ДЕТСТВО-ГИД
Методические рекомендации «Современные методы по формированию у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
Елисеева Любовь Александровна, воспитатель МБДОУ № 15, г. Коломна
Работу по формированию привычки ЗОЖ следует реализовать серией систематических мероприятий, основы которых составляют ежедневные упражнения. Многие действия детей следует сделать настолько привычными, чтобы они выполнялись автоматически. Например, привычка полоскать рот после еды, причесываться и другие. Часть воспитательных задач постепенно усложняется, часть – остается неизменной для детей любого возраста. Усложняются, например, действия по уходу за помещением, одеждой, по оказанию первой медицинской помощи. В группе должны быть созданы условия для развития культурно-гигиенических навыков, все должно быть доступно и привлекательно для детей.
Обучение детей младшего дошкольного возраста проводится в игровой форме, в среднем и старшем дошкольном возрасте воспитатель разбирает различные проблемные ситуации, проводит эксперименты. Наблюдая за собой, обследуя себя в игре, дошкольники учатся оказывать первую медицинскую помощь: обрабатывать мелкие царапины, ссадины, накладывать компрессы на ушибы. Главное – научить правильно действовать в случае заболевания, травмы, уметь описать свое состояние. Следует уделить внимание и вредным привычкам (курение, пьянство, наркомания), осуждая их, раскрывая перед детьми их отрицательное влияние на здоровье человека.
В группе должна быть создана комфортная для нервной системы ребенка эмоционально-психологическая среда. Утром воспитатель приветливо встречает детей, интересуется, какое настроение у ребенка. В течение дня воспитатель, чтобы снять у детей нарастающее в играх или в процессе какой-либо другой деятельности возбуждение, утомление, проводит «музыкальные паузы», «минуты тишины». В работе с детьми предлагается проводить упражнения на расслабление – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц.
Режимные моменты можно организовать по-разному, но обязательно в каждом из них воспитатель должен продумать свое общение с детьми. Для эмоциональной разгрузки и для игр в группе должен быть уютный уголок или ширма, где ребенок может некоторое время уединиться, «отдохнуть». Воспитанию потребности в ежедневных физических упражнениях способствуют оздоровительный бег (учитывается бег в подвижных играх) и физкультурные занятия, утренняя гимнастика и воздушная гимнастика после сна. Знакомя дошкольников с различными видами спорта, необходимо использовать наглядный материал. Для детей и родителей рекомендуется устраивать спортивные праздники: «Папа, мама и я – спортивная семья», «В гостях у Нептуна», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». В дни каникул целесообразно провести новогодний праздник «Здоровья».
Для самостоятельной двигательной активности детей в группе должен быть спортивный уголок с различными атрибутами: мячи, кегли, коврики, флажки, ленты, кольцебросы и т.д. Для профилактики плоскостопия используются ребристые доски, массажные дорожки (коврики с различными наполнителями: камешки, песок).
Следует формировать у детей представление о зависимости здоровья организма от принимаемой пищи. «Пища должна быть не только вкусной, но и полезной». Во время приема пищи необходимо беседовать о пользе того или иного блюда, продукта. В младшем возрасте можно использовать игровой момент. В старшем возрасте следует больше говорить о пользе принимаемой пищи. Детям необходимо рассказывать и о правилах правильного питания. В старших группах эти правила, выполненные схематически, можно повесить где-либо и регулярно вспоминать, рассказывая о них Незнайке, медвежонку Бурику или другим сказочным персонажам. С детьми старшего и подготовительного возраста проводятся эксперименты «Как работает желудок», «Сильное и слабое сердце». Экскурсия на кухню помогает дошкольникам узнать, как и из чего готовится обед, а экскурсия в медицинский кабинет и беседа с врачом или медицинской сестрой поможет детям узнать о связи между питанием и здоровьем человека и о том, какую пищу и почему называют полезной, а какую – вредной.
Для закрепления детьми понятий о здоровой пище, о витаминах как источнике хорошего настроения и здоровья проводятся дидактические игры: «Полезная и вкусная пища», «Где спрятались витаминки», «Выбери и нарисуй полезные для здоровья продукты», «Заполни корзины». Для ознакомления детей с содержанием витаминов в пище целесообразно организовать в группе кафе «Витаминка», где дети также принимают второй завтрак: молоко или соки. Во время проведения «Дня здоровья» с дошкольниками готовятся фруктовые или овощные салаты, которыми угощаются родители или сотрудники д/с.
Тема ЗОЖ проходит через все виды деятельности ребенка: аппликация, лепка, рисование, занятия «Мир вокруг нас» и другие. Стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки, аудиозаписи, видеозаписи помогут сделать занятия белее интересными и увлекательными. Для закрепления навыков здорового образа жизни следует проводить Дни здоровья один раз в месяц, а в дни каникул – Неделю Здоровья.
Вопросы формирования у детей привычки вести здоровый образ жизни должны решаться в тесном контакте с семьей. В планировании и проведении такой работы большую помощь оказывает анкетирование родителей, которое помогает больше узнать о ребенке, его физическом развитии, а также наметить наиболее важные и эффективные формы педагогической пропаганды. Наряду с традиционными формами работы с семьей (посещение на дому, оформление стендов и родительских уголков, проведение собраний, консультаций) могут быть использованы деловые игры, тренинги, привлечение родителей к занятиям, к проведению «Дней здоровья», к физкультурным праздникам и досугам.
Наиболее полно усвоить вышеперечисленный материал помогают занятия-тренинги, проводя которые воспитатель действует по схеме: — помоги ребенку осознать, зачем ему это нужно делать; — научи в увлекательной форме определенным действиям: мыть руки, чистить зубы и т.д.; — приучи выполнять эти действия ежедневно, регулярно.
Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками по приобщению к здоровому образу жизни Формирование здорового образа жизни дошкольников в процессе физкультурно-познавательной деятельности Современные типы и методы речевого взаимодействия при восприятии картины Формирование у дошкольников привычки безопасного поведения на улицах посредством игровой деятельности >
Формирование навыков ЗОЖ в детском саду
Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения
Описание материала: предлагаю вам статью по формированию навыков здорового образа жизни у дошкольников, посещающих детский сад по теме «Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения». Данный материал будет полезен родителям дошкольников и воспитателям в дошкольных учреждениях. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста». / Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской федерации» № 273-ФЗ от 1 сентября 2013 года. Статья 64 п. 1 Дошкольное образование. Дошкольное образование-очень короткий период в жизни человека. Формирование привычки к здоровому образу жизни-одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо-только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия является основной задачей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет ребенок проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. Именно поэтому с раннего возраста необходимо приобщать ребенка к заботе о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность и активность в саморазвитии и самосохранении. Работа в этом направлении целесообразна только совместно с семьей, так как важным субъектом начального звена системы является семья. Она создает условия для первичной ориентации детей в организации здорового образа жизни. Семья остро нуждается в помощи специалистов на всех этапах дошкольного детства. Очевидно, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Главная задача воспитателя и родителей в работе по приобщению к здоровому образу жизни-формировать разумное отношение к своему организму, учить вести здоровый образ жизни с раннего детства, владеть необходимыми санитарно-гигиеническими навыками. Родители должны поддерживать в домашних условиях принципы формирования здорового образа жизни в оптимальном сочетании со всеми здоровьесберегающими мероприятиями, проводимыми в детском саду. Привычка к здоровому образу жизни-это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье, в дошкольном образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить ребенка самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровья. Здоровый образ жизни— это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы детей научим, они должны применять в реальной жизни. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных при воспитании детей этого возраста. И насколько она изначально продумана, спланирована и организована, зависит, будет ли она способствовать укреплению здоровья, физическому и психическому развитию, а также воспитанию культуры поведения. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку ощущение чистоты, здоровья. Необходимо приучать ребенка к гигиеническому индивидуализму: своя расческа, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, свое полотенце, своя зубная щетка. Подводить детей к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и здоровья окружающих. В детском саду воспитатель приучает воспитанников заботиться о своем здоровье и о здоровье окружающих, формирует навыки личной гигиены, дают знания о здоровой пище, ориентирует детей на здоровый образ жизни. Пути решения задач: непосредственно образовательная деятельность, игры-занятия, изобразительная деятельность, прогулки, гигиенические процедуры, закаливающие мероприятия, игры, спортивные мероприятия, праздники, беседы, чтение литературы, использование эмоционально-привлекательных форм. Обучение следует организовывать не только на занятиях, но и во всех режимных моментах, когда возникают ситуации, наталкивающие детей на принятие решения об этой проблеме. Несомненно, главными союзниками в этой работе должны быть родители. С первых дней знакомства с ними, воспитатель показывает и рассказывает все, что ждет их детей в детском саду, обращая особое внимание на вопросы, связанные со здоровьем детей. Выслушивает их просьбы относительно питания, сна, одежды ребенка. Все медицинские и закаливающие процедуры проводятся только строго с согласия родителей. В первую очередь следует направить работу и доказать, что без их участия мы не сможем добиться хороших результатов, только они являются самым ярким примером для своих детей. Семья и детский сад-два воспитательных института, каждый из которых обладает своим особым содержанием и дает ребенку определенный социальный опыт. В этих целях широко используются различные формы сотрудничества: беседы, консультации, семинары, родительские собрания, совместные праздники, анкетирование. Проведение дней открытых дверей с демонстрацией методов и приемов работы с детьми, показ разных видов физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста. Привлечение родителей к участию в жизни детского сада. Красочные наглядные стенды знакомят родителей с жизнью детского сада, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными особенностями детей. В уголках для родителей размещена информация практической направленности с использованием интересных фактов, рекомендации воспитателя и специалистов. В результате такой работы, с использованием различных форм и методов общения с родителями, повышается педагогическая грамотность родителей; повышается культура межличностного взаимодействия детей в детском саду. Таким образом, работа в тесном взаимодействии с родителями по вопросу формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста приносит положительные результаты, предложенные пути по данному вопросу являются эффективными и позволяют решить одну из важнейших задач, предписанных федеральным государственным стандартом дошкольного воспитания.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование здорового образа жизни у дошкольников посредством валеологии Беседа с элементами игры, для детей старшей группы на тему: ЗОЖ Здоровьесберегающие технологии в развитии детей дошкольного возраста через подвижные игры Беседа для детей подготовительной группы. День борьбы с туберкулёзом
Похожие статьи:
Пословицы и поговорки для детей дошкольного возраста о здоровье
Словесные игры на спортивную тему для старших дошкольников
Беседа «Полезные и вредные привычки» в старшей группе
Опыт работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
Наталья Лебедева
Опыт работы «Формирование у дошкольников привычки к здоровому образу жизни»
Детство – уникальный период жизни человека, в процессе которого формируется здоровье. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется на всю жизнь. Можно научить ребенка хорошо бегать, прыгать, кататься на лыжах, но если у него не будет мотивированной потребности в этом, все эти навыки будут бесполезны в жизни. Важно научить ребенка понимать, сколь ценно здоровье для человека и как важно стремиться к здоровому образу жизни. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Проблема здоровьяв настоящее время рассматривается и в широком социальном аспекте: как психическое и социальное благополучие. Человек благополучен и значит, здоров, если у него преобладают положительные эмоции.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста, в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Именно поэтому любое общеобразовательное учреждение, (и в первую очередь детский сад)
должно стать
«школой здорового стиля жизни»
детей. Где любая их деятельность будет носить
оздоровительно-педагогическую направленность, и способствовать воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.
Поэтому в своей работея поставила перед собой следующую цель: сформировать у детей представления о здоровом образе жизни как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Цель реализуется через решение следующих задач:
Дать детям общее представление о здоровье, как о ценности, учить беречь свое здоровье и заботится о нем.
Оказывать помощь детям в формировании привычек здорового образа жизни, привитии и закреплении культурно — гигиенических навыков.
Расширять знания детей о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Знакомить детей с факторами, влияющими на здоровье человека (окружающая среда, сон, двигательная активность)
.
Реализация работы по формированию здорового образа жизни у детей осуществлялась следующим образом:
Для проведения воспитательно-образовательной работыстараюсь создавать благоприятные условия в помещении: организуем сквозное проветривание в отсутствие детей, поддерживая температуру воздуха в группе 20 -22° С.
Ежедневно утром проводится утренняя гимнастика, цель которой
– создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Помимо утренней гимнастики, проводимой в традиционной форме, провожу её в форме музыкально-ритмических движений. Зарядка ценна ещё и тем, что у детей вырабатывается привычка каждый день по утрам выполнять различные упражнения. Со временем эта полезная привычка переходит в потребность и сохраняется у человека на всю жизнь.
Помимо ежедневной утренней гимнастики с детьми провожу физические упражнения и подвижные игры. Их цель – обучать детей
правильному выполнению движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и повышение самостоятельной двигательной активности.
В процессе работы по формированию здорового образа жизни стараюсь развивать у детей основные гигиенические навыки. Учу детей закатывать рукава, хорошо намыливать руки мылом, тщательно ополаскивать их, мыть лицо, досуха вытирать личным полотенцем, пользоваться носовым платком. Некоторые дети плохо вытирают руки после мытья, оставляя их полувлажными. С такими детьми беседую индивидуально, объясняю, что лучше делать это старательно и тщательно, вытирать каждый пальчик – это очень полезно, руки не замерзнут и пальчики будут рады массажу. При формировании культурно-гигиенических навыков использую такие приемы,
как показ, объяснение, непосредственная помощь, поощрение, индивидуальная беседа. При проведении работы использую положительную оценку, похвалу, поощрение.Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает.
В ходе образовательногопроцесса с детьми были проведены циклы бесед: «Я и мое здоровье»
,
«Как правильно мыть руки»
,
«Что такое витамины»
,
«Полезная и вредная еда»
,
«Зачем делать зарядку»
,
«Для чего нужны рукавички»
и т. д.
Игровые упражнения на формирование здорового образа жизни: «Мы умеем есть красиво»
,
«Чистые ладошки»
,
«Послушные расчески»
и т. д.
Также использую систему эффективного закаливания детей: ежедневные прогулки, обливание рук прохладной водой, умывание прохладной водой, хождение по «дорожкам здоровья»
, мытье ног перед сном (в теплое время года, босохождение, облегченная
форма одежды, сон при открытых форточках в теплый период года и д. р.
Кроме всего перечисленного в своей работе стараюсь использовать следующие формы оздоровления: физминутки и динамические паузы, пальчиковые игры, дыхательную и артикуляционную гимнастику, гимнастику пробуждения.
Во время бесед учу ребят осознавать ценность здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью, знакомим с элементарными правилами безопасного поведения и опасных для них ситуациях. Рассматриваем наглядность и плакаты – «Дети и дорога»
,
«Один дома»
,
«Основы гигиены»
и др.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников также являются дидактические игры «Полезные и вредные продукты»
,
«Овощи и фрукты»
, сюжетно-ролевые
«Больница»
,
«Семья»
,
«Больница»
, где дети вместе с воспитателем обыгрывает
жизненные ситуации.
Ещё одной формой приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима, которую ежедневно использую в работе с детьми, является гимнастика после дневного сна. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Обычно я начинаю этот вид гимнастики таким образом: дети постепенно просыпаются под звуки мелодичной музыки, которая вызывает приятные положительные эмоции.Предлагаю упражнения из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя, стоя. После этих упражнений дети проходят по массажным дорожкам, выполняя корригирующие упражнения в разном темпе. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.
Использование релаксационных упражнений помогает снять напряжение с мышц лица, рук, ног, туловища. Коммуникативные игры «Корабль и ветер»
,
«Бабочка»
,
«Гроза»
,
«Муравей»
развивают эмоциональную сферу ребенка.
Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям «Путешествие по станциям здоровья»
,
«Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит!»
.
Детская художественная литература способствует развитию познавательного интереса к человеку, его здоровью. Дети с удовольствием слушают и обсуждают сказки «Волшебный морж»
,
«Простуда и здоровье»
,
«Спаси Веронику»
, Л. Воронковой
«Маша-растеряша»
, стихи К. Чуковского
«Мойдодыр»
, А. Барто
«Девочка чумазая»
, З. Александровой
«Что взяла, клади на место»
,
«Топотушки»
и др. разучивают стихотворения, отгадывают загадки, знакомятся с пословицами и поговорками. Беседа с детьми после прочитанной книги углубляет ее воспитательное воздействие, дети устанавливают связь рассказа со своим
опытом, делают несложные обобщения.
С детьми провожу беседы на темы: «Если хочешь быть здоров»
,
«Наши верные друзья»
,
«Чистота – залог здоровья»
,
«Предметы гигиены»
,
«Зимняя прогулка»
,
«На зарядку становись!»
,
«Овощи и фрукты — полезные продукты»
, и т. д.
Дети узнают, какие продукты полезны для организма, какие витамины содержатся во фруктах и овощах, знакомятся со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.
Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка, которую формирует не только дошкольное учреждение, но
и семья. Поэтому оформляю информационные папки-передвижки для родителей («Режим дня»
,
«Иммунитет детей»
,
«Бережем здоровье»
,
«Воспитание правильной осанки»
…, провожу индивидуальные консультации
«Одежда детей в группе»
,
«Одежда детей по сезону»
,
«Организация прогулки в выходные дни»
…
В семье, в общении с родителями дети получают первые уроки жизни. В результате общения ребенка с близкими взрослыми он приобретает опыт действий, суждений, оценок, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры поведения отца и матери, как образца для подражания, а так же родительское слово, как метод педагогического воздействия. Главное, чтобы слова родителей, их пример, реальные проявления, а так же оценки поведения детей совпадали и тем самым закрепляли представления ребенка о том, «что такое хорошо и что такое плохо»
. Поэтому, я объясняю родителям, что дома важно подкреплять предъявляемые к детям требования личным поведением, специально демонстрировать
образцы гигиенической культуры, добиваться единства в подходе к ребенку.
В октябре три семьи приняли участие в творческом конкурсе фотогазет «Здоровье и семья»
(семья Николаевых, семья Балакиных и семья Васильцовых, где
работа Николаевых была отправлена на районный конкурс и заняла III место. Также они приняли участие во II Всероссийском конкурсе «Здоровым быть здорово»
Работа по формированию первоначальных представлений о здоровом образе жизни – это своего рода фундамент будущего здоровья детей. Поэтому эта работа должна проводиться постоянно и непрерывно как в семье, так и в дошкольном учреждении, т. к. большую часть времени дети проводят с нами.
Перспектива:
С целью повышения интереса к здоровому образу жизни планирую вместе со специалистами и родителями продолжать систематическую работу в данном направлении через совместные мероприятия по формированию культуры здоровья у детей, сохранению и укреплению их здоровья, и использование интегрированного подхода в этом направлении