Ход занятия:
1. Организационный момент (на ковре)
Логопед сообщает детям, что здесь побывал Незнайка и что-то потерял у нас
в группе. Предлагает посмотреть вокруг и найти то, что он оставил. /Дети
идут по группе и находят спрятанную обувь и называют её/
2. Игра «Найди пару»
,
«Один-много»
/Дети подбирают пару для найденной
обуви / (сидя на ковре)
Закрепление употребления существительных в единственном и
множественном числе, обобщающего понятия «обувь»
.
Ботинок – ботинки
Сапог – сапоги
Туфля — туфли
Валенок – валенки
Постановка цели занятия: «Сегодня мы будем говорить об обуви»
.
3. Упражнение «Чего не стало?»
Логопед выставляет перед детьми обувь (ботинки, сапоги, валенки,
туфли). Предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить обувь, которая
перед ними. Затем просит детей закрыть глаза и убирает одну из пар обуви.
Спрашивает: «Чего не стало?»
Логопед даёт речевой образец:
«Не стало …»
(ботинок, сапог, валенок, туфель)
.
4. Мини-беседа о назначении обуви (садятся на стулья)
– для чего нужна обувь?
– как нужно ухаживать за обувью?
— что было — бы, если бы не было обуви?
5. Игра «Помоги Незнайке»
/на магнитной доске располагаются картинки
/- Незнайка просит вас помочь разобрать обувь. Как называется обувь,
которую надевают зимой? (зимняя)
.
Найдите и назовите зимнюю обувь / дети называют валенки,
сапоги/(Логопед помещает названную обувь под картинку с изображением
зимы)
— Как называется обувь, которую надевают летом? (летняя)
— Найдите и назовите летнюю обувь/ дети называют сандалии, туфли,
босоножки/ (Логопед помещает названную обувь под картинку с
изображением лета)
— Как называется обувь, которую надевают мужчины? (мужская)
– Как называется обувь, которую надевают женщины? (женская)
— Молодцы,ребята, вы были очень внимательными и помогли Незнайке
назвать зимнюю и летнюю обувь.
6. Динамическая пауза с мячом игра «Наоборот»
(стоя на ковре)
чистая – грязная,зимняя — летняя, длинный – короткий,новая –
старая
7. Пальчиковая гимнастика «Посчитаем обувь»
(сидя на ковре)
Посчитаем в первый раз сколько обуви у нас :
Туфли, тапочки, сапожки,
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки.
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
–Давайте вспомним, какую обувь мы посчитали (туфли, тапочки, сапожки,
ботинки, валенки)
8. Игра «У девочки и у куклы»
-В эту игру нам поможет поиграть наша кукла Наташа. (показывает куклу)
Давайте сравним девочку и куклу. (Девочка большая, а кукла маленькая)
.
Посмотрите на обувь девочки и куклы. (У девочки обувь большая. У куклы
обувь маленькая.)
— Послушайте, как я назову обувь у куклы, чтобы было понятно, что она
маленькая: у девочки туфли, у куклы- туфельки. Теперь я буду показывать
картинки, а вы будете называть обувь девочки и куклы. Называйте обувь
куклы так, чтобы было понятно, что она маленькая.
Туфли-туфельки
тапки-тапочки
ботинки-ботиночки
сапоги-сапожки
9. Составление предложений по выполняемому действию, закрепление
предлогов на, в (сидя на стульях)
Логопед просит детей выполнить его просьбу и рассказать что он сделал.
– Дима, положи пожалуйста туфли в коробку. Что ты сделал? (Я положил
туфли в коробку.)
– Что сделал Дима (Дима положил туфли в коробку.)
(Аналогично : Я поставила валенок на пол. Я положил чешки в мешочек.
Я поставил сандалии на стул).
Молодцы! Составили красивые предложения и не забыли сказать
маленькие
слова «на»
и
«в»
.
10. Итог занятия
-О чём мы сегодня говорили?
-Как называется обувь, которую надевают зимой?
— Как называется обувь, которую надевают летом?
— Как нужно ухаживать за обувью?
•Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися»
,
«щапка»
,
«тяйник»
,
«лямпотька»
— обратитесь за
консультацией к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка речевое нарушение, в другом случае, может быть, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе ваше внимание.
•Если ребенок оглушает звонкие согласные звуки: б, г, д, а возможно еще и в, з, ж – обратитесь к логопеду и сурдологу.
• Если ребенок искажает звуки, то есть «картавит, гнусавит, шепелявит»
обратитесь к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся.
• Если ребенок в возрасте 3,5 – 4,5 лет не произносит звуки к, г или заменяет их на звуки т, д – к логопеду.
• Если ребенок в возрасте 4,5 – 5 лет не произносит звуки ш, ж, щ, ч, с, з, ц, л, ль, й – к логопеду.
.
• Говорите больше с ребенком.
Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с малышом. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
• Озвучивайте любую ситуацию.
Ребенок должен видеть и слышать Вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активен, постоянно двигается, если ваш малыш ещё только лепечет или говорит мало слов. Старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
• Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу.
Дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно более выразительно.
• Повторяйте помногу раз одно и то же слово, да и фразу,
меняя порядок слов: «Птичка прилетела! Красивая птичка прилетела! Прилетела птичка, села на окошко! Какая красивая птичка! Кто сидит на окошке? Птичка сидит! Иди к нам, птичка!»Это позволяет ребенку легче услышать и понимать: фразы делятся на слова. Если вы хотите, чтобы малыш усвоил какое-нибудь слово, старайтесь употреблять его в разных контекстах и не единожды. Обязательно спустя некоторое время рассмотрите птиц в книге, на улице во время прогулки, покормите птиц.
• Не употребляйте слишком много длинных фраз.
Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
•Очень важно: хорошее настроение.
Старайтесь произносить новое слово в эмоционально благоприятной ситуации.Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается и впитывает информацию в 10 раз лучше, чем в нейтральных или неблагоприятных.
• Изучать новое различными способами.
Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его. Если вы видите, что ребенок что-то трогает, с чем-то играет, сразу же называйте этот предмет несколько раз – коротко, четко, выразительно.
• Принимайте и поддерживайте его желание вступить с вами в контакт.
Даже если он вообще не говорит, чаще вовлекайте его в невербальный диалог, «приветствуя и одобряя»
любой ответ
(жест, выразительный взгляд)
. Поддерживайте его стремление общаться.
«Дя-дя-дя, ма-ма-ма, ба-ба-ба, бя-бя-бя»
;с разными гласными:
«ба-бо-бу-бе-бы-би»
. Комбинируйте разные слоги и старайтесь, чтобы малыш захотел их повторить.
• Уважайте его попытки говорить.
В те моменты, когда ребенок говорит, лепечет один или с вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.
• Играя, учите подражать.
Играйте в игры «Две собачки лают»
,
«Две киски мяукают»
,
«Мы в лесу: ау – ау»
. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова для того, чтобы игра состоялась.Обратите внимание: побуждаете не вы, а ситуация.
• Расширяйте словарь малыша.
Ребенок владеет словами на двух уровнях: понимает слова – это пассивный словарь, говорит – это активный. Активный словарь может быть совсем мал. Но если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему вы его научили, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в активный словарь названия вещей, которые его окружают (игрушки, кухонная утварь, предметы быта, имена зверей и существ на картинках и в книжках, и конечно, имена родственников и близких людей. Научите ребенка показывать, где ручки, где ножки (у куклы, у вас)
.Чаще спрашивайте:
«Где стол? Где часы?»
и т. д. Затем
«Что это?»
• Развивайте фонематический слух.
Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (крыса – крыша, нос – нож)
: «Посмотри, это крыша. Где крыша? Вот крыша. Это крыса. Где крыса. Вот крыса. А где крыша? А где крыса?»
• Читайте короткие стихи, сказки.
Перечитывайте их много раз. Не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Если возможно, постарайтесь разыграть стихотворение – покажите его в лицах и с предметами; а предметы эти дайте ребенку поиграть. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это делать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.
• Обратите внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук.
Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.
• Только Вы.
Помните: только Вы и Ваша вера в его силы и способности помогут Вашему ребенку развиваться гармонично.
• Недостаточный опыт общения со взрослыми –
будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Взрослые сводят до минимума свое обращение с ребенком, их речь в основном состоит из запрещений типа «нельзя»
и
«замолчи»
. Кроме того, играет роль сама речь взрослого – её правильность и богатство.
Конспект интегрированного занятия в средней группе с детьми с ОНР «Игрушки»
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Образовательные задачи:
Формировать у детей обобщающее понятие «Игрушки»
.
Учить детей инсценировать стихотворный текст.
Упражнять в умении находить недостающую часть игрушки. Закреплять приемы аккуратного наклеивания.
Учить различать средствамузыкальной выразительности: характер, ритм.
Ритмично воспроизводить несложный ритмический рисунок.
Коррекционные задачи:
Обогащать и активизировать словарь по теме «Игрушки»
.
Закреплять знания детьми названий видов транспорта и профессий людей, управляющих им.
Продолжать учить согласованию слов во фразе в Винительном и Родительном падеже без предлога.
Совершенствовать слоговую структуру слов двух и трехсложной структуры.
Упражнять в употреблении в речи предлога НА.
Упражнять в согласовании речи с движениями.
Развивающие задачи:
Развивать слуховое восприятие и память, произвольное внимание.
Развивать интонационную выразительность голоса.
Развивать выразительность в передаче движений по тексту стихов.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей культуру речи: не выкрикивать, не перебивать товарищей.
ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Чтение и рассматривание книг А. Барто «Игрушки»
, заучивание стихов
«Игрушки»
, рассматривание игрушек, определение и называние их частей.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Существительные:игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка, бычок, мишка, лягушки;транспорт: машина, поезд; пилот, лётчик, капитан;части игрушек: крыло, лапа, колесо, парус, хвост.
Глаголы: строить, скакать, спать, любить, гладить, тянуть, клеить, петь, танцевать.
Прилагательные: любимый, красивый, грустный.
Наречия: весело, тихо, громко, быстро.
Местоимения: мой, моя, мои, наши.
МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ:
В музыкальном зале:игрушки: самолёт, кораблик, бычок, слон, козлёнок, лошадка, матрёшка; шапочки лягушек, мишки, бычка, бескозырка для капитана, платочек,; мягкий модуль для «самолёта»
, книга А. Барто
«Игрушки»
.
В группе:картинки с изображением игрушек без какой-либо части: медведь без лапы, самолёт без крыла, машина без колёс, корабль без паруса, лошадка без хвоста (по количеству детей)
; тряпочки, клеёнки, кисточки, клей.
Музыкальный репертуар:
«Маленький солдат»
музыка Л. Сверделя,
«Слон»
музыка О. Девочкиной,
«Самолёт»
музыка Е. Тиличеевой «На лугу пасётся кто?»
музыка А. Пахмутовой,
«Строим дом»
музыка Т. Шутенко,
«Капитан»
музыка Г. Вихаревой.