Конспект и презентация к классному часу «Права и обязанности ребенка»; 2 класс
Учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №81» г. Новосибирска
Бочкарь Марина Сергеевна
Цель: познакомить детей с «Конституцией» России, «Конвенцией о правах ребенка», всеобщей «Декларацией о правах человека».
Задачи: помочь детям разобраться в понятиях «права» и «обязанности»;
обобщить знания детей об основных правах ребёнка; способствовать развитию мотивации детей к использованию правовых знаний в жизни.
формировать уважительное отношение друг к другу, воспитывать у учащихся чувство гражданской ответственности
Оборудование: Словарь С.И. Ожегова, ребусы, карточки с опорными словами, выставка рисунков, презентация.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Сегодня мы попробуем разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и несем ответственность.
Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы:
Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
И так далее.
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.
В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Со временем, люди поняли, что ребенок нуждается в специальной охране и заботе.
Декларация о правах ребенка.
В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании,. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, их нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело — конвенция
; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал.20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон
, по которому мы живем.
— Как называется этот закон?
Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции
– основном законе государства. (Демонстрация книги.)
3.Работа в группах
— Вспомните, какие права вам гарантированы государством?
4. Обсуждение иллюстраций к сказкам (НА СЛАЙДАХ)
Во многих литературных произведениях, так или иначе, затрагиваются права Человека. Давайте вспомним эти произведения..
5. Обязанности. Анализ ситуаций. Разыгрываются ситуации.
Ира: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, и вымой доску, полей цветы.
Настя: Ира, не имеешь права! Конвенцией запрещён труд ребёнка.
Кто прав?
Ваня: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
Кто прав?
Вывод. Защищая свои права нельзя забывать и о своих обязанностях.
6. РЕФЛЕКСИЯ
- Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.
1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:
а) Отложу все дела и займусь оформлением б) Займусь, когда будет свободное время в) Перепоручу другому однокласснику
2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:
а) Уступлю место б) Попрошу соседа, чтобы уступил место в) Отвернусь, и буду смотреть в окно
3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:
а) Постараюсь защитить б) Попрошу вмешаться прохожих в) Пройду мимо
4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:
а) Постараюсь вернуть владельцу б) Передам взрослому в) Возьму себе
Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.
Если вы набрали от 15 – 20 баллов – ты Молодец! Продолжайте действовать так же уверенно. Родители и школа могут гордиться вами.
Если от 10 – 15 баллов — вам есть, над чем поработать.
Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.
7. Итог
Права есть, как у взрослых, так и у детей.
Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом.
Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои.
Уважай чужие права!
Беседа «Права ребёнка»
СОГБОУ «Вяземская школа – интернат детей с ограниченными возможностями здоровья»
«Права ребёнка»
Воспитатель: Голышевская Л.В.
Права ребёнка
Цель: Обобщить знания детей об основных правах ребёнка.
Задачи: Показать единство прав и обязанностей, воспитывать уважение к одноклассникам, взрослым, их правам.
Ход беседы
Воспи-ль:
Как вы понимаете последнее предложение? Ребёнок имеет права с рождения. Вот вы говорите: имеет право на то-то . А что такое право? «Право – совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, которые регулируют отношения между людьми».
Ребята, как вы думаете, какова тема нашего занятия? Мы будем говорить о правах детей. Послушайте, как красиво и ярко сказано. « Право существует для пользы человечества». «Право есть искусства добра и справедливости». А какие права вы уже знаете?
Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с ними появились вопросы;
Что человек может делать и что не вправе делать?
Что человек обязан делать и что не обязан? На что человек имеет право и на что не имеет? И вот сегодня мы с вами на примерах сказок выясним на что имеет право ребёнок?
Мы вернулись к нашей первоначальной сказке. Вы должны знать какие права у вас есть. Но не забывайте, что права есть у ваших мам и пап, учителей и воспитателей, одноклассников и знакомых людей. Сейчас я раздам вам карточки. Вам нужно рассмотреть ситуацию, обсудить, выяснить, нарушены ли права ребёнка? Если да то какие?
1 Ребёнка заставили делать уроки. Ваша обязанность учиться. Родители заботятся о ребёнке, поэтому его права не нарушены.
2 Мама просит сына сходить в магазин. Тот пришёл из школы и говорит, что устал, имеет право на отдых и отказывается идти.
Мама попросила сына, жестокости по отношению к нему не проявляла. Нужно помнить о своих обязанностях. Ни какие права не нарушены.
3 Ребёнка заставили убрать в своей комнате.
Ребёнок должен знать свои обязанности. В данной ситуации его попросили убрать в своей комнате, за собой.
4 Ребёнка заставили мыть руки перед едой.
Права ребёнка не нарушены. Родители заботятся о здоровье ребёнка. Нужно соблюдать правила гигиены.
Только ли права играют роль в нашей жизни? В нашей жизни играют роль не только права, но и обязанности. А какие обязанности вы знаете? Обязанность хорошо учиться, помогать дома, ухаживать за пожилыми людьми.
Товарищи взрослые и дети
За своё будущее мы все в ответе
Права и обязанности знайте
Хорошими людьми вырастайте!