Рисование пальчиками и ладошками — техники и методики для детей


Польза занятий

Рисование в нетрадиционной ладонной технике позволит ребенку развивать мышцы рук, а родители смогут установить с малышом психологический контакт. Подобные занятия не только развлекают, но и приносят пользу:

  • развивают моторику;
  • дают новые знания о формах предметов;
  • учат распознаванию цветов;
  • развивают вкус.

Регулярные занятия по пальчиковой живописи позволяют укрепить мышцы рук и развить моторику, а это благотворно сказывается на речи и абстрактном мышлении. Ребенок сможет узнать о новых предметах, изображая их, а также познакомится с геометрическими формами, различными цветами и оттенками. Такие домашние уроки помогут родителям подготовить малыша к первым классам школы.

Мелкие предметы способствуют развитию координации движений. Дети смогут расширить свой кругозор, получить новые тактильные и зрительные ощущения. Малыш от творческих занятий получит множество приятных эмоций, у него формируется вкус, тяга к красоте. Через цвета дети выражают свои переживания. Каждый рисунок отражает радости и страхи ребенка. Родителям стоит обратить внимание на то, что именно он изображает.

Начинать занятия можно с 10−11 месяцев, но малыш должен рисовать только с помощью родителей. Первые уроки лучше сделать короткими — по 5−10 минут. Со временем их можно продлить до 20−30 минут.

Не стоит принуждать ребенка к рисованию, лучше понаблюдать за его настроением. Творчество требует хорошего расположения духа и вдохновения.

Плюсы процесса рисования ладошками

У малыша в процессе рисования развиваются мышцы рук.

  • Ребенок начинает различать цвета.
  • Появляются творческие способности у малыша.
  • Развивается моторика.
  • Малыш начинает различать различные формы.
  • Изучая что-то новое, малыш подготавливается к школе.
  • Увеличивается кругозор у детей.

Материалы и инструменты

Все материалы можно найти в любом магазине, где продают канцелярские принадлежности. Детям не нужны профессиональные дорогие краски. Лучше выбрать те, у которых безопасный состав, ведь ребенок может попробовать их на вкус.

Необходимые инструменты и материалы:

  • бумага;
  • пальчиковые или любые другие краски;
  • сухие и влажные салфетки;
  • ватные палочки и диски;
  • старые зубные щетки;
  • клеенка или коврик для творчества.

Бумагу для рисования можно подобрать любую — листы формата А4 или А3, ватман, раскраски, цветной картон. Можно не покупать дорогие товары, достаточно приобрести стандартный альбом или скетчбук. Но бумага в них должна быть плотной, чтобы не размокать от воды. Из красок подойдут акварель, гуашь, а также специальные материалы для пальцев. Их можно приобрести в любых художественных магазинах. Краски должны быть яркими, существует акварель и гуашь с блестками. Такие материалы заинтересуют детей. Изображать фигуры можно не только руками — ребенок может использовать ватные диски или палочки, зубные щетки.

Малыша желательно усадить за удобный стол, а на стул постелить покрывало или положить подушку, чтобы ему было комфортно. Рабочее место лучше застелить клеенкой или специальным ковриком. В любом случае дети вымажут его красками. А также рекомендуется нарядить ребенка в старую одежду, которую не жалко испачкать. А для очищения кожи нужно использовать сухие или влажные салфетки.

Малыши еще не смогут рисовать серьезные картины.

Их первые попытки будут напоминать бессмысленные каракули: черточки, палочки, кривые линии, кляксы. Но чем чаще ребенок будет заниматься, тем интереснее станут его изображения. С возрастом улучшится техника, а самые талантливые дети начнут создавать настоящие шедевры.

Процесс рисования ладошками

Ребенка необходимо одеть в ту одежду, которую не жалко будет испачкать.

  • Также можно одеть фартук из клеенки, чтобы защитить одежду детей.
  • Для рисования лучше использовать большой лист. Можно воспользоваться большим куском обоев или ватмана. Это делается для того, чтобы ребенку было удобно рисовать.
  • Если ребенок будет рисовать на полу, то на пол лучше постелить клеенку.
  • Сначала в пластиковые тарелки наливаются краски, разведенные с помощью воды. Так делается для того, чтобы малышу было удобно окунать руки.
  • Для рисования лучше в первое время взять несколько основных цветов.
  • На белой бумаге можно делать отпечатки рук, проводить линии и так далее.

Необходимо приготовить влажные салфетки, тряпки. Это делается для того, чтобы при

Меры предосторожности

Маленькие дети быстро устают, для первого раза достаточно заниматься не более 5 минут. Дальше внимание ребенка не будет концентрироваться на творчестве. Первые несколько занятий — это адаптационный период. Не стоит ставить труднодостижимые цели, пока нужно проводить уроки в форме игры. Во время рисования дети с помощью родителей смогут изучить геометрические фигуры, названия цветов, различных животных и виды транспорта, даже части тела.

Важно правильно подготовить рабочее место и следить за малышом. Сначала необходимо разобраться с красками. Если это акварель, то ее разводят водой до пастообразного состояния. Густую гуашь также стоит сделать более жидкой. Пальчиковые краски уже готовы к использованию. Можно подмешать в них блестки, чтобы рисовать было интереснее.

Лучше налить материал в плоское блюдце или тарелку. Малышам сложно доставать краску из маленькой баночки пальцами, гораздо проще зачерпнуть ее из большой посуды. Рядом рекомендуется поставить миску с теплой чистой водой. В ней ребенок будет мыть руки, чтобы дальше использовать другой цвет. А также нужно положить рядом полотенце, которое можно испачкать краской.

Оставлять малыша одного во время занятий не желательно. Маленький ребенок может быть настолько изобретательным, что разрисует не только бумагу. Роль родителей во время творчества заключается в направлении энергии детей. Мать или отец должны общаться с малышом, подсказывать или помогать ему. Но при этом нужно разрешать делать ошибки. Пусть ребенок рисует криво или некрасиво — так он все равно выражает свое «Я».

Если малышу еще не исполнился год, то вместо стола лучше предоставить ему пол. С него желательно убрать ковер, постелить клеенку. Рекомендуется также убрать все предметы, которые ребенок может испортить. Шкафы и кровати тоже можно застелить клеенкой, иначе они могут быть разрисованы. Если родители боятся, что малыш замерзнет, под него можно подстелить теплый плед.

Рецепты красок

Технология, которая называется «Рисуем пальчиками» подразумевает использование красок. Но многие родители волнуются, что они могут быть опасными для ребенка. Ведь многие малыши пробуют их на вкус, а в них содержится много вредных химических веществ.

Некоторые мамы готовят краски самостоятельно. Ингредиенты довольно простые:

  • 2 ст. муки;
  • 1,5 ст. воды;
  • 7 ст. л. соли;
  • 1,5 ст. л. растительного масла;
  • глицерин;
  • пищевые красители.

Сначала нужно смешать сухие продукты — муку и соль. К ним добавляют воду и размешивают до состояния густой сметаны. Затем вливают растительное масло. Ингредиенты можно смешивать венчиком, вилкой, миксером или блендером. Глицерин добавляют по желанию, он придает краске блеск.

Готовую массу разливают по разным баночкам, можно использовать пустые емкости из-под гуаши или детского пюре. Затем нужно добавить красители. Они могут быть натуральными — сок моркови, свеклы, сельдерея, куркума. А также можно использовать пищевые красители, которые добавляют в выпечку.

В домашних условиях можно приготовить объемные краски для рисования пальцами. Ингредиентов понадобится немного:

  • 1 ст. муки;
  • 1 ст. соли;
  • 2 ст. воды.

Продукты нужно тщательно перемешать и разложить по разным емкостям. Затем к ним добавляют красители. Для дополнительного блеска в массу засыпают блестки или глицерин. Далее баночки ставят в микроволновую печь на 1,5 минуты на 180 градусов. В результате получится объемный материал. Во время рисования краски будут ложиться на бумагу так, что любое изображение приобретет 3D-эффект.

А также для приготовления можно использовать кашу:

  • 0,5 ст. мелкозернистой крупы;
  • вода;
  • красители.

Для создания красок подойдет манная крупа, она достаточно мелкая. Ее варят по обычному рецепту, по консистенции каша должна напоминать сметану. Для большей вязкости можно добавить в смесь клей ПВА. Массу также раскладывают по маленьким баночкам и смешивают с красителями. Такой материал также позволит создать объемные рисунки. Но после нанесения его на бумагу нужно обращаться с картиной осторожнее — она должна высохнуть. Закрепить крупу можно с помощью обычного лака для волос.

Конспект занятия для 2 младшей группы «Рисуем ладошкой»

Рисуем ладошкой

(2 младшая группа занятие по рисованию)

Цель:

развитие у детей художественно-творческих способностей по средствам нетрадиционной техникой рисования –
«Рисование ладошкой»
.

Задачи:

· Образовательная: познакомить детей с техникой «Рисование ладошкой»

.

· Развивающая: развивать восприятие, воображение и память.

· Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к материалам, правильно их использовать: по окончанию работы класть их на место.

Материал:

· фартуки для рисования на каждого ребенка, рыбка, уточка, оздоровительная дорожка, таз с водой

· лист бумаги в виде аквариум, гуашь, кисть, салфетки

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в гости к рыбке. А вы знаете, где живет рыбка?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, рыбка живет в воде. И вот чтобы вам не намочить одежду мы оденем фартуки и отправимся в увлекательное путешествие. (Воспитатель одевает фартуки).

Воспитатель: а теперь отправляемся в путешествие к рыбке. Давайте превратимся с вами в рыбок и поплывем к ним.

Воспитатель читает стих и показывает движения, а дети повторяют:

Рыбки плавают, ныряют, В чистой тепленькой воде.

(Выполняем волнообразные движения в воздухе и идем по оздоровительной дорожке).

То сожмутся, разожмутся, То зароются в песке.

(Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее» движение)

Воспитатель: Вот мы и добрались. Смотрите, ребята, что это у нас? (перед детьми стоит таз с водой). Правильно вода, а в ней рыбка. Что она делает? (плавает)

Расскажите, какая рыбка? Что у нее есть? Дети описывают внешний вид рыбки. Воспитатель задает вопросы.

Воспитатель: Правильно, у рыбки есть голова, на голове глаза, они большие и круглые. Еще есть хвост и плавники. Когда рыбка плавает, она шевелит хвостом и плавниками. Ребята, давайте посчитаемся? (считает). Скажите мне, сколько вас? (много). А сколько рыбок в воде? (одна).

Ребята, а давайте мы поможем нашей рыбке найти много друзей. Мы нарисуем на этом листе бумаги рыб. Я приготовила разные краски. Какие? (дети называют), но забыла принести кисточки. Но мы ведь с вами умеем рисовать и ладошкой. Вспомните, как мы это делали.

Воспитатель уточняет технику рисования ладошкой.

Самостоятельная работа детей под музыкальное сопровождение. По ходу деятельности воспитатель помогает, напоминает об аккуратном использовании крсок.

Воспитатель: Посмотрите, сколько красивых рыбок вы нарисовали. Давайте приведем наши руки в порядок (очищают руки от краски салфетками).

Воспитатель наклоняется к воде, прислушивается.

Воспитатель: Ребята, рыбка мне сказала, что ей очень понравились новые друзья, которых вы нарисовали (хвалит каждого ребенка) и говорит вам спасибо. Давайте скажем спасибо и попрощаемся с рыбкой.

Адрес публикации:

Советы родителям

Самым маленьким родители должны показать, как именно можно нарисовать картину пальцами. Необычная техника изобразительного искусства должна заинтересовать ребенка. Кончиком пальца нужно зачерпнуть краску и поставить на бумаге точку или провести линию. Малыш может это повторить. Но рисовать можно не только пальцами, но и всей ладонью.

Дети постарше с удовольствием используют готовые шаблоны. Можно найти их в интернете и распечатать или нарисовать самостоятельно. Это изображения фруктов, овощей, животных, транспорта. Обычно они уже окрашены, но в них есть белые области. Ребенок должен закрасить их так, чтобы цвета совпадали, или обводить контуры рисунков.

Есть популярные картинки, которые используют воспитатели в детских садах. Методика пальчиковой живописи подойдет и для изображения явлений природы. Руками ребенок может нарисовать солнце, дождь, снегопад, звездную ночь.

Фон закрашивают пальцами, равномерно распределяя материал по бумаге. Но можно использовать цветной картон. Крупные образы — солнечные лучи, облака, рыбок, цветы — рисуют ладонями. А мелкие детали можно изобразить мизинцами, ватными палочками и даже зубочистками.

Рисование пальцами позволит подготовить поздравительные открытки и тематические плакаты для детского сада. Ребенок сможет принять участие в украшении дома к любому празднику. А родители помогут малышам с каждым новым занятием осваивать более сложные техники живописи.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]