Оживим сказку: зачем ребенку домашний кукольный театр на столе.
В кукольном театре для ребенка все притягательно: куклы-игрушки, сказочный и знакомый сюжет, возможность самому принимать участие в действии, переиначивать его, играть и фантазировать, а, значит, творить. Не менее важна атмосфера праздника, неминуемо возникающего на каждом представлении. Ну и, конечно, участие мамы или папы предпочтительно для любого ребенка.
Первое, о чем нужно сказать: кукольный театр на столе является самой настоящей развивающей игрушкой. Развивающая игрушка – это та, которая растет вместе с ребенком. Т.е., купив один раз игру, вы сможете пользоваться ею в течение нескольких лет роста и развития ребенка, играть с героями сказок можно бесконечно долго и разнообразно, даже имея под рукой одних и тех же персонажей.
Что развивает домашний кукольный театр?
Множество необходимых качеств! Прежде всего, так называемый, эмоциональный интеллект. Сегодня уже всем известно, что успешность человека зависит не от набора его знаний, умений и навыков, а именно от уровня развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания свои собственные и других людей. Многие родители совершенно напрасно полагают, что развивать необходимо память, внимание, восприятие и т.д. Гораздо важнее для ребенка, особенно для дошкольника – эмоция. Маленький ребенок обучается не по команде «учись», его внимание (без которого невозможно восприятие) управляется интересом, удивлением, любопытством. А эмоция за собой «тащит» много нужной информации, которую ребенок усваивает без специальных объяснений или правил. Ничто так естественно и легко не развивает память и образное мышление, как игра в театр. Для ребенка все происходит ненавязчиво, его никто не обязывает специально выучивать роль или запоминать сюжет. В процессе игры процесс запоминания, проистекает сам собой. Причем, малыш учится не только запоминать, но и выстраивать строгую логическую последовательность по определенному сюжету, а позже и видеть картинку в целом.
Почему именно театр на столе, а не, например, пальчиковый или перчаточный?
Театр на столе – это самый первый кукольный театр ребенка. С какого возраста? Это зависит от самого малыша, все детки разные и развиваются каждый в своем темпе. Некоторые дети уже, как только начали сидеть, способны внимательно слушать маму и следить за куклами. Ребенок видит объемное изображение персонажа, видит, что он не статичен, а движется – это привлекает, вызывает интерес. Сначала малыш будет только наблюдать, затем, когда ему исполнится год-полтора, он сам сможет принять участие в спектакле – озвучивать небольшие роли (договаривать отдельные слова, подражать голосам животных). Художественный текст завораживает ребенка, затрагивает его эмоции, завладевает вниманием. Текст не просто запоминается, усваивается еще и то, как он организован. Отсюда скрупулезное внимание ребенка к деталям. Он не допускает пропусков, искажений: «Ты не так читаешь! Читай правильно!» А желание ребенка слушать бесконечно одну и ту же сказку работает на развитие игровых способностей (способностей сочинять). Из художественного текста ребенок усваивает способ действий автора: способы «плетения» сюжета, способы «построения» персонажей, способы их придумывания. Художественный текст учит, показывает, как создавать символическое игровое пространство. Именно поэтому, ребенку полезно слушать народные сказки: в них легко нащупывается структура, из них легко усвоить «грамматику» символического пространства – в силу того, что она с небольшими изменениями воспроизводится от сказки к сказке. А для ребенка крайне важно иметь устойчивые образцы для подражания. Это только нам, взрослым кажется нелогичной, например, «Курочка Ряба», а для малыша важно совсем другое: в сказке присутствуют опознаваемые, знакомые действия «бил-бил – не разбил» и что такое плачет очень-очень понятно. И если вы позволите себе немного артистизма, если вы изобразите, как именно плачет дед («У-у-у») и как плачет баба («И-и-и»), ребенок придет в восторг.
Настольный театр — такая замечательная форма, родственная режиссерской игре (актеры – маленькие игрушки) и связанная с книжным текстом. К примеру, текст какой-нибудь маленькой сказки в настольном театре может воспроизводиться почти дословно. Но в отличие от книги персонажи на настольной сцене обретают объем и некоторую «свободу» движений; фигурки передвигаются туда-сюда, «говорят». Показывая ребенку такой спектаклик, мы изображаем, как персонажи фыркают, нюхают, попискивают, дрожат, падают и т.п. – т.е. «достраиваем» текст за счет дополнительных движений и звуков, наделяем его теми мимическими, невербальными качествами, которые характерны для живого общения, но отсутствуют в книге. У театрального действия больше возможностей «забирать», удерживать внимание, чем у книжки. Эта форма работает и в тех случаях, когда малышам по разным причинам трудно высидеть на одном месте, слушая книжку. Эта форма облегчает восприятие и запоминание текста. А еще с ее помощью мы обучаем ребенка режиссерской игре, демонстрируем ее модель. Предполагается, что ребенок будет не только смотреть спектакль (поначалу пусть смотрит ‒ это тоже полезный навык), но и с какого-то момента сам будет принимать в нем участие. Тут возможны разные ходы: приблизить происходящее к игре в театр, усадить перед сценой зрителей (кукол и плюшевых зверей). А можно, просто «показывать» спектакль друг другу. Можно сразу поручить ребенку водить «говорящего» персонажа, можно предоставить ему куколку, которая ничего особенного не говорит, а только постукивает, попискивает, падает, подпрыгивает. Все зависит от желания и возможностей ребенка. Действия персонажа (даже довольно сложный набор) могут имитировать практически все дети: постукивать и попискивать – одно удовольствие.
Настольный спектакль всегда имеет дополнительные, «сверхпрограммные» возможности – то, что не предусмотрено авторским текстом: к примеру, поклон. Или вдруг окажется, что персонаж (пусть это будет лягушка) произносит неожиданную реплику: «Ой, устала! Где бы прилечь? Из чего бы кроватку сделать? Тук-тук-тук. Вот где лягу поспать. Мышка, мышка, ты устала? Хочешь поспать?» Не ответить – даже односложно – трудно. А «отвлекся» взрослый – глядишь, и ребеночек уже за двух персонажей говорит. Какая-то новая жизнь на сцене завязалась.
Эта форма театрализации близка к детской игре. В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь.
Главное дело ребенка – играть. К сожалению, этот тезис родители воспринимают с трудом – особенно, если малышу уже больше трех лет. Им кажется, что игра отнимает у ребенка время от подготовки к школе и, следовательно, отдаляет его от светлого будущего. Но вообще-то игра, как бы странно это ни звучало, подготавливает ребенка к тому, чтобы он научился писать сочинения. Вот сидит малыш на полу, что-то построил, двигает туда-сюда фигурки, машинки, шевелит губами или вслух что-то бормочет… Это действо психологи называют «режиссерской игрой».
В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Игра с маленькими игрушками и вправду похожа на постановку спектакля: куколки, солдатики, зверюшки, машинки – это персонажи. Что-то с ними по воле ребенка происходит: они существуют в сюжетном поле, которое ребенок придумывает «здесь и сейчас». Если вы ненавязчиво понаблюдаете за игрой ребенка и обнаружите, что внутри его игры происходит нечто сложное, «закрученное», что игрушки вступают между собой в разные отношения, разговаривают, – значит, прочитанные вами с ребенком книжки «работают», понимание развивается.
Механизмы, порождающие режиссерскую игру, очень напоминают механизмы сочинительства. И то и другое – из области творчества. Конечно, ребенок играет «для себя», без учета зрителей. Поэтому мы и называем эту деятельность игрой: в ней процесс важнее результата. Точнее, процесс здесь и есть результат. Но по тому, как возникает сюжет, как он развивается, как включаются в него игрушки и предметы, получая имена и роли, наделяясь определенными качествами, режиссерскую игру вполне можно считать прообразом художественного текста. Это таинство сродни сочинению сказки или рассказа. Иногда случаются даже целые «повести».
Режиссерская игра становится полноценной после трех лет, когда дети уже не просто подражают увиденным действиям других, а начинают сочинять – придумывать сюжеты, трансформировать в соответствии с этими сюжетами персонажей. В такой игре непременно есть события и конфликты. Причем события должны развиваться, а конфликты решаться.
Игровой сюжет – это не заимствованная, а именно придуманная, самостоятельно созданная конструкция. На самом деле, «позаимствовать» сюжетную конструкцию из реальной жизни крайне сложно. В реальной жизни мы лишены возможности увидеть ее «сюжет» целиком, и даже вообще воспринять его как сюжет. Мы находимся внутри ситуации и похожи на актеров во время киносъемок: в одном эпизоде снялись, в другом, но общий замысел нам не понятен. Мы не знаем, что получится в результате. Чтобы целое нам открылось, жизненный спектакль должен «закончиться».
Художественная литература для этого и существует. Благодаря чтению мы получаем возможность отстраниться от самих себя, раздвоиться: я отождествляюсь с книжным героем, и в то же время слежу за этим героем как зритель, получая возможность пережить его (свой возможный) трагический конец или счастливую развязку событий.
Для настольного театра нужны куколки, которые потом переселятся в режиссерские игры ребенка. Вообще ребенку нужны «литературные» игрушки. Они помогают ребенку «отыгрывать» переживания и в то же время создавать собственные сюжеты. Если такая кукла включается в игру, она «перетаскивает» туда что-то из своих книжных историй и в то же время, оказавшись среди других игрушек, способствует развитию «новых» отношений (иногда – выяснению отношений, но это тоже сюжет).
Среди игрушек, предлагаемых в детских магазинах мало персонажей из любимых книг. И они часто не соразмерны пространству режиссерской игры. Для нее нужны мелкие игрушки, легко умещающиеся в детскую ручку.
В статье использованы материалы Марины Аромштам.
Интересные факты о настольных детских театрах
Татьяне не спится. Несмотря на оформленный заказ, хочется узнать что-то большее про настольный театр для детей. Она до полуночи перебирает Яндекс и Гугл. Картинка интересная, оказывается:
- Настольным театром называют и другие виды детского театра: пальчиковый, теней, марионеток, стендовый.
- Настольный театр появился намного раньше, чем стол, который мы привыкли видеть у себя дома, и без которого не можем обойтись.
- Настольный детский театр чуть младше классического театра для взрослых. Дети присутствовали на спектаклях для взрослых, а потом в игре воспроизводили запомнившиеся сцены и события. Можно сказать, что настольный театр изобрели сами дети.
- Нарисованная бумажная кукла с одежкой среди листков школьной тетради является прототипом плоского настольного театра советских детей.
- Когда ребенок берет в руку игрушку и начинает за нее совершать какие-либо действия и подавать реплики, это уже настольный театр. Несмотря на то, что ребенок может играть и под столом.
- Персонажи и декорации могут быть самыми разнообразными: плоскими, объемными, полуобъемными. Они могут стоять на столе, одеваться на руку, быть в подвешенном состоянии или прикрепленными на опору.
- Общий стандарт для персонажей – высота фигурок, которую рекомендуют не более 30 сантиметров.
- Персонажи и декорации не обязательно должны быть покупными. Их можно изготовить самостоятельно из вполне обычных средств, которые всегда под рукой: бумага, картон, ткань, пряжа, природные материалы (камушки, веточки, шишки).