Занятия математикой с малышами 4-5 лет, что должен знать ребенок


Что должен знать ребенок 4-5 лет по математике?

Ребенок четырех-пяти лет должен:

  • Знать элементарные геометрические фигуры: квадрат, круг, прямоугольник, овал, треугольник.
  • Уметь считать до десяти и узнавать на глаз цифры от нуля до девяти.
  • Уметь расставлять цифры от одного до пяти как по порядку, так и в обратной последовательности.
  • Ориентироваться в расположении предметов: где право, лево, верх, низ, перед, зад.
  • Знать и различать время суток и времена года.
  • Учиться правильно писать цифры.
  • Уметь сравнивать: что больше, что меньше, а что поровну.
  • Знать значение слов: высокий – низкий, широкий – узкий.

Ребенок занимается в саду

Важно! Ребенок, а тем более дошкольник, будет лучше воспринимать процесс обучение, если превратить его в детскую игру. Во время игры ребенок активнее, внимательнее к материалу и веселее.

Методы и периодичность проведение занятий с малышами

Существуют четыре метода обучения детей дошкольного возраста.

Один из распространенных методов проведения занятий — демонстрационный метод. Методическим приемом демонстрационного метода считается показ. Но при показе необходимо соблюдать ряд требований:

  • краткость;
  • четкость;
  • выразительность речи;
  • согласованность действий и слов.

Математика в ДОУ

Детское образное мышление очень развито в возрасте 4-5 лет, поэтому данный метод часто используется в дошкольных учреждениях. Этот метод требует наличия демонстрационного материала:

  • картинки;
  • карточки;
  • мультфильмы;
  • игрушки;
  • живой материал: листья, ракушки, шишки, фрукты;
  • слайды и другое.

Дополнительная информация. Существует множество пособий, литературы, которые могут помочь в обучении родителям и ребенку, например, такие авторы, как Е. Бортникова, К. Шевелев, Л. Петерсон, Е. Колесникова, Л. Маврина и т.д. помогут юным математикам лучше усвоить материал.

Следующий метод – практический. Единственное условие — малыш должен самостоятельно выполнять задания. Благодаря этому методу ребенок сможет применять приобретённые навыки в окружающем его мире.

Правила внутреннего распорядка воспитанников ДОУ в соответствии с ФГОС

Словесные методы — никто не отменял простое разъяснение дошкольнику. Всевозможные беседы, пояснения, приведение примеров, а также вопросы.

Игровой метод — это один из часто используемых приемов обучения в детских садах. Выше уже было отмечено, что с помощью игр ребенку легче освоить нелегкую для него тему. Но также данный метод формирует у ребенка творческое мышление и развивает воображение. Сюда можно включить игры, как коллективные, так и индивидуальные, распределение по ролям, воображаемые сюжеты, ситуации, требующие того или иного решения.

Обратите внимание. Каждый из этих методов не может существовать самостоятельно. Они должны пересекаться или вытекать друг из друга.

Если рассматривать периодичность, то при проведении занятий по математике для детей 4-5 лет, необходимо учитывать, что педагоги рекомендуют 10 уроков в неделю по 15-20 минут. Не нужно перегружать ребенка.

Математика для детей 4–5 лет: игры, упражнения, материалы

Приветствуем вас, дорогие читатели! Сегодня у нас сложная тема — математика для детей 4–5 лет. Охватить полностью требования к математическим знаниям малышей этого возраста и упражнения для их развития довольно сложно, но мы попробуем. А вы используйте наши предложения, чтобы сделать своих ребят умнее и сообразительнее. Усаживайтесь удобнее и читайте!

Что должен знать ребёнок?

В 4–5 лет малыши вступают в тот период, когда им нужно очень многое узнать и многому научиться. Это правило относится и к математике. Психологи полагают, что к пяти годам у деток уже должны быть сформированы некоторые представления о счёте, геометрических фигурах, математических действиях, навыки логических размышлений. Как они должны проявиться?

  • производить счёт в пределах 5–10 (некоторые дети считают до 20 и далее);
  • уметь ответить, сколько всего предметов;
  • оперировать понятиями «много», «мало», «поровну»;
  • сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, проводить между ними соотношения;
  • знать элементарные геометрические фигуры, такие как круг, треугольник, квадрат;
  • уметь ориентироваться в направлении движения;
  • различать правую и левую стороны.

Малыши к этому возрасту умеют складывать и вычитать в пределах пяти. Если объяснить детям принцип построения простых задачек по математике, они смогут составить их сами.

Правила занятий

Занятия по математике с малышами 4–5 лет должны проходить с соблюдением некоторых правил, которые позволят добиться максимальных результатов. Родителям стоит к ним прислушаться, тогда все их усилия не пропадут даром:

  • Помните, что знания усваиваются постепенно. Не стоит требовать от ребёнка запоминания или понимания с первого раза. Продолжайте упорно заниматься, и через некоторое время малыш обязательно покажет результат.
  • Усложняйте задания постепенно. Предположим, малыш ещё не умеет писать цифры. Предложите ему пока прописи, с которыми он легко управится. На следующем этапе попросите дорисовать часть цифры, а затем переходите к написанию в клетках. Поступайте так с любым упражнением, соблюдая правило постепенности.
  • Обязательно хвалите, если малыш усваивает материал и у него получается. Но даже если случаются неудачи, расстраиваться не стоит. Задайте мотивацию, поддержите, поскольку дети легко теряют веру в себя.
  • Не запрещайте считать по пальцам. В 4–5 лет это нормальное явление. Пальцы — наглядный материал, который всегда с ребёнком. Если у него есть необходимость в таком счёте, значит, счёт ещё до конца не усвоен и не автоматизирован.
  • Для отработки навыков счёта чередуйте занятия с предметами и устный счёт. Время от времени, как бы невзначай, обращайте внимание на десятки и сотни, чтобы эти цифры тоже закреплялись в сознании малыша. Это правило относится не только к счёту, но и к другим темам. «Забрасывая удочки» наперёд, вы создаёте прочный фундамент для последующего усвоения материала.
  • Помните, что обучение у детей скачкообразное, т.е. в какой-то момент вам может показаться, что кроха вообще ничего не воспринимает, а через пару занятий выдаст весь материал. Это естественная закономерность усвоения материала.
  • Не дрессируйте, а заинтересовывайте!

Чтобы детям было интересно, весь процесс обучения лучше организовывать в форме игры. Как это сделать, вы можете посмотреть на видео. Предлагаем вам несколько вариантов игр по математике, которые обязательно понравятся ребятам.

Игры и материалы для обучения

Есть множество забавных игр, которые помогут малышам усвоить материал по математике. Выбирайте, какие вам больше всего по душе.

На пальцах

Пальцы в возрасте 4–5 лет остаются лучшим счётным материалом. С их помощью легко изучать состав числа в пределах 5. Например, вы загибаете несколько пальцев и спрашиваете: «Сколько не хватает до 4 или до 5?» Ребёнок должен сказать, сколько пальцев нужно ещё отогнуть, чтобы получить необходимое число.

«Дай пять». Это упражнение можно сочетать с подвижными играми. Например, малыш катается на игрушечной машинке по комнате. Как только он подъезжает к вам, произнесите «дай четыре» или «дай восемь» и протяните ладонь. Ребёнок должен ударить по ней, причём количество распрямлённых пальцев должно соответствовать заданному числу.

Игры со счётным материалом

В качестве «помощников» для счёта могут подойти различные предметы:

  • палочки;
  • пуговицы;
  • бусины;
  • ручки;
  • карандаши и т.д.

Материал хорошо подходит для отработки навыка «больше» — «меньше». С одной стороны можно выложить несколько пуговиц, с другой — палочки. Малыш должен сказать, каких предметов больше.

Упражнения на компьютере

Современная игровая продукция для гаджетов предлагает множество вариантов обучающих игр онлайн на компьютере. Вы можете использовать их для выработки различных умений:

  • счёт;
  • логическое мышление (умение составить или продолжить логическую цепочку);
  • умение различать геометрические фигуры;
  • оперирование понятиями «больше» — «меньше», «короче» — «длиннее» и т.д.

Рекомендовать определённые игры очень сложно, поскольку сегодня они представлены в интернете в огромном количестве. Выбирайте те, которые будут интересны вашему крохе и необходимы для обучения.

Во время занятий на компьютере обязательно соблюдайте технику безопасности:

  • Не оставляйте ребёнка наедине с техникой, если рядом много проводов или есть розетка.
  • Ограничивайте время пребывания за гаджетами 30 минутами в сутки.
  • Подбирайте спокойные, доброжелательные игры без агрессивных моментов.
Подвижные игры

Учиться математике можно, даже постоянно двигаясь. Не верите? Тогда предлагаем вам несколько игр, которые пригодятся воспитателям в детском саду или родителям во время прогулки на улице в тёплое время года.

«Гав-мяу». Если игра происходит в группе, необходимо выбрать водящего. Он гавкает или мяукает несколько раз. Малыши должны прыгнуть столько раз, сколько раз было произнесено «гав» или «мяу». Игра хорошо развивает внимание, поскольку ребёнок должен посчитать количество слов. Далеко не всем детям удаётся выполнить упражнение правильно с первого раза.

«Один, два, три». Во время игры взрослый или водящий поёт песенку, а в конце куплета называет число. Малыши должны замереть в такой позе, чтобы количество соприкасающихся с землёй точек тела совпадало с заданной цифрой. Например, если загадано число 2, то ребёнок может встать на две ножки; если число 4, то встать на две ноги и приложить к земле обе ладони.

Занятия с книгами и пособиями

К сожалению, как ни печалятся насчёт этого некоторые родители, усаживать кроху за книги и тетрадки всё же придется. Сегодня издательства предлагают множество брошюр с прописями, тестами для дошкольников, весёлых книжек с картинками, которые обучают детей счёту и математическим действиям. К примеру, неплохое пособие с рабочей тетрадью выпустила Е. Колесникова.

Пособия для занятий можно купить или распечатать, если дома есть такая возможность. Какие упражнения можно давать детям с их помощью?

  • Обвести цифру или закончить её написание.
  • Раскрасить картинку по цифрам.
  • Обвести или нарисовать геометрические фигуры.
  • В «хаосе» чисел найти заданное и обвести его карандашом.

Игры с бумагой можно придумать самостоятельно:

  • Нарисовать цветок с заданным количеством лепестков.
  • Приклеить к стебельку листики с написанной на них заданной цифрой, например, только с двойкой или только с тройкой.
  • Разделить ряд чисел на группы так, чтобы при их сложении в пределах выделенной группы получалось одно и то же число.
  • Дорисовать предметы до нужного количества.
  • Заполнить таблицу, восстановив логическую цепочку.

Какие бы игры вы ни придумывали, будьте уверены, что они принесут пользу вашему малышу. Итак, чтобы обучение проходило успешно, рекомендуется сочетать различные виды деятельности при усвоении счёта и математических действий:

  • Игры с пальчиками и счётным материалом.
  • Занятия с бумажными пособиями.
  • Компьютерные игры.
  • Подвижные командные виды деятельности.
  • Прописи для обучения написанию цифр.

Если вы хотите дополнить предложенный нами список, дорогие читатели, то оставляйте комментарии. Мы будем рады, если вы поделитесь своим опытом!

Что поможет дошкольникам в изучении математики?

Учитывая методы преподавания математики дошкольникам, помогают:

  • детские игры с математической тематикой;
  • демонстрационные задачи (сколько яблок осталось в корзине);
  • упражнения в тетрадях и т.д.

Игровая форма

Некоторые предметы использовались всегда и являются рабочими методическими приемами.

Карточки по математике

Один из самых распространенных дидактических материалов — карточки, в данном случае это математические карточки.

Их можно купить, распечатать на компьютере или сделать самим из обычного белого картона, который продается в любом детско-развлекательном или канцелярском отделе, и изобразить на них цифры и соответствующее количество фруктов, мишек, геометрические фигуры.

Обратите внимание. Математические карточки познакомят дошколят с миром математики в легкой и непринужденной форме и покажут, как выглядят цифры.

Интерактивные игры — тренажеры

Математика для малышей 4-5 лет предполагает игровой метод обучения. Он включает в себя использование интерактивных игр – тренажеров. Помогут развить:

  • интерес к математике;
  • желание проходить больше игр с математическим содержанием;
  • внимательность;
  • логику.

Интерактивные игры можно найти в виде специальных тетрадей в канцелярских магазинах или в виде приложений в телефоне, на компьютере в режиме онлайн.

Раскраски по ПДД для ребенка дошкольника 3-4 лет

Игры с пальчиками

Хорош этот дидактический материал тем, что он всегда под рукой. Не нужно что-то придумывать, а просто сесть с ребенком и посчитать. Целью таких игр является научить ребенка счету, используя подручный материал.

Обратите внимание. Чередование в процессе обучения этих методических приемов положительно повлияет на желаемый результат.

Развивающие игры

Развивающих игр по математике для 4-летних детей много. Например,

  • Научиться счету поможет игра «Посчитаем». Для этой игры понадобится мячик, необходимо бросить его ребенку и начать счет от 1 до 10 и в обратном порядке.
  • Развить способность ориентироваться в расположении предметов. Игра «Где мяч». Необходимо поставить ребенка в центр комнаты и положить перед ним мяч. Спросить у него, где он находится сейчас, по мере поступления ответов менять расположения мяча.
  • Уметь сравнивать, что больше, меньше или равно. Игра «Пуговицы». Взять 10 пуговиц и разделить их между собой и малышом. Посчитать их вместе (в следующий раз ребенок будет считать самостоятельно) и спросить, у кого больше, меньше или равно.
  • Знать значение слов: высокий – низкий, широкий – узкий. Заранее вырезать из бумаги или картона 4 медвежат, зайчат или мышат. Но так, чтобы первый был выше всех, второй ниже всех, третий шире, четвертый уже. Показать ребенку, задавая вопросы, кто из них какой.

Игры в математику с детьми 4-х лет

Какие-то взяты из книжки, какие-то были придуманы спонтанно. Играем обычно тоже не по расписанию, а когда «уместно» или захочется.

Чтобы добавить к занятиям игровой эффект, иногда достаем самодельную «рулетку» из коробочки от плавленного сыра. На барабане то, чем можно заняться: прогулка, лепка, рисование, математика, шитье, чтение, аппликации.

Игры на пальцах

Пальцы — отличный счетный материал, которым нельзя пренебрегать.

Представляем число разными способами на двух руках. 6 можно представить, как 3 + 3, 1 + 5, 2 + 4.

Сколько пальцев спрятано. Загибаете несколько пальцев и ребенок должен сказать, скольких не хватает. Если в игре принимает участие несколько детей, то кто быстрее.

«Дай пять». Модификация предыдущей игры. Дочка сидит на карусели, раскручиваю ее. Игра зародилась случайно. Когда она «проезжала» мимо, я сказала ей «Дай пять» и предложила ударить по ладони. Забава ребенку понравилась. Через пару кругов я стала каждый раз предлагать новые задания. «Да четыре», «Дай семь» и так далее. Разными способами.

Игры с другим счетным материалом

Это могут быть счетные палочки разных цветов, палочки от мороженого, карандаши, пуговицы, крышечки, бусины — что угодно.

Счетные палочки можно выкладывать по нарисованной схеме. Можно сравнивать кучки пуговиц (и тренировать употребление знака «больше/меньше»).

Отступление о знаке «больше-меньше». В «Математике вприпрыжку» хорошо описано, как очень просто научить ребенка употреблять этот знак. Пусть этот знак — крокодил с раскрытой пастью. И перед ним 2 кучки еды (2 сравниваемых величины). Так вот, крокодил будет поворачиваться и открывать рот туда, где еды больше. Не правда ли, замечательная и очень наглядная ассоциация.

Подвижные игры

«Гав-гав, мяу». Можно играть с одним ребенком, а можно и с группой. Сколько раз водящий говорит «гав», столько прыжков надо сделать вперед; сколько «мяу», столько прыжков надо сделать назад. Мы осваивали сначала до 3 прыжков за раз (4 ввели чуть позже), играли с другими малышами на дворе. Оказалось, что у некоторых детей, даже умеющих считать, не сразу получается прыгать ровно столько раз, сколько надо. Когда наскучит просто прыгать вперед-назад, можно ввести какое-нибудь третье правило. Например, сколько раз говорят «кар», столько раз махать руками, стоя на месте.

«Один, два, три, четыре». Водящий напевает песенку, а потом говорит число от 1 до 4. По этой команде все дети должны замереть так, чтобы с землей соприкасались столько «точек», сколько задано. Например, 1 — стоять на одной ноге, 2 — на двух ногах или на одной ноге и одной руке, 3 — на двух ногах и руке или на сидеть на попе плюс 2 ноги. И так далее. Кто замешкается или встанет неправильно — тот водит.

Для улицы используем еще усложненные находилки. Обычные находилки я описывала тут. Ребенок растет и умнеет, можно немного усложнить игру: например, найти третью красную машину или четырнадцатого муравья.

Занимаемся на бумаге

Я скупаю в магазине все рабочие тетради по математике (и другим направлениям). Они недорогие и выручают, когда заканчивается распечатанный материал. Но почти половина заданий — это просто нарисованные от руки «ситуации». Я сопровождаю нарисованное небольшой историей, чтобы дочке было интереснее. Результат радует: она просит сама еще и еще «задачек».

Обводим определенные цифры. Это простое задание пришлось на удивление ко времени. Впервые дала его в поезде, дочка сделала быстро все заготовки и попросила еще. Дальше уже просто писала цифры от руки на тетрадном листе и рисовала сверху шаблон для задания. Например, обвести все тройки зелеными прямоугольниками, семерки красными кружками, девятки черными квадратами (заодно тренировка навыка рисования геометрических фигур).

Раскраска по цифрам. Определенная цифра — определенный цвет. Раскрашивает с удовольствием, несмотря на то, что обычные раскраски не очень жалует. Конечно, тут тоже важно знать меру. Делайте достаточно большие перерывы между однотипными заданиями, чтобы ребенок успел «соскучиться».

Еще примеры заданий на логику, комбинаторику и геометрию

Все игры с конструкторами, будь то простые кубики или Лего, помогают тренировать пространственное мышление и думать категориями форм. Про игры с Lego я писала тут и тут.

Букеты цветов. Здесь ребенок не только размышляет, но и тренирует мелкую моторику. Нарисуйте заготовки букетов (у каждого букета 3 стебелька цветов). Подготовьте пуговицы разных цветов. А потом давайте малышу задания на составление букетов. Каждое задание — отлично развивает логику. Например, составить букеты, чтобы:

  • один цветок в каждом букете был желтого цвета;
  • цветки в букетах были разного цвета, цвета не повторялись;
  • по 2 цветка были одинакового цвета и т.д..

Никогда не знаешь, во что может вылиться занятие. Ребенок может потом захотеть и поиграть с предоставленным материалом. Например, дочка потом начала рисовать что-то и выкладывать пуговицами.

Подобные задания по математике вы можете придумать сами. Как правило, на создание и подготовку уходит 5 минут, и вы будете точно уверены, что эти 5 минут прошли не даром. Пусть при выполнении заданий ребенок тренирует моторику, навыки вырезания, приклеивания и так далее.

Например, есть цветочки с листиками, на которых написано желтым — сколько надо приклеить желтых лепестков, а красным — сколько красных. После того, как лепестки приклеены, приклеивается сердцевинка с правильным ответом: сколько всего лепестков у цветка.

Не беда, если ребенок в процессе выполнения решит отойти от классического расположения лепестков у цветков :) Например, вот наш результат работы:

Разделить числовой ряд на группы чисел по сумме. Идеи этого и следующего заданий я стащила из развивающей тетради Анхель Наварро «Числа». Я немного адаптировала задание под наш возраст (в тетради надо разделить на суммы девяти, а я сделала шести). До заданий из тетради мы, безусловно, дорастем со временем.

Задание следующее: раздели линиями числа на змее так, чтобы их сумма в каждой группе равнялась 6.

Дорисовать предметы до определенного количества.

Количество фруктов в каждой клетке должно равняться написанному рядом числу. Нарисуй недостающие фрукты.

Заполнение таблиц. Это задание более сложное. Но если ребенок поймет принцип, то с удовольствием будет выполнять аналогичные задания. Если говорить на нашем языке, то происходит знакомство с декартовой логикой объединения двух множеств. Упражнение учит ориентироваться в пространстве, а также тренирует внимательность и усидчивость. Про заполнение таблиц я на днях напишу отдельную статью.

Танграм. В 4 года уже можно предложить поиграть с блоками танграма. Если нет конструктора, то можно установить приложение на планшет (мы именно так и делали).

Дидактический материал в изучении элементарной математики

Дидактический материал – это вид наглядного методического пособия, карточки, таблицы, графики, стенды, раскраски, тетради, растения, животные. Их можно приготовить самому или приобрести в магазинах, но цель останется неизменной:

  • обучение счету и грамоте;
  • развитие мелкой моторики и тактильной чувствительности;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • развитие памяти, мышления, внимания;
  • развитие речи.

Карточки по математике

Математика для детей 4-5 лет будет намного эффективнее и интереснее, если использовать дидактический материал.

Математика для дошкольников 4-5 лет это совершенно новый занимательный мир. Материал поможет разобраться, с чего начать, на что обратить внимание. Используя выше прочитанное, любовь и капельку терпения, можно добиться необходимых для ребенка результатов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]