ВЫЯВЛЕНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОУ


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Консультация для педагогов «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра Октябрьский район с.п. Унъюган Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»

Материал подготовила и реализовала: Клюева Оксана Васильевна, педагог-психолог 2021

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский

Детская одарённость – одно из самых загадочных явлений природы, вызывающая повышенный интерес и восхищение со стороны окружающих. Общество нуждается в людях с неординарным мышлением и творческим подходом, способных внести ценный клад в развитие человечества. Потому ребёнок с высоким уровнем развития и познавательной активностью требует особого внимания со стороны педагогов ДОУ.

Одарённый ребёнок заметно отличается от большинства своих сверстников особой любознательностью: проявляет повышенное внимание к окружающему миру, быстро отвечает на вопросы воспитателя, экспериментирует с предметами, сочиняет и рассказывает сказки и необычные истории, увлекается игрой с конструктором, задаёт множество вопросов и обладает большим словарным запасом. Способности ребёнка всегда проявляются в деятельности, и могут обнаружиться только в конкретной деятельности, процесс которой доставляет ребёнку удовольствие – музыка, рисование, математика и другие отрасли.

В связи с этим педагоги должны организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы выявить детей с творческим и нестандартным мышлением, поддержать и развить их способности в рамках дошкольного образования. Для этого педагогам ДОУ необходимо провести первичную диагностику и последующие обследования. Анализ результатов проведённых исследований помогает в применении дифференцированного подхода в воспитании, выявлении одарённых детей и оценке качества применяемых педагогических методик. Исходя из результатов, определяется уровень развития дошкольника.

Одаренные дети в ДОУ: сферы одарённости ребёнка

Каждый ребёнок с повышенными умственными способностями индивидуален, со своими интересами и предпочтениями, с тягой к определённому виду деятельности. Выделяют следующие сферы одарённости ребёнка:

  • Интеллектуальная сфера: ребёнок отличается остротой мышления, отличной памятью и особой внимательностью, проявляет любознательность и повышенный интерес к обучению, грамотно излагает мысли и идеи
  • Академическая сфера: у ребёнка выражена тяга к чтению, наличие обширного словарного запаса, отличная понимание материала и его усвоение; ребёнок проявляет интерес к математическим заданиям, легко выполняет вычисления
  • Творческая сфера: ребёнок высокопродуктивен и изобретателен в учебно-игровой деятельности, генерирует оригинальные идеи и имеет свои собственные соображения, может применять разные подходы в поставленных задачах
  • Коммуникативная сфера: ребёнок уверен в себе, легко находит общий язык с окружающими, проявляет инициативу в общении со сверстниками, берёт на себя ответственность в принятии решений, показывает лидерские качества
  • Художественная сфера: ребёнок проявляет интерес к визуальным источникам информации, увлекается рисованием и лепкой, его творчество оригинально
  • Музыкальная сфера: ребёнок проявляет интерес к музыкальным занятиям, чутко реагирует на музыкальные произведения, способен произвести короткие ритмические отрывки
  • Физическая сфера: ребёнок любит физическую активность, выполняет задания, требующие тонкой и точной моторики, имеет хорошую зрительно-моторную координацию

Задачи педагога ДОУ в обучении одарённых детей

Исходя из требований к созданию благоприятных условий для обучения одарённых детей, педагоги ДОУ должны иметь разработанную программу обучения.

Цели программы – выявление, поддержка и развитие детей с повышенными интеллектуальными способностями. Одарённые дети нуждаются в индивидуальной программе обучения, потому педагоги ДОУ должны проходить специальную профессиональную подготовку.

При работе с одарёнными дошкольниками педагогам ДОУ рекомендуется использовать инновационные педагогические технологии, совершенствовать научно-методическую базу, сотрудничать с детскими общественными организациями и обмениваться опытом с другими педагогами на муниципальном и региональном уровне. Педагог должен обладать высоким психологическим уровнем для работы с одарёнными детьми, не оказывая давления на ребёнка при его желании делать что-то по-своему и неумению следовать принятым нормам. Педагогам ДОУ следует быть более внимательными по отношению к одарённым воспитанникам, чтобы дети чувствовали себя нужными и востребованными. Необходимо повышать умственную нагрузку ребёнка, внедряя интересные факты и интегрированные задания и игры, тем самым поощряя и развивая познавательную активность ребёнка. Важна и стимуляция дошкольника: доска почёта, интеллектуальные игры и конкурсы, награды. При малейшей неудаче самооценка резко падает, так как у одарённого ребёнка повышенные требования к себе и стремление к перфекционизму. Но при достижении определённого успеха, самооценка одарённого ребёнка повышается до такой степени, что перерастает в превосходство над окружающими. Педагогам ДОУ следует обращать внимание на особенности психологии одарённого ребёнка и помогать ему в развитии социально-коммуникативных навыков и построении отношений со сверстниками, а также взрослыми людьми.

Метод проектов в обучении одарённых детей в ДОУ

Одарённые дети испытывают потребности в исследовательской деятельности, которая позволяет им погрузиться в творческий процесс обучения, питать жажду к знаниям, стремиться к открытиям и самопознанию. Метод проектов, используемый на занятиях, идеально подходит для реализации познавательного интереса дошкольников и развития их креативных и умственных способностей. Учитывая уровни одарённости и круг интересов, ребёнку предлагается выполнить проект: путём исследования найти решение поставленной задачи и подвести итоги, выражая свою точку зрения перед публикой. Данная форма обучения предоставляет одарённому ребёнку возможность обучаться вместе со сверстниками и находиться в привычной социальной среде, тем временем расширяя свои способности и обогащая знания. При выполнении заданий проекта воспитатель находится в роли консультанта, помогает и поддерживает ребёнка при выполнении заданий. Ведь главная задача педагога – оказание помощи ребёнку в проявлении и развитии его способностей.

Опытные специалисты ДОУ в работе с одарёнными детьми применяют четыре главные стратегии обучения:

  1. Стратегия «Ускорение». Учитывает потребности детей с ускоренным темпом развития
  2. Стратегия «Углубление». Для детей с проявлением повышенного интереса к определённой области деятельности, предусматривает глубокое изучение предмета
  3. Стратегия «Обогащение». Организация основной учебно-игровой деятельности таким образом, чтобы у детей оставалось дополнительное время на своё увлечение
  4. Стратегия «Проблематизация». Стимулирование личностного развития дошкольников путём поиска нестандартных и альтернативных объяснений и пересмотра имеющейся информации. Зачастую такая стратегия не используется самостоятельно и является частью стратегии «Обогащения» или специальных учебно-воспитательных программ.

Организация работы с одаренными детьми в ДОУ

Как выявить одаренных детей. Чтобы выявить одаренных детей необходимо провести диагностику и заполнить карту одаренного ребенка.

Для этого используйте метод наблюдения, изучайте их психологические особенности, речь, память, мышление. У одаренных детей более высокие по сравнению с другими детьми интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности. У них доминирует познавательная активность. Они испытывают радость от того, что добывают знания, от умственного труда.

Какой ошибки избегать. Задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарен больше, кто меньше. Вам нужно предоставить возможность для развития разных по одаренности детей.

Какие есть категории одаренных детей

  1. Дети с ускоренным умственным развитием. Резко выделяются высоким уровнем интеллекта. Такие дети будут особенно заметны в младшей школе. У них ярко выражена познавательная активность.
  2. Дети, у которых интеллект в целом обычный, но есть особая расположенность к какой-то отдельной области науки или техники.
  3. Дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта и не проявляют ярких успехов, но у них может быть необычайная память, богатое воображение или особая наблюдательность, которая пока не нашла применения.

Каковы возрастные особенности проявления познавательной активности

Ранний возраст (до 3 лет):

  • исследовательская поисковая активность;
  • сензитивность, или чувствительность, к новизне стимула;
  • способность обнаруживать новое в обычном;
  • высокая любознательность.

Младший и средний дошкольный возраст (3–5 лет):

  • самостоятельная постановка вопросов и проблем;
  • исследование и пытливый ум;
  • определение отношений, причин и следствий.

Старший дошкольный возраст (6–7 лет):

  • проблемность;
  • открытость новому;
  • поиск несоответствий и противоречий.

Одаренность предполагает гибкость мышления. Это свойство творческого мышления, благодаря которому ребенок может варьировать способы решения задач. Гибкость мышления можно начинать формировать у детей с 4 лет. В 5–6 лет это умение активно развивается, но чтобы этот процесс продолжился, надо уделять ему внимание. Если на занятиях с детьми использовать готовые шаблоны для решения задач, то творческие способности развиваться не будут.

Какие есть приемы развития творческого мышления

1. Комбинаторные задания: «Сколькими способами можно составить четырехцветный флаг из горизонтальных полос, если у тебя есть четыре разных цвета»?

Предлагать такие задачи можно, когда у детей уже развиты понятия «некоторый», «каждый», «часть», «целое», «множество», «элементы множества» и др.

2. Задачи на выделение различных признаков предметов: «В чем сходство и различие предметов “стол” и “стул”?», «Что ты можешь сказать об арбузе?», «Что бывает белым и пушистым?».

3. Практические задания на составление фигур из палочек: «Построить пять квадратов, при этом использовать шесть палочек».

4. Знакомства с таблицами, схемами: «Какую фигурку надо поместить в пустую клеточку?».

5. Упражнения для развития творческих способностей у детей: «Назвать как можно больше вариантов использования обычного листа бумаги», «Дорисовать 10 одинаковых кругов, превратив их в разнообразные картинки», «Подбирать определения к различным словам», «Игра “Что общего между? ”», «Упражнение “Что можно сделать из?… ”», «Задание “Придумай и изобрази”», «Придумывать сказки на определенную тему, видоизменение сказок и т. п.», «Игра “Хорошо-плохо”», «Чем это может быть?».

Какие качества нужны педагогу, чтобы развивать творческие способностей у детей

  1. Личностные: позитивная Я-концепция, целеустремленность, зрелость – четкое осознание своих целей и задач, эмоциональная стабильность, чуткость.
  2. Профессиональные: знания и умения, которые помогают в развитии каждого ребенка. Знания и умения, которые способствуют развитию общей и специальной одаренности детей. Умение идентифицировать одаренных детей; выбрать оптимальные формы обучения для них; разработать и индивидуализировать образовательные программы, оценить результативность обучения, консультировать одаренных детей и их родителей.
  3. Поведенческие: умение слушать, создавать благоприятную атмосферу, применять технику постановки вопросов. На уровне межличностных отношений: педагог получает удовлетворение от общения с детьми как с интересными людьми и позволяет учить себя.

Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию одарённых детей:

  • Помогать ребёнку в принятии самостоятельных решений, без прямых инструкций и указаний
  • Поощрять проявления инициативы и интересов
  • Использовать возникшие трудности как область применения полученных ранее навыков
  • Помогать ребёнку в усвоении знаний и управлении навыками
  • Поддерживать ребёнка при адаптации к социальной среде ДОУ

Взрослые люди, находящиеся в окружении одарённого ребёнка, должны иметь устойчивую психику, так как излишне эмоциональный восторг или наоборот недоверчивость по отношению к ребёнку могут повлечь приостановку развития способностей. Педагогам ДОУ следует проводить регулярные консультационные беседы с родителями, помогая им лучше понять своего ребёнка и реализовать его потенциал.

Работа педагога ДОУ с одарёнными детьми – это постоянное развитие, личностный рост, пополнение знаний в области психологии и средств обучения одарённых детей, обмен опытом с другими педагогами и педагогами-психологами, а также плотное общение с родителями одарённых воспитанников. Педагоги и родители должны объединяться в создании и поддержании благоприятных условий для развития и воплощения творческого потенциала одарённых детей.

Иными словами, необходимо подчеркнуть, что подготавливать плодотворную почву необходимо для всех детей без исключения, т. е. максимально развивать умения, навыки, познавательные и творческие способности детей. Одаренному ребенку – одаренного педагога.

Таланты трудно распознать, Не всякий может в них поверить. Таланты надо воспитать, Их надо развивать, в них верить.

Простую истину признать Сумеет всякий… кто понятлив: Таланты может воспитать Наставник, если сам талантлив

Следующая >

Признаки одаренности ребенка

Проявление неординарных способностей может быть замечено уже в дошкольном возрасте. Однако есть дети, одаренность которых предстоит раскрыть. Определить одаренность ребенка можно, наблюдая за его деятельностью, отношением к результатам своего творчества.

Одаренные дети в процессе выполнения деятельности:

  • с быстротой и легкостью усваивают новые виды деятельности;
  • проявляется индивидуальный стиль;
  • высокая способность к самообучению.

Мотивационная сфера одаренных детей:

  • повышенная любознательность;
  • ярко выражен интерес к определенным сферам знания или деятельности;
  • высокие требования к результатам своей деятельности;
  • интерес к нестандартным ситуациям.

Как определить одаренного ребенка

Выявление одаренных детей – достаточно сложный процесс, который должен учитывать множество аспектов деятельности, мотивационной сферы, эмоционального состояния ребенка. Выявление одаренности в раннем возрасте позволит вовремя создать для него такие условия, которые позволят развить способности ребенка более глубоко.

Принципы выявления одаренных детей:

  • результаты и процесс деятельности, поведение, взаимоотношения ребенка должны быть оценены в комплексе;
  • должно проводиться наблюдение в различных ситуациях и в течение длительного времени;
  • наблюдение за ребенком в ситуациях, которые искусственно моделируются и максимально соответствуют его интересам и наклонностям (вовлечение в игры, проектирование);
  • подключение к оценке одаренности ребенка специалистов;
  • следует учитывать зону ближайшего развития при оценке одаренности.

Часто случается, что неординарные способности с возрастом утрачиваются.

Проблемы одаренных детей заключаются в том, что они часто остаются непонятыми сверстниками и взрослыми, которые могут принять их увлеченность своим внутренним миром за замкнутость, упрямство. Бывает, что таким детям сложно общаться со сверстниками за счет того, что им становится это просто неинтересно, в результате возникает межличностный конфликт, малыш отдаляется от сверстников, становится замкнутым. Чтобы избежать подобных ситуаций, работа с одаренными детьми обязательно должна включать тренинги межличностного взаимодействия.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]