конспект НОД по теме: Рассказывание русской народной сказки «Теремок»


Конспект НОД по ознакомлению со сказкой «Теремок» (первая младшая группа)

Пырьева Юлия
Конспект НОД по ознакомлению со сказкой «Теремок» (первая младшая группа)

Цель: Продолжить знакомство с русской народной сказкой «Теремок»

посредством театрализованной деятельности.

— учить внимательно слушать сказку, сопровождаемую показом фигурок настольного театра.

— способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т. д.);

— развивать связную речь, внимание, память, логическое мышление;

— воспитывать эмоциональную отзывчивость; доброжелательное отношение к театрализованной деятельности.

Материалы и оборудование: волшебный сундучок, листочки на ленточках елочки, герои сказки «Теремок (настольный театр, два теремка

Конспект по развитию речи в младшей группе, сказка «Теремок»

Антонина Боброва

Конспект по развитию речи в младшей группе, сказка «Теремок»

Разработала: Воспитатель ГБДОУ № 52 Приморского района Боброва Антонина Игоревна

Используемые технологии: Игровая

Цель: Создание благоприятных условий творческой активности у детей посредством театрализованной деятельности.

ОО «Речевое развитие»

1. Учить детей четко и внятно произносить слова, развивать интонационную выразительность.

2. Формирование словаря: активизировать в речи детей слова – терем- теремок, мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок – серый бочок, косолапый медведь.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре.

2. Развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки.

3. Воспитывать доброжелательность и дружеские взаимоотношения.

ОО «Физическое развитие»

1. Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта детей.

Демонстрационный материал: репродукции картин (иллюстраций к сказке «Теремок») художников Ю. А. Васнецова, Евгения Чарушина, Е. М. Рачёва, А. Комарова.

• чтение и обсуждение русской народной сказки «Теремок»;

• подбор сюжетных картин и репродукций русских художников для рассматривания к сказке «Теремок»;

• настольный театр, сказка «Теремок»;

• сказка «Теремок» на фланелеграфе.

Содержание НОД

Вводная часть (3 минуты).

Воспитатель с детьми стоят около доски. На доске иллюстрации с изображением сцен из сказки «Теремок».

Воспитатель. Ребята, я недавно разбирала старые вещи и нашла интересные картинки из своего детства. Я даже помню, как моя бабушка рассказывала мне сказку по ним. Но, я не помню, что это была за сказка… (Ответы детей)

Да, правильно! Это иллюстрации к сказке «Теремок».

Воспитатель. Посмотрите на эти иллюстрации, какие они интересные. Какие красивые наряды на лисичке, зайчике, волке… На них русский народный костюм: сарафаны, рубахи, на ногах лапти.

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам превратиться в героев сказки, чтобы её вспомнить! Кто хочет на волшебную полянку? У нас в группе есть замечательные костюмы. Давайте переоденемся.

Основная часть (9 минут).

Воспитатель. Давайте сядем в круг на волшебную полянку. (Дети садятся на ковёр вместе с воспитателем)

Стоит в поле Теремок,

Он ни низок, ни высок,

Воспитатель. Ребята, кто первым прибежал в Теремок?

Воспитатель. Правильно, мышка.

Воспитатель. А давайте мы попробуем изобразить её! А как мышка пищит?. (Дети показывают звуками)

Стоит в поле Теремок,

Он ни низок, ни высок,

Вот по полю скачет…

Воспитатель. Ребята, а кто следующим пришёл в Теремок?

Воспитатель. Правильно! Давайте, ребята, покажем, как же прыгают и квакают лягушки… (Дети показывают)

Молодцы! Здорово у вас получается!

Воспитатель. Мышка пригласила лягушку в теремок и стали они жить все вместе.

Стоит в поле Теремок,

Он ни низок, ни высок,

Дети. Зайка бежит!

Воспитатель. Правильно! Где наши зайки? Как зайки прыгают?. (Дети показывают)

Воспитатель. И зайка тоже стал жить в теремке!

Стоит в поле Теремок,

Он ни низок, ни высок,

Воспитатель. А кто следом за зайкой прибежал?

Дети. Лисичка!

Воспитатель. Совершенно верно! Лисичка.

Воспитатель. Покажите, ребятки, хитрую лисичку. (Дети показывают)

Вот так лисички!

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, лисичку пригласили в теремок? (Дети отвечают, что да)

Ну, конечно-же! Вы совершенно правы!

Стоит в поле Теремок,

Он ни низок, ни высок,

Воспитатель. Кто на этот раз бежит?

Дети. Волк!

Воспитатель. Да, верно, это волк! А какой волк бывает? Давайте покажем! (Дети показывают)

Воспитатель. Даже страшно стало, как много у нас волков… И волк тоже стал жить в теремке и охранять его жителей.

Стоит в поле Теремок,

Он ни низок, ни высок,

Воспитатель. Ребята, а кто пришёл последним в теремок?

Дети. Медведь!

Воспитатель. Правильно! Покажите косолапого мишку! (Дети показывают)

Воспитатель. Ребята, а что же мишка сделал? (Дети отвечают, что сломал) Да, правильно! Он сломал теремок… (Дети топают ножкой, изображая действия медведя)

. Расстроился мишка до слез.

Хватит, мишенька, реветь!

Сколько можно так сидеть?

Нужно строить новый дом-

Заживём все дружно в нём!

Воспитатель. Вот какие молодцы, помогли мне вспомнить сказку!

Воспитатель. Ребята, а какой у вас самый любимый момент в сказке? Давайте я вам его ещё раз прочитаю. (Воспитатель перечитывает по желанию детей)

Подтексты и смыслы в сказке «Теремок»

Предыстория

Сказка «Теремок» имеет множество интерпретаций у многих народов мира. Впервые, три варианта русской сказки записаны и опубликованы в сборнике русских сказок А.Н. Афанасьева в 1855–1873 гг.

Многие сказочники и фольклористы разбавили инвариантный сюжет своими деталями. Так, известны версии А.Н. Толстого, М. Булатова, В. Сутеева, В. Бианки. Особо следует выделить вариант М. Булатова, который изменил концовку сказки, добавив в сюжет восстановление теремка.

Что важно выделить в сюжете теремка?

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Мы свели основные моменты сказок в таблицу:

Сказка в сборнике А.Н. АфанасьеваСказка под номером 82Сказка под номером 83Сказка под номером 84
Вид теремка«Построила муха терем»КувшинЛошадиная голова
Кто жил в теремкемуха-горюха
заюшко из-под ку́стышка

волчище серое хвостище

муха-шумиха
мышь из-за угла хмыстень

лягушка на воде балагта

заяц на поле свертень

лиса на поле краса

волк из-за кустов хап

мышка-норышка
заяц на горе увёртыш

лисица везде поскокиш

волк из-за кустов хватыш

Кто разрушил теремокмедведь толстоногиймедведь лесной гнётмедведь всех вас давишь
Как разрушил теремокспустил лапой по терему и разбил егоСел на кувшин и всех раздавилсел на голову и раздавил всех

Как видно из таблицы, различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья.

Сказка «Теремок» довольна проста в сюжетном плане. Первые три варианта, записанные А.Н. Афанасьевым, различаются в небольших деталях. Различия в сказках никак не влияют на сюжет. Важно отметить, что герои сказки – это различные животные, которые, если не враги между собой в настоящем мире, то по крайней мере, не друзья. Появляются они можно сказать по размеру. Но теремок вместил всех, кроме медведя.

Залогом допуска в теремок является согласие уже живущих в нем. Заметим, никто из животных не возражает против появления нового жильца. Здесь скрыто важное отношения к ближнему: не важно друг он тебе или враг, ведь не случайно, что в определенный момент жизни перед тобой появился именно он: воспринимай его как награду – если это хороший человек, воспринимай его как испытание – если это плохой человек.

Образом чего является теремок?

Сам объект теремка не раскрывается в сказке: будь то кувшин или голова лошади, дальнейшее описание теремка как жилища отсутствует за ненадобностью, смысл ведь не в этом.

В начальном понимании теремок в сказке является образом дома, который приютил всякого приходящего. Как правило, дом ассоциируется у человека с миром и спокойствием. Именно мир является скрытой сентенцией теремка, под крышей которого собираются столь разные животные и живут в нем мирно. Как тут не вспомнить фразу прп. Серафима Саровского:

«Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи».

Посмотрите, ведь в сказке опосредовано доносится мысль о важности мира внутреннего – это достигается тем, что животные дружелюбно принимают в теремок всякое приходящее животное, другими словами, внутренне примиряются. А через мир внутренний наступает мир внешний, ведь животные до прихода медведя жили в согласии. Другими словами, можно сделать вывод, что мир (как духовное понятие) является и некой коннотацией теремка.

Еще одной важной деталью является то, что в сказке не указываются какие-то дополнительные внешние атрибуты быта животных в теремке, а мы знаем, что если в сказке что-то умалчивается, значит это имеет значение. В данном случае, умалчиванием выделяется дружелюбное отношение живущих в теремке к вновь приходящим. По сути, только это в сказке и отображается, каждый раз повторяясь при очередном животном.

— Я, мышка-норышка; а ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай ко мне жить.

Вошла лягушка, и стали себе вдвоём жить.

Именно поэтому пространственное значение теремка не указано в сказке, а точнее оно указано заведомо малым, так как очень важно показать внутренне отношение жителя теремка к приходящему. Другими словами доносится мысль – не думай сколько места у тебя в жилище, много или мало – не это требуется от тебя. А получилось так, что все животные в теремке поместились, хотя если представить что волк, лиса и собака влезли в кувшин, то возникает какой-то логический абсурд. Вот она простая, но важнейшая мысль сказки! Будь готовым помочь всякому приходящему и просящему. Не полагайся только на свои силы и мысли! Бог все устроит! Также и в жизни: кажется некоторые вещи немыслимыми, но стоит только положиться на Бога, как ситуация сама собою решается.

Почему не влез медведь?

Сказка заканчивается появлением медведя, который разрушил теремок. Конечно в роли разрушителя медведь представлен не просто так. Медведь на Руси почитался как самый сильный зверь, хозяин леса. Прозвища, которые используются в сказках подчеркивают его силу и превосходство над другими животными: «лесной гнет», «всех вас давишь», «толстоногий». Народ прекрасно знал какое положение медведь занимал в лесу, естественно это не то представление о неуклюжем, косолапом добром мишке, которое сложилось в советский период (об этом ниже) в контаминациях сказок. Медведь – это самый опасный хищник леса, другими словами – он враг всех зверей, а если точнее – угнетатель, т.к. ему противостоять никто не может, разве что другой медведь.

Если переложить образ медведя на человека, то что тогда можно сказать о чувствах человека, который является таким вот «медведем» по отношению к другим людям? У такого человека могут зародиться злые чувства: зависть, ненависть, отчаяние, непримиримость, вражда. Другими словами, образ медведя олицетворяет собою пороки враждебности человека к обществу.

Также медведя можно сравнить с нераскаявшимся грешником, который как известно, не попадет в Рай. В какой-то степени аллюзией Рая можно назвать теремок, в который медведь попасть не может.

В сказке медведь приходит к теремку и еще не знает кто в нем живет, т.е. зло в медведе никак проявиться не может. Далее медведь спрашивает кто в теремочке живет, тем самым получает представление о живущих в нем (вспомните, что каждое животное называло свое прозвище). Именно после того как он узнал всех своих «друзей», медведь разрушает теремок, т.к видит в его обитателях своих врагов и не готов к примирению с ними. Таким образом крушение теремка –это выразившееся отчаяние медведя в своей злобе. Отсюда и такая фраза медведя в конце:

— Я тяпыш-ляпыш, всем подгнётыш! — сказал медведь, спустил лапой по терему и разбил его. (сказка 82)

Сел на кувшин и всех раздавил. (сказка 83)

— А я всех вас давишь! — сел на голову и раздавил всех. (сказка 84)

Таким образом, рассказчик словно намекает: не будь медведем, ибо не спасешься, «стяжи дух мирен», как остальные животные.

Специфика советского понимания

Первоначальные инварианты сказок о «Теремке», записанные Афансьевым, хоть имеют отличия в форме, по содержанию не меняют смысла. Что не скажешь о более поздних вариациях сказки, в большей части советских.

Так, в советских вариантах поучительная сказка о «Теремке» превратилась в сказку о дружбе, взаимопомощи, тем самым глубинно переработан смысл сказки.

Б ольше всех видоизменил (скорее редуцировал) первоначальный текст М. Булатов (1913-1963). Прежде всего, поменялся образ медведя, у него он стал добрым мишкой – косолапым. При этом медведь не противопоставляется животным, а также пытается влезть в теремок, но в силу размеров не может. А раздавил случайно, пытаясь влезть на крышу… Все эти нововведения разрушают прежнюю модель сказки, апофеозом чего является концовка сказки:

Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.

Еле–еле успели из него выскочить: мышка–норушка, лягушка–квакушка, зайчик–побегайчик, лисичка–сестричка, волчок–серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили!

Этой концовкой автор создает новый нравственный смысл сказки и не особо его скрывает, действуя, видимо, по духу того времени (по запросам того времени). Теперь сказка заканчивается на позитивной ноте, вместо отчаяния медведя, мы видим как все животные, включая медведя, принялись строить новый теремок. Здесь можно вынести смысл в том, что все нужно доводить до конца, не отчаиваться если что-то не получается, к работе нужно относиться с энтузиазмом, относиться с пониманием к другому человеку. Безусловно это хорошие ценности, но подтекст сказки несколько упростился.

Источник

Конспект НОД по мотивам сказки «Теремок» в первой младшей группе

Кубашова Нина Викторовна

Конспект НОД по мотивам сказки «Теремок» в первой младшей группе

Учить внимательно слушать сказку, сопровождая текст показом фигурок настольного театра.Активизировать в речи детей слова: мишка – косолапый, волчок-серый бочок, лисичка-сестричка, зайка-побегайка, лягушка-квакушка, мышка-норушка,. Учить малышей участвовать в инсценировании сказки. Учить отвечать на вопросы.

Материал и оборудование:

Настольный театр (деревья, теремок, мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь)., паралоновые губки для конструирования

Рассказ сказки «Теремок»

.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]