«Экскурсия в лес. Осень» Конспект занятия по методике экологического образования .


Экскурсия в лес «А я иду, шагаю по лесу…» для 7 класса

Экскурсия в лес «А я иду, шагаю по лесу…» для 7 классов. Автор: Парукова Л.И. учитель биологии МАОУ «СОШ №9» г. Нурлат Республики Татарстан

Цель: Подвести учащихся к пониманию того, что человек — часть живой природы, что лес, оказывает благоприятное воздействие на здоровье, самочувствие и настроение человека.

Задачи: Образовательная: Дать представление о том, что лес – это дом(сообщество), в котором на разных «этажах» (ярусах) живет много растений и животных, которые нужны друг другу; Развивающая: развивать чувство «дома»: лес – это дом для человека, где он отдыхает, любуется красотой природы, собирает дары. Развивать коммуникативные способности детей. Воспитательная: воспитание правильного поведения в лесу, не нарушая его жизни; воспитывать интерес к природе, умение видеть ее красоту, желание сохранять все живое. Оборудование: Фотоаппарат для фотографирования природы и детей. Лупы. Определители растений. Атласы.

Подготовительный этап. Беседа о лесе. Знакомство с лесом при помощи ЭОР »Леса умеренного пояса». ХОД ЗАНЯТИЯ: I. Организационный момент. Группу сопровождают 2—3 взрослых (желательно физрук, эколог, медсестра). Маршрут в лес должен быть заранее осмотрен взрослыми. II. Вводная беседа. 1. Сообщение темы и целей экскурсии. 2. Техника безопасности на экскурсии.(Приложение 1).Напомнить о правилах поведения в лесу (не шуметь, чтобы услышать лесные голоса; ходить осторожно, чтобы ничего не сломать и никого не раздавить; не оставлять мусора; замечать красоту, новые, необычные явления природы). Учитель. Здравствуй, лес! Дремучий лес, Полный сказок и чудес, Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою. Что нам шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таиться. Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи. Ты же видишь — мы свои! Погореловский Сергей

Лес называют зелёным океаном земли, бесценным даром природы. Лес — настоящие легкие нашей планеты: он помогает дышать всему живому, выделяя кислород, очищая воздух от грязи, пыли и вредных для здоровья людей веществ. Лесные деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества — фитонциды. Легко дышится в хвойных лесах, но и горьковатый запах белых кистей цветущей черемухи, и смолистый запах лопающихся почек осины — все это фитонциды, убивающие микроорганизмы. Леса кормят, обогревают, дают материал для строительства. Плоды, цветы, листья, ветки и корни — источник пищи для животных. Мощные деревья с густой кроной служат хорошей защитой от транспортных шумов, сильных ветров. Леса сберегают воду и почву. Летом смягчают жару, зимой — холод. Лес издавна служит людям: из древесины изготовляют почти 20000 видов продуктов и изделий. Сочетания лесных растений образуют пейзажи неповторимой красоты.Необходимо знать, любить и беречь лесные богатства России. 3.Основная часть. Беседа. Как влияет природа на человека. Вы знаете, что зеленый цвет успокаивающе действует на нервную систему, зрение, что лесной шум и шелест листьев благоприятны для слуха. Какое разнообразие запахов и осязательных ощущений в лесу. Потрогайте осторожно деревья, понюхать цветы. Как вы думаете, чем можно есть в лесу, а что нельзя есть? Можно ли пробовать на вкус незнакомые растения, плоды, ягоды и семена. Знаете ли вы ,что лес может лечить. Какие лекарственные растения вы знаете? Объясните пословицы и поговорки. • В лес дров не возят, в колодец воду не льют. • Лес и вода-брат и сестра. • Сломать дерево-секунда, а вырастить-годы. • Кто дерево посадит, тот человеку друг. • Леса от ветра защищают, урожаю помогают. • Вырос лес, так будет и топорище. • Под большим деревом и гриб вольготнее растёт. Практическая работа. Ребята, обратите внимание на муравейники, немногочисленные травы. Какова роль муравьев в природе? Остановитесь около деревьев. Назовите их. Придумайте и скажите деревьям ласковые слова, полюбуйтесь ими. Посмотрите, как расположены листочки на деревьях. Правильно мозаично. Почему? Сколько ярусов в нашем лесу? На каждом ярусе свои жильцы. На высоких деревьях гнездятся белки, клесты, дятлы, иволги, совы. В кустарниках устраивают свои гнезда соловьи, дрозды. На земле живут — зайцы, лисы, ежи, лягушки, лоси, мыши. А как вы думаете ,есть ярусы под землей — Каких почвенных животных вы знаете? Правильно кроты, черви, почвенные насекомые. Все это — лесные животные. Они живут вместе в одном лесу, каждый находит себе пищу, места для гнезд, нор. А как располагаются корни деревьев? Правильно, там тоже соблюдается ярустность. Исследовательская работа. Мальчики роют небольшой шурф. Ребята рассматривают почвенный срез, находят корни растений. Называют корневые системы. Найдите корневые волоски у трав,у деревьев. Вспомните их роль для растений. Разбиваемся на группу по 4 человека. Задание 1.Назовите и запишите растения каждого яруса. Если не знаете растения, постарайтесь определить по определителю. Соберите коллекцию листьев. Задание 2. Сбор природного материала для занятий кружка. Игры. Найдите два бревна, находящихся на расстоянии около полуметра друг от друга. Пройти по бревнам с двадцатью шишками в руках. Если шишки будут падать, то придется начинать все сначала. Задание 3. Рассмотреть поваленные деревья, определить их возраст. Как можно определить возраст дерева. Правильно сосчитав годичные кольца. Дидактические игры. • Выбери самый красивый уголок в лесу, чем он тебе понравился. • Нарисуй словесный портрет дерева. • Расскажи про самое удивительное растение. • Кто больше услышит звуков? Задание 4.Ребят осмотритесь вокруг, выяснить, есть ли мусор. Мусор надо убрать. Почему? Собирать нужно палочкой или руками в перчатках. Ребята давайте попрощаемся с лесом, скажем слова благодарности. После сбора вещей обратите внимание, нет ли мусора. Рефлексия. Ребята, понравилось вам в лесу? Что запомнили на экскурсии? Чему порадовались? Как лес повлиял на ваше настроение и самочувствие? 4.Задание на дом. 1.Написать сочинение или впечатление об экскурсии. 2. Составьте правила поведения в лесу. Приложение 1. Учащимся запрещается: • покидать место расположения группы; • ходить босиком; • трогать руками колючие, режущие и незнакомые растения; • пробовать на вкус незнакомые растения, грибы, ягоды, рыбу и другие «дары природы»; • трогать ядовитых, жалящих и незнакомых насекомых рыб и животных; • пить воду из водоемов без соответствующей обработки; • без разрешения сопровождающих удалятся от группы на расстояние, превышающее пределы прямой видимости; • без разрешения сопровождающих трогать руками и приближаться к каким-либо птицам и животным; • выполнять любые действия без разрешения сопровождающего работника.

«Экскурсия в лес»план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Экскурсия в лес.

Цели.

— Познакомить детей с лесом, с профессиями, связанными с лесом, лесными обитателями;

-Углубить и конкретизировать представление об условиях жизни растений и

животных осенью;

-Учить различать деревья и кусты;

-Формировать умение устанавливать причинно- следственную связь между наблюдательными предметами. -Воспитывать любовь к природе; -Научить детей поведению в лесу.

Материалы: рисунки с изображением листьев, грибов, ягод. Предварительная работа: ознакомление с обитателями леса и растениями леса; рисование осенних деревьев, лепка грибов.

Ход занятия

Вводная беседа.

  1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть наблюдаемые объекты и послушать осенний лес.

-Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом?

  1. Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.
  2. Как называется участок леса, где растут ели? Берёзы? Дубы?
  3. Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.)
  4. Понаблюдайте, так ли много сейчас насекомых, как было летом. Где их больше: на солнце или в тени? Почему осенью насекомых становится всё меньше и меньше? Для чего они прячутся под кору деревьев, в почву, под опавшие листья?

6.Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас в тёплые края? (перелётные) Как вы думаете, почему перелётные птицы не зимуют у нас? ( Холодно, нет корма- исчезают насекомые, убрали урожай на полях.)

Дидактическая игра « Узнай дерево по листу» Воспитатель показывает листья различных деревьев.

  • Посмотрите на листья. На каких деревьях растут эти листья? Беседа о лесе.
  • Ребята, что растёт в лесу? ( Деревья, кустарники, ягоды, грибы) -Самые главные жители леса- деревья, их много, они высокие.
  • Как вы узнали берёзу, дуб, рябину, клён, ель, сосну? ( По строению листьев, по стволу и т.д.)

-Отгадайте загадку: « Сидит- зеленеет, лежит- пожелтеет, падает почернеет» ( Лист) -Леса бывают разные: смешанные, когда встречаются все эти деревья; хвойные; берёзовые рощи, где растут одни берёзы; в сосновом бору одни сосны, там приятно пахнет смолой. В смешанном лесу под деревьями растут кустарники- бузина, орешник, малина. Так же на земле растут травы, ягоды, грибы. В лесу живут звери, птицы, насекомые. Они находят здесь себе жильё: роют норы, вьют гнёзда. Лес кормит их. Лес- это замечательное природное богатство.

Ребята, а теперь я хочу познакомить вас с лесными профессиями- рабочие, лесорубы, трактористы, крановщики, водители, лесники. Видите как много людей работает в лесу. Но самый главный- лесничий. Он руководит посадкой нового леса, назначает участки для рубки, оберегает лес от пожаров и людей, которые без разрешения рубят деревья и стреляют зверей. Лес разбит на участки. За каждый участок отвечает лесник.

Дидактическая игра «Кто где живёт?»

Лес- большой дом. Кто в нём живёт? Назови всех обитателей леса и их жилища. А как назвать детёнышей разных зверей? У зайчихи- зайчонок; У лисицы- У волчицы-

У медведицы- и т. д.

Пословицы о лесе. А в завершении давайте познакомимся с пословицами о лесе.

Растение- земли украшение. Рощи да леса- всему свету краса. По лесу ходи под ноги гляди. Лес не школа, а всех учит. Лес и вода- брат и сестра.

.

Итог занятия.

-Понравилось вам в лесу?

-Как можно назвать это время осени? ( Ранняя)

-Ну вот, ребята, наша экскурсия подошла к концу, и нам пора с вами возвращаться наш любимый детский сад. Но мы с вами обязательно ещё придём в лес

План конспект экскурсии в весенний лес.

План- конспект экскурсии в весенний лес “Природа просыпается

Цель

:

— формировать у детей представление о состоянии природы весной.

-обогощать и активизировать словарь.

Задачи

: —

Показать детям природу в переходном состоянии, когда еще можно наблюдать приметы зимы (остатки снега , деревья голые) и уже заметны признаки весны ( появились перелетные птицы, расцветают первоцветы, набухли почки деревьев).

— Вызвать у детей чувство радости от посещения леса. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней. Развивать живой интерес к живой природе и эмоциональную отзывчивость на

происходящие в ней сезонные изменения. Активизировать словарь по теме “Весна”.

Методы и приемы:

наглядный, словесный- рассказ, загадки, пояснения.

Предварительная работа

: ежедневное наблюдение за сезонными изменениями в

природе., чтение художественной литературы, загадки, рисунки по теме “Весна”. Ход экскурсии В-ЛЬ: —

Из-за гор , из- за морей мчатся стаи журавлей,

ручейки кругом поют, в лесу подснежники цветут. —

Скажите, когда это бывает? (ответ детей) -Хотите всем этим полюбоваться?

— Я предлагаю вам побывать в лесу, а по дороге туда быть очень внимательными и замечать

улыбки весны. — Какие правила нужно знать и соблюдать в лесу? (составить памятку по правилам поведения в

лесу)

Инструктаж по правилам поведения в лесу, при встрече с дикими животными и насекомыми.

— Определите состояние погоды сегодня (тепло или холодно, ветрено, пасмурно или

солнечно)- описание погоды в день экскурсии .

— Какие приметы весны- улыбки вы можете отметить? (ответы детей) — А

вот и лес! — Здравствуй лес!

-Какие изменения произошли в лесу с приходом весны? (ответы детей)

— Что вы слышите? (ответы детей)

— Скажите , какие деревья вам знакомы в этом лесу? (ответы детей)

-Что происходит с деревьями весной? (ответы детей)

— Знаете ли вы какое дерево цветет самым первым? (ответы детей)

— А с хвойными растениями происходят ли изменения весной? Какие? (ответы детей) -Весной, когда еще деревья и кустарники не распустились, в лесу очень много света, почва насыщена влагой. Это время самое благоприятное для цветения первоцветов, хотя кое -где

еще и лежит снег .Как вы думаете , что такое первоцветы и почему их так называют? (ответы детей).

— Можно ли рвать эти растения ? Почему? (ответы детей) — Берегите цветы и травы, чтобы земля всегда была цветущей и красивой.

-Что еще интересного вы заметили в весеннем лесу?(ответы детей)

— Каких перелетных птиц вы знаете? (ответы детей)

— Чем заняты перелетные птицы весной?(ответы детей)

— Каких насекомых вы заметили? (ответы детей)

— Какое опасное насекомое обитает в лесу, его стоит опасаться. Придя из леса, нужно

тщательно себя осмотреть и свои вещи тоже (ответы детей). Задание на дом:

Что вам понравилось в лесу .

— Вспомните стихотворение о весне.

-Сделайте рисунок или фото весенней природы.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]