План-конспект воспитательного занятия на тему «золотая осень»


Конспект занятия «Осень золотая»

Тема недели «Осень золотая» Ознакомление с окружающим миром1.Дети должны знать: *названия осенних месяцев, основные приметы осени;

*изменения, происходящие осенью в растительном и животном мире; *чем занимаются осенью люди, как одеваются; *отличительные особенности ранней и поздней осени. 2.Дети должны уметь: *обобщать, сравнивать признаки, конкретизировать понятия, выделять основные приметы осени, анализировать явления, использовать имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений, заданий; *интересоваться явлениями живой и неживой природы; *уметь устанавливать причинно-следственные связи (изменения в живой и неживой природе и изменения внешних условий: постепенное замирание жизни растений вызвано похолоданием; отлёт птиц связан с исчезновением насекомых и замерзанием водоёмов). 3.Игра «До-между-за». Закрепление представлений о временах года, упражнение во временной ориентации. (Какое время года перед осенью, за осенью наступит, между летом и зимой (осень), между зимой и летом (весна) и т.д.) 4.Игра «Эхо». Упражнять в образовании по образцу сложных слов методом сложения основ. Листья падают. – Это листопад. Звёзды падают. – Это звездопад. Вода падает. – Это водопад. Камни падают. – Это камнепад. Снег падает. – Это снегопад. 5.Игра «Я начну, а ты закончи» Люди осенью одеты (во что?) -…; школьники идут с портфелями (куда?) — …; листья на деревьях стали (какими?) — …; цветы на клумбах (что сделали?) — …; птицы улетают (куда?) — …; звери делают на зиму (что?) — …; люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — … . 6.Составь описательный рассказ на тему, «Какую одежду мы носим осенью» по плану: а)Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом? б)Что мы носим на ногах (в сухую погоду и в дождь)? в)Что надеваем на тело? г)Что мы носим на голове, шее, руках? д)Когда берём с собой зонт? Развитие речи1.Словарь. Существительные: осень, туча, дождь, погода, листопад, грязь, земля, сырость, куртка, плащ, сапоги, шапка, перчатки, свитер, зонт, сентябрь, октябрь, ноябрь. Глаголы: лить, дуть, наступать, вянуть, моросить. Пожухнуть, хмуриться, накрапывать. Прилагательные: Холодный, мокрый, хмурый, осенний, косой, унылый, пасмурный. Золотая (осень), серые (дни), промозглый, проливной, моросящий. Наречия: Мокро, сыро, ненастно, пасмурно. 2.Игра «Скажи иначе». Упражнение в подборе синонимов. Унылая пора – скучная, грустная, тоскливая, хмурая, печальная. Небо серое – тёмное, холодное, пасмурное. Деревья нагие – голые, обнажённые (без листьев). Высохли цветы – завяли. 3.Игра «Скажи наоборот». Поиск антонимов. Осень ранняя – осень поздняя. День весёлый – день грустный. День солнечный – день пасмурный. Облако белое – туча чёрная. 4.Образовать качественные прилагательные. Осень – осенний; ноябрь – ноябрьский; солнце – солнечный; сентябрь – сентябрьский; дождь – дождливый; холод – холодный; октябрь — … ; облако — … ; тепло — … . 5.Подобрать действия (что делает?). Дождь – капает, льёт, моросит, идёт… . Ветер – дует, задувает, сносит, ломает … . 6.Игра «Один – много». Образование множественного числа глаголов, существительных и прилагательных (скажи по образцу). Наступил осенний день – наступили осенние дни; на дереве жёлтый лист – на деревьях жёлтые листья; плывёт тёмная туча – плывут тёмные тучи; стоит большое дерево – стоят большие деревья; идёт холодный дождь – идут холодные дожди; дует сильный ветер – дуют сильные дожди; висит тёплая куртка – висят тёплые куртки; летит птичья стая – летят птичьи стаи. Обучение грамоте Тема «Гласный звук О, буква О» 1. Определение на слух места звука в словах: осы, сом, эскимо, усы (звука О нет). 2.Вспомнить, чем отличается звук от буквы. Звуки произносим, а буквы пишем. 3.Анализ буквы О. На какой предмет похожа эта буква? В этой букве нет угла, Оттого она кругла. Посмотри на колесо — И увидишь букву О. 4.В воздухе «прописать» эту букву. 5.Загадка На кустах в саду растет, Запах сладкий, словно мед, Но нередко льются слезы Тех, кто рвет руками… (Розы) Можно немного рассказать ребёнку о розе. (Роза называется царицей цветов. Она самая ароматная и самая красивая.) *Как можно сказать о розе? Ребёнок сам даёт определения, синонимы. Например: красивая, прекрасная, очаровательная, великолепная и т. д. Затем идет анализ этого слова, деление на слоги (устно). Рисуем схему: 6.Фонетическая игра «Кто внимательнее?» Дидактическая задача. Развивать фонематический слух; формировать умение слышать в словах звук О. Ребёнок, прослушав скороговорку: На то Хавронье и дано рыло, чтобы она землю рыла, — подсчитывает и называет слова со звуком О. Запомнить и назвать как можно больше слов. Вариант. Ребёнку можно предложить слова со звуком О в разных позициях — не только в начале слова. (Например: окна, сапожки, кино и др.) 7.Игра «Поймай звук «О»» (хлопнуть в ладоши) *Выделение звука: -из звукового ряда: о, а, у, и, о, и, а, о, а, у, о, и, э и т.д.; -из слогового ряда: ат, от, оп, ип, ик, ок и т.д.; -из ряда слов: забор, капуста, овощ, хвост, старик, кошка, петух, стакан, жаба, жук, такси, торт и др. ФЭМП 1.Закреплять состав числа 6, графически изображать цифру 6. 2.Развивать логическое мышление и пространственное воображение. 3.Упражнять в решении задач, выявление частей в задаче. 4.Игровые упражнения: «Кто знает, пусть продолжает» (цель: упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке), «Назови соседей числа». 5.Закрепление состава числа 6 (3да3; 5 да1; 4 да2; 2 да 4; 1 да ещё 1, да1, да1, да1;да1). 6.Работа с числовым отрезком. 7.Работа на листе «Продолжи закономерность». (Например, рисуется на листе круг, квадрат, треугольник, круг, квадрат. Ребёнок должен дальше продолжить сам рисунок до конца строчки)

«Здравствуй, осень золотая!»

Урок-экскурсия по окружающему миру

во 2 классе по теме «Здравствуй, осень золотая!»

Выполнила: Масленникова Людмила Михайловна, учитель начальных классов

Цель:

закрепить представления обучающихся о характерных признаках осени и осенних изменениях в природе.
Задачи:
1. Образовательные: закрепить понятие «окружающий мир»; расширять представление обучающихся о приметах осени; формировать понятие «живая» и «неживая» природа. 2. Развивающие: развивать умение наблюдать за осенними изменениями в природе, память, внимание, связную речь, эмоционально-эстетическую отзывчивость к красоте родной природы. 3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение друг к другу, к мнению своих товарищей; воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю. Ход занятия Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие. А куда, отгадайте загадку. Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт, Заходи в этот дом, Чудеса увидишь в нем! (Лес, парк)

-Да, сегодня мы отправимся в путешествие в наш городской парк в гости к золотой осени. Будем наблюдать, собирать листики, веточки, выполнять задания. -А на чем мы будем путешествовать? Дети

: Пойдем ногами, пешком.

Почему? Дети

: Чтобы все хорошо рассмотреть, полюбоваться красотой родной природы, понаблюдать. Во время нашего путешествия мы сделаем несколько остановок-привалов, как это делают туристы.
1 привал «Полянка».
Заходя в парк, мы должны оставить после себя чистую поляну, иначе будет на нашей планете Земля беда.

Игра «Закончи предложение»

Помните! 1.Костер зарастает через……..8 лет. 2.Бумага перегнивает через…..3-4года. 3.Консервная банка разложится через…..60-70 лет. 4.Полиэтиленовый пакет разложится через…..200 лет.
-Выводы
(делают дети) -Учитель: Ребята, посмотрите как красив парк в осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются пятна раскрашенных кленов, осин; медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие листья. Тихо в парке. Улетели в теплые края певчие птицы. А вот от дерева к дереву протянуты тонкие серебряные нити тонкой паутины.

Осень!..Осыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтевшие по ветру летят. Лишь вдали красуются- там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. А. К. Толстой -Все что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир) -Назовите, что вы видите в парке? (Ответы детей) -Что создано природой? (Ответы детей) — А что создано руками человека? (Ответы детей) -Какая бывает природа? ( Живая и неживая) -Посмотрите на дерево. Какая птица сидит на дереве? ( Сорока, ворона). -Она «живая» или «неживая» природа? Докажите. 2 привал «Деревья»

.
Дидактическая игра. «Какое дерево?»
• Cердцевидные листья у… ( липы) • Красные ягоды у … ( рябины) • Белоствольная ….. (береза) • Иголки у …. (сосны) • Резные листики у ….. (клена)
Игра «Волшебный листик».
Работа в группах. У меня волшебный лист. Будет в руки к вам он падать И вопросы задавать. Учитель. Я буду показывать вам опавшие листья, а вы называете дерево. -Найдите отличие между листиком и хвоей. -Как изменился вид листьев, хвои и травы с приходом осени? — На каких деревьях сохранились плоды? ( На рябине, на калине)
Дети читают стихи.Иванова Виктория
Стали утренники чаще Сыпать горсти серебра А рябина в темной чаще Щедрость лета сберегла. Ягода красная- зоренька поздняя, Как же горька ты и как хороша!
Кузнецова Надя
Ах, ягода-кудесница! Невестой в мае месяце Вся белым занавесится Цветы, как кружева. И осенью прекрасная, Растет калина красная, Ведь вот какая разная В ней красота жива.

Учитель. Ребята, послушайте легенду о калине. Жила в селе одном чудесная девушка по имени Калинка. Люди уважали ее за доброе сердце. Весной Калинка всегда в лес ходила. Долгая дорога вела к нему. «Дай,-думает,-посажу вдоль дороги кусты и деревья». Выкопала она в лесу тонюсенький стебелек, посадила у дороги, а чтобы он принялся, Калинка аж от своей хаты носила воду и поливала его. Вырос куст, зацвел, а потом появились на нем ярко-красные ягоды. Идут путники, отдыхают в тени и благодарят те работящие руки, которые куст посадили. Пришла как-то Калинка к своему любимцу, попробовала терпкие ягоды и удивилась. Зернышко внутри ягодки на сердце похоже. А куст шепчет листвой: « Это на память о твоем добром сердце, а чтобы люди тебя не забыли, подари мне свое имя «Калина». С тех пор такие кусты (или деревья) люди калиной называют.

3 привал. « Погода осенью».

Ребята, какая бывает погода осенью? • Сыро — сырая • Пасмурно — пасмурная • Ветер — ветреная • Ясно — ясная • Мороз — морозная • Холодно — холодная • Идет дождь — дождливая -Какие вы знаете признаки осени? Дети. Солнце светит, но не греет; день становится короче, а ночь длиннее; вянет трава, листья на деревьях желтеют и опадают; птицы улетают в теплые края.

4 привал «Перелетные птицы».

Ребята назовите птиц. — Как называются птицы, которые улетают в теплые края осенью? (Перелетные птицы) — Птицы, которые не улетают? (Зимующие птицы) — Назовите птиц, которые зимуют в наших краях. (Воробьи, синицы, дятлы, вороны, сороки) Прислушайтесь, присмотритесь, каких птиц вы увидели и услышали?(Ответы детей)
5 привал. «Звуки осени»
Присядьте на пенек, прислонитесь к дереву и послушайте звуки осени. Что вы слышите? Дети. – Листья опадают, как будто осень плачет. — Листья шуршат. — Птицы тоскливо переговариваются. — Ветерок еле-еле шелестит листиками. — Солнышко ласково греет носики. Игра «Как».

А теперь послушайте звуки природы так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. ( Дети изображают, как машут крыльями птицы во время полета, звук сильного ветра, как падает листочек с дерева).
Итоги экскурсии. Релаксация.
-Что нового вы узнали сегодня ? — Что вам понравилось больше всего? -Какой вы представляете себе природу через 100 лет? -Какой будет ваш вклад для сохранения природы родного края?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]