Цели и задачи совместной деятельности педагогов и родителей.


Цели, задачи и формы взаимодействия с семьёй

⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 19Следующая ⇒

Цель взаимодействия с семьёй — сделать родителей активными участниками образовательного процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей

Задачи дошкольной образовательной организации по работе с семьёй:

· постоянно изучать запросы и потребности в дошкольном образовании семей, находящихся в сфере деятельности дошкольной образовательной организации;

· повышать психологическую компетентность родителей. Учить родителей общаться с детьми в формах, адекватных их возрасту; нетравмирующим приёмам управления поведением детей;

· убеждать родителей в необходимости соблюдения единого с организацией режима дня для ребёнка дошкольного возраста;

· учить родителей разнообразным формам организации досуга с детьми в семье;

· создавать ситуации приятного совместного досуга детей и родителей в дошкольной образовательной организации; условия для доверительного, неформального общения педагогов с родителями;

· помогать родителям правильно выбрать школу для ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями и способностями;

· постоянно вести работу по профилактике нарушений и по защите прав и достоинства ребёнка в дошкольной организации и в семье.

Современный родитель стремится к диалогу, он хочет, чтобы его пожелания по воспитанию ребёнка учитывались, его мнение было услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко. Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует много терпения, такта, мудрости.

Как показывают исследования, наиболее сложными являются следующие области построения детско-родительских отношений:

· проблема свободы воли ребёнка и границ необходимого контроля его поведения со стороны взрослого;

· способы воздействия на поведение ребёнка (проблема поощрений и наказаний);

· проблема самоконтроля взрослого, управления своими эмоциями и рефлексии своего родительского поведения.

В связи с этим можно выделить следующие основные направления взаимодействия дошкольной организации с семьями детей:

· обеспечение комфортной адаптации ребёнка и его семьи к условиям детского сада;

· формирование здоровья детей (родителями совместно с педагогами групп и специалистами, медицинской и психологической службами), построение индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка;

· установление контакта с родителями и согласование с ними целей и ценностей образовательной деятельности;

· обеспечение постоянной содержательной информации о жизни детей в детском саду (в группе детского сада);

· предоставление родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте;

· создание ситуации приятного совместного досуга с участием семей детей;

· создание условий для реализации творческого потенциала семьи в организации жизни детей в детском саду.

Перечислим формы сотрудничества с родителями воспитанников дошкольной организации:

· общая лекция об особенностях ребёнка соответствующего возраста с общими рекомендациями по созданию дома развивающей среды;

· выдача каждой семье печатной памятки, в которой содержится краткое резюме положений лекции;

· подбор и размещение соответствующего справочного материала на стенде для родителей;

· создание библиотечки для родителей, в том числе периодических изданий — методических и познавательных;

· индивидуальные консультации с учётом особенностей каждого ребёнка (подвижность, темперамент, интересы и т. п.);

· семинар-практикум;

· мастер-класс;

· дискуссионный клуб;

· круглый стол.

Наиболее эффективными формами взаимодействия и сотрудничества с семьями воспитанников с точки зрения повышения родительской компетентности являются:

· ролевая игра

, направленная на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях;

· психологический тренинг общения

, обучение умению видеть реакцию партнёра по общению и учитывать её, меняя собственный стиль общения; обучение умению понимать и осознанно использовать невербальные компоненты коммуникации;

· тренинг самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции

;

· рефлексия собственного стиля

родительского поведения и формирование осознанных установок на желаемое поведение.

Опыт показывает, что современные родители в наибольшей степени заинтересованы в активных формах обучения, таких, как практические занятия и тренинги.

Содержание работы по данным направлениям с учётом предлагаемых форм взаимодействия можно представить следующим образом:

· в части обеспечения комфортной адаптации ребёнка и семьи к детскому саду:

o формировать доверие родителей и детей к воспитателям группы;

o помогать ребёнку и родителям осваивать новое пространство;

o помогать родителям осваивать осуществление всех основных режимных моментов — приёма пищи, сна, посещения туалета, прогулки (одевание и раздевание), игры в дошкольной организации с целью синхронизации организации жизни ребёнка в семье и в детском саду;

o обеспечивать установление контактов со сверстниками;

o обеспечивать снижение общей тревожности родителей;

o реализовывать заочное знакомство с группой в семье по фотографиям и в иной форме;

o создавать и реализовывать традицию приёма нового ребёнка при его первом приходе;

o обеспечивать поддержку инициатив ребёнка и оказывать ему необходимую помощь в режимных моментах по его инициативе;

o предоставлять детям возможность привыкать к детскому саду, постепенно увеличивая продолжительность пребывания;

o создавать условия для совместного пребывания малыша с родителями;

o составлять план приёма детей в группу;

o помогать родителям выбрать правильную линию поведения с ребёнком на период адаптации;

· в части формирования здоровья детей, построения индивидуальных программ укрепления здоровья ребёнка:

o проводить регулярные профилактические медицинские осмотры детей и формировать рекомендации врачей-специалистов для сохранения и укрепления здоровья детей;

o организовывать индивидуальное консультирование родителей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей с привлечением специалистов детской поликлиники, медицинских работников и педагогов дошкольной организации;

o формировать индивидуальные информационные листки для родителей с рекомендациями по вопросам физического развития детей;

o синхронизировать режим дня в дошкольной организации и в семье ребёнка, согласовывать режим питания, с тем чтобы сохранить здоровье ребёнка;

o привлекать родителей к участию в спортивных праздниках, днях здоровья, побуждая их поддерживать двигательную активность детей;

· в части установления контакта с родителями и согласования целей и ценностей образовательной деятельности:

o рассказывать об образовательной организации и программе её деятельности (руководитель

o дошкольной образовательной организации);

o использовать наглядную информацию на стенах организации;

o создавать печатную информацию об образовательной организации, выдаваемую на руки родителям;

o проводить анкетирование родителей с целью определения их потребностей в повышении педагогической компетенции;

· в части обеспечения постоянной содержательной информации о жизни детей в группе:

o создавать информационные стенды (информационные папки), обеспечивая сменяемость материалов на них. При отборе содержания стендов учитывать родительские интересы;

o проводить выставки детских работ;

o рассказывать родителям о жизни детей в группе и отвечать на вопросы в рамках временного регламента и равноправия;

o создавать фотоальбомы, посвящённые детским праздникам, ежедневной работе с детьми, организации прогулок, иных интересных мероприятий (конкурсов, викторин, встреч детей с интересными людьми, экскурсий и т. д.);

· в части предоставления родителям возможности повысить педагогическую компетентность, узнать больше о возрастных особенностях детей, об особенностях развития ребёнка в дошкольном возрасте:

o проводить родительский лекторий. Примерные темы лекций, которые проводятся, как правило, в сентябре — октябре: «Адаптация ребёнка и семьи к детскому саду», «Психологические особенности ребёнка 2—3 лет», «Кризис 3 лет. Психологические особенности ребёнка 3—4 лет», «Психологические особенности ребёнка 4—5 (5—6, 6—8) лет»;

o организовывать семинары-практикумы, ориентированные не только на сообщение родителям определённой информации, но и на формирование у них определённых навыков (общения с детьми, организации совместной с ребёнком продуктивной деятельности, организации двигательной активности детей и т. д.), на обмен опытом. Примерные темы для семинаров-практикумов: «Как вырастить помощника», «Интерьер детской и жизненное пространство ребёнка дома», «Праздник в семье», «Как развивать речь ребёнка», «Как организовать домашний театр», «Как привлечь ребёнка к художественному творчеству», «Как привить ребёнку любовь к чтению», «Что такое школьная готовность и как её сформировать у ребёнка»,«Подготовка к обучению грамоте», «Дошкольник и мир природы», «Развитие эмоций: почему это важно для ребёнка», «Чем заниматься с ребёнком летом»;

o проводить дискуссионные клубы, на которых родители могут задать интересующие их вопросы, высказать своё мнение. Примерные темы для проведения дискуссионных клубов: «Можно» и «нельзя» дома и в детском саду», «Какую музыку мы слушаем с ребёнком», «Телевизор, кино, компьютер», «Есть ли Дед Мороз?», «Выбираем школу»;

o организовывать круглые столы с обязательным участием специалистов детского сада, а также приглашённых консультантов (психологов, врачей-педиатров, учителей-логопедов, научных сотрудников и преподавателей педагогических колледжей и вузов). Примерные темы круглых столов: «Сказка в жизни ребёнка», «Игрушка в жизни ребёнка», «Мальчики и девочки», «Познавательная активность и информационное пространство ребёнка», «Сюжетно-ролевая игра и развитие дошкольника», «Одарённый ребёнок: как поддержать и развивать детские таланты», «Агрессивный ребёнок: мифы и реальность»;

o организовывать ролевые игры, направленные на поиск нестандартных и эффективных способов воздействия на ребёнка в различных ситуациях. Примеры разыгрываемых ситуаций: «Мы в магазине игрушек. Как избежать детских капризов», «Как успокоить гиперактивного ребёнка», «Как помочь ребёнку преодолеть детские страхи», «Как наше слово делом отзовётся: что и как мы говорим в присутствии ребёнка», «Как правильно наказать шалуна», «Наказание и поощрение», «Как создать для ребёнка ситуацию успеха и почему она важна для него»;

o организовывать психологические тренинги родительско-детского общения, тренинги самоконтроля и психоэмоциональной саморегуляции в разных ситуациях;

· в части создания ситуаций приятного совместного досуга с участием семей детей обеспечивать условия для привлечения родителей к организации детских праздников, досуга, театральных спектаклей, заседаний «Клубов выходного дня» в качестве не только зрителей или спонсоров, но и активных участников, инициаторов.

o Поводы для организации совместного досуга: дни рождения детей, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, сезонные праздники на основе фольклора, профессиональные праздники, международные праздники культурологической направленности — Международный день музыки, Международный день театра, Международный день детской книги, Всемирный день поэзии, Всемирный день улыбки, День славянской письменности и культуры, сезонные праздники в культурах разных стран и т. п.;

· в части создания условий для реализации творческого потенциала семьи:

o осуществлять постановку кукольных и драматических спектаклей, в которых роли исполняют родители, и показывать их детям;

o проводить для родителей мастер-классы по прикладному творчеству, декоративно-прикладному искусству: организовывать выставки совместного творчества детей и родителей, педагогов дошкольной организации; семейных коллекций;

o осуществлять творческие проекты с участием семей (театральный, концертный и т. п.);

o осуществлять семейные исследовательские проекты.

Информационная политика образовательной организации,

работающей по Программе «Радуга»

Информация, которую родители должны получить на бумажном носителе:

· визитка руководителя с эмблемой, названием организации, контактной информацией, адресом сайта;

· памятка для родителей — листовка с описанием корпоративной культуры;

· перечень необходимых документов для поступления ребёнка в детский сад;

· перечень вещей, необходимых ребёнку в детском саду;

· рекламный буклет и иная сувенирная продукция, если таковая имеется (возможно, изготовленная детьми).

Текущая «обратная связь» о жизни группы. Работа воспитателей с семьёй может быть подразделена на ежедневную, еженедельную, ежемесячную и разовую.

Ежедневная работа складывается из:

· непосредственных коммуникаций с родителями, приуроченных к определённым режимным моментам в начале и в конце дня;

· обеспечения систематической информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду.

Прежде всего этой цели служит информационный стенд для родителей.

Примерное содержание постоянного информационного стенда в группе:

· программа медицинских мероприятий на месяц: текущие рекомендации по закаливанию, оздоровлению, профилактике заболеваний и т. п.; перечень необходимой одежды для мальчика/девочки по сезону;

· характеристика возрастных психологических особенностей детей данной группы;

· план мероприятий для родителей на месяц;

· модель дня жизни группы;

· фамилии, имена, отчества воспитателей группы, заведующей и методиста, психолога и медицинских работников; время приёма родителей;

· фамилии, имена, отчества педагогов дополнительного образования, специалистов, их профессиональный портрет: образование, стаж, сфера творческих интересов (если есть).

В практику работы входит также обеспечение родителей памяткой об общих правилах жизни группы, а также размещение на информационном стенде (мини-стенде) ежедневного отчёта «Как мы провели день».

Еженедельно каждый родитель должен получить возможность для беседы с воспитателем об индивидуальном развитии своего ребёнка. Для того чтобы этот процесс перестал носить спонтанный и стихийный характер, нужно составить график бесед с родителями о детях. С родителями проблемных детей такие беседы при необходимости могут проводиться даже ежедневно в течение какого-то периода времени (но не более двух недель).

Как показать семье образовательную работу в группе. Желательно, чтобы огромную, инновационную и разностороннюю работу педагогов было видно сразу каждому входящему в образовательную организацию.

Достижению этой цели с успехом послужат:

· выставки детских работ в группах, а также тематические вернисажи в коридорах и холлах (для лепки и прикладного художественного творчества желательно оборудовать витрины);

· тематические стенды в коридорах с обилием содержательных фотографий большого формата; фотогалереи;

· презентации на экране или в электронных фоторамках;

· выставка публикаций о дошкольной организации;

· информация на сайте, в социальных сетях, на форуме;

· различного рода рекламная продукция.

Реклама образовательной организации. Реклама — часть маркетинговой деятельности организации. Она подразделяется на информационную и стимули рующую.

Дошкольная образовательная организация может использовать все существующие виды рекламы. Наиболее распространены в настоящее время следующие:

· публикация информации об организации в адресных справочниках. Эффективна и необходима в первую очередь в больших городах, с разветвлённой, сложной сетью организаций — для всех категорий организаций;

· создание сайта в Интернете;

· установка рекламных щитов — возле детского сада круглогодично, а также на оживлённых трассах города в период активного выбора родителями детского сада: март—май, август. Эффективна в силу новизны: дошкольные организации ещё достаточно редко пользуются данной формой рекламы;

· публикация информации, содержательных статей в местной печати;

· содержательная информация и рекламные ролики по местному или кабельному

· телевидению;

· разработка рекламных буклетов организации;

· разработка рекламно-информационных плакатов, листовок для размещения в детских поликлиниках, женских консультациях, жилых домах;

· подготовка адресных информационных писем для рассылки в семьи, имеющие детей дошкольного возраста;

· выпуск сувениров — предметов с символикой детского сада (майки, значки, конверты).

⇐ Предыдущая13Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Детский сад и родитель — трудности взаимодействия с родителями

Авторы некоторых работа пишет о том, что у воспитателей часто возникает некоторые трудности в вопросах взаимодействия с родителями.

Часто родители могут обладать слабым развитием социальной культуры. Они не понимают, насколько ценно воспитание их ребенка именно в дошкольный период.

Многие родители не осознают, что именно они должны быть заказчиками организации процесса воспитания их детей. Именно они должны оказывать влияние на содержание образовательной программы в детском саду. Часто родителей даже не интересует, что происходит с их детьми в стенах детского сада. С другой стороны, воспитатели также часто не знают того, в каких условиях растет ребенок дома.

Часто педагоги не воспринимают родителей как партнеров. Они часто считают, что и родители тоже являются объектами воспитания. На самом же деле детский сад только в том случае сможет полностью удовлетворить потребности ребенка, если будет представлять собой открытую для родителей образовательную и воспитательную систему.

Для родителей должна быть открытой возможность в любое время без препятствий познакомиться с условиями пребывания их ребенка на территории детского сада. Он должен владеть информацией о том, какие подходы к воспитанию имеют педагоги. Он должен принимать активное участие в жизни группы. Обычно, если понаблюдать за ребенком в непривычной обстановке, то можно многое о нем узнать.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]