Теоретические основы социализации детей с ОВЗ
Чаще всего у ребенка с ОВЗ социализация проходит намного сложнее, чем у обычных детей. Специфическое отличие ФГОС нового поколения в том, что результат образования ребенка с ОВЗ рассматривается в соотношении личностных, метапредметных и предметных результатов образования.
Личностные результаты включают овладение компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений в различных средах, а также сформированность мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные результаты (учебные действия) включают освоенные универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые составляют основу умения учиться, обеспечивают овладение межпредметными знаниями, приобретение опыта познания и осуществление разных видов деятельности.
Предметные результаты связаны с овладением содержания каждой предметной области, характеризуются приобретенным опытом специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, а также оценивают достижения в усвоении знаний и умений и возможности их применения в практической деятельности и жизни.
Результат освоения основной образовательной программы детьми с ОВЗ — «введение ребенка в культуру». В этом случае социализация ребенка будет зависеть от так называемых «жизненных компетенций», сформированных в процессе обучения.
Компетенции рассматриваются как потенциальные, психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях как личностных характеристиках. Овладеть компетенциями — значит стать полноценным членом общества, уметь брать ответственность за собственные действия и проявлять интерес к учебе.
Компетенции имеют комплексный состав:
когнитивные — знания, которые усваивают дети; деятельностные — умения и навыки, которые ребенок может применить на практике; рефлексивные — трансформация новых знаний в умения
Вкусные цвета
В этих книжках под каждым клапаном прячутся секреты. Какие? Играйте и угадывайте вместе с вашим малышом!
Купить
Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества.
Метод арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить позитивные результаты:
- Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
- Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
- Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
- Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
- Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
- Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.
Цель арт-терапии не создать объект искусства, а работать с собственным Я, с внутренним миром человека. Она фокусируется не на результате, а на процессе. Вот почему не обязательно иметь творческие навыки, чтобы пойти на арт-терапию или стать педагогом-психологом, практикующим эту технику в своей работе.
Арт-терапевт должен быть эмпатичен — для него крайне важно чувствовать состояние ребенка, который пришел на прием. Специалисту необходимо быть готовым к тому, чтобы не использовать директивные методы поведения. Важно находиться рядом и наблюдать, бережно следовать за ребенком, не навязывая свое видение мира, не загоняя в рамки.
С какими проблемами можно работать с помощью арт-терапии?
- Повышение самооценки и уверенности в своих силах.
- Снижение уровня стресса.
- Преодоление депрессивных состояний и тревожных расстройств.
- Преодоление возрастных кризисов.
- Решение семейных конфликтов.
- Повышение навыков коммуникации.
- Самопознание (процессы, помогающие лучше понять свои жизненные цели, желания).
- Проработка психологических травм.
- Преодоление фобий.
Принципы интерпретации в арт-терапии
- Принцип детализации. мы обращаем внимание на каждую деталь в арт-терапевтическом процессе: сочетаемость цветов, линии, детали.
- Понимание контекста. Разбор внутренних и внешних факторов: степень психологической защиты, мировоззрение ребенка.
- Важность феноменологического исследования. Внимание направлено на телесные ощущения — что человек проживает во время арт-терапии.
- Признание многозначности (содержательной поливалентности) образов — исследуем работу, которая происходит во время арт-терапевтической сессии. Чувства, ощущения, эмоции, воспоминания, которые возникают у ребенка.
- Вскрытие проблемного психологического материала с одновременным вниманием к внутренним ресурсам автора — важно показать человеку, каким потенциалом он обладает.
«В арт-терапии нет понятия „правильно“ и „неправильно“. Здесь не важно уметь рисовать. Важно только то, как человек проживает свои эмоции во время сеанса, как он передает их в своей работе».
Этапы арт-терапии
- Подготовительный этап. Если вы работаете с ребенком с ОВЗ, важно встретиться с родителями, проговорить методы, которые вы будете использовать.
- Основной этап — работа с ребенком.
- Формирование системы психотерапевтических отношений и начало изобразительной деятельности малыша.
- Укрепление и развитие психотерапевтических отношений и наиболее продуктивная изобразительная деятельность. Какие краски, карандаши, пластилин или другие материалы хочет использовать ребенок? Предоставьте ему выбор.
- Завершающий этап (терминация).
«Арт-терапия не то же самое, что творчество. Когда мы рисуем, мы расслабляемся, снимаем эмоциональное напряжение, но арт-терапия — это петля в реальность: продукт творчества ребенка должен быть облачен в слова. Вы обсуждаете каждую деталь его произведения, рассматриваете и изучаете ее с ребенком».
Методы арт-терапевтического процесса
- Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
- Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
- Библиотерапия (сказкотерапия) — чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
- Песочная терапия.
- Терапия водой.
- Игротерапия.
- Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
- Танцевально-двигательная терапия.
- Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
- Фототерапия — относительно новое направление, берет свое начало в 1970-х годах. Вызывает целую гамму эмоций, особенно у детей с ОВЗ.
- МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.
Доклад «Индивидуальные занятия как одно из основных условий развития детей с ОВЗ»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ (КАК УСЛОВИЕ ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ).
Индивидуальный подход — один из психолого-педагогических принципов, который подразумевает учет индивидуальных особенностей каждого ребенка в процессе обучения и воспитания.
Необходимость его применения в педагогической работе очевидна. Не существует одинаковых детей; все имеют индивидуальные отличия, касающиеся анатомии, физиологии, психологии, социологии. В основе индивидуальных отличий лежат особенности свойств нервной системы. К ним относятся своеобразие мышления, восприятия, ощущений, темперамента, наклонностей. Отличительные черты каждого ребенка формируют его возможности, исходя из которых педагогу и необходимо строить работу.
В коррекционной педагогике этот принцип имеет особое значение. В коррекционных образовательных учреждениях обучаются дети с различными нарушениями (слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта). В школе 7-го вида учатся
дети с задержкой психического развития. Для них характерны слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов, повышенная истощаемость, несформированность произвольной регуляции деятельности, эмоциональная неустойчивость. В нашей школе обучаются так называемые «трудные дети». Это дети из неполных и неблагополучных семей, опекаемые дети, воспитанники детского дома, дети-инвалиды, дети, состоящие на учете в ОДН. Часто наши воспитанники имеют сочетанный диагноз.
Современная система специального образования предполагает обучение детей с отклонениями в развитии в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, которые создают благоприятные условия для развития и коррекции нарушений физического и психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Но они недостаточно учитывают индивидуальные потребности семьи, ее жилищные, материальные, интеллектуальные, образовательные ресурсы и возможности. Удаленность и обособленность большинства специальных учреждений от населенных пунктов создает ситуацию «отрыва» ребенка от семьи и родного поселка, нарушает процесс последующей адаптации и социализации ребенка, отрицательно влияет на развитие его коммуникативных навыков, социокультурной активности .
Ограниченные возможности здоровья не позволяют таким детям овладевать знаниями, умениями, необходимыми навыками при фронтальной форме обучения. Они, в силу указанных причин, особо нуждаются в индивидуальном подходе.
Индивидуальный подход — залог успеваемости. Каждый ребенок может обучаться и усваивать материал по-разному (в разных условиях, с различным темпом). Нельзя всех оценивать одинаково; успех у каждого свой. Важно найти тот (пусть не существенный) положительный момент в деятельности ребенка, может быть оценен выше.
Учесть индивидуальные особенности учитель может, хорошо зная ребенка, изучив его семейные условия, анамнез, возможности, состояние здоровья, уровень развития. Конечно, задача любого учителя, работающего в специальном учреждении – выявить, узнать эти особенности и определить с помощью коллектива специалистов (психолога, логопеда, дефектолога, социального педагога) так называемый «индивидуальный маршрут», который позволяет оценивать личные продвижения каждого ученика, планировать работу, ориентируясь на конкретную личность.
Индивидуальный подход необходим для создания успешной ситуации, комфортных условий обучения. В понятие комфорта включаются заинтересованность, мотивы учащегося, доступность. Важнейшим фактором является сохранение здоровья. Педагог не имеет права игнорировать такие особенности как левшество, наличие каких-либо заболеваний (пониженное зрение), состояние ребенка в конкретной ситуации (подрался, ссора дома, не поел, болит живот, голова). Не учитывая это, можно покалечить не только психику ребенка, но и нанести вред физическому здоровью.
Учёт индивидуальных особенностей ребенка (темпа работы, уровня развития речи, мышления, памяти, внимания, восприятия, ведущего полушария, интересов, особенностей семьи и т. д.) является залогом успешности. Интересна в этом отношении книга Еремеевой В. Д. и Хризман Т. П. «Мальчики и девочки – два разных мира». Авторы говорят, что минусы в обучении детей часто связаны именно с незнанием многих особенностей (ведь в идеале необходимо учесть и особенности мужского и женского начал).
Конечно, учителя в коррекционном образовательном учреждении понимают важность учета особенностей ребенка с ОВЗ, его индивидуальности. Часто на уроках даются дифференцированные упражнения, предлагаются индивидуальные задания с учетом возможностей учащихся.
Но классно-урочная система и существующие жесткие рамки учебного процесса не всегда дают возможность учесть все особенности каждого.
Идеальным условием для реализации принципа индивидуального подхода является индивидуальная работа с учащимися. Это индивидуальные занятия и индивидуальные беседы с учащимися.
Индивидуальные занятия проводят логопеды, психологи, дефектологи, учителя классов с учащимися, особо нуждающимися в индивидуальной помощи. Это дети, находящиеся по состоянию здоровья на надомном обучении, а также ученики с особыми нарушениями речи, поведения, проблемами в усвоении материала.
Опыт работы показывает, что большая эффективность в коррекции достигается именно на индивидуальных занятиях, которые позволяют максимально обеспечить необходимые условия для работы с каждым ребёнком, учесть все его особенности. Это касается и речевых нарушений, и трудностей восприятия какой-то определенной темы, и любых других проблем.
При индивидуальной работе внимание ребенка сосредоточено на учителе, ученик не отвлекается на одноклассников, он спокоен, рад вниманию и вынужден работать.
Индивидуальная работа с учеником позволяет вовремя среагировать на конкретную ситуацию, учесть настроение, самочувствие, проявить интерес к личным переживаниям, похвалить за каждую мелочь, аккуратно и тактично указывать на недостатки.
Уверена, индивидуальная работа с ребенком принесет больше пользы, даже при некотором отступлении от запланированного.
На индивидуальных занятиях каждый ребенок имеет возможность проявить себя, быть понятым, раскрепоститься, рассуждать вслух; учитель может объяснить непонятное столько раз, сколько потребуется конкретному ученику, используя те методы и приёмы, которые подходят только для него. Кроме этого, на индивидуальных занятиях больше вероятности установления личного контакта с ребенком, что имеет решающее значение для дальнейшей работы (и индивидуальной, и групповой), для объяснения правил работы в коллективе.
При индивидуальной работе мы ориентируемся на только на конкретную личность в определенной ситуации, подстраиваемся под учащегося, чувствуем его, знаем, что ему нужно. Некоторые дети нуждаются в общении с учителем, так как обделены вниманием со стороны семьи, может быть, и сверстников. Очень важно дать ребенку высказаться ( дома им не интересуются, на уроках – часто не понимают и обрывают, останавливают ).
Кому-то нужно просто уйти на время из класса. Не зря дети часто хотят идти на занятия к логопеду и психологу: им нравится внимание и успех, их личный маленький успех. На индивидуальных занятиях дети занимаются лучше и получают больше. Часто индивидуальная работа оказывается более эффективной.
На индивидуальных занятиях ребенок чувствует себя свободнее, комфортнее, что дает возможность проявить себя, раскрыться в большей мере, спросить лишний раз, работать в силу своих возможностей. Учитель может, ориентируясь на состояние и уровень ученика, сменить вид деятельности, повторить и объяснить большее количество раз, увеличить или уменьшить количество часов на определенную тему (исходя из личных продвижений и достижений ребенка); использовать различные формы проведения занятия и оценивания деятельности каждого учащегося; подобрать доступный способ разъяснения непонятного. Учитывая степень усталости или возбужденности, может провести незапланированные физпаузы, использовать приёмы самомассажа, цвето-, сказкотерапии и т. д.
Индивидуальная работа создаёт наиболее благоприятные условия для освоения учебного материала каждым ребёнком, для коррекции имеющихся недостатков, позволяет учителю максимально подготовить учащегося к жизни в обществе, использовать все его резервы, раскрыть его таланты, сориентировать на дальнейшую деятельность в коллективе. Реализация индивидуального подхода помогает ученику чувствовать себя увереннее и успешнее.
Техники арт-терапии
Техника «Мандала»
Цель: расшифровка (диагностика) и коррекция эмоционального состояния ребенка. Материалы: листы А4 или А3, средства рисования, заготовки в виде круга, ноутбук или ПК.
Техника очень информативная, ресурсная. Это мягкий способ диагностики состояния ребенка. Своеобразный автопортрет личности, который расскажет об отношении к самому себе, к миру и к окружающим.
Правила работы с детьми
- Предоставьте ребенку право выбрать из набора заготовок ту мандалу, которая ближе ему по настроению.
- Предложите ребенку самостоятельно выбрать материалы для работы и цветовую гамму.
- Практикуйте использование музыкального сопровождения — тихую медитативную музыку для фона.
- Не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия. Помните: мы следуем за ребенком, находимся чуть в стороне и наблюдаем за ним. Мы можем вести с ним диалог, спрашивать: что сейчас происходит? что ты чувствуешь?
- Не высказывайте оценочные комментарии по поводу работы. То, что сделал ребенок самостоятельно — это та информация, которая поможет вам увидеть его состояние и проблемы.
Задачи, которые можно решить с помощью техники «Мандала»
- Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
- Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
- Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
- Овладение изобразительными навыками.
- Развитие художественно-творческой активности.
Возрастные особенности
- 1–2 года. Рисование в пустом круге (в этом возрасте важны цвет и форма). Рисуем вместе с мамой безопасными пальчиковыми красками (три основных цвета: красный, желтый, синий).
- 3–5 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Необходим набор карандашей (не менее 12 цветов), гуашь, цветная пастель, сангина и уголь, работа с цветным песком.
- 6–7 лет. Раскрашивание готовых мандал на выбор ребенка и рисование собственных. Можно уже использовать в работе более сложные акварельные краски.
- Позднее дети, подростки и взрослые с удовольствием рисуют цветными ручками, тушью, простым карандашом.
Ход занятия
«Посмотри, какой волшебный круг! Ты можешь его раскрасить так, как тебе нравится».
Звучит медитативная музыка, и ребенок работает в спокойной обстановке. Дети, как правило, раскрашивают мандалу от центра к периферии, это и есть способ расслабления (взрослые и подростки в идеале должны раскрашивать мандалу от периферии к центру). Здесь нет четких правил, работа с мандалой — это творчество и интуиция. По окончании работы попросите малыша придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение.
«А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди ему место в комнате».
Во время занятия спрашивайте малыша, нравится ли ему то, что он нарисовал. Если да — то это ресурсное состояние, в котором ребенку комфортно пребывать. Значит, он черпает вдохновение и новые позитивные эмоции из своей работы, ему нравится, что появилась такая возможность — творить.
А если малыша не устраивает его творение, ккруг можно изменить, разрезать или порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ к получившейся картинке. Какое чувство больше, какое — меньше? Почему тебе не нравится твой рисунок?
«Наблюдайте за всеми изменениями ребенка, фиксируйте информацию в тетрадь. Эти данные помогут понять, какую психо-коррекционную программу использовать с малышом в дальнейшем».
Значения цветов
Красный
— символ жизненной энергии, силы, уверенности в себе (если его слишком много, то — самоуверенности или даже агрессивности),
Оранжевый
— свидетельствует об амбициозности, завышенной самооценке, а также о трудности в общении.
Желтый
— солнечный цвет, часто используют в мандалах люди искусства, он символизирует творчество, прибавляет оптимизма, радости, способствует раскрытию творческого потенциала, успешным новым начинаниям.
Зеленый
— символ обновления, может свидетельствовать о силе родительских чувств, способности и готовности воспитывать детей (если очень много — гиперопека).
Синий
— сила духа, спокойствие, выносливость, рассудительность, развитая интуиция.
Голубой
— символ дружелюбия, сострадательности, отзывчивости.
Фиолетовый
— в мандале говорит о том, что человек стремится к гармонии, этот оттенок вдохновляет и очищает. Однако если фиолетовым закрашен центр мандалы, это может свидетельствовать о сильной связи (если не о полной зависимости) автора с матерью.
Коричневый
— цвет земли, это — укорененность, практичность, желание стабильности, безопасности.
Черный
— цвет тайны, тени, тьмы. Присутствие его в рисунке мандалы может свидетельствовать о депрессивном состоянии, опустошенности, утрате опоры и веры в жизни.
Белый
— защитный цвет, символ чистоты, духовности, но если его слишком много, это может говорить об отсутствии энергии у автора такой мандалы.
Диагностические моменты
- Как ребенок выполняет задание (сразу или после обдумывания)?
- Какие элементы и в каких количествах использует?
- С какой части круга начинает строить мандалу?
- Насколько симметричный узор выкладывает?
- Какие цвета использует?
- Вносит ли коррективы в свою работу (какие, как часто)?
- Насколько заполняет внутреннее пространство круга?
- Как центральная часть мандалы соотносится с внешним кругом?
- Чем заканчивает выполнение работы?
Интерпретация
- Общая композиция и цветовая гамма.
- Наличие центра и границ; цвет, форма, структура, последовательность изображения.
- Асимметрия.
- Признаки стадий «Большого круга Мандалы».
- Анализ используемых символов.
Техника «Фототерапия»
Цель и задачи:
- развивает творческие способности;
- расширяет кругозор;
- помогает замечать происходящее вокруг;
- учит жить «здесь и сейчас»;
- рушит шаблонное мышление;
- повышает уверенность в себе;
- позволяет понять свой внутренний мир;
- устраняет тревожные мысли, страхи, депрессивные состояния;
- снимает нервное напряжение;
- помогает отвлечься;
- улучшает взаимоотношения с близкими.
Материалы: фотоаппарат, смартфон, флеш-карта, ноутбук или ПК.
«С помощью фототерапии мы позволяем ребенку создавать собственный продукт, работать со сложной техникой и принимать более серьезную ответственность за свои действия».
Основные задачи
- Обогащение эмоционально-образной сферы детей.
- Снижение тревожности, преодоление страха и неуверенности, повышение самооценки.
- Развитие художественного мышления, фантазии и воображения.
- Овладение изобразительными навыками.
- Развитие художественно-творческой активности.
Работать таким методом можно с детьми разного возраста, начиная с трех лет.
Основные функции
- Актуализирующая
— связана со способностью фотографии оживлять события из прошлого и прорабатывать эмоции от переживания тех событий с педагогом-психологом. - Стимулирующая
— при создании и просмотре снимков происходит активация разных сенсорных систем: зрения, тактильной чувствительности, кинестетики и т.д. - Деконструирующая
— освобождение человека от ложных установок, значений. - Смыслообразующая
— помогает человеку увидеть смысл его поступков и переживаний. - Рефрейминг
— создание фотоколлажей, чтобы изменить смысл произошедшего. - Защита
— выстраивание дистанции от травматических событий или малоприятных ситуаций, которые были в прошлом. - Удерживающая
— фотография может удерживать чувства от бессознательного прорыва в реальность, и при этом их можно спокойно изучать. - Экспрессивно-катарсическая
— повторное более глубокое переживание чувств ребенка.
Основные группы методов фототерапии
- Группа А.
Развитие памяти, внимания, мышления, тонкой моторики. - Группа Б.
Общие темы. Содержит техники, помогающие осознанию чувств и эмоций, а также способствует их выплеску, выражению. Сюда входят и техники на самораскрытие, на раскрытие внутренних ресурсов, улучшение способности к самоконтролю и др. - Группа В.
Восприятие себя. Здесь содержатся техники, помогающие исследовать собственное «Я» и свой внутренний мир. - Группа Г
— содержит техники и упражнения для парной работы. - Группа Д
— включает техники для совместной работы участников, позволяющие решить ряд проблем примерно так же, как и в группе Г. - Группа Е
— набор сочетающихся между собой техник из предыдущих пунктов.
Упражнения с использованием фотографий
Цель: реконструкция проблемного поля, формирование экзистенциальных умений, самовыражение, обогащение жизненного опыта, активизация всех сенсорных систем ребенка, преодоление сенсорной депривации,формирование мотивации на саморазвитие и самореализацию.
Примерные темы фотомарафона: «Мои тревоги и страхи», «Весна… Пробуждение», «Тысяча и один путь в будущее», «Смыслы и ценности », «Песни души», «Противостояние», «Ад и рай на земле», «Мои отражения», «Парад фантазий», «Я в мире и мир во мне», «Жажда роста», «Сны», «В поисках бога» , «Свет и тень», «Люди и маски», и др.
Формат работы:
- индивидуальный;
- групповой.
Ход работы:
- Ребенку (или группе) предлагается в течение недели делать снимки по заданной теме. Это может быть поставленная ребенком или группой сцена, или спонтанное фотографирование отвечающего тематике эпизода из жизни или события. При необходимости оговаривается территориальная граница фотопутешествия.
- К готовым фотографиям придумывается название. Каждый снимок рассматривается и обсуждается. При работе в группе подростки разбиваются на пары, обмениваются снимками. Задача каждого в паре — понять, что хотел передать в фотографии его партнер. В конце каждого марафона делается тематическая выставка.
Техника «Мобильный фоторепортаж»
Цель: повторное переживание события с целью его отреагирования, получения эмоционально положительного ресурса, поиска новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с событиями прошлого или настоящего, построение жизненной перспективы.
Примерные темы фотомарафона: «Один день из жизни моей семьи» , «Первый день каникул» , «Один день из моей жизни», «Один день из жизни моего класса», «Перемена в школе» , «Ура, дискотека!» , «Экзамен» и др.
«Техника поможет увидеть взаимоотношения в семье, посмотреть, какое эмоциональное пространство окружает ребенка. Технику можно использовать и для диагностики, и для коррекции состояния детей».
Формат работы:
- индивидуальный;
- групповой.
Ход работы:
- Подростку предлагается сделать серию снимков. Это должна быть фотохроника заданного темой события.
- Отпечатанные снимки располагаются на листе ватмана по хронологии события. Каждой фотографии необходимо придумать свою рамку и название. Затем автор представляет свой фоторепортаж.
- При работе в группе фоторепортажи могут рассматриваться и обсуждаться.
Техника «Арт и Фото»
Цель: социальная идентификация, развитие вариативности мышления, получение Эмоционально положительного ресурса, поиски новых смыслов, снятие психоэмоционального напряжения, связанного с неприятием отдельных черт своей личности и личностей родителей, развитие интереса к себе, повышение самооценки, коррекция детско-родительских отношений.
Необходимые материалы: бумага или картон, заготовки из картона в форме овалов, ножницы, краски, кисти, стаканчик для воды, клей, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, фольга.
Формат работы:
- индивидуальный (ребенок и родитель);
- групповой.
Ход работы:
- Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги формата А3 любимое животное или сказочного персонажа. Причем изначально ему нужно выдать заготовки из картона в форме овалов. Это должны были быть «лица» героев, они не разрисовывались. Во время рисования дети по очереди проговаривают те качества выбранных животных или героев, которые им нравятся.
- Затем нужно вырезать овалы и получить заготовки для фотографий. Потом можно вставить лица в вырезанные овалы и фотографировать.
- Поменяться с родителями рисунками и снова сфотографировать. Обсудить фотографии.
«Родители смогут по-новому взглянуть на своего ребенка — они увидят личность, способную творить, реализовываться, чувствовать, ощущать и проявлять свои эмоции. А дети, в свою очередь, откроют в родителях детскую непосредственность».
МАК-терапия
Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик. Важен не заложенный изначально психотерапевтом в картинку смысл, а душевный отклик каждого клиента на попавшуюся ему картинку.
Проекция — это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у нас внутри. Именно так карты позволяют увидеть внутренний мир ребенка.
Принципы работы с МАК
- Психолог или психотерапевт никогда не спорит с тем, что происходит с ребенком. И, таким образом, возвращает ребенку то, чего у него очень мало — власть, уверенность. Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — ребенок выступает экспертом.
- Карты — это не средство для постановки диагноза и составления заключения, а источник информации о человеке.
- Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов своих клиентов, и уж точно нельзя оценивать их.
- Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.
Дата публикации: 05.03.2018
Коррекционно-развивающие занятия,
на развитие внимания,для детей с ОВЗ.
Развитие внимания, к сожалению, дело нелегкое, прежде всего потому, что требует высокой самоорганизации, причем в первую очередь от взрослых, которые проводят занятия с ребенком. Дело в том, что заниматься нужно каждый день, за редчайшим исключением (например, если заболели вы или ребенок), но при этом занятие не должно быть длительным — всего 15-20 минут. В заданиях такого типа очень важна мотивация малыша, его нацеленность на результат.
Важно именно для вашего ребенка подобрать «волшебный ключик», зачем ему нужно быть внимательным, и вообще разобраться, что такое внимание, и какие «выгоды» можно обрести, становясь более внимательным. «Общего рецепта» для подбора мотива, конечно, нет, ведь у каждого человека свои интересы и всех под одну гребенку не расчешешь, поэтому подумайте, что важно и интересно именно для вашего малыша. Выполняя задания, ребенок будет развивать внимательность, тренировать наблюдательность и усидчивость, и все это должно проходить в игровой форме. Не перетруждайте ребенка в занятиях, пусть это будет увлекательной и радостной ежедневной игрой мамы и ребенка или психолога и ребенка.
Задания и упражнения на развитие внимания:
«Корректурная проба»
На бланке за 2 минуты нужно, по порядку просматривая все строчки, найти и зачеркнуть все знаки, заданные в образце, например, все черные треугольники и белые ромбы. Обратите внимание на то, что задание выполняется ровно 2 минуты. Выполнять задание необходимо строго по порядку, чтобы закреплять навык сканирования пространства, то есть просматривать строчки слева направо. Главная цель данного задания — научить ребенка максимально собираться, концентрироваться на относительно не продолжительный промежуток времени. На каждом занятии таблицы и значки меняются. В следующий раз это могут быть буквы, цифры, другие фигуры.
«Найди спрятавшийся предмет»
Во всем многообразии линий ребенку необходимо найти изображенный предмет и раскрасить его. Вы можете сами рисовать любой предмет, а потом прятать его под хаотичными линиями.
«Не пропусти хлопок»
Ребенку дается задание: когда он услышит слова, принадлежащие к определенной категории, он должен каким-то образом показать это, например, хлопнув в ладоши. Ребенку зачитывается набор тематически подобранных слов или заранее подготовленный текст, слушая который, ребенок должен выполнять это упражнение. Инструкция: «Хлопни в ладоши, когда услышишь любое мужское имя: Маша, Таня, Коля, Николай, Кристина, Александра, Семен, Степан, Сергей, Ольга, Ира, Ирина, Иннокентий, Кеша, Шарик, Шурик, Лёня, Лена, Никита, Вера, Мурка, Бобик, папа, котенок, Сережа, Андрюшка, Димочка, Лариса, Ульяна, Кузьма, Зоя, Евгений». Инструкция 2: «Подпрыгни один раз на месте, когда услышишь название цвета. Блестящий, голубой, красный, красивый, зеленый, фиолетовый, коричневый, светлый, белый, мрачный, тусклый, зеленый, синий, черный, темный, желтый, матовый, шершавый, разноцветный, серый, яркий, гладкий, потухший, салатный, розовый». Инструкция 3: «Когда услышишь название дикого зверя, присядь. Утка, лебедь, волк, корова, собака, дикая собака динго, слон, тигр, лошадь, петух, кошка, жираф, леопард, обезьяна, еж, белка, сова, ворона, лось, олень, индюк, суслик». Инструкция 4: «Когда услышишь название овоща, подпрыгни. Помидор, клубника, яблоко, огурец, тыква, персик, лук, слива, картофель, кабачок, редис, клюква, морошка, капуста, репа, брусника, свекла, чеснок, груша, смородина».
«Корректор-1»
В этом упражнении ребенку нужно по образцу заполнить пустые фигуры значками, как показано на образце, в каждом занятии таблицы и значки меняются.
«Следопыты»
Предложите ребенку внимательно рассмотреть рисунок, в котором спрятались какие-либо предметы или персонажи. Они могут быть едва заметными или находиться в самых неожиданных частях рисунка. Главное — быть внимательным и найти все предметы, которые условились искать. Инструкция: «Найди и раскрась всех птичек на рисунке. Сколько их? А теперь раскрась весь рисунок до конца».
«Царевна Несмеяна»
Ребенок на время игры превращается в царевну Несмеяну. По команде «замри» он замирает, и, что бы ни происходило вокруг, ни в коем случае ему нельзя смеяться. Задача взрослого — постараться рассмешить ребенка или заставить его пошевелиться, соблюдая всего одно условие: замершего нельзя касаться.
«Скульптор»
Попросите ребенка закрыть глаза или завяжите их, и вот так на ощупь предложите вылепить какую-либо фигуру. Если ваш ребенок хорошо справляется с пластилином, то лепить можно что-то более сложное; если не очень хорошо получается, то делать можно самое простое — шарик или кубик. Лепить можно все что угодно — начинать лучше с простых форм, постепенно переходя к более сложным.
«Да» и «нет» не говорить
Черное и белое не называть». Игра заключается в том, что ребенку запрещается употребление некоторых слов. Из названия понятно, что вводится запрет на произнесение слов «да», «нет», «черный», «белый». Спрашивать можно о чем угодно — о книгах, игрушках, цветах, развлечениях. Отвечающий должен помнить, что запретные слова ни при каких условиях говорить нельзя. Кроме правила о запретных словах стоит договориться и о том, что паузы между вопросом и ответом затягивать нельзя и что длительное молчание также может вести к проигрышу. Для того чтобы игра не продолжалась бесконечно, ограничивается время игрового диалога, например три минуты. Если отвечающий на вопросы не ошибается за это время, значит, он выигрывает. Выполнять роль задающего вопросы может и взрослый, и, впоследствии, ребенок.
«Путаница»
В зависимости от сюжета рисунка создается история, которая рассказывается ребенку. Главное в этом задании то, что остается неизменным при любой сюжетной линии, — паутина перепутанных линий, в сплетениях которых нужно разобраться ребенку. Инструкция: «Найди какой котенок играется клубком».
«Тихая эстафета»
Дайте малышу колокольчик. Пусть он держит его за ленточку. Попросите ребенка, держа колокольчик в руках, выполнить различные движения. При этом ему нужно постараться, чтобы колокольчик не зазвонил.
«Не звени, мой колокольчик»
Выложите на стол несколько предметов — тарелки, ложки, колокольчики, погремушки — все, что может звякнуть. Попросите ребенка переложить с места на место несколько предметов так, чтобы не прозвучало ни звука.
Игра с мячом «Живое — неживое»
Познакомьте ребенка с понятиями «одушевленный» и «неодушевленный», объясните, что все одушевленные, живые предметы — это «кто», а неодушевленные, неживые — «что». Приведите несколько примеров. Объясните правила игры: когда вы, кидая мяч, называете что-то живое — мяч нужно ловить, неживое — мяч ловить нельзя.
«Бирюльки»
Для игры понадобятся счетные палочки или спички. Допустим, вы взяли спички. Возьмите десять спичек, перемешайте их в руках и высыпьте на стол так, чтобы они не разлетелись слишком широко, а касались друг друга. Игроки вытаскивают по одной спичке так, чтобы ни одна другая лежащая спичка не шелохнулась. Игрок, под чьей рукой шевельнулось одновременно больше одной спички, передает ход другому игроку. Побеждает тот, кто вытащит больше спичек.
«Небылицы»
На рисунке допущены ошибки. Попросите ребенка их найти и показать вам. Затем предложите раскрасить смешной рисунок.
«Монетки»
Ребенок берет горсть жетонов или монет. Ему необходимо, держа монеты на ладони, выставить их стопочкой на столе, добавляя каждый раз сверху по одной. Важно, чтобы все складываемые монетки изначально были в руке, и чтобы ребенок их выкладывал, доставая пальцами с середины ладони. Ну и, конечно же, все это он должен проделывать только одной рукой.
«Солнышко»
На спине ребенка взрослый пальцем «рисует» или «пишет» некие символы. Изображать можно предметы, буквы, цифры — в зависимости от уровня общего развития вашего ребенка. Начинать лучше с использования простых рисунков — солнце, елочка, домик. Первые несколько раз можно рисовать на тех участках кожи, где ребенку видно, чтобы он мог соотнести то, что он чувствует, и то, что он видит, в единое целое. При более развитой телесной чувствительности можно использовать более сложные образы или писать целые примеры или слова. Все будет зависеть от вашей фантазии и уровня развития вашего ребенка.
«Что забыл художник?»
Ребенок, рассматривая изображения, на которых чего-то не хватает, дорисовывает недостающие детали. Главная цель игры в том, чтобы научить ребенка находить особенности, видеть детали. В ходе выполнения данного задания развивается способность видеть ошибки, неточности, дошкольник учится контролировать правильность выполнения.
«Гляделки»
Нужно сесть или встать друг напротив друга и пристально, не отрываясь, смотреть друг другу в глаза, моргать при этом разрешается. Проигрывает тот, кто первым отведет взгляд в сторону. Если вы затеваете эту игру с совсем еще маленьким ребенком, мне кажется, главным в данном случае будет мотивировать его, вовремя поддаваться, хвалить, эмоционально откликаться на его успехи и неудачи.
«Половинки»
Для этого задания понадобятся карточки, на которых нарисованы рисунки, открытые лишь наполовину. Это могут быть верхние или нижние половинки картинок, а может быть, левые или правые, а может быть, и каким-то еще образом спрятанные частички. Смысл задания — восстановить недостающие элементы.
«Найди отличия между картинками»
Перед ребенком кладут лист, на котором нарисованы два похожих рисунка. Вместе с взрослым он рассматривает, что нарисовано, и ищет различия между изображениями. После чего один из рисунков ребенок раскрашивает.
«Посмотри внимательно»
На мой взгляд, это наиболее сложное задание из всех здесь представленных, так как требует абсолютной отдачи отчета самому себе, что делается и зачем, а это не всегда бывает возможным, ведь одно дело, чего хочет взрослый, а другое — чего хочет ребенок и насколько он осознает необходимость происходящего. Предложите ребенку удобно сесть, расслабиться и в течение определенного времени очень пристально рассматривать какой-то предмет. Промежуток времени лучше выбирать небольшой, от 1 до 5 минут. Предмет для созерцания может предложить взрослый, а может выбирать и сам выполняющий задание. Стоит заранее предупредить, что внимание будет рассеиваться, появится желание отвести взгляд, но нужно удерживать себя от этого и продолжать рассматривать предмет. Усилием воли нужно снова и снова возвращаться к рассматриваемому предмету, разглядывать его вдоль и поперек, находить все новые мельчайшие подробности и детали. Моргать можно, главное — удерживать взгляд. Если вы сможет мотивировать ребенка, можно усложнить данное упражнение. Предложите малышу закрыть глаза, представить некий предмет, допустим яблоко, и «рассматривать» его как можно более подробно, представляя, как оно поворачивается то одной, то другой стороной. Упражнение очень сложное с одной стороны, но очень действенное — с другой. Важно решить вопрос с мотивированием и силой воли выполняющего.
«Интеллектуальные таблицы»
Вопросы, задания, предлагаемые ребенку, довольно просты и практически не требуют от него каких-либо специальных знаний. Главная трудность для выполняющего заключается в ограничении количества времени — для каждого задания 2-5 секунд. Кроме временного ограничения, обязательным условием является однократность предъявления задания, то есть каждое задание зачитывается только один раз, иначе оно попросту теряет свой развивающий смысл. О правилах выполнения упражнения ребенку сообщают заранее, чтобы он знал и был готов к этим ограничениям. Диктуя задания, произносить слова нужно четко и ясно, чтобы ребенок вас понял. 1. «Если ты мальчик, нарисуй солнышко, если девочка, то цветочек. 2. Поставь в круге точку. 3. Нарисуй три круга, закрась любой не первый круг. 4. Закрась фигуру, у которой три угла. 5. Закрась стрелочку направленную вниз. 6. Под чертой нарисуй кружок. 7. Закрась первый квадрат и последний, 8. Нарисуй любой круглый предмет. 9. Обведи то число, которое больше. 10. Если елки зеленые, то нарисуй круг, если синие то квадрат. 11. Нарисуй внутри круга треугольник. 12. Если собаки умеют мяукать, то поставь плюсик. 13. Раздели круг пополам. 14. Подчеркни все треугольники. 15. Напиши любое число». «Интеллектуальные таблицы». 2-й вариант 1. «Если сейчас зима, нарисуй круг, если нет — квадрат. 2. Закрась третий кружок и зачеркни первый. 3. Если собаки лают, поставь в треугольнике плюсик, если нет — минус. 4. Нарисуй столько же квадратов, сколько медведей в сказке «Три медведя». 5. Если ты девочка, то нужно нарисовать бантик, а если мальчик, то шарик. 6. Над линией поставь точку, а под ней нарисуй овал. 7. Если на руке 5 пальцев, зачеркни все единицы, если другое количество — все двойки. 8. Раздели вторую сверху линию пополам. 9. Закрась фигуру без углов. 10. В каждый треугольник поставь точку. 11. Если Рита — имя мальчика, напиши любую букву, если имя девочки, то любую цифру. 12. Нарисуйте три треугольника, и зачеркни из них средний. 13. Нарисуй рыбку. 14. Нарисуй столько же палочек, сколько времен года. 15. Поставь три точки не в круге». «Интеллектуальные таблицы». 3-й вариант 1. «Если яблоко — это фрукт, напиши, сколько будет к 2 прибавить 1, если овощ, то от 2 отнять 1. 2. Нарисуй столько же квадратов, сколько лап у кошки. 3. Нарисуй столько же кругов, сколько хвостов у коровы. 4. Нарисуй любой зеленый овощ. 5. Нарисуй, что выше — куст или дерево. 6. Поставь в квадрате 5 точек и соедини их линией. 7. Если сегодня ясный день, нарисуй солнце, если пасмурный — тучу. 8. Если рыбы умеют плавать, то нарисуй волну. 9. Если груша — это овощ, напиши сумму чисел 1 и 1. 10. Нарисуй в квадрате треугольник, а в круге квадрат. 11. Закрась меньшую фигуру, и обведи большую. 12. Заштрихуй квадрат. 13. Внутри треугольника нарисуй круг, а в квадрате поставь три точки. 14. Если кошка — это животное, нарисуй треугольник, если нет, то круг. 15. Нарисуй три плюса и один знак равенства, зачеркни те знаки, которых меньше». «Интеллектуальные таблицы». 4-й вариант 1. «Обведи все фигуры, у которых нет углов. 2. Поставь по одной точке в каждом углу квадрата. 3. Нарисуй столько же кругов, сколько поросят в сказке «Три поросенка». 4. Зачеркни все круги. 5. Поставь в квадрате плюс, а в треугольнике минус. 6. Выбери лишнюю фигуру, и закрась ее. 7. Соедини нижний конец четвертой линии с верхним концом пятой. 8. Зачеркни все фигуры без углов. 9. Реши только третий пример. 10. Под каждым минусом поставь плюс. 11. Поставь плюс в меньшем треугольнике. 12. Реши один любой не третий пример. 13. Внутри треугольника нарисуй круг. 14. Закрась все треугольники. 15. Подчеркни самое большое число». «Интеллектуальные таблицы». 5-й вариант 1. «Соедини верхний конец третьей линии с верхним концом первой. 2. Нарисуй круг над чертой и галочку под ней. 3. Поставь единицу в круг. 4. Закрась все круги. 5. Если написанные числа равны, обведи их в круг. 6. Если сейчас зима, нарисуй треугольник, если нет — квадрат. 7. Если ты можешь ходить по потолку, поставь плюс, если нет — прочерк. 8. Подели пополам все стороны квадрата. 9. Подчеркни третье слово одной чертой, второе двумя, первое зачеркни. 10. Поставь три точки в квадрат, так чтобы они были снаружи треугольника, 11. Если сейчас утро, поставь плюс в треугольник, если нет — в квадрат. 12. Зачеркни фигуру с наибольшим количеством углов. 13. Обведи более длинное слово. 14. Нарисуй линию и поставь на ней четыре точки. 15. Закрась второй круг, в третий поставь точку, а два последних зачеркни».