Проект по формированию математических представлений в старшей группе « Математика повсюду, математика везде»


Педагогический проект на тему: «Математика – это интересно»

  • 12 февраля 2018

Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»

Пояснительная записка к проекту «Математика – это интересно!»

Актуальность проекта

Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).

Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению «проблем с математикой«. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Математика – это интересно!» по овладению детьми среднего дошкольного возраста — умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.

Цели проекта:

  1. Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.
  2. Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
  3. Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
  4. Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления

Задачи проекта:

  • развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
  • развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
  • развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
  • вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
  • способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей),
  • развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия,
  • способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости,
  • формирование базисных математических представлений и речевых умений.

Ожидаемый результат:

  • Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
  • Дети успешно решают логические задачи.
  • Проявляют интерес к экспериментированию. Способны наметить последовательные шаги развития ситуации, следуют цели, выбирают средства.
  • Активно включаются в игры на классификацию и сериацию; предлагают варианты; участвуют в преобразовательной деятельности.

Используемые методы:

  • Игры
  • Просмотр мультфильмов
  • Беседы, викторины
  • Использование художественной литературы
  • Консультации для родителей
  • Создание в группе математического уголка
  • Демонстрация наглядных пособий
  • Презентации
  • Аппликация
  • Рисование на манке

Паспорт педагогического проекта

Структура Содержание
Тема «Математика – это интересно!»
Адресация проекта Дети, воспитатели и родители воспитанников
Руководитель проекта Грушина Л.С. — воспитатель подготовительной группы

Лазаренко Н.С. — воспитатель подготовительной группы

Участники проекта Воспитатели, дети, родители
Возраст воспитанников 6-7 лет
Особенности проекта По характеру создаваемого продукта:

Познавательный, игровой, творческий

По количеству участников: групповой;

По продолжительности:краткосрочный (1 неделя);

По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения.

Цель проекта — Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.

— Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.

— Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.

— Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления.

Задачи проекта — Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

— Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;

— Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;

— Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;

— Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;

— Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей).

— Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия.

— Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

— Формирование базисных математических представлений и речевых умений.

Ресурсы проекта Необходимое обеспечение:

— методические материалы.

-художественная литература: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.

— электронные ресурсы (материалы сети интернет).

Предполагаемые продукты проекта Ожидаемые положительные результаты проекта:

Продукты деятельности педагога:

— Картотека математических загадок; графические диктанты по клеточкам; лабиринты; «Занимательная математика» (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки); Математические задачки в стихах

— Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве», «Игры со счетными палочками», «Дидактические игры по математике»

— Конспект беседы «Как люди научились считать»

— Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе»

— Викторина «Угадай-ка»

— Дидактические игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики», «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы»

— Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»

— Создание в группе математического уголка

Продукты деятельности детей:

-Аппликация

-Рисование

Продукты деятельности родителей:

— Просмотр мультфильмов дома с детьми «Снова в стране геометрии», «История о силе цифр», «Учимся считать от 1 до 20 с ежиком Жекой», «Математические величины» (обучающий мультфильм)

— Помощь родителей в создании дидактических игр в математический уголок группы.

Этапы работы над проектом.

Этапы работы Содержание работы Предполагаемый результат
Первый этап: Подготовительный

Цель: способствовать развитию интереса к деятельности

Второй этап: Основной

Цель: способствовать накоплению опыта и необходимой информации

Третий этап

Творческий

Цель: способствовать развитию, творчества, фантазии, необходимых практических навыков в художественно-творческой деятельности детей

Вводная беседа с детьми «Как люди научились считать»

Чтение художественной литературы: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах

Дидактически игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики».

Просмотр мультфильмов «Остров ошибок», «Укротитель цифр».

Математические игры.

Викторина «Угадай-ка»

Консультации для родителей «Математика-это интересно!».

Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе».

Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»

Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы», «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве»

Игры со счетными палочками

Вечер занимательной математики

Создание в группе математического уголка

Аппликация «Животные из геометрических фигур»

Рисование геометрических фигур на манке

Конспект беседы

Книжная выставка

Дидактические игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики»

Альбом «Дидактические игры по математике»

Конспект викторины

Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе»

Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика»

Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы»

Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве»

Альбом «Игры со счетными палочками»

Картотека «Занимательная математика»

(пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки); «Математические задачки в стихах»

Создание в группе математического уголка

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]