Ритмика для детей: урок в детском саду
Ритмика (ритмическая гимнастика) – это система музыкально-ритмического воспитания, цель которой – развитие чувства ритма и координации. Ритмикой также называют занятия для детей (обычно дошкольного возраста), на которых малыши учатся двигаться под музыкальное сопровождение, владеть своим телом, развивают внимание и память.
Ритмика для детей проходит под весёлую, ритмичную музыку, поэтому занятия воспринимаются ими позитивно, что, в свою очередь, позволяет лучше усваивать материал.
Немножко истории
Ритмику, как обучающий метод, создал в начале XX века профессор Женевской консерватории Эмиль Жак-Далькроз, который заметил, что даже самые нерадивые ученики начинали воспринимать и запоминать ритмическую структуру музыки, как только начинали двигаться под музыку. Эти наблюдения положили начало системе, позднее названной «ритмической гимнастикой».
Что даёт ритмика
На занятиях ритмикой ребёнок развивается многосторонне, приобретая ряд навыков и умений:
- улучшается физическая форма ребёнка, вырабатывается координация движений
- ребёнок обучается простейшим танцевальным движениям, усваивает такие понятия, как темп, ритм, а также жанр и характер музыки
- малыш учится адекватно выражать и контролировать свои эмоции, развивается творческая активность
- ритмика в детском саду является хорошей подготовкой для дальнейших занятий музыкой, танцами, спортом
- занятия ритмикой дают отличную «мирную» разрядку для гиперактивных деток
- ритмика для детей помогает раскрепоститься, учит свободно двигаться, создаёт ощущение радости
- занятия ритмикой прививают любовь к музыке, воспитывают музыкальный вкус ребёнка
Отличия ритмики от физкультуры или аэробики
Между ритмической гимнастикой и обычной физкультурой или аэробикой, безусловно, много общего – физические упражнения и там, и там выполняются под музыку в определённом ритме. Но при этом цели преследуются разные. Ритмика не ставит во главу угла физическое развитие, техника исполнения не является первоочередной задачей, хотя это тоже немаловажно.
Акценты в ритмической гимнастике делаются на развитие координации, умение слушать и слышать музыку, чувствовать свое тело и свободно им управлять, ну и на развитие чувства ритма, конечно.
Когда начинать заниматься?
Считается, что начинать заниматься ритмической гимнастикой оптимально в 3-4 года. К этому возрасту уже достаточно развита координация движений. Ритмика в детском саду обычно проводится, начиная со 2-й младшей группы. Но в центрах раннего развития практикуют и более ранний старт.
Уже после года, едва научившись ходить, карапузы способны усвоить элементарные движения и выполнять их под музыку. Многому малыш не научится, но приобретёт полезные навыки, которые значительно облегчат ему дальнейшее как общее, так и музыкальное развитие и обучение.
Структура занятия по ритмике
Занятия ритмикой включают подвижные упражнения, требующие достаточного пространства. Ритмика в детском саду проводится в физкультурном или музыкальном зале, обычно под сопровождение фортепиано (использование фонограмм детских песен и современных танцевальных мелодий тоже пойдет на пользу и разнообразит занятие).
Дети быстро устают от однообразной деятельности, поэтому занятие строится на чередовании небольших 5-10 минутных блоков. Сначала обязательна физическая разминка (варианты ходьбы и бега, несложные упражнения). Затем следует «основная» активная часть, требующая максимального напряжения (как физического, так и интеллектуального). После чего деткам требуется отдых – спокойные упражнения, лучше сидя на стульчиках. Можно устроить полный «релакс» под успокаивающую музыку.
Далее – вновь активная часть, но уже на знакомом материале. В конце занятия хорошо провести подвижную игру или затеять мини-дискотеку. Естественно, на всех этапах, включая релаксацию, используется материал, подходящий для достижения целей ритмической гимнастики.
Автор – Сью Мак
Для детей
Детская ритмическая гимнастика выглядит немного по-другому. Чтобы удержать внимание малышей и вызвать у них интерес к занятиям, мало только зажигательной музыки. Необходимо все упражнения обставить в виде игры, используя реквизит.
Да и продолжительность комплекса рекомендуется значительно сократить без четкого разделения на разминку, основную часть и заключение:
- Одним из любимых упражнений малышей является «ходьба гномов». Для его выполнения ребенку предлагают сделать шаги на слегка согнутых ногах. При этом он ставит стопы носками то наружу, то внутрь.
- В «танце гномов» малышу необходимо немного согнуть ноги, руки держать на поясе. Из такого положения нужно сделать наклоны с синхронными кивками головой.
- В упражнении «Белоснежка стирает» ребенок выполняет двойные и одинарные покачивания в стороны. При первых он должен изобразить, будто кулачками трет белье, при последних – полощет его.
- Следующий элемент называется «гномы приветствуют Белоснежку». Во время его выполнения ноги необходимо малышу согнуть, а спину держать прямой. Сделать сначала хлопки по бедрам, затем поднять руки вверх и прыгнуть.
- Для реализации упражнения «тюлененок» малышу необходимо лечь на живот, руки согнуть в локтях, одновременно поднять вверх голову, плечи и корпус. Затем «поскользить» ногами по коврику.
- И завершает комплекс детской ритмической гимнастики веселый бег с подниманием колен к груди и прыжки на одной и двух ногах.
Разминка
Разогревать следует все звенья тела, начиная с головы:
- Займите исходное положение стоя. Ноги поставьте на ширине плеч, руки на талию. В активном ритме начните вращения головой сначала по часовой стрелке, затем против нее.
- Не меняя положение и не сбавляя темп, совершите круговые движения плечами вперед-назад.
- Разомните руки. Выполните махи, встряхните ими. Разомните кисти, взяв ладони в замок и совершив хаотичные вращения и волнообразные движения.
- Теперь перейдем к пояснице. Выполните полунаклоны вперед-назад, вправо-влево. Руки при этом можно держать на талии либо вытягивать в сторону наклона.
- Совершите вращения бедрами по кругу и восьмеркой и переходите к махам ногами. Неважно, какая у вас растяжка. Главное, не выпадать из музыкального ритма. Этот элемент можно заменить глубокими выпадами, которые также обеспечивают разогрев и растяжку тазобедренных мышц и связок.
- И конечным звеном будет разминка стоп. Для этого приподнимите одну ногу на носок и покрутите ею. Выполните то же самое с другой ногой.
Как видно, подготовительные упражнения во многом совпадают с общеразвивающими. Однако в ритмической гимнастике различают четыре вида ходьбы, которые также следует выполнять на этапе разминки и в перерывах между динамическими упражнениями:
- «Степ-тач» (или приставной шаг с касанием). Придерживаясь музыкального ритма, его можно выполнять с поворотами, прыжками и произвольными перемещениями.
- «Марш». Или шаги на месте с подниманием колена на уровне талии.
- «Кросс-степ». Или скрестный шаг с поворотами и произвольными перемещениями.
- «Грейн-вайн». Или скрестный шаг с перемещением то вправо, то влево.
Счет рекомендуется вести на четыре или восемь единиц.
На этом подготовительную часть можно считать завершенной. Теперь следует перейти к основному этапу занятия.