Составление предложений по демонстрируемым действиям, картинке, по предметным картинкам, связанным между собой по смыслу


Цели и задачи

Цель игры «Составь предложение» – развитие лексических элементов речи, совершенствование грамматического строя.

Задачи:

  • расширение индивидуального словаря;
  • обучение навыку составления простых и предложных предложений;
  • формирование умения подбирать однородные члены, а также качества и действия к объектам;
  • обучение навыку расширения предложения путем добавления разных членов;
  • развитие связной речи, умения строить диалог, отвечать и спрашивать развернуто и грамотно;
  • обогащение лексики;
  • развитие воображения.

Члены предложения: с чего начать?

Первое, с чего нужно начать, — определить, что такое предложение. Это несколько слов, которые связаны логически и интонационно. Самое главное, есть грамматическая основа, которая состоит из подлежащего и сказуемого. Первый главный член обозначает предмет или лицо, которое выполняет какое-то действие. О нем и расскажет сказуемое.

Вам будет интересно:Минский энергетический колледж — место получения востребованной профессии

Еще один важный момент – определение слова, с которого начинается предложение, а также общее количество слов. Например, «Мама читает книгу». В предложении первое слово «мама», а всего слов три. Теперь нужно найти грамматическую основу. Первый вопрос: «Кто?» Значит, речь идет об одушевленном предмете. Второй вопрос: «Что делает?» Он относится к глаголу. Осталось определить слово «книга», которое является второстепенным членом предложения, дополнением.

Первый вариант игры – с кубиками

Для игры подготовьте игральные кубики, плотные и достаточного размера, чтобы можно было приклеить картинки. На каждой грани должно быть тематическое изображение. Например, если тема «Игрушки», найдите картинки куклы, мяча, машинки, ракетки, юлы, конструктора. Кубик с объектами отвечает на вопрос «Что это?». Либо «Кто это?», если выбрана тема семья или животный мир.

Лучше всего вырезать картинки из раскрасок, ведь они стилистически одинаковы. Перед приклеиванием на кубик пусть дети раскрасят изображения.

Помимо предметных, сделайте следующие кубики:

  • изображающий действия, например, летит, шагает, спит, ползет, бежит, ест;
  • обозначающий цифры от 1 до 6 в виде точек (либо обычным арабским начертанием);
  • цветовой – красный, синий, зеленый, желтый, оранжевый, фиолетовый;
  • с геометрическими формами – круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник, полукруг;
  • с эмоциями в виде рожиц – веселый, печальный, испуганный, сердитый, удивленный, злой.


Есть несколько вариантов игры в зависимости от используемых сочетаний. Ребенок должен бросить кубики. И, когда определятся изображения, попросите его, составь предложение по схеме.

Примеры заданий для дошкольников:

  1. Объект + действие. Нужен ответ на вопрос «Что делает?». Например, «папа» + «читать» = «папа читает», «лошадь» + «бежать» = «лошадь бежит». Иногда при соединении вариантов получается нелепица, тогда спросите у ребенка, может ли такое быть. Если выпадет «лягушка» + «летит», игрок должен объяснить, что такого не бывает. Спросите, что делает лягушка – прыгает. А если выпадет «лошадь» + «летит», объясните ребенку, что бывают слова с переносным значением. Про лошадь так говорят, когда она бежит очень быстро.
  2. Объект + числительное. Ответ на вопрос «Сколько?». Важно, чтобы игрок правильно произносил окончания существительных. Например, «кот» + «семь» = «семь котов», но «два кота», «один кот».
  3. Объект + геометрическая форма. Игрок отвечает на вопрос «Какой?»: «круглая тарелка», «квадратный стол», «овальное зеркало».
  4. Объект + колер. Тоже ответ на вопрос «Какой?»: «красное яблоко», «синий автомобиль», «желтая кружка». Помним про вероятность нелепиц и, как в игре «Исправь ошибку в предложении», каждый раз спрашиваем у игрока, возможно ли такое сочетание.
  5. Семья + эмоция. Игрок рассказывает, какое настроение у персонажа на выпавшем кубике: «Мама сердитая», «Сын веселый», «Дедушка печальный».

Когда детсадовцы научатся легко составлять предложения из двух членов, усложните игру. Пусть теперь бросают не два, а три кубика. Следовательно, предложения будут содержать 3 признака:

  • объект + числительное + фигура – «пять прямоугольных книг»;
  • объект + колер + фигура – «красный круглый помидор»;
  • объект + числительное + действие – «две собаки спят»;
  • объект + колер + действие – «синий автомобиль едет»;
  • семья + эмоция + действие – «удивленная бабушка сидит»;
  • объект + объект + действие – «мама и девочка читают».

В подготовительной к школе группе дети должны научиться проводить анализ и синтез предложений. Эта работа способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без нее представление о слове у школьника носит неопределенный характер, а умение проводить анализ словесного состава предложения развивается очень медленно.

Поскольку дошкольники не имеют сведений по синтаксису, обучение правильному построению предложений должно проводится в практическом плане, без каких бы то ни было определений. Каждый ребенок до поступления в школу должен уметь членить предложение на слова и называть в нем количество слов.

Педагог пользуется термином «предложение», развивает у детей представление о предложении. Вся работа строится на наблюдениях и речевой практике.

I этап. Вычленение предложений из потока речи.

Работу над предложением следует начинать с вычленения предложений из текста и подсчета их количества. Для этого используется короткий (в три- четыре предложения) рассказ, который специально составляется педагогом и демонстрируется картина. Во время чтения педагог интонационно выделяет конец предложения и делает паузы между предложениями. Дети играют в мяч. Мальчик бросает мяч девочке. Девочка ловит мяч. Воспитатель спрашивает детей: «О ком был рассказ?»

Затем задает конкретные вопросы:

Что я сказала про детей?

Что я сказала про мальчика?

Что я сказала про девочку?

Затем воспитатель говорит, что в этом рассказе было 3 предложения: первое – про детей, второе – про девочку, третье – про мальчика. Внимание детей привлекается к понижению голоса в конце предложения. Послушав, сколько раз голос был понижен, дети определяют число предложений. Затем рассказ заучивается, для того, чтобы дети могли рассказать его и назвать первое предложение, второе и третье. Задания на вычленение предложений из текста повторяется в течение нескольких занятий.

Далее детям предлагается самим составить рассказ по какой-нибудь картине, с несколькими эпизодами. Рассказ может быть коллективный, каждый ребенок составляет предложение. Воспитатель повторяет их, делая небольшие паузы и понижая голос в конце предложения. Дети считают предложения, загибая пальчики.

Дети дежурят по столовой. Катя раскладывает тарелки. Коля ставит чашки. Оля несет ложки.

Воспитатель спрашивает: сколько предложений в нашем рассказе? Какое первое предложение (второе…) Затем рассказ повторяется, каждое предложение воспроизводится детьми по цепочке.

Вопросы, которые задает воспитатель (о ком, о чем говорится в первом предложении, Что говорится?), характеризует семантическую, смысловую сторону предложения, как единицы речи. Воспитатель подчеркивает, что в предложении предмет не просто называется, а о нем что-то сообщается, что неизвестно слушателю.

Затем дети сами составляют предложения по игрушкам, картинкам. И всякий раз воспитатель помогает им установить, о ком или о чем составлено предложение, что в нем говорится, т. е. вычленить смысловую сторону предложения.

Важно также показать, что одну и ту же мысль можно выразить по-разному: белка прыгает по деревьям; белка ловко прыгает с дерева на дерево.

На этом этапе можно использовать следующее задание: «Я придумала предложение про кошку. Оно начинается со слова кошка. Какое предложение я придумала?» Дети составляют разные предложения. Воспитатель останавливается на одном из предложений, которое было наиболее интересным, или было придумано менее активным ребенком, чтобы поощрить его. Можно поступить по другому. Выслушав несколько ответов, воспитатель говорит, что он придумал совсем другое предложение. Называет его. Отвечающих детей воспитатель поощряет, отмечая, что они придумали много разных предложений про кошку.

Для того чтобы подчеркнуть, что в предложении заложен определенный смысл, педагог все время спрашивает, о ком это предложение. Что говорится про девочку?

Далее целесообразно графически изобразить предложение, показать детям, как можно «написать» его — длинной чертой; начало предложения отмечается уголком, а в конце ставят точку. Можно так же использовать полоски бумаги. В дальнейшем детей упражняют в определении количества предложений в готовом тексте. Текст произносится с паузами, а дети обозначают предложения на схемах. Затем проверяется правильность выполнения задания. Для закрепления представлений о предложении используются такие приемы, как:

  • придумывание предложений с заданным словом;
  • придумывание предложения, которое начиналось бы с определенного слова; составление предложения по двум картинкам;
  • придумывание «веселого» предложения;
  • составление предложений по «живым сценкам».

Все эти приемы сопровождаются выделением предложений, их подсчетом, анализом смыслового содержания. На этом этапе детей подводят к мысли, что наша речь состоит их предложений, что о каждом предмете можно сказать предложение. Но, прежде всего, эти задания направлены на то, чтобы дети стали понимать и употреблять слово «предложение».

II этап. Ознакомление со словесным составом предложений

Овладение понятием предложение подготавливает детей к анализу словесного состава предложения.

На этом этапе дети уясняют, что предложение состоит из слов.

Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2 — 3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик). Для анализа предложений используются наглядно-действенные методы и приемы:

  • рассматривание игрушек,
  • демонстрация действий с игрушками,
  • рассматривание картин,
  • пространственное моделирование.

Одновременно ведется работа по составлению предложений. В основе обучения лежит пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски, квадратики, табло). Последнее помогает ребенку понять линейность (последовательность) и дискретность (членораздельность) речи. На первых занятиях в процессе действий с игрушками детям показывают, что про любую игрушку можно сказать разные предложения (Кукла сидит. Кукла лежит. Кукла завтракает). Предложения повторяются детьми. Затем они сами составляют предложения про игрушки. Одно из предложений произносит воспитатель с паузами после каждого слова. Дети в это время считают, сколько слов, какое первое слово, какое второе. Аналогичная работа проводится и с другими предложениями из 2 — 3 слов. В результате у детей формируются представления о том, что про каждый предмет можно сказать предложения, что предложения состоят из слов. Так складывается первичная ориентировка в анализе предложения. С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку». Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть изображено квадратиком, полоской, счетной палочкой. Целесообразно иметь наборы карточек со схемами разных предложений. Этими наборами дети пользуются при анализе и составлении предложений. Схемы-модели обеспечивают предметную опору при формировании навыка анализа речи, являются средством формирования обобщенных представлений о строении предложения.

С этой же целью используются пособия типа табло, линейки с открывающимися поочередно в соответствии с произнесенными словами окошками (по принципу счетной линейки) (СНОСКА: Методика использования линейки подробно изложена в статье Ф. А. Сохина в кн.: Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1984, в кн.: Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. – М., 1991). Ценность этих пособий в том, что они наглядно демонстрируют динамику, последовательность слов в предложении.

Большое распространение получило моделирование словесного состава предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф. А. Сохиным и Г. П. Беляковой. Слова в этой живой модели изображают дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесенное предложение. Таким образом, и в этой «живой» модели речевая действительность выделяется как объект наблюдения, изучения. В разных вариантах игры дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путем добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов. В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений («Какое первое слово? Какое слово идет потом?»).

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и вразбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по предметным и сюжетным картинкам, сериям картинок.

В отличие от школьной методики порядковые числительные, по мнению авторов игры, давать не следует. Однако в экспериментальной работе С. Н. Карповой показано, что уже на первом этапе обучения дети шестого года жизни могут пользоваться порядковыми числительными.) Вопросы можно формулировать по-разному: «Где слово машина! Покажи слово едет. Какое это слово?» Один из вариантов игры предусматривает использование приема разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку, одно за другим. Далее воспитатель произносит набор несвязанных слов и просит детей, ответить предложение это или нет. Почему? В другом варианте игры — «Путаница» — нарушается последовательность слов в предложении, а дети восстанавливают порядок. Таким образом, дети подводятся к мысли о том, что в предложении все слова связаны между собой по смыслу и следуют друг за другом.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приемы:

  • четкое произнесение слов с паузой; выделение слов голосом, их количественный и порядковый счет (сколько слов, какое первое слово, какое идет потом),
  • произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой); последовательное называние слов в предложении;
  • перепрыгивание через скакалку,
  • отстукивание на барабане или бубне столько раз, сколько слов в предложении.
  • подсчет слов в предложении на пальцах, с помощью счетных палочек; в громкой речи, про себя;
  • разные варианты игры «Живые слова»;
  • произнесение слов вразбивку;
  • произнесение слов по рядам;
  • шепотный анализ предложения;

Для закрепления навыка анализа и синтеза предложения на этом этапе используются следующие задания:

  • Определение количества слов в предложении. Сколько слов в предложении?
  • Определение последовательности слов. Назови первое слово, второе, третье.
  • Определение места слова по отношении к другим словам. Между какими словами стоит слово… После какого слова стоит слово … Перед каким словом стоит слово.. Назови соседей слова …
  • Название первого и последнего слова в предложении.
  • Которое по счету слово…
  • Назовите третье слово.
  • Называние слов в разбивку: назови второе, первое, третье, слово.
  • Составить предложения из двух-трех слов. Придумать предложение про дом, про предмет, сделанный из бумаги, железа, дерева.
  • Повторить в заданном предложении только два первых слова. Осенний лес красив.
  • На место последнего слова поставить другое. Девочка кормит кур
  • «Путаница». Составление предложений по деформированной фразе.
  • «Исправь мою ошибку» Допускается намеренная ошибка в графическом обозначении предложения. Правильно ли я записала предложение? Согласны ли вы со мной?
  • Подбор предложений к заданной схеме. Какая схема правильная?
  • Какого слова не стало? Дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну полоску.
  • Подбери недостающее слово. Кошка … мышку. Заяц …морковку.
  • Придумывание предложений с определенным количеством слов.
  • Придумывание предложений с предложенным словом.
  • Придумать предложение по двум или трем словам.
  • Распространение предложений, путем увеличения количества слов используя полоски-символы.
  • Посоветуйте, между какими словами вставить слово вкусный. Соня пьет сок.

Таким образом, предложенная система работы над предложением является составной частью подготовки дошкольников к обучению грамоте. Она помогает не только преодолеть трудности, которые дети испытывают при вычленении слов из состава предложений, а повышают уровень произвольности речи и способствует сознательному оперированию языком и его элементами. Формирование элементарных знаний о речи оказывает влияние на общее речевое развитие детей, повышает речевую культуру, помогает дошкольникам в совершенствовании речевых умений и навыков.

Использование схем и таблиц

Практически на каждом уроке по любому школьному предмету пригодятся схемы и таблицы, то есть систематизация информации. Они размещены в учебниках и тетрадях с печатной основой. В продаже есть много наборов готовых таблиц по математике, русскому языку, окружающему миру, ОБЖ и т.д., которые учитель использует как демонстрационный материал.
Таблицы и схемы необходимы при изучении нового материала или на этапе закрепления полученных знаний, при подведении итогов. С их помощью можно эффективно систематизировать учебный материал, выделить главное, понять взаимоотношения между понятиями. Это значительно повышает степень усвоения информации, помогает запомнить основное.

Пользоваться готовыми таблицами удобно, но большее значение для обучающего эффекта имеют задания, которые подразумевают составление таблиц детьми самостоятельно. В некоторых учебниках встречаются задания заполнить таблицу или схему. Аналогичные вопросы включают и в проверочные тесты.

Чтобы справиться с такими заданиями, детям необходимо уметь:

  • давать определение понятиям;
  • анализировать;
  • выделять характерные черты объекта;
  • классифицировать объекты;
  • упорядочивать информацию;
  • составлять списки;
  • пользоваться условными обозначениями и сокращениями.

Схема простого предложения

Рассмотрим сразу пример. Начнем с самого легкого задания для начальной школы.

Это простое двухсоставное предложение. Различают также односоставное, когда главные члены предложения выражены одним подлежащим или одним сказуемым. Простые предложения бывают распространенными, как в нашем случае, или нераспространенными, к примеру:

Обращаем внимание на сказуемое. Оно может быть простым или сложным:

  • Простым: «Михаил сочинял».
  • Составным глагольным: «Миша хотел писать на диване».
  • Составным именным: «Миша был другом для меня».

В простом предложении может быть обращение:

Иван, сядь в левый ряд. Схема предложения следующая

[│О│,…..].

Важно выделить обращение запятыми так же, как и вводные слова.

К несчастью, такое случалось довольно часто

[│ВВ│,…..].

Не забываем найти и выделить деепричастный или причастный обороты.

Не отрывая глаз, смотрел на нее пес

[│ДО│, Х …].

Вид, открывшийся перед ним, был похож на зачарованное царство холода.

[ Х,│ ПО│, …..].

В литературных текстах, в текстах-рассуждениях часто встречается прямая речь.

«Не заходи во двор!»- громко крикнул незнакомец.

«[П!]»- [а].

«Ура, братцы!- закричал он. – Кажется, наше дело начинает идти на лад».

«[П..,│О│!] — [а]. — [│ВВ│,…П..]».

Итак, училка по английскому. Представьте у меня все пятерки (80 процентов), я иду на красный диплом техникума, олимпиады, конференции – меня знают все. И эта…… ну…. женщина ставит мне тряк. Я ей говорю: вы что не нормальная, посмотрите на мои оценки, вы что творите? И нифига – якобы принцип. Хотя какой на хер принцип, когда она ставила четверки спортсменам, которые не приходили вообще на пары и за банку кофе ставила пятерки. И ей все это говорили, Паше надо поставить хотя бы четверку. Короче жесть. Уже на защите диплома вмешался сам директор и она поставила мне 4 уже после защиты, но красный диплом был потерян.

Как работать с текстами

Чтение стихотворений, маленьких рассказов для дошкольника — новый вид работы. Сложность выполнения задания по прочтению заключается в том, что детсадовец не всегда понимает смысл отрывка. Чтобы избежать этого, нужно подходить к выбору материала и методам его обработки правильно. Выстраивайте процесс обучения следующим образом:

  1. Подбирайте раздаточный материал по возрасту учащегося. Для малышей 4-5 лет карточки из 1-3 предложений, для старших дошкольников — 4-5 предложений.
  2. Обратите внимание на количество слов в предложениях. Их должно быть немного. Простые тексты для чтения для дошкольников усваиваются легче, но задерживаться на легком уровне долго нельзя.
  3. Переходите к работе с текстовыми карточками после автоматизации слогового чтения.
  4. Читайте по цепочке в группе или вместе со взрослыми при индивидуальной работе.
  5. Не торопите ребенка. На этапе обучения важно понимание прочитанного, а не скорость чтения и количество потраченного времени.

Порядок составления схемы предложения

  1. Определить тип предложения по цели высказывания и по интонации. Предложения по цели высказывания делаться: на повествовательные, вопросительные, побудительные. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные.
  2. Найти основу – подлежащее и сказуемое. Основа ‑ это главная мысль предложения, та важная информация, которую мы хотим донести.

  3. Определить тип предложения по строению: простое или сложное.
  4. Разбить сложное предложение на простые составляющие. Отметить границы простых предложений.
  5. Выделить причастный или деепричастный оборот, проследить перечисления.
  6. Определить союзную связь. Проверить правильность применения сочинительного или подчинительного союза.

Для составления схемы понадобятся графические обозначения. Равноправные предложения в составе сложного предложения обозначим квадратными скобками. Подчиненное вместе с союзом – круглыми скобками. Главное слово, от которого задается вопрос, — крестиком.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]