими напевными плавными движениями, как они исполнили бы его звуком своего голоса.

5. «Маленький командир». Музыка С. Майкапара.

Передавать в движении бодрый решительный характер пьесы. (Батман – тандю, деми – плие, релеве)

6. «Менуэт». Музыка С. Майкапара.

«Пропеть» музыку руками, следя за тем, чтобы в движениях выделялась акцентированная сильная доля.

7. Упражнение. Музыка А. Жилинского.

Выполнять полуприседание и глубокое приседание в соответствии с музыкальными фразами. Следить за положением корпуса.

8. «Мотылек». Музыка С. Майкапара.

Передать легкий, трепетный характер музыки движениями рук (крыльями мотылька).

9. Танец дев в замке Наины. Из оперы «Руслан и Людмила». Музыка М. Глинки.

Движения выполнять изящно, кокетливо, игриво; следить за тем, чтобы носок работающей ноги был оттянутым.

10. Круговые движения кистями рук.

«Распускаются листочки». (Отрывок из «Галопа»). Музыка Дж. Мейера.

Совершенствовать пластику рук (особенно кисти).

11. «Ходит ветер у ворот». Из музыки к драме «Князь Холмский». Музыка М. Глинки.

Передать в движении характер русской пляски.

12. Плавные движения руками.

Отрывок из пьесы «Славянский танец». Музыка А. Дворжака.

Плавно поднимать и опускать руки в соответствии с музыкальными фразами.

13. «Этюд». Музыка К. Черни.

Выполнять музыкально-ри. Движения рук, имитирующие движения «крыльев», «усиков», тянущегося к солнцу «цветка», необходимо менять в соответствии с фразировкой пьесы.

14. «Музыкальная шкатулочка». Музыка С. Майкапара.

Легко, грациозно исполнять простейшие движения вальса.

Третья часть. Музыкально – ритмические игры.

1. «Пассакалья». Музыка Г. Генделя

Провести музыкально – ри на совершенствование умения двигаться в характере музыкального произведения.

Прослушать пьесу, определить количество составляющих ее частей и их характер.

Первая часть. Идти спокойным шагом.

Вторая часть. Двигаться поскоками.

Третья часть. Идти топающим шагом.

2. «Детская пьеса». Музыка С. Майкапара.

Встать в четыре (две) шеренги. Одна шеренга показывает движение, а стоящая напротив должна это движение повторить. Движения должны соответствовать характеру легкой, изящной польки. Игра продолжается до тех пор, пока не иссякнет запас движений.

3. «Танцуйте, как я!»

«Полька – пиццикато». Музыка И. Штраус.

Учить детей исполнять танцевальные элементы по своему выбору, составлять разнообразные комбинации движений. Четко выполнять хлопками ритмический рисунок.

Четвертая часть. Танцевальные композиции.

Танцевальная композиция с гимнастическими лентами.

«Вальс» (в сокращении). Музыка Т. В. Свиридова. Из музыкальных иллюстраций к повести А. С. Пушкина «Метель».

Совершенствовать технику владения лентой. Передать в движении изменения характера, динамики, фактуры отдельных частей музыкального произведения.

Дети выполняют заключительный поклон. «Вальс» (фрагмент). Музыка Ц. Козловского.

Под спокойную музыку «Прелюд» Г. Бертини – дети покидают зал.

Литература:

.

i Г. Франио «Роль ритмики в эстетическом восприятии детей», Москва, «Советский композитор», 1989 г.

2. А. Луговская «Ритмические упражнения, игры и пляски», Москва, «Советский композитор», 1991г.

3. Г. Франио «Поурочный план по ритмике для дошкольных групп музыкальных школ и школ искусств», Москва, 1993

4. Г. Франио, И. Лифиц «Методическое пособие по ри, 1995 г.

5. Стефанида Руднева, Эмма Фиш «Музыкальное движение», Издательский , Санкт-Петербург, 2000 г. Под редакцией В. Т. Царьковой.

6. А. И. Буренина «Ритмическая мозаика» (Программа по ритмической пластике для детей, Санкт-Петербург, 2000 г.

7. Т. Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста». В двух частях, Москва, Владос, 2001г.

8. Нина Бергер «Сначала ритм» (Учебно – методическое пособие) Издательство «Композитор», Санкт-Петербург, 2006 г.

Конспект занятия по ритмике в для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия по ритмике в подготовительной группе «Разноцветные колпачки»

Цель занятия:

развитие двигательной сферы детей, формирование навыков по ориентировке в пространстве, развитие воображения и способности к двигательной импровизации.

Задачи:

1.Формировать навыки ориентировки в пространстве. 2.Развивать внимание, память, творческое воображение. 3.Преодолевать двигательный автоматизм. 4.Развивать зрительную и двигательную реакцию детей на световые, вербальные, зрительные сигналы. 5.Воспитывать самостоятельность детей в выполнении упражнений Оборудование: магнитофон, фортепиано, аудиокассеты с записями, фонарики, карточки со схемами, коврик-«солнышко», сундучок, шапочки гномов. Детские музыкальные инструменты: колокольчики, трещотки, бубенцы, маракасы

Ход занятия:

Дети под музыку входят в зал, становятся в две колонны – мальчики и девочки. Приветствие-поклон. Педагог. Сегодня я предлагаю вам отправиться в сказку. Сейчас мы с вами полетим под музыку. Если музыка остановилась, значит, на пути какое-то препятствие. Вы увидите схему и так же построитесь.

Упражнение на перестроение в пространстве

Дети двигаются в рассыпную в соответствии с музыкальным сопровождением (легкий бег, подскоки). С окончанием музыки строятся в соответствии со схемой (круг, колонна, 2 круга, 2 колонны) Педагог. Ребята, посмотрите, мы попали в гости к каким-то сказочным героям. Я вам помогу. Слушайте загадку. Ровно семь цветов у радуги, А у музыки семь нот, Ну, а в этой сказке – семеро Разных гномиков живет. Но посмотрите, гномов нет, здесь только их колпачки. Да они все разного цвета! Как вы думаете, почему? (наверно потому, что у гномов разные характеры) Ой, а здесь есть записка. Читает: «Наши колпачки волшебные. Если надеть колпачок, то можно узнать, кто его хозяин. Узнать, что говорят колпачки, может только тот, кто съест волшебную конфету». Так как конфета одна, а нас много, пусть ее съест Ольга Александровна. (воспитатель ест конфету и надевает первый колпачок) Воспитатель. Этот колпачок ( красный) носит гном Весельчак. Он очень любит играть в веселые игры. Вот и мы сейчас поиграем.

Игра «Запомни движение»

Дети строятся в две линии. Воспитатель с детьми определяют , какие движения они будут выполнять на каждый счет:1, 2, 3, 4. Затем под музыку выполняют движение по команде педагога. По порядку, в обратном порядке, вразнобой. Педагог. Чей следующий колпачок (оранжевый)? Воспитатель. Это гном Здоровяк. Он очень следит за своим здоровьем. Как можно следить за здоровьем? Педагог. Мы тоже сейчас выполним с вами массаж.

Игровой самомассаж

Дети садятся на пол. Да-да-да-да потереть руки друг о друга. Наступили холода. Да-да-да-да мягко гладят ладошками по шее сверху вниз. Превратилась в лед вода. Ду-ду-ду-ду массируют крылья носа. Поскользнулась я на льду. Ду-ду-ду-ду растирают ладонями уши. Я на лыжах иду. Ды-ды-ды-ды приставить ладонь ко лбу «козырьком» и двигать На снегу есть следы Ды-ды-ды-ды гладят по часовой стрелке живот Где найти в лесу еды Ди-ди-ди-ди гладят ноги Ты по снегу иди. Педагог. Наверно пришло время узнать, кто же следующий (зеленый колпачок)? Воспитатель. Это гном Ворчун. Он ворчит на гномов, если они не приходят домой вовремя. Чтобы их позвать, он сигналит фонариком. Давайте мы тоже поиграем с фонариком.

Игра с фонариками

Дети двигаются под музыку разного характера, изображая движением игровой образ.(гном веселый, грустный, бодрый). Во время музыки начинает мигать фонарик. Нужно собраться около него. Педагог. Надеваем следующий колпачок (голубой). Воспитатель. Это гном Плясун. Он каждый вечер собирает гномов и разучивает с ними танцы. Педагог. Сейчас мы тоже будем танцевать.

«Танец гномов»

Педагог. Вот фиолетовый колпачок. Воспитатель. Его носит гном Таня. Он очень любит спать, и остальные гномики, чтобы ему не мешать, стараются не шуметь. Педагог. Гномы любят играть на музыкальных инструментах, но при этом стараются не разбудить Таню. Мы поиграем с вами в игру.

«Кто тише передаст музыкальные инструменты»

Дети строятся в две колонны, у каждой команды — набор шумовых инструментов: бубен, маракас, бубенцы, трещотка, колокольчик. Нужно передавать инструменты друг другу, последний складывает их в линию. Чья команда быстрее и тише передаст, играет под музыку своим оркестром. Педагог. Теперь следующий колпачок (синий). Воспитатель. Гном Шалун. Он очень любит веселые подвижные игры! Педагог. Я даже знаю, в какую игру мы можем с вами поиграть.

Игра «Сороконожка»

Дети строятся в две колонны и выполняют движения по тексту. Мчится утром по дорожке Быстрая сороконожка. — Стоя, двигают кистями рук. Громко ножками стучит По делам она спешит. — Топают правой ногой. Зацепилась за пенек, — Встряхивают кистями рук И подняла сорок ног. — Поднимают руки вверх. Хи-хи-хи да ха-ха-ха,по — 3 хлопка справа и слева. Вот какая чепуха. — Кладут руки на плечи впереди стоящему. Далее под музыку двигаются «паровозиком» в любом направлении. Падают- рассыпаются. С окончанием музыки должны встать и быстро найти свое место. Педагог. Все колпачки закончились, а значит, и закончилась сказка. Какие же гномы оставили свои колпачки? (Дети перечисляют) Они вам ничего не напоминают? Правильно, радугу. Но мне кажется, что здесь не хватает какого-то цвета (желтого)… Да, желтый колпачок носит гном Малыш и он всегда забывает его снимать. Но, смотрите, вместо колпачка он оставил нам солнышко, которое поможет нам вернуться в детский сад. Какое оно? (ответы детей: теплое, ласковое, нежное, яркое) Теперь ложитесь головой на солнышко. Представьте, что вы — его лучики. По вашему телу разливается нежное, доброе, ласковое тепло весеннего солнышка.

Релаксация под музыку

Педагог. Прошу вас построиться на поклон. Что вам понравилось на занятии? (Ответы детей). Поклон. Дети выходят из зала под музыку.

Список литературы:

1. Алябьева Е. А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М., 2002. 2. Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. 3. Гоголева М. Ю. сб. «Логоритмика в детском саду» Издательство: Академия развития. 2006. 4. Колодницкий Г. А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. Издательство: Гном-Пресс 2007 5.Плаксина Л.И. Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. М., «ГороД», 19 6.Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]