Педагогическая технология: понятие и классификация

Обновлено 20 июля 2022 500 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Ежедневно мы работаем, учимся, готовим обед, стираем, занимаемся фитнесом, боксом, вышиванием и т. д. Иными словами, мы совершаем какие-либо действия.

Причем выполнение всего перечисленного происходит не хаотично, а по определенному алгоритму, который кто-то когда-то разработал. Этот алгоритм называется технологией.

Педагогика, как процесс воспитания и обучения человека, также базируется на применении определенных технологий.

Сегодня поговорим о том, что такое педагогические технологии, какие виды существуют.

Педагогическая технология – это …

Как вы уже поняли, технология – это алгоритм (методы и методики) совершения каких-либо действий, педагогика – это процесс воспитания и образования.

Следовательно, педагогическая технология – это набор методов, форм, способов и приемов, предназначенных для воспитания и обучения человека.

Педагогические технологии (ПТ) используют специфические методологии, методы и методики. Об этих понятиях подробно рассказано в другой статье нашего блога, поэтому не буду повторяться.

Напомню вкратце: методология – это стратегия, а методы и методики – это тактика реализации стратегии.

Педагогические технологии, независимо от вида, характеризуются следующими признаками:

  1. целенаправленностью (не может быть «обучение ради обучения», каждая из ПТ имеет свою цель);
  2. научной обоснованностью (реализуемая ПТ не может быть применена, если не имеет научного обоснования);
  3. планируемостью (обучение не может быть «от балды», ПТ предполагает достижение планируемого результата);
  4. эффективностью и гарантированностью результатов (если нет реальных результатов, то такая ПТ не имеет права на существование);
  5. комфортностью для учителя и ученика (процесс обучения не должен вызывать негативных эмоций).

Классификация технологий обучения (Н.Н. Суртаева, О.Б. Епишева, Г.К. Селевко)

Модернизация образования и смена образовательной парадигмы в начале XXI века связана, прежде всего, с повышением качества учебного процесса на основе реализации личностного потенциала учащихся. Поэтому представляется перспективным использование технологий обучения, предполагающих личностно-ориентированный подход. Преимущества этих технологий заключаются не только в усилении роли и доли самостоятельной работы студентов, но и в ориентации этих технологий на развитие творческого потенциала личности, индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения, содействие эффективному самоконтролю и самооценке результатов обучения.

Классификация технологий обучения по Г.К. Селевко:

  • в соответствии с уровнем применения (общепедагогический, конкретно-методический, локальный (модульный));
  • в соответствии с философской основой (материалистическая, идеалистическая, диалектическая, гуманистическая и т.д.)
  • в соответствии с ведущим фактором психического развития (биогенный, социогенный, психогенный);
  • на научную концепцию;
  • в зависимости от организационной формы:
  • Альтернативы
  • академический клуб
  • на заказ
  • Группа
  • дифференцированное обучение;
  • в зависимости от типа когнитивного контроля:
  • Классическая лекция
  • Обучение с помощью ТШО
  • Система Консультант
  • Книжное обучение
  • Система малых групп
  • машинное обучение
  • Репетиторство
  • запрограммированный контроль;
  • при подходе к обучаемому:
  • Авторитарный
  • ориентированный на человека
  • гуманистически-личностный
  • дидактико-социально-антропо-педоцентрический
  • Технологии совместной работы
  • бесплатное образование
  • эзотерические (эмоционально-психологическое воздействие);
  • в соответствии с преобладающим методом:
  • догматический (репродуктивный)
  • пояснительно-иллюстративный
  • политика развития образование
  • проблемный поиск
  • творческий
  • программированное обучение
  • Самостоятельная работа
  • Играть.

Настоящие инновации в области педагогики — явление редкое, как правило, это рассмотрение на новом витке педагогических, социальных, культурных достижений давно забытых педагогических истин, которые использовались ранее, в других условиях, в иной интерпретации методов обучения. Рассмотрение их в новой педагогической, культурной, социальной ситуации дает повод говорить о новых педагогических технологиях.

Классификация технологий обучения по Епишевой О.Б.

Группа предметно-специфических технологий, построенных на основе дидактического совершенствования и реконструкции учебного материала (в основном в учебниках). В технологии модульного оценивания (П. Яцевичене, К. Вазина, И. Прокопенко и др.) акцент делается на типы и структуру модульных программ (закрепление блоков теоретического материала с постепенным переводом циклов знаний в циклы деятельности), шкалы оценки усвоения. В технологиях «Экология и диалектика» (Л. Тарасов) и «Диалог культур» (С. Библер). (В. Библер, С. Курганов) — о перестройке содержания образования в направлениях диалектизации, культурологизации и интеграции.

Технологии дифференцированного обучения (Н. Гузик, И. Первин, В. Фирсов и др.) и связанные с ними групповые технологии — в центре внимания дифференциация постановки учебных целей, групповое обучение и его различные формы, обеспечивающие специализацию учебного процесса для различных групп учащихся.

Технологии развивающего обучения — ребенок ставится в роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает в себя все этапы деятельности, каждый из которых вносит свой специфический вклад в развитие личности. При этом важен мотивационный этап, по способу организации которого выделяются подгруппы технологий развивающего обучения на основе: познавательного интереса (Л. Занков, Д. Эльконин — В. Давыдов), индивидуального личностного опыта (И. Якиманская), творческих потребностей (Г. Альтшуллер, И. Волков, И. Иванов), потребности самосовершенствования (Т. Селевко). К этой группе можно отнести и так называемые природоориентированные технологии (обучение грамоте — А. Кушнир, саморазвитие — М. Монтессори), основная идея которого заключается в опоре на врожденные в ребенке силы развития, которые не могут быть реализованы без подготовленной среды, причем при создании этой среды необходимо учитывать чувствительность — высшую восприимчивость к тем или иным внешним явлениям.

Технологии, основанные на коллективном способе обучения (В. Дьяченко, А. Соколов, А. Ривин, Н. Суртаева и др.) — обучение происходит через общение в динамических парах, когда каждый учит другого, особое внимание уделяется способам организации рабочего места ученика и используемым при этом средствам обучения.

Технологии, основанные на личностной ориентации образовательного процесса — технология развивающего обучения, педагогика сотрудничества, технология индивидуализации обучения (А. Границкая, И. Унт, В. Шадриков); основанные на активизации и интенсификации деятельности учащихся — игровые технологии, проблемное обучение, программированное обучение, использование схематических и чертежных моделей учебного материала (В. Шаталов), компьютерные (новые информационные) технологии (И. Роберт и др.). Последние используют языки программирования для представления информации и перевода ее на машинный язык.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев) базируется на следующих положениях: основной причиной неуспеваемости детей в школе является плохое чтение; психологической причиной плохого чтения и счета является недостаток рабочей памяти; основой развития общеучебных умений должны стать диагностика и самодиагностика; важны преемственность и постоянное поддержание достигнутого уровня умений.

Альтернативные технологии, такие как вальдорфская педагогика (Р. Штайнер), технология свободного труда (С. Фресне), вероятностная образовательная технология (А. Лобок), технология мастерских (П. Коллен, А. Окунев) представляют собой альтернативу классно-задачной организации учебного процесса. Эти технологии используют педагогику отношений (а не требований), природосообразный процесс обучения (который отличается от урока как по замыслу, так и по расстановке педагогических и воспитательных акцентов), комплексное обучение, обучение без жестких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочную творческую деятельность учащихся. Сюда же можно отнести технику интеграции различных школьных предметов, направленную на формирование у учащихся более четкой, единой картины мира и мировоззрения в результате обучения.

Классификация педагогических технологий

Дифференциация ПТ по видам зависит от выбранного классифицирующего признака. Рассмотрим в сводной таблице классификацию по основным признакам:

Признак классификацииВид педагогической технологииПояснение
содержание и структураобучающаяВ процессе обучения дается углубленное знание одного или нескольких предметов
воспитательнаяОсновная цель – не обучение, а воспитание
общеобразовательнаяОбучение осуществляется в рамках основных учебных дисциплин
форма организациииндивидуальнаяОбучение основано на индивидуальном общении учителя и ученика. Пример — репетиторство
групповаяПрообраз классно-урочной технологии преподавания. Изначально ученики – группа людей разного возраста и уровня подготовки. Современная классно-урочная технология предполагает, что группы обучаемых состоят из людей примерно одинакового уровня подготовки
дифференцированнаяСочетание индивидуального и группового обучения
подход к обучаемомуавторитарнаяУченик – подчиненный объект в цепочке «учитель – ученик». Характерна жесткая организация процесса обучения, подавление инициативы и самостоятельности обучаемого
личностнаяОбучение выстраивается на признании ученика как личности. Цель – раскрыть и приумножить потенциал обучаемого
сотрудническаяВ основе педагогического процесса – равноправное сотрудничество учителя и ученика
преобладающий метод обученияобъяснительно-иллюстративнаяОбучение проводится на основе объяснений с одновременной подачей визуального ряда
репродуктивнаяСуть обучения – «натаскивание и зазубривание»
развивающаяОбучение строится на опережающем развитии мышления, достигаемом всесторонним развитием обучаемого
игроваяПроцесс обучения происходит в формате игры
проблемно-поисковаяУчитель задает проблему, обучаемые в ходе коллективного обсуждения находят варианты решения

Каждая из существующих педагогических технологий может быть классифицирована сразу по нескольким признакам.

Например, ПТ в средних школах нашей страны могут быть классифицированы (за небольшим исключением) как общеобразовательные, групповые, авторитарные, объяснительные. В принципе, это классическая модель «образования для всех», подтвердившая свое право на существование более чем 400-летним опытом.

Современные педагогические технологии используют как классические, используемые веками методы и методики, так и инновационные (в том числе – авторские). Выбор конкретной ПТ диктуется обстоятельствами сложившейся ситуации или утвержденными положениями образовательного учреждения.

Объясню на примере: допустим, ребенок пришел учиться в музыкальную школу. У него замечательный слух, великолепный голос. Казалось бы, занимайся с ним вокалом, и не «мучай» ребенка другими предметами.

Но статус музыкальной школы предполагает, что ученик должен получить полный комплект знаний по всем музыкальным предметам: по специальности (обучение игре на каком-нибудь музыкальном инструменте), по сольфеджио (развитие слуха), по хоровому пению, по музыкальной литературе.

Это унифицированный стандарт, предполагающий довольно четкие рамки для преподавателей в выборе педагогических технологий. На основании пройденного курса обучения в музыкальной школе выпускнику выдают свидетельство государственного образца.

Если же родители определили ребенка учиться в музыкальную студию на вокал, то его там будут обучать, главным образом, пению. Такой курс не стандартизируется, поэтому у педагога полная свобода относительно выбора педагогической технологии. Он может «ставить» ученику голос по классической методике или использовать авторскую.

Виды в дополнительном образовании

Личностно-ориентированный подход к обучению получил самое широкое распространение в российских центрах дополнительного образования. Инновационными и наиболее перспективными в сфере ДО признаны следующие педагогические технологии:

  • развивающее обучение;
  • программированные технологии;
  • проблемно-исследовательский подход;
  • коллективные технологии (включая КСО, КТД, ТРИЗ);
  • игры;
  • проектный подход;
  • информационно-коммуникативные технологии (ИКТ);
  • сбережение здоровья.

Каждое направление имеет свои особенности, порядок и спектр применения. Современный педагог должен уметь оперировать сразу несколькими техниками, чтобы найти подход к каждому ученику.

Развивающее обучение

Подразумевает принципиально новый подход к образовательному процессу, направленный на раскрытие способностей, личных интересов и качеств каждого ребенка. При этом классический иллюстративно-объяснительный метод отходит на второй план. Развивающее обучение строится на основе комплекса принципов:

  • формирование у ребенка привычки мыслить, а не знаний, умений и навыков;
  • включение рациональной сферы и эмоций в образовательный процесс;
  • полное осознание детьми смысла происходящего обучения;
  • всестороннее развитие обучающихся с ведущей ролью теоретического познания;
  • интенсивное изучение материала на необходимо высоком уровне сложности;
  • персональный подход, отсутствие жесткой структуры обучения и масса других принципов.

Задача развивающей методологии заключается во всестороннем формировании личности. Формула успешного обучения с использованием этого подхода: знания, навыки, умения + эмоции и нравственная сфера + способы умственной активности + практическая среда и деятельность + самоуправляемые личностные механизмы.

Программированное обучение

Разработки программированной технологии в педагогике велись в США с 50-х гг. прошлого века. Автор этого подхода – профессор Скиннер Б. В. – предложил систематизировать и дозировать подачу информации. Обучение в соответствии с этой методикой предполагает обязательное использование обучающего устройства (планшета, компьютера, интерактивного учебника и т. п.) и установленного алгоритма подачи небольших объемов материала. У метода был один серьезный недостаток – он не обеспечивал дифференцированного подхода в зависимости от навыков и уровня подготовки детей.

Модернизацией подхода стал разветвленный алгоритм Краудера, разработанный в 1960 году. Основа программы – закрытые вопросы, в зависимости от ответов на которые ученик получал разные наборы заданий.

Программированное обучение легло в основу научных работ российского педагога Беспалько, который провел градацию видов обучающих алгоритмов. Предлагаемая им классификация программного подхода приведена на рисунке.

Наряду с ними современные программные технологии в дополнительном образовании детей включают усложненные блочные и модульные алгоритмы.

Блочное

Модель предполагает разбор каждой темы по стандартным блокам. Все они проходят в строго зафиксированной последовательности:

  1. Блок теоретической информации.
  2. Проверка усвоения нового материала.
  3. Коррекция пройденной темы (работа над ошибками).
  4. Проблемный блок (решение практических заданий на основе проработанной темы).
  5. Финальная проверка и коррекция.

Перечисленные действия систематически повторяются при разборе новой темы. Переход к новому разделу не осуществляется, пока предыдущий блок не будет до конца выполнен.

Модульное

Сущность подхода состоит в том, что ученик самостоятельно определяет порядок достижения необходимых целей. Вся учебная информация разбивается на модули, каждый из которых включает:

  • информационный блок;
  • алгоритм действий, необходимых для достижения цели;
  • комментарии преподавателя по изучению модуля.

Модульное программирование позволяет индивидуализировать обучение и развить сознательность у воспитанников. Персонализация достигается за счет выбора содержания изучаемого материала, темпа подготовки и уровня самостоятельности. Функции педагога при этом сводятся к мотивации учеников и координации их работы.

Проблемное, исследовательское обучение

Предполагает применение образовательных технологий дополнительного образования, построенных на создании педагогом проблемных ситуаций и активной работы воспитанников по их разрешению. Достоинство метода состоит в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а самостоятельно постигает необходимые понятия и закономерности.

Преподаватель запускает алгоритм исследования одним из следующих способов:

  • прямая постановка проблемных вопросов;
  • приведение к противоречию и поиск способа его разрешения;
  • рассмотрение объекта или явления с разных точек зрения;
  • мотивация учеников к сравнению, обобщению, анализу и выводам.

Функции преподавателя, использующего исследовательский подход, заключаются в ознакомлении детей с планом занятия и проблематикой. При необходимости сложное задание дробится на упрощенные составляющие. Воспитанники выбирают алгоритм решения, анализируют полученные результаты, которые их подводят к тому или иному выводу.

Коллективные технологии

Современные технологии в дополнительном образовании, как правило, строятся на основе организации совместной деятельности и активной коммуникации учащихся. Коллективные занятия могут проходить в следующих формах:

  • групповой опрос;
  • дискуссия;
  • мозговой штурм;
  • диспут;
  • смотр;
  • конференция и другие нетрадиционные форматы занятий.

Коллективная деятельность в группе может проходить на трех уровнях:

  • полная групповая работа;
  • обучение в паре;
  • дифференцированная групповая работа, когда каждый участник отвечает за решение определенной задачи.

Преподавателю при этом отводится роль координатора, компетентного наставника и человека, регулирующего возникающие спорные ситуации.

Взаимообучение (КСО)

Коллективный способ обучения (КСО) позволяет одновременно развивать два важных качества: самостоятельность и навыки общения со сверстниками.

Взаимообучение может проходить в разных типах микро-групп:

  • динамическая группа (4 участника выполняют 1 задание, разделенное на 4 части);
  • статическая пара (объединение 2 учеников, один из которых играет роль учителя, а другой – воспитанника);
  • вариационная пара (каждый член группы выполняет выделенное ему задание, обсуждает его с преподавателем, а затем передает усвоенный материал другим участникам).

Такой формат подготовки дает возможность каждому ученику работать в своем темпе, повышает ответственность за успехи всего коллектива, формирует адекватную самооценку и обеспечивает хорошее усвоение новой информации.

Творческая деятельность (КТД)

Групповое обучение дает высокие результаты в творческой деятельности. Цель ТКД – развить у ребенка нужные навыки и научить использовать их в той или иной сфере. В рамках технологии обеспечивается совместная работа воспитанника и взрослого наставника. При этом используются определенные формы проведения занятий:

  • игра;
  • работа в творческих лабораториях и мастерских;
  • соревнование.

Метод обучения – диалоговое общение. Для оценивания успехов ученика применяется похвала, награждение, участие в конкурсах в качестве победителя отборочных этапов, выставка работ.

Современные образовательные технологии и методики

Современные образовательные технологии и методики

Биткин В.А.

учитель ОБЖ МКОУ СОШ№1

г.Дигоры Дигорского района РСО-Алания

«Технология»

— это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология»

— это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Приведём некоторые определения понятия «педагогическая технология».

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В. Кларин).

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).

Педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Анализируя приведённые определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

-однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

— отбор и структура содержания (что);

— оптимальная организация учебного процесса (как);

— методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

— учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

— объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных технологий. Приведём перечень современных образовательных технологий (по Г.К. Селевко).

Название технологий
1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса
1.1. Педагогика сотрудничества
1.2. Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
1.3. Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
2. Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся
2.1 Игровые технологии
2.2. Проблемное обучение
2.3. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)
2.4. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс
3.1. Технология С. Н. Лысенковой: перспективно-пережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении
3.2. Технология уровневой дифференциации обучения.
3.3. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)
3.4. Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).
3.5. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,А.С.Границкая,В.Д.Шадриков
3.6. Технология программного обучения
3.7. Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин,В.К.Дьяченко)
3.8. Групповые технологии.
3.9. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.
4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
4.1. «Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
4.2. «Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов)
4.3. Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П.М.Эрдниев)
4.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)
5. Частнопредметные педагогические технологии.
5.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
5.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)
5.3. Технология обучения математике на основе решений задач (Р.Г.Хазанкин)
5.4. Педагогичесакя технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)
5.5. Система поэтапного обучения физике(Н.Н.Палтышев)
6. Альтернативные технологии
6.1. Вальдорская педагогика (Р.Штейнер)
6.2. Технология свободного труда(С.Френе)
6.3. Технология вероятностного образования(А.М.Лобок)
6.4. Технология мастерских
7. Природосообразные технологии
7.1. Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)
7.2. Технология саморазвития (М.Монтессори)
8. Технология развивающего обучения
8.1. Общие основы технологий развивающего обучения.
8.2. Система развивающего обучения Л.В.Занкова
8.3. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.
8.4. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер,

И.П.Иванов)

8.5. Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская)
8.6. Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
9. Педагогические технологии авторских школ
9.1. Школа адаптирующей педагогики(Е.А.Ямбург,Б.А.Бройде)
9.2. Модель «Русская школа»
9.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н.Тубельский)
9.4. Школа-парк (М.А.Балабан)
9.5. Агрошкола А.А.Католикова.
9.6. Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

Уроки и внеурочные мероприятия являются базой для внедрения прогрессивных педагогических технологий с целью развития социальных качеств, интеллектуальных и творческих способностей детей.

В данной статье хочу рассмотреть те из приведённых выше технологий, которые успешно реализую на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности.

Личностно-ориентированные технологии

.

Цель технологии личностно-ориентированного обучения – максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. В соответствии с данной технологией для каждого ученика составляется образовательная программа, которая носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

В технологии личностно-ориентированного обучения центр всей образовательной системы – индивидуальность детской личности, следовательно, методическую основу этой технологии составляют индивидуализация обучения.

Технология индивидуализации

обучения (адаптивная) – эта такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обучения.

Индивидуальный подход как принцип осуществляется в той или иной мере во всех существующих технологиях, поэтому индивидуализацию обучения можно также считать «проникающей технологией».

Технологии личностно-ориентированного обучения тесно связаны с проблемным обучением. Технология исследовательского

(проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками, образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.

Технология проблемного обучения предполагает следующую организацию:

 Педагог создает проблемную ситуацию, направляет учеников на ее решение, организует поиск решения.

 Ученик ставится в позицию субъекта своего обучения, разрешает проблемную ситуацию, в результате чего приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия.

Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.

По специфике проблемных задач, выделяют три вида проблемного обучения:

1. Теоретическое исследование

. Обучение строится на основе предложения и решения теоретических учебных проблем обучающимися. Они сами должны ответить на поставленный вопрос.

2. Поиск практического решения

(практическое творчество), т.е. способа применения усвоенного знания в неизвестной ситуации: конструирование, открытие, изобретение. Обучение строится на основе предложения и решения практических учебных проблем и ситуаций.

3. Разработка художественных решений

(художественное творчество) с опорой на способность художественного восприятия и отображения действительности на основе творческого воображения, музыкальных, изобразительных, театральных и прочих умений. (Например, сочините сказку о том, как ОБЖ помогает нам в жизни; постановка сценок и т.д.).

Технология исследовательского (проблемного) обучения – прямой путь к методу проектов,

который позволяет развивать у ребят творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. Само понятие «проект» заимствовано из латинского языка и имеет в буквальном переводе яркую смысловую окраску «брошенный вперед».

Определяя тему проекта, учащиеся формируют мотивацию в приобретении новых знаний. Большинство одарённых ребят, с которыми ведётся работа с применением проблемного метода, изъявляют желание заняться проектированием.

На многих уроках успешно применяю технологию дидактической игры. Игровые технологии

обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

-по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);

-по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);

-по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Цели образования игровых технологий обширны:

-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

-развивающие: развитие качеств и структур личности;

-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Место игр на занятии и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки детей, изучаемого материала, целей и условий занятия и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 5-10 минут. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах занятия.

Обучение на наших занятиях осуществляется через активные формы: игры- состязания; викторины; ролевые игры; решение ребусов и отгадки загадок; олимпиады; диктанты и т.д. Данная технология эффективна лишь в сочетании с другими методами и средствами обучения. Я в своей практике применяю их на различных этапах занятия и при проведении внеурочных мероприятий.

Личностный подход, который можно представить формулой «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать», является важнейшим фактором, определяющим результаты образовательного процесса детей. Личностный подход к ребенку заложен в основу педагогики сотрудничества.

Технология сотрудничества

— это совместная работа равных. Как считают Амонашвили Ш.А., Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н., надо научить учащихся работать по принципу: «делай, как я».

Сотрудничество – совместная развивающая деятельность взрослых и детей, скрепленная взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами. Например, изучая тему «Безопасность дорожного движения», я предварительно подключил в работу троих учеников, которые самостоятельно проработали материал и подготовили часть занятия и презентацию по демонстрации практического применения темы .

Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:

-превращение педагогики знания в педагогику развития личности;

-в центре всей образовательной системы – личность ребенка;

-гуманистическая ориентация образования;

-развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;

-сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.

Основные принципы педагогики сотрудничества:

-учение без принуждения; -право на свою точку зрения;

-право на ошибку;

-успешность;

-мажорность.

К современным технологиям также относится технология здоровьесбережение

.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и нравственного благополучия. Работая по принципу здоровьесбережение, применяю методы:

  • комфортное начало и окончание занятия,
  • использование положительных установок «У меня все получится», «Я справлюсь»;
  • проведение на занятии разнообразных валеологических пауз;
  • гимнастики, направленной на поддержание у учащегося высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости.

Очень важно постоянно, шаг за шагом, прививать детям мысль, что они сами творцы своего здоровья.

Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Использованные источники

  1. Школа›Общепедагогические технологии

    ›…-
    obrazovatelnye

  1. Festival.1september.ru ›articles/609524/

10

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]