Конспект индивидуального логопедического занятия Автоматизация звука [с’]
Тема: Автоматизация звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.
Цель: закрепить четкое произношение звука [с’] в слогах, словах, словосочетаниях.
Задачи: Образовательная: Закрепление навыков слогового анализа
Коррекционно-развивающая: развитие фонематических процессов
Воспитательная: воспитание контроля над собственной речью
Оборудование: 2 игрушки (поросята), игрушечный дом, шкаф, костюм, бумажные цветочки и листочки, счетные палочки, картинный лабиринт.
Ход занятия
I. Орг. момент
Отгадай загадку и узнаешь, кто к нам сегодня придёт на занятие. Хвостик крючком, носик пяточком. Кто это? (Поросёнок). Правильно. Вот он у нас какой. (Логопед показывает игрушку). А зовут его Сема. Он собирается идти к своему другу Масяне в гости.
II. Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы идти в гости нужно умыться, одеться, нарядиться. Сема идет чистить зубки. Как Сема чистит зубы, язычок? (Упр. почистим нижние зубы, почистим язычок). Сема почистил зубы и улыбнулся. Как Сема улыбнулся? (Упр. улыбка).
III. Массаж лица
А теперь Сема умывается. И лицо мы умываем, Дружно щеки растираем. Моем носик, ушки, лоб, Вот умылись и вперед.
VI. Мимическая гимнастика
Сема думает, что ему одеть. Он вспомнил, что у него есть костюм и обрадовался. (Покажи, как обрадовался Сема). Открыл шифоньер и не нашел костюм. Удивился. Потом расстроился. (Как удивился, расстроился?). Нашел костюм. Обрадовался. (Как обрадовался?).
V. Анализ артикуляции
Какой звук я выделяю в именах СЕМА, МАСЯНЯ. Произнеси его. Какую форму у тебя принимают губы, когда ты произносишь звук [с’]? А где у тебя находится язычок, когда ты произносишь этот звук?
VI. Характеристика звука
Расскажи, что ты знаешь о звуке [с’]? Звук [с’] гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? Звонкий или глухой?
VII. Дыхательная гимнастика
Подул ветер и в комнату залетели осенние листья. Их срочно нужно убрать. Один Сема быстро не справится, помоги ему. (Сдувание бумажных листочков с поверхности стола. Обязателен контроль, за воздушной струей, которая должна идти с языка).
VIII. Развитие фонематического слуха в слогах
Поросенок Сема придумал для своего друга игру и хочет с тобой посоветоваться: как ты думаешь, понравится ли Масяне такая игра? Я называю слоги, а ты как только услышишь звук [с’], хлопаешь в ладоши. — СЯ-; -СЁ-; — РЫ-; — ЯСЬ-; — ОСЬ-; -БА-; -АР-; -АСЬ-; И Т.Д.
IX. Закрепление звука в слогах, развитие чувства ритма
Ну пора отправляться в путь. Но вот беда, дверь захлопнулась. Поросенок Сема не может выбраться из дома. Чтобы дверь открылась, нужно произнести заклинание. Я попробую тебе помочь. Повторяй за мной. СЯ – СЯ; СЯ – СЯ – СЯ; ясь – ясь; ясь – ясь – ясь; СЁ – СЁ; СЁ – СЁ – СЁ; Ёсь – Ёсь; Ёсь – Ёсь – Ёсь; СЮ – СЮ; СЮ – СЮ – СЮ; Юсь – Юсь; Юсь – Юсь — Юсь; Последнее заклинание оказалось верным и дверь открылась.
X. Закрепление звука в словах
«Картинный лабиринт». Посмотри какая запутанная дорожка. Сейчас вы с Семой пойдете по этой дорожке, а чтобы было не скучно пойте песенку с’ – с’ – с’. На этой дорожке вам встретятся детёныши животных и птиц, будьте готовы! (Ребёнок ведёт пальцем по лабиринту, называя детёнышей, которые встречаются на пути: лосёнок, рысёнок, поросёнок, лисёнок, гусёнок.) XI. Пальчиковая гимнастика Давай посчитаем, кого вы встретили? (Ребёнок называет детёнышей и загибает пальцы.) С каждым кто вам встретился, вы здоровались. С кем вы поздоровались? (Перечисляет с кем здоровались (Поздоровались с лисёнком, с гусёнком, с лосёнком и т.д.), при этом соединяет поочерёдно большой палец с другими пальцами.)
XII. Развитие фонематического слуха в словах
Вы пришли на скучную поляну, ни одного цветочка на ней нет. Попробуем ее украсить? Я буду называть слова, а ты за мной повторять . Как только услышишь звук [с’] будешь класть цветок на полянку. (СИТО, ПАРТА, СЕМЬ, РАК, ПОСЁЛОК, ПОРОСЁНОК, ТЕТРАДЬ, ПИСЬМО, СЕТКА, РУЧКА, СИТЕЦ).
XIII. Слоговой анализ
Перед вами река. Ее ни как не перейти. Нужно мастерить мост. Для этого разбери слова на слоги. Сколько слогов в слове, столько и полочек ты кладешь. (КИСЕЛЬ, ТЕСЕМКА, ГУСЬ, ДЕСЯТОК, СЕВЕР, СИТО, ЛОСЬ. РЫСЬ, АПЕЛЬСИН). XVI. Согласована существительных с прилагательными Вот вы и добрались до Масяни, и он вас встречает. Расскажи, Масяне кого вы встретили? Какие они? (Встретили лосёнка, гусёнка и т.д. Гусёнок – маленький, желтый, и т.д. лосёнок — …., поросёнок…
XV. Итог
Автор материала: Гондарь Елена Алексеевна
Также по теме:
Автоматизация звука [С] в предложениях
Автоматизация звука [с] в словах, звук в начале слова
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух. СА: Сад, са-ни, са-мо-кат, сай-ка, сам, Са-ня, са-по-ги, са-бо, са-у-на, са-док, Сав-ва, со-бы-ти-е, со-вок, со-вет, со-ва; СО: сок, сон, сом, со-я, со-да, Со-фья, Со-ня, соп-ка, сот-ня, сой-ка, со-ты, сон-ный; СУ: суп, сум-ка, суб-бо-та, суд-но, сук-но, су-хо, сун-дук, су-е-та, сут-ки, су-хой; СЫ: сын, сыт, сы-нок, сы-пать.
Автоматизация звука [С] в предложениях из 7 — 8 слов:
- У Сани в сумке – ананас и капуста.
- У Саввы – фикус, а у Сони – кактус.
- Соня и Саня идут на выставку собак.
- У Сани в банке – сом с усами.
- У нас в саду – кусты и высокие сосны.
Наглядность по автоматизации звука «С» в словосочетаниях и предложениях будет хорошим подспорьем в ваших занятиях с детьми.
Автоматизация звука [с] в словах, звук в конце слова
Повторять слова, чётко произнося звук С (выделяя голосом)
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
АС: квас, бас, нас, по-гас, а-на-нас. ОС: нос, по-кос, под-нос, ко-кос. УС: вкус, как-тус, у-кус, фо-кус, ав-то-бус, фи-кус, ми-нус. ЫС: мыс, ку-мыс. ИС: Де-нис. ЁС: пёс, о-вёс, у-тёс, у-нёс. ЕС: вес, лес, на-вес. ЯС: по-яс.
Автоматизация звука [с] в словах, звук в середине слова
Ребёнок повторяет слова. Следим за артикуляцией звука [с]: губы растянуты в улыбке, зубы «заборчиком», язык за нижними зубами, по средней линии языка идёт холодный воздух.
СА: о-са, ко-са, пи-сать, ку-сать, по-сад-ка, гу-сак, Ан-фи-са; АС: пас-та, пас-тух, нас-та-нет, кас-кад, кас-ка, мас-ка, о-пас-но; СО: пе-сок, ку-сок, но-сок, бо-сой, о-со-ка, вы-со-кий, по-я-сок; ОС: пост, воск, мост, ки-оск, хвост; СУ: не-су, па-су, по-су-да; УС: куст, пус-то, ка-пус-та, ав-густ, фо-кус-ник; СЫ: ве-сы, бу-сы, гу-сы-ня, по-сы-пать, ко-сын-ка; ЫС: выс-туп, вы-став-ка; ИС: писк, мис-ка, диск, а-ист, а-ис-тё-нок, пи-а-нист, тан-кист; ЕС: мес-то, тес-то, тес-но, тес-но-та, вес-на; ЮС: бюст; ЯС: яс-ный.