Конспект сюжетно-ролевой игры «Моя семья» в средней группе
автор: Никитина Инна Александровна
воспитатель МДОБУ «Центр развития ребенка — Медведевский детский сад №6 «Колокольчик»
Конспект сюжетно-ролевой игры «Моя семья» в средней группе
«Семья»
(конспект открытого просмотра сюжетно – ролевой игры )
Программное содержание:
1.Закреплять представления детей о семье, об обязанностях членов семьи.
2.Развивать интерес к игре.
3.Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, развивать сюжет.
4.Побуждать детей к творческому воспроизведению в игре быта семьи.
5.Способствовать установлению в игре ролевых взаимодействий и взаимоотношений между играющими.
6.Учить действовать в воображаемых ситуациях, использовать различные предметы – заместители.
7.Воспитывать любовь и уважение к членам семьи и их труду.
Оборудование.
Мебель, посуда, атрибуты для оборудования домика «семьи», «больницы», «магазина», «парикмахерской»,сумки, кепки, платки, сотовые телефоны, кошельки, мягкая игрушка «собака»,различные предметы – заместители.
Предварительная работа.
- Беседы: «Моя семья», «Как я маме помогаю», «Кто, кем работает?».
- Рассматривание сюжетных картинок, фотографий по теме.
- Чтение художественной литературы: А.Барто «Машенька», , «Шофёр», Д.Габе из серии «Моя семья»: «Мама», «Братик», «Работа», А.Кардашова «Большая стирка», «Продавщица», «Парикмахер», «Доктор», «Кем хотите стать вы, дети?» (автор И. Гурина),б. Заходер «Шофер»,
- Сюжетно – ролевые игры; «Семья», «Школа», «Больница», «Магазин», «Парикмахерская».
Игровые роли:
мама, папа, бабушка, дедушка, дети( 2 малыша и 1 школьник), продавец, врач, медсестра, парикмахер, дядя и тетя.
Ход игры:
Дети входят в группу, встают перед гостями.
-Ребята, к нам пришли гости. Они хотят посмотреть какими большими вы стали и как дружно умеете играть.
-А вы умеете дружно играть. (Да)
Воспитатель: Ребята, мы с вами вчера беседовали о семье, рассматривали фотографии семейного альбома.
-Что такое семья? (ответы детей). Чем занимаются ваши родители, братья, сестры? (ответы детей).
-А вы хотите поиграть в игру «Семья» (Да).
— А чтобы наша игра получилась интересной, нужно сначала решить: «Сколько членов в семье у нас будет?» Чем будут заниматься мама, папа, бабушка, дедушка и дети. И их родственники: дядя и тетя?
Распределение ролей, развитие сюжета.
-Ребята, вы, не против, если я буду бабушкой (завязываю на голову платок).
-Ребята, а еще кроме домашних дел, чем могут заниматься члены в семье (ответы детей).
-Да правильно, они могут посещать больницу, если заболели. Ходить за покупками в магазин и также в парикмахерскую, чтобы сделать себе стрижку или прическу.
-Значит, нам нужна больница. А кто работает в больнице (врач и медсестра). Кто будет врачом и медсестрой?
— А также магазин. А кто будет продавцом?
— И еще парикмахерская. Кто будет парикмахером? (дети по желанию выбирают роли).
— Забыли, а где же будет школа? И кто будет учеником?
(если вдруг будет спор при распределении ролей, воспитатель может распределить детей с помощью считалки.
-А теперь, дети, занимайте свои рабочие места.
Педагог в роли бабушки начинает игру.
Разыгрываются сюжеты:
1.»Магазин»
- «Больница»
- «Парикмахерская»
- »Школа»
- »Папа-шофер»
- «Гости»
Роли | Ролевые действия |
Мама-домохозяйка, | Готовит еду, убирается в доме, гладит белье. Собирает и провожает сына в школу. Идет в магазин за продуктами. Посещает парикмахерскую. Встречает мужа с работы, кормит его, общается. |
Папа — шофер | (Стульчики ставит в два ряда-строит машину.Отвозит маму в парикмахерскую, сына в школу. Заправляет машину на АЗС, ремонтирует ее, разговаривает по телефону, возвращается домой, ужинает, помогает жене по дому, общается. |
Бабушка(воспи-татель) | Руководит всем процессом игры. Присматривает за 2 малышами, готовит обед, отводит малышей в больницу на прививку; забегает в парикмахерскую, сделать стрижку; разговаривает с папой по телефону. Спрашивает всех членов семьи, как прошел рабочий день; приглашает в гости родственников, угощает всех пирогами; играет с внуками, дает советы, общается. |
Дедушка | Присматривает за малышами, играет с ними; идет в магазин за молоком, наливает собаке молока, выгуливает ее; встречает внука со школы, помогает делать ему уроки; смотрит телевизор и читает газету; встречает гостей. |
Тетя, дядя | Идут в больницу, звонят к родственникам; идут в магазин за подарками, покупают торт; идут в гости. |
Врач | Надевает белый халат и шапочку;осматривает больного: ставит градусники, смотрит горлышко, язык; слушает фонендоскопом; выписывает лекарство. |
Медсестра | Надевает белый халат и шапочку; делает уколы, забинтовывает пальчик, дает витамины, мажет ранки зеленкой. |
Продавец | Надевает фартук(специальная одежда).Выставляет товар,вытирает пыль с полок; вежливо разговаривает с покупателями, предлагает товар покупателям; взвешивает товар,считает деньги, прощается. |
Парикмахер (мастер) | Надевает фартук, готовит инструменты; вежливо разговаривает с покупателями; предлагает мытье головы, покраску, стрижку волос, сушит феном,делает укладку,красит ногти и т.д.; приглашает снова посетить парикмахерскую. |
Ученик | Собирает рюкзак; идет в школу, учиться; возвращается со школы; обедает, делает уроки, смотрит телевизор, играет на компьютере; разговаривает с родителями, играет с младшими сестренками, с собакой. |
Два малыша | Играют, их водят в больницу на прививку; слушаются родителей, |
Окончание игры
: Все работники приводят свои рабочие места в порядок и идут в гости.
Итог игры
:
-Игра закончена. Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? Кто кем был?Вам понравилось быть именно этим персонажем?
-Молодцы ребята, у нас получилась настоящая семья. И игра была интересной.
Конспект сюжетно-ролевой игры «Моя семья» в средней группе
Конспект сюжетно – ролевой игры «Зоопарк» в средней группе
Сюжетно ролевая игра в средней группе детского сада
Цель: • Закреплять знания детей о представителях зоопарка формировать игровые умения, вступать в ролевое взаимодействие друг с другом; • Формировать у детей уважительное отношение к труду взрослых; • Развивать у детей творческое отношение к игре, умение использовать предметы-заместители; • Учить сообща выполнять задуманное; • Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения. Предварительная работа: — Беседы о зоопарке, — подвижные игры, — просмотр презентаций о животных разных стран», — пальчиковые и речевые игры о животных, — загадывание загадок о животных, — чтение произведений В. Чаплиной, Г.Скребицкого, В.Бианкио животных, — продуктивная деятельность ( рисование, лепка, раскрашивание представителей животного мира). Предметно-игровая среда. Оборудование и атрибуты: Для строительства: детские стулья с эмблемами животных Для зоопарка: маски животных, запрещающие знаки в зоопарке, оборудование для игры «Ветлечебница», касса, билеты, оборудование для игры «Магазин», метла, фартук, посуда, бейджики. Словарная работа: — зоопарк -вольер -смотритель -ветеринар Методические приёмы: — игровая ситуация, — беседа, — стихи, -дидактическая игра: «Кого привезли в зоопарк», -пальчиковые игры, -музыкальные игры. План игры: 1. Организационный момент 2.Мотивация: Чтение стихотворения С.Маршака «Где обедал воробей» Где обедал воробей? А вы хотите поиграть в зоопарк? 3. Распределение ролей и определение игровых действий. 4. Строительство зоопарка. 5. Завоз животных. 6. Осмотр ветеринаром животных. 7. Открытие зоопарка для посетителей. 8. Экскурсия по зоопарку. 9. Итог игры Игровые роли и действия: Продавец- раскладывает,предлагает и продает товар Кассир- продает билеты Контролер- проверяет билеты Смотритель- ухаживает за животными Ветеринар- принимает, осматривает, лечит животных Дворник- приводит территорию зоопарка в порядок Охранник- следит за порядком
Ход игры:
Воспитатель читает стихотворение С.Маршака «Где обедал воробей» -Где обедал воробей? — А что такое зоопарк? -А вы хотите поиграть в зоопарк? — Для того чтобы начать играть, что мы должны сделать? 3. Распределение ролей и определение игровых действий. — Роли каких профессий понадобятся нам в игре?(смотритель зоопарка) Воспитатель: Какие обязанности выполняет смотритель зоопарка? Дети: Смотрит, чтобы все животные были вовремя накормлены, чтобы в их клетках было чисто. Воспитатель: Кто будет смотрителем зоопарка? Пожалуйста, иди готовить свое рабочее место. Дети: Ветеринар. Воспитатель: Какие обязанности у ветеринара? Дети: Принимает новых животных, следит за их здоровьем, дает витамины, лечит больных птиц и зверей. Дети: Кассир. Воспитатель: Какие обязанности у кассира? Дети: Кассир продает билеты. Воспитатель: Кто будет кассиром? Пожалуйста, иди готовь свое рабочее место. Еще кто работает в зоопарке? Дети: Контролер. Воспитатель: Какие обязанности выполняет контролер? Дети: Встречает посетителей и при входе проверяет билеты. Воспитатель: Кто на себя возьмет роль контролера? Пожалуйста, приступай к работе. Дети: Еще там работают дворник и охранник. Охранник следит за порядком на территории зоопарка. Дворник наводит чистоту на территории зоопарка. Воспитатель: Кто на себя возьмет роль охранника? Пожалуйста, приступай к работе. Воспитатель: Кто на себя возьмет роль дворника? Пожалуйста, приготовь инвентарь, который пригодится тебе в работе. Воспитатель:А еще возле зоопарка будет работать магазин для посетителей и нужен продавец: Какие обязанности выполняет продавец ? Дети: Он будет предлагать и продавать покупателям разные товары. 4. Строительство зоопарка. — Кто еще находится в зоопарке кроме людей? Дидактическая игра «Кого привезли в зоопарк». Воспитатель ставит на наборное полотно большую картину с изображением грузовика и сообщает, что в зоопарк привезли зверей. Далее вставляет предметные картинки с изображением головы и хвоста животного в прорези грузовика, и предлагает ответить детям, что это за животное (по ходу игры распределяются роли и дети идут готовить для себя атрибуты). 5. Завоз животных. 6. Осмотр ветеринаром животных Оставшиеся дети – посетители зоопарка. Дружною компанией в зоопарк идем! И за угощением в магазин зайдем! Проводится сюжетно-ролевая игра «Магазин» Вышли мы из магазина У нас полная корзина В зоопарке для зверей Угощения не жалей! Мы идем и поем песенку такую Веселую, задорную, очень озорную! (дети поют песню «Вместе весело шагать») — А вот и зоопарк. Давайте вспомним правила поведения в зоопарке. (Ответы детей). Правила поведения в зоопарке В зоопарке нельзя шуметь. Нельзя дразнить животных! Нельзя кормить животных. Нельзя просовывать руки в клетку. А теперь давайте купить билеты у кассира, предъявим их контролеру и пойдем рассматривать животных! 8. Экскурсия по зоопарку. Чтение стихов про животных, пальчиковые игры про животных. Музыкальная игра «Мы веселые мартышки» Подходит охранник: «Зоопарк закрывается. Животным пора отдыхать!» Дети прощаются с животными. 9. Итог игры Вам понравилась играть в «Зоопарк»? Какие роли вы выполняли в игре? Какая роль получилась самой интересной? Звучит песня « Зоопарк» (Муз. и сл. М.Либеров).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект сюжетно – ролевой игры для детей 3-4 лет Организация сюжетно-ролевой игры в подготовительной группе Конспект сюжетно — ролевой игры в подготовительной группе Сюжетно-ролевая игра детей для старшей группы. Идём в гости
Похожие статьи:
Игры на изучение букв для детей 4-5 лет
Занимательные игры для дошкольников на развитие воображения
Игры для развития памяти детей 6 лет
Развивающие игры для ребенка 6 лет
Игры для детей 5 лет на развитие творческого мышления
Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе в ДОУ
Транскрипт
1 Организация сюжетно-ролевой игры в средней группе в ДОУ «Игра это творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка» (Л. С. Выготский). Чем старше ребенок, тем полнее его наблюдения окружающего мира, тем богаче его игра. Известный психолог Л. С. Рубинштейн говорил, что в процессе игры ребенок не просто перевоплощается в чужую личность, но, входя в роль, расширяет, обогащает, углубляет собственную. Психологи считают, что сюжетно — ролевая игра это высшая форма развития детской игры, в дошкольном возрасте она выступает в роли ведущей деятельности. Сюжетно — ролевые игры имеют большое значение в психическом развитии ребенка, они развивают произвольное внимание, память. Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение контролировать свое поведение, ограничивать свою импульсивность, способствуют тем самым формированию характера. Во время совместной игры со сверстниками дети учатся общению, умению учитывать желания и действия других, отстаивать свое мнение, умению настоять на своем, а также совместно строить и реализовывать планы. Исполняя различные роли, ребенок начинает охватывать все стороны различных видов деятельности, что, в свою очередь, помогает развивать мыслительную способность человека, воспринимать чужую точку зрения. Играя в сюжетно — ролевую игру, вживаясь в какой-то образ, ребенок воспроизводит свои впечатления, переосмысливает и раскрывает их. Понимая, что игровая ситуация воображаема, дети тем не менее испытывают вполне реальные чувства и переживания и тем самым обогащают свой внутренний мир. Для сюжетно ролевой игры детей среднего дошкольного возраста характерно возникновение новых тем, связанных со знаниями, полученными во время чтения художественной литературы, рассказов взрослых, просмотров телепередач и т.д. Характерная особенность в выполнении ролей, игровых действий воссоздание взаимоотношений людей в процессе трудовой деятельности. Дети этого возраста начинают понимать, что в коллективном труде необходимо оказывать друг другу помощь, быть внимательными, добрыми. Однако, в играх можно наблюдать и проявление негативных сторон нашей жизни. Содержание игры отражает отношение ребенка к окружающей его действительности. Можно наблюдать, как, играя в дочки-матери, одна «мама» будет постоянно кричать на своих детей, поучать их, другая будет примерять наряды, третья заниматься детьми, читать им сказки и т. д. Такими играми ребенок показывает, что из взрослых отношений он считает главным, и какой стереотип поведения выбирается им за образец поведения и подражания. Наблюдая за детской игрой, можно сделать
2 определенные выводы об особенностях развития и психического состояния ребенка, о его чувствах, настроении и темпераменте. В процессе игры дети показывают свое отношение к окружающему миру ведь в игре ребенок наделен силой, которой лишен в реальном мире. Наблюдая за игрой ребенка, можно увидеть его страхи, боль, обиды, которые он по каким-либо причинам не может или не хочет показать взрослым. Зачастую не зная, как относиться к какой-либо ситуации, ребенок проигрывает эту ситуацию снова и снова, пытаясь принять ее на себя. С помощью игры можно воздействовать на мироощущение малыша, бороться со страхами, преодолевать неуверенность. Это следует учесть воспитателю, чтобы вовремя направить ход игры в нужное русло. Дети этого возраста любят совместные игры. Однако малый жизненный опыт, отсутствие устойчивости в проявлении нравственных чувств, недостаточно развитое умение поступиться своими желаниями, интересам в пользу другого иногда приводит к распаду игры, к разрушению налаженных дружеских контактов. Руководя игрой, педагог не только помогает детям из многих предложений выбрать самое интересное, но и учит их уважать замысел друг друга, быть внимательными к своим товарищам. Важно научить ребенка находить для себя роль, подходящую по смыслу к ролям сверстников с которыми он хотел бы поиграть, а для этого необходимо учить ребенка сменять принятую роль на новую. Обычно воспитатели не ставят перед собой такую задачу специального формирования у детей таких умений, уделяя основное внимание обогащению содержания детской игры. Воспитатель подбирает конкретную тему, связанную с определенной сферой реальной жизни и организует игру по заранее спланированному сюжету. Педагог стремится сразу включить в игру ровно столько участников, сколько он запланировал ролей в сюжете, каждому предписываются в игре определенные ролью действия. Стремясь к порядку в игре, воспитатель убивает сам дух игры как свободной деятельности. Дети, подчиняясь команде воспитателя, становятся пассивными объектами его воздействия. Такая игра, кроме как конкретизации знаний о (почте, стройке, магазине и т.д.) ничего не развивает в ребенке (ни умения самостоятельно соотносить свои ролевые действия с действиями партнеров, подключаться к их игре, ни умения менять роли в процессе игры). Воспитатель побуждает детей к ведению разных ролевых диалогов: в совместной игре с воспитателем, в совместной игре со сверстниками. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией. Воспитатель побуждает детей к разнообразию игровых замыслов в самостоятельно сюжетной — ролевой игре, поощряет включение в игровой сюжет новых ролей, событий. Задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять
3 игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры. Эти умения залог будущего творческого и согласованного развертывания игры со сверстниками, они обеспечивают гибкость ролевого поведения. Каким же образом можно формировать эти умения у детей? Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий: 1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными; 2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем участников. На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предполагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры -необходимо их принять. Воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации. Тем не менее, игра воспитателя с каждым из детей и с подгруппами, стимулирующая гибкое ролевое поведение и смену ролей, дает существенные сдвиги в самостоятельной детской деятельности. Дети свободнее вступают во взаимодействие, подключаются к уже играющим сверстникам, беря подходящие по смыслу роли. В совместной со сверстником и индивидуальной игре расширяется диапазон актуализируемых детьми игровых ролей. При этом дети широко и творчески используют способ условного выполнения действия с сюжетными игрушками, предметами — заместителями, соединяя, условные ранее игровые умения с новыми. У них появляется вкус к динамическому развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре ребенок не только согласованно взаимодействует с одним — двумя сверстниками, но и моделирует ролевой диалог с партнером — игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливает разнообразные ролевые связи в игре. Рассмотрим, как конкретно можно организовать совместную игру с детьми. Начинать такую работу целесообразно с каждым из детей индивидуально. Наиболее подходящее время утренние и вечерние часы,
4 когда детей в группе немного, и воспитатель может уделить ребенку 7-10 минут. На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка. Например, мальчик любит играть в «шофера». Воспитатель предлагает ему: «Вася, давай с тобой играть. Здесь у нас будет машина. Ты будешь шофер? А я пассажир». Во время поездки развертывает ролевой диалог с «шофером», а затем предлагает следующее сюжетное событие, требующее появление нового персонажа: «Давай мы как будто на красный свет поехали, и милиционер нас остановил. Я теперь буду милиционером». После выяснения обстоятельств с «милиционером» можно ввести третье событие, требующее появление еще одного персонажа: «Давай рядом с твоей машиной ехала еще одна — грузовик. Я теперь шофер грузовика. Моя машина вдруг сломалась. Я тебе сигналю, чтобы ты остановился и помог ее починить!» и т.д. Если у ребенка возникают собственные предложения в ходе игры необходимо их принять и использовать, включив в общую схему сюжета. Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Педагог не всегда располагает реальными возможностями часто играть с каждым ребенком, поэтому важно уметь охватить формирующими воздействиями сразу несколько детей играть с небольшой подгруппой. Роли в игре сменяются аналогично при введении новых сюжетных ситуаций. Вовлечение детей в игру осуществляется педагогом только по их желанию. Также дети должны иметь полную свободу «выхода» из игры. Если игра с воспитателем не увлекает ребенка, продолжение ее бессмысленно, так как в этом случае игра уже превращается в обязательное занятие. Воспитатель не «диктует», а предлагает детям в игре ту или иную роль, событие как равный партнер. Такое взаимодействие в игровой деятельности способствует проявлению самостоятельности детской деятельности. У дошкольников появляется вкус к динамичному развертыванию сюжета в процессе игры за счет включения новых персонажей и смены игровых ролей в рамках той или иной смысловой сферы. В игре дети учатся моделировать ролевой диалог с партнером, партнером игрушкой, с воображаемым партнером, т.е. устанавливать разнообразные ролевые связи в игре. Воспитатель побуждает детей к проявлению доброжелательности в сюжетно-ролевых играх со сверстниками. Дети учатся проявлять в играх добрые чувства, интерес к общему замыслу, действовать согласованно с участниками игры.
5 Все это подготавливает возможность дальнейшего перехода к совместному творческому построению новых игровых сюжетов в старшем дошкольном возрасте. Литвинова В.Н. воспитатель МБДОУ «Детский сад «Росинка» г.бирюча»