Способность общаться присуща человеку, и необходимость в развитии и совершенствовании этой способности продиктована самой природой человека и его жизнью в обществе. «Общение – это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности».
В наш век экстремально быстрого движения технического прогресса, масштабного объема информации, глобальной компьютеризации навык простого общения, умения слышать и слушать друг друга становится особенно актуальным. Формирование этого навыка берет свое начало с рождения ребенка и совершенствуется с ростом и развитием.
Не секрет, что современные родители одной из предпосылок устройства своего ребенка в детское дошкольное учреждение называют возможность постоянного нахождения в детском коллективе, возможность общаться со сверстниками. Справедливость такого мнения очевидна. Необходимость и важность общения учитывается и в современном Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Так, коммуникативное развитие является частью одной из пяти образовательных областей, а именно области «Социально-коммуникативное развитие». Согласно ФГОС ДО, эта образовательная область имеет ряд задач:
Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Как видим, важность развития общения, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми акцентуализируется.
Решение задач по формированию навыков общения решается в ДОУ на разных уровнях. В первую очередь, в процессе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, во взаимодействии педагога с детьми, в индивидуальной работе. Важным элементом в процессе формирования навыков общения в ДОУ является и организация самостоятельной деятельности детей, где ключевым элементом выступает развивающая предметно-пространственная среда. Л.С. Выготский о (2. С.320). Во ФГОС ДО предметно-пространственная развивающая образовательная среда заявлена как один из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста, а одной из функций предметно-пространственной развивающей среды определена коммуникативная функция.
Чтобы выполнять свои задачи, предметно-пространственная развивающая среда должна быть содержательной, трансформируемой, полифункциональной, доступной и безопасной. На наш взгляд, одним из элементов такой среды, отвечающим всем требованиям, является театральный уголок, а одним из видов театра, который особенно способствует развитию и обогащению коммуникативного опыта выступает пальчиковый театр.
Театрализованная деятельность имеет большие воспитательные и образовательные возможности. Участвуя в театрализованной деятельности, «дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным, ценностям. Это — конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события». (3)
В театрализованной деятельности используются различные формы организации: совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованное занятие, самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях, посещение детьми театров.
В общем же, театрализованную деятельность можно разделить на две большие группы, игру-драматизацию и «режиссерскую» игру. В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста»
, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. В режиссерской игре
«артистами»
являются игрушки, а ребенок, организует деятельность как
«сценарист и режиссер»
, управляет
«артистами
», но в то же время и сам является
«артистом»
, озвучивает героев и комментирует сюжет. Если игры-драматизации позволяют в большей степени раскрыть артистические способности ребенка, его личностные качества, то режиссерские игры в самостоятельной деятельности дают прекрасную возможность для общения и развития коммуникативных навыков. В нашей группе для самостоятельных режиссерских театрализованных игр мы предлагаем в первую очередь пальчиковый театр.
Правильное построение предложений, использование речевых средств и разнообразие словарного запаса – это цели, к которым мы стремимся при формировании речевой компетенции дошкольников. Однако, в настоящее время, дети в домашних условиях зачастую имеют опыт компьютерных игр, опыт использования интерактивных игрушек и игр на мобильных устройствах. Как известно, такие игры и игрушки замыкают ребенка, они не учат его общению, а концентрируют его сознание на примитивных, повторяющихся действиях, которые не несут ни эмоционально-психического, ни речевого развития, а скорее блокируют естественное возрастное развитие речи. В связи с этим возрастает важность формирования способности общаться друг с другом в ДОУ, умения выстраивать и вести диалог, как со сверстниками, так и со взрослыми.
Пальчиковый театр дает возможность для развития у ребят фантазии, мышления, речи. При надевании кукол на пальчики, при манипуляциях естественно и не напряженно происходит развитие мелкой моторики, что, как уже доказано исследователями, является необходимым условием развития речи. В процессе разыгрывания сказочных сюжетов, или небольших игровых сценок, дети учатся управлять своими движениями, тренируют ловкость, концентрацию внимания, точность и координацию движений, и главное – учатся строить диалог.
Пальчиковый театр на нашей группе является частью большого театрального уголка. В результате на сегодняшний день он представлен коллекцией вязаных игрушек по сказкам «Теремок», «Колобок», «Три поросенка», «Три медведя», «Курочка ряба», «Репка», а также вязаными фигурками животных. Все герои выполнены вручную Т.М. Трефиловой, бабушкой девочки, посещающей нашу группу. Целью
создания этого элемента предметно-пространственной развивающей среды является формирование у дошкольников навыков коммуникации и ведения диалога. В связи с этим главными
задачами
мы выделили формирование способности связно и последовательно излагать свои мысли, строить развернутое речевое высказывание и формирование способности взаимодействовать, договариваться, строить совместную диалогичную игру.
Работа с пальчиковым театром проводится по двум направлениям, которые включают в себя разные виды деятельности.
Первое – это инсценировка сказок, потешек, загадок, разыгрывание мини-сценок на тему этикета, дружбы, сезонных изменений в природе. Это происходит во время НОД по речевому развитию, формированию элементарных математических навыков, познавательного и художественно-эстетического развития, режимных моментов. Воспитатель выступает в роли ведущего и дает детям пример простых упражнений с куклами: наклон (приветствие, здороваются), покачивание из стороны в сторону (герой сердится, отрицание), характерные движения. Отдельное внимание уделяется речи героев и ее интонационному оформлению. Куклы используются и при работе с ориентировкой в пространстве и понятиями «право», «лево», «верх», «низ», «в…», «на…», «за…», «под…» и др. Отдельное внимание уделяется анализу характеров героев, создаются проблемные ситуации с участием кукол, которые дети охотно разрешают и помогают герою или задают ему вопросы. На этом этапе зачастую нами используется ширма.
Так, например, ребятам очень нравится игра «Прятки», когда мы надеваем на пальцы несколько кукол, дети закрывают глаза, одна из кукол убирается или меняется местами с другой. Задача ребят – назвать изменение.
Второй этап представлен непосредственно самостоятельной игрою детей с куклами пальчикового театра и проходит в свободное время по желанию детей. Дети выбирают сами форму игровой деятельности: иногда они разыгрывают знакомую сказку. Однако наблюдения показывают, что ребята чаще придумывают сами небольшие истории про героев, разные сюжеты, в которых иногда находят отражение события дня и волнующие их темы. Бывает так, что набор кукол берут двое или трое детей, а некоторые присоединяются в процессе игры и наблюдают «представление». Случается, что куклы берет один ребенок, и играет сам, расставляя их на столе. Стоит отметить, что на этом этапе дети играют без ширмы, получая удовольствие от манипуляций с куклами и от общения друг с другом, выстраивая диалог.
Таким образом, пальчиковый театр как элемент предметно-пространственной развивающей среды является продуктивным и занимает важное место в организации самостоятельной деятельности дошкольников. Он выполняет коммуникативную, познавательную, воспитательную и развивающую функции. Дает возможность педагогу подробнее узнать характер, настроение, желания ребенка.
Помогая детям развивать умение общаться, строить диалог, «сказка на ладошке» и сама сочетает в себе некую диалогичность, позволяя не только самовыражаться и взаимодействовать в коллективе, но и удовлетворить потребность ребенка в покое, уединении.
В эпоху глобальной технизации и компьютеризации, при масштабном ассортименте детских игрушек разных вариантов, вязаный пальчиковый театр продолжает оставаться востребованным детьми, выполнять важную коммуникативную функцию при становлении и развитии личности ребенка, помогает учиться взаимодействию, совместной деятельности, а также открывает возможность прислушаться к себе, понять себя, свои движения и показать собственные открытия другим.