Правила поведения для детей в детском саду: топ 30

«В детском садике работают профессионалы, они его всему научат. Мы же деньги платим, в конце концов!» — так рассуждают многие родители, а потом удивляются, что на их чадо ополчились все мамы и папы группы. Малыш неуправляем, он кусается и грубит, отнимает игрушки и еду, и становится вопрос о его психическом состоянии. А ведь причина может быть менее страшной и более банальной: ребенка просто не научили себя вести в коллективе. На воспитателей можно и нужно надеяться, но и самому плошать не стоит. Важно с первых лет жизни прививать крохе хорошие манеры и учиться этикету сообща. Тогда не придется краснеть перед работниками детского сада или другими родителями. Чтобы обучить ребенка быстро, обратитесь к этому простому списку правил, которые действуют во всех детских садах России.

Общение со взрослыми


Правила поведения для детей в детском саду начинаются с норм правильного общения. Ребенок боится новых взрослых и конфузится, поэтому стоит объяснить ему, как нужно себя вести с дядями и тетями, чтобы все было хорошо:

  1. Называть всех работников нужно по имени отчеству или обращаться на «Вы». Позаботьтесь о том, чтобы малыш выучил имя и отчество воспитательницы. Обращение по форме дисциплинирует его. Для этого не отступайте от правил и сами повторяйте именно полное имя, а не сокращение или кличку.
  2. При встрече нужно здороваться, при необходимости — спрашивать разрешения. Если нужно выйти, что-то узнать, на что-то пожаловаться, важно сначала уточнить, можно ли это сделать. Перед тем, как уйти, нужно спросить разрешения и попрощаться. Эти базовые правила помогут сохранить безопасность ребенка и поднять его социальный рейтинг в глазах воспитателей.
  3. Нельзя перебивать взрослого и повышать на него голос. Ребенок должен учиться дисциплине, иначе в школе точно будут проблемы.
  4. Если ребенка ударили, укусили, обидели, или он стал свидетелем побега (похищения, обморока, приступа) другого малыша, он должен немедленно пожаловаться воспитателю, но спокойно и тихо изложить все факты, не крича и не оскорбляя обидчиков.
  5. Нельзя трогать взрослых людей и уж тем более бить их. Важно сохранять границу между собой и воспитателем.

Важно усвоить, что воспитателя необходимо слушаться, ведь ребенок еще не может отвечать за себя и свои поступки. Он должен исполнять распоряжения и не реагировать на критику агрессивно. Если малышу кажется, что воспитатель обошелся с ним несправедливо, он должен рассказать о ситуации родителям, они разберутся. Но самому мстить и устаивать истерику нельзя. В общественных местах необходимо сохранять спокойствие.

Методы, позволяющие наладить дисциплину

Для начала стоит поработать над собой, выстроив такую линию поведения, чтобы установить авторитет. Стиль общения с детками предполагает строгость в принципиальных вопросах, ласку в любых ситуациях и добросердечность, юмор, но без сарказма, тактичность, но откровенность, отзывчивость. Главное – искренний интерес к личности каждого ребенка. Плохих деток нет, есть несчастные…

Конечная цель педагога – вызвать интерес к себе, желание общаться со стороны детей, подчиняться распоряжениям с удовольствием, готовность выполнить просьбу, заслужить одобрение, ласковый взгляд, слово, жест. Ваш строгий взгляд, слово при нарушении дисциплины должны вызывать не гнев, обиду, недовольство, а стыд за свои поступки и стремление немедленно исправить ситуацию.

В вашей ситуации, коллега, нужно лидеров организовать и возглавить. Такие ребята очень ждут признания их лидерских качеств, поэтому делегируйте полномочия лидерам, поручайте им дежурство по дисциплине. Думаю, стоит провести беседу с группой на тему, что такое плохо и хорошо, вместе определите и напишите правила, оформив специальный стенд, где также есть фото детей и ежедневные отметки по поведению в виде звезд трех цветов.

Красный – плохо, желтый – нормально, зеленый – отлично. Каждый день не забывайте выставлять оценки совместно с детьми, пусть сами определяют, какую они заслужили звездочку. Не забывайте о поощрении и авансах. Если ребенок слишком глубоко обижается на заслуженные красные звезды, поощрите его желтой или даже зеленой, но объясните свое решение всем детям. Не допускайте несправедливости!

А для привлечения внимания и искоренения вспышек непослушания во время занятий, есть такой прием: колокольчик, бубен, свисток, дудочка. Объявите, что будете проверять, кто самый внимательный и по сигналу свистка или бубна умолкнет и будет смотреть на воспитателя. Тренируйте постоянно, пока не выработается рефлекс.

Можно усложнить, задачу: как только прозвучит сигнал, все останавливаются и повторяют за воспитателем движения пальчиковой гимнастики или просто упражнения. Звонок: все смотрят и повторяют, кто молодец, заслужил похвалу или звезду. И так ежедневно, пока не достигнете автоматизма. Предупредите детей, что будете подавать сигнал неожиданно.

Общение с детьми


Это самый важный пункт правил поведения для детей в детском саду. Если малыш будет вести себя не так, как надо, у Вас могут возникнуть серьезные проблемы. Многие родители очень бурно реагируют на малейшую обиду, нанесенную их чаду. Они могут основательно подпортить не только настроение. Так что научите ребенка осторожности, терпимости и здравому смыслу в общении с детьми:

  1. Нельзя бить, оскорблять, трогать других детей, даже если они позволяют себе делать это. В ответ на побои и ругательства нужно пожаловаться родителям и воспитателям, а с агрессором больше не общаться. К жестоким детям лучше не подходить вообще.
  2. Нельзя хвастаться своим материальным положением и унижать других детей намеками на их бедность. Сам ребенок еще ничего не заработал, и в этом смысле все дети равны.
  3. Нельзя портить чужие вещи и позволять ломать свои. Если игрушку сломали другие дети, важно пожаловаться родителям и воспитателю, чтобы миновать конфликт.
  4. Чужие вещи нельзя брать себе ни тайно, ни явно. Если очень хочется какую-то игрушку, нужно просить ее у мамы, а не брать у других. Даже в подарок игрушку принимать нельзя, так как это может вызвать негодование родителей, которые покупали эту вещь для своего чада и не намерены ее терять.
  5. Нельзя перебивать, затыкать, обсуждать за спиной других детей. Вежливый человек всегда выслушает других и не будет навязывать свое мнение, если его не хотят слушать. Также важно не занимать эфир своей персоной. Многие дети много болтают и не дают слова вставить, а потому очень скоро остаются без слушателей и переживают, не понимая, почему так вышло.

Любые конфликтные ситуации решает воспитатель, он — арбитр и судья. Не стоит стесняться жаловаться, ведь своевременное вмешательство предотвратит драку.
Если ребенок делает то, что запретно, подражая дурным примерам, об этом тоже стоит доложить педагогу. Только он может вызвать родителей и оповестить их о появившейся проблеме.

Родители и сами должны подать хороший пример. Не стоит выяснять отношения с детьми, которые провинились. Это не Ваша работа, Вы не имеете права их ругать и стыдить. Свое негодование в спокойной форме можно высказать воспитателю и родителю, если проблема серьезная. Но не надо закатывать истерику, тем более при детях. Драки и прочие выходки лишь усугубят положение и вынудят Вас искать другой детский сад. А ведь Вы — соседи, зачем Вам ссориться?

Другие приемы остановки негативных проявлений

При единичных проявлениях нарушений дисциплины во время важных режимных моментах можно предпринять такие меры к «нарушителю спокойствия», особенно, если действия ребенка, мягко сказать, неадекватны:

  • Игнорирование или минимальное внимание к нарушителю;
  • Сфокусированный пристальный взгляд в глаза ребенку без злобы или осуждения, спокойно, но пристально как бы останавливаем взглядом;
  • Обращение к ребенку, специально интонируемым голосом: каким-то особенным тоном говорим типа «Посмотри на меня, пожалуйста», сниженным, измененным голосом;
  • Резко останавливаем любую деятельность и говорим: «Подождем, пока Петя сможет присоединиться к нам»;
  • Нестандартный вопрос или жест (ласковый), который отвлечет ребенка;
  • Озвучивание его состояния: «Ты меня ненавидишь, ты очень злишься на Петю, ты устал и злишься»;
  • Похвала часто останавливает: «Ты так красиво ножками дрыгаешь, как это у тебя получается?», но без издевки, дружелюбно, без смеха;
  • Можно усадить на стул размышления, но не в угол.

В принципе, этих методик и приемов должно хватить, в завершение статьи хочу поделиться наводкам на хорошие методические пособия:

  • «Планирование организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми подготовительной группы: технологические карты на каждый день по программе «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Декабрь-февраль»;
  • «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа»;
  • «Как помочь аутичному ребенку. Книга для родителей. Методическое пособие»;
  • «Спецпредложение на пополнение личного счета + участие в офлайн-вебинаре «Как организовать трудовую деятельность дошкольника?»

Я очень надеюсь, что молодая моя коллега воспользуется предложенными мной идеями и сможет справиться с негативными проявлениями в детском коллективе. Кому моя статья показалась интересной – поделитесь ею с друзьями, а кто хочет постоянно читать материалы – подписывайтесь на новости.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Этикет за столом


Во время трапез воспитание ребенка проявляется наиболее ярко. Культурные дети кушают аккуратно, не критикуют еду, не плюются и не мешают другим. Поэтому очень важно оставить все игры за столом дома. Да и там они неуместны, честно говоря.

  1. Нельзя разговаривать с набитым ртом, играть с едой и кусать слишком большие куски (это очень опасно). Можно подавиться или испачкать соседа, мебель и себя самого.
  2. Нельзя ставить локти на стол, качаться на стуле, размахивать руками и ногами во время трапезы. Все игры — после еды.
  3. Напитки нужно пить маленькими глотками, вторые блюда кушать с помощью вилки, а суп — ложкой. Это очевидно для Вас, но зачастую ребенок ошибается даже в таких мелочах.
  4. После еды губы и руки нужно вытереть салфеткой. После еды нужно пойти в туалет и прополоскать рот, чтобы все частички пищи были удалены.
  5. Нельзя говорить о еде плохо и обижать поваров. После приема пищи надо поблагодарить и убрать за собой посуду.

Если кушанье не нравится ребенку, он должен сказать об этом родителю после занятий, а не кричать на всю Ивановскую. Если он совсем не может есть, нужно сообщить воспитателю, что он не может кушать, иначе ему будет плохо. В таких случаях сотрудник не будет принуждать его принять пищу.
В некоторых детских учреждениях ребята сами накрывают на стол. В этом случае надо объяснить ребенку, что нельзя бегать, танцевать, отвлекаться, когда он несет тарелку. Иначе травмы не избежать, и все содержимое вывалится на пол.

Этикет в туалете и спальной комнате

Самые деликатные темы, как правило, вызывают больше всего вопросов и недопонимания со стороны малышей. С ними это редко обсуждают, а информацию им черпать неоткуда. Поэтому обсудите с ребенком правила поведения в детском саду, которые регламентируют его походы в туалет.

  1. Нельзя толпиться возле раковин и туалетов. Если в комнату зашло уже больше 6 детей, нужно подождать. Если совсем невмоготу постоять, нужно спросить у воспитателя, как быть? Он поможет найти выход быстрее.
  2. Нужно пользоваться туалетной бумагой и смывать за собой всегда. Если остались капли на сидении, их нужно вытереть, а руки после этого сразу же помыть.
  3. После посещения туалета нужно вымыть руки с мылом и вытереть насухо. Это обязательно, в противном случае легко заболеть.
  4. Запрещено брызгаться водой, забираться на батареи, бросать различные предметы в унитаз. Нельзя рисовать на стенах или на полу, даже если очень хочется.
  5. Нельзя запираться в туалете, чтобы поиграть или обмануть воспитателя.

Также важно напомнить малышу о том, как нужно правильно ложиться спать. Для этого ритуала есть свои рекомендации.

  1. Перед тихим часом дети чистят зубы и идут в туалет по своим надобностям.
  2. Нельзя капризничать и спорить с воспитателем по поводу того, что спать не хочется или чистить зубы лень. Нужно слушаться нянечек и детских педагогов.
  3. Нельзя играть и бросать подушки в спальне. Эти занятия мешают всем и сбивают режим.
  4. Если нужно отлучиться, важно делать это медленно, аккуратно, спокойно, чтобы не разбудить других детей.
  5. Одежду нужно сложить в полном порядке на стульчике.

Режим дневного сна очень важен для детей, так как если его не будет, их вечерняя активность сведет родителя с ума. Сон днем успокаивает ребенка и нормализует состояние его нервной системы. Так что нужно научить малыша не препятствовать другим, если уж он совсем не желает оказаться в постели. Нам бы его проблемы!

Поведение на площадке


Выход на улицу для дошкольников таит в себе множество опасностей. За пределами садика ребенок может получить серьезную травму или даже потеряться, если не будет знать правила поведения в детском саду и на прогулке. Научите сорванца слушаться старших и соблюдать все рекомендации здравого смысла, который пока еще не развился у крохи.

  1. На площадку или на улицу нужно выходить парами и строем, как сказал воспитатель. На обратном пути нужно удостовериться, что твоя пара на месте, что с ней все в порядке.
  2. Нельзя выходить за пределы площадки без сопровождения или согласия воспитателя. Любые попытки чужих взрослых заговорить, подарить что-то, вывести за ограду должны быть пресечены. Нужно немедленно бежать в воспитателю и обо всем рассказывать. Брать конфеты и игрушки, говорить, уходить с чужими людьми нельзя ни в коем случае.
  3. Запрещается бегать перед качелями и каруселями, они могут травмировать ребенка.
  4. Перед началом коллективной игры нужно выслушать правила поведения и следовать им.
  5. Нельзя слишком активно бегать и прыгать, иначе можно задеть других.

Родители тоже должны соблюдать правила игры: не забирайте ребенка, пока не согласовали это с воспитателем. А если задерживаетесь или изменили кандидатуру провожатого до дома, сообщите об этом заранее.
Даже если в детском саду возникла конфликтная ситуация, не выходите из себя при детях и не вынуждайте сына или дочь краснеть за Вас. Важно объяснить все спокойно. И, конечно, только взрослым. Не обращайтесь к другим детям и уж тем более не ругайте их.

Культурные люди всегда происходят из культурных семей. Каким бы ни был детский сад, именно родители являются главными авторитетами для ребенка, именно они несут главную ответственность за его воспитание. Не подавайте плохого примера, и малыш будет учиться только хорошему.

Как и почему дети могут сделать жизнь педагога невыносимой?

Для начала процитирую читательницу: «…я пришла работать в подготовительную группу, где детки от 5-7лет. Сначала вроде справлялась и детки слушались, но сейчас никак не могу с некоторыми (их, слава богу, не много) сладить. Где упустила их не пойму. Еще проблема в том, что эти некоторые лидирующие дети тянут за собой всю группу. Итог: все «стоят на ушах» и собрать их потом очень тяжело.

Посоветуйте, как себя вести, или может какие методы есть, прошу совета как у опытного педагога. Опыта у меня, к сожалению, нет, только учусь. Пришла в сад, и не хотелось бы оттуда убегать, деток люблю они все большие молодцы, но вот поведение…»

Ситуация понятна, проходили через это многие из нас. Видимо, насколько я могу судить, моя коллега изначально не хотела быть строгой и ставить рамки дозволенного в группе для воспитанников. А рамки и правила нужны детям для полноценного развития. Чем раньше устанавливаются ограничения, тем проще будет воспитателям, родителям и самим детям в дальнейшем.

Моя коллега понимает, что допустила ошибку, но не знает, где. Мне трудно судить в этой ситуации, что именно спровоцировало потерю авторитета педагога, но постараемся исправить дело. Вы, коллега, это сделаете не только для себя самой, но и для своих воспитанников, которые готовятся в школу, где вопрос дисциплины стоит очень жестко.

Привыкнув ухом не вести на слова педагога, в стенах учебного заведения они заработают клеймо неуправляемых и нежелательных учеников.

Психологи выделяют несколько причин плохой дисциплины среди дошкольников:

  • Потребность во внимании;
  • Борьба лидеров;
  • Защита от неудач, неодобрения;
  • Месть за нанесенные обиды;
  • Банальная скука.

Если в группе один ребенок с харизмой лидера, здесь проще наладить дисциплину, а если таких «конкурентов» у воспитателя несколько, придется вести комплексную терапию в коллективе. Приготовьтесь к тому, что вы должны будете планомерно и настойчиво внедрять новые правила и менять уклад в группе.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]