Педагогический проект на тему: «Математика – это интересно»
- 12 февраля 2018
Международные и Всероссийские конкурсы
Всероссийская конференция «Педагогический проект в дошкольном образовательном учреждении»
Пояснительная записка к проекту «Математика – это интересно!»
Актуальность проекта
Математика — это мощный фактор интеллектуального развития ребёнка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребёнка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Математика для детей имеет наиболее важное значение в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение её должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причём не надо бояться серьёзных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребёнка улавливает всё до мелочей, и если порой малыш не всё понимает, это не страшно, всё равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребёнок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребёнком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Почему же многим детям так трудно даётся математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребёнка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей.
Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребёнка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе — это познакомить ребёнка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10).
Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем, эти умения очень недолго выручают ребёнка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро через месяц-два, и ребёнок не может самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании, что приводит к появлению «проблем с математикой«. Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект «Математика – это интересно!» по овладению детьми среднего дошкольного возраста — умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Цели проекта:
- Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал.
- Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
- Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
- Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления
Задачи проекта:
- развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
- развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.;
- развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.;
- развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти;
- вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности;
- способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей),
- развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия,
- способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости,
- формирование базисных математических представлений и речевых умений.
Ожидаемый результат:
- Дети активны и самостоятельны в использовании освоенных способов познания (сравнения, счёта, измерения, упорядочивания) с целью решения практических, проблемных задач, переноса в новые условия.
- Дети успешно решают логические задачи.
- Проявляют интерес к экспериментированию. Способны наметить последовательные шаги развития ситуации, следуют цели, выбирают средства.
- Активно включаются в игры на классификацию и сериацию; предлагают варианты; участвуют в преобразовательной деятельности.
Используемые методы:
- Игры
- Просмотр мультфильмов
- Беседы, викторины
- Использование художественной литературы
- Консультации для родителей
- Создание в группе математического уголка
- Демонстрация наглядных пособий
- Презентации
- Аппликация
- Рисование на манке
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Математика – это интересно!» |
Адресация проекта | Дети, воспитатели и родители воспитанников |
Руководитель проекта | Грушина Л.С. — воспитатель подготовительной группы Лазаренко Н.С. — воспитатель подготовительной группы |
Участники проекта | Воспитатели, дети, родители |
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Особенности проекта | По характеру создаваемого продукта: Познавательный, игровой, творческий По количеству участников: групповой; По продолжительности:краткосрочный (1 неделя); По уровню контактов: на уровне образовательного учреждения. |
Цель проекта | — Способствовать созданию педагогических условий для развития любознательности у детей старшего возраста, познавательной активности через занимательный развивающий материал. — Повысить уровень готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе. — Развивать математические представления детей 6-7 лет на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения. — Способствовать формированию и развитию у старших дошкольников простейшие логические структуры мышления и математические представления. |
Задачи проекта | — Развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности; — Развивать образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять и т. д.; — Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и др.; — Развивать комбинаторные способностей путём комбинирования цвета и формы, развитие творческого воображения, памяти; — Вызвать стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности; — Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в процессе решения задач разных видов, стремлению к развитию игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями (по – своему, на уровне возрастных возможностей). — Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения и интеллектуального усилия. — Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости. — Формирование базисных математических представлений и речевых умений. |
Ресурсы проекта | Необходимое обеспечение: — методические материалы. -художественная литература: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах. — электронные ресурсы (материалы сети интернет). |
Предполагаемые продукты проекта | Ожидаемые положительные результаты проекта: Продукты деятельности педагога: — Картотека математических загадок; графические диктанты по клеточкам; лабиринты; «Занимательная математика» (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки); Математические задачки в стихах — Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве», «Игры со счетными палочками», «Дидактические игры по математике» — Конспект беседы «Как люди научились считать» — Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе» — Викторина «Угадай-ка» — Дидактические игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики», «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы» — Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика» — Создание в группе математического уголка Продукты деятельности детей: -Аппликация -Рисование Продукты деятельности родителей: — Просмотр мультфильмов дома с детьми «Снова в стране геометрии», «История о силе цифр», «Учимся считать от 1 до 20 с ежиком Жекой», «Математические величины» (обучающий мультфильм) — Помощь родителей в создании дидактических игр в математический уголок группы. |
Этапы работы над проектом.
Этапы работы | Содержание работы | Предполагаемый результат |
Первый этап: Подготовительный Цель: способствовать развитию интереса к деятельности Второй этап: Основной Цель: способствовать накоплению опыта и необходимой информации Третий этап Творческий Цель: способствовать развитию, творчества, фантазии, необходимых практических навыков в художественно-творческой деятельности детей | Вводная беседа с детьми «Как люди научились считать» Чтение художественной литературы: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик – семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания». Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах Дидактически игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики». Просмотр мультфильмов «Остров ошибок», «Укротитель цифр». Математические игры. Викторина «Угадай-ка» Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе». Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика» Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы», «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве» Игры со счетными палочками Вечер занимательной математики Создание в группе математического уголка Аппликация «Животные из геометрических фигур» Рисование геометрических фигур на манке | Конспект беседы Книжная выставка Дидактические игры: разрезные картинки «Дни недели и времена года», «Числовые домики» Альбом «Дидактические игры по математике» Конспект викторины Консультации для родителей «Математика-это интересно!». Памятка для родителей «Домашняя математика: мы вместе» Презентации «Математика в подготовительной группе», «Занимательная математика» Дидактически игры: «Сосчитай-ка», «Повтори узор», «Математические весы» Альбомы «Найди отличия», «Вправо-влево, вверх-вниз. Ориентировка в пространстве» Альбом «Игры со счетными палочками» Картотека «Занимательная математика» (пословицы, поговорки, скороговорки, стихи, задачи на внимание, занимательные вопросы, логические концовки, считалки); «Математические задачки в стихах» Создание в группе математического уголка |