НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук, буква «Э,э»

Знакомство с буквой


Карточка с буквой Э.
Изучаем Э: показать детям карточку с буквой, произнести ее. Предложить начертить контур Э в воздухе, выложить из фасоли или кусочков веревки. Охарактеризовать звук: сказать, что он гласный, его можно пропеть. При правильном произношении звука рот немного приоткрыт, губы растянуты, язык не задействован. Струя воздуха выходит свободно, вдоль языка, никто его не видит.

Артикуляция подобна звуку И, хотя выходящая струя воздуха изо рта на порядок сильнее. Постановка звука Э у детей старшей группы детского сада происходит по подражанию. Воспитатель предлагает повторять звук вслух отдельно и в структурных слогах. Можно показывать картинки или предметы, в названиях которых имеется общая буква, при этом произносить слова вслух, акцентируя внимание на звуке Э.

Коррекционно-развивающие задачи.

Учить ребенка выделять из ряда слово, отличающееся от остальных по слоговой структуре.

Учить различать одушевленные и неодушевленные предметы, учить задавать соответствующие вопросы: кто это? что это?

Научить ребенка четко произносить звук [Э].

Упражнять ребенка в произнесении слов сложной слоговой структуры.

Учить читать предложения, соблюдая повествовательную и вопросительную интонации.

Научить ребенка отражать вопросительную и повествовательную интонации на письме при помощи точки и вопросительного знака.

Задание 1. Взрослый произносит ряд слой, а ребенок слушает внимательно и называет слово, которое отличается от остальных по своей слоговой структуре:

мак — бак — так — банан;

сом — ком
— индюк —
дом; лимон — вагон —
кот —
бутон; мак — рак —
веник — бак.
Задание 2. Знакомство со звуком [Э]. Отгадать загадку, назвать первый звук в отгадке:

Живет без тела,

Говорит без языка.

Никто его не видит,

А всякий слышит. (Эхо)

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Э]:

— губки в улыбке;

— зубки сближены;

— широкий кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята;

— горлышко «работает».

Символ звука [Э]: девочка укоризненно говорит котенку: «ЭЭЭ…»

Характеристика

звука [Э]: звук [Э] — гласный, его можно петь (язык, губы и зубы не мешают свободному прохождению воздуха). Обозначение: красный кружок.

Задание 3. Фонетическое упражнение.

Что говорят рыбаки, когда рыба срывается с крючка? «Ээ…х!»

Задание 4. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Э}»:

э, а, э, у, о, э…; эх, ах, ух, эх…; Эмма, Анна, Эдик, эхо, Оля.

Задание 5. Повторить за взрослым серию слогов:

птэ-ктэ-бдэ-гдэ; ктэ-бдэ-гдэ-птэ.

Задание 6. Найти лишнее слово в ряду (по наличию или отсутствию звука [Э]):

автобус, эхо,

апельсин, арбуз; это, эхо, Эдик,
усики.
Задание 7. Вспомнить имена людей, начинающиеся на звук [Э] (Элла, Эдик, Эдуард, Элеонора, Эмма).

Задание 8. Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Э].

Задание 9. Проговорить с ребенком по слогам сложные по слоговой структуре слова, объясняя ему значение этих слов. Разделить слова на слоги. Найти самое длинное и самое короткое слово. По возможности, составить с каждым словом предложение:

эквилибрист, эскадра, электросварщик, электровоз, электроутюг, экскурсовод, электромонтер, экипаж, электроприбор, эвкалипт, элеватор.

Задание 10. Объяснить ребенку, что все одушевленные предметы отвечают на вопрос: кто это?,

а неодушевленные предметы — на вопрос:
что это?
Учить задавать вопросы к одушевленным и неодушевленным предметам.

Продолжить ряд:

Кто это? Это девочка, кошка, собака…

Что это? Это машина, стол, куртка…

Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по признаку одушевленности или неодушевленности предметов):

машина, самолет, стол, дедушка;

ворона, соловей,
стул,
корова.

Задание 11. Знакомство с буквой Э.

Буква Э открыла рот:

То ль зевает, то ль поет.

О.Гофман

На что еще похожа буква Э?

Буква Э из пальцев: большой и указательный пальцы правой руки образуют полукруг, а указательный палец левой руки — «язычок» буквы Э.

Игры с буквой.

Задание 12. Самостоятельный звуко-слоговой анализ слова Эдик:

составление схемы из кружков; выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение, списывание.

Чтение предложений с соблюдением вопросительной и повествовательной интонации. Запись предложений под диктовку с помощью взрослого с отражением вопросительной и повествовательной интонации на письме (употребление точки и вопросительного знака).

Это кто? Это кот. Это кто? Это Эдик. Это кто тут? Это муха.

Автоматизация звука Э

Следующим этапом в изучении буквы и звука Э является автоматизация. Воспитатель может прикрепить картинки к доске и предложить дошкольникам называть предметы. Например, эскалатор, экскаватор, эму, экран, электричество и др.

В процессе обучения детей важно использовать игровые методы, например, общую игру с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово. Дошкольник должен поймать мяч, если услышит изучаемый звук. Лучше запоминание проходит при чтении занимательных стихотворений, загадок и сказок. Помимо визуальной и слуховой тренировки ребенку нужно давать и письменные задания.

Задание для дошкольников: печатная буква Э

Чтобы повысить эффективность обучения, необходимо давать ребенку в подготовительной группе письменные задания или задания онлайн:

  • обвести по точкам;
  • дописать букву;
  • найти Э на рисунке;
  • зачеркнуть неправильно написанные буквы;
  • раскрасить предметы, где есть Э, и др.


Прописываем печатную букву Э.

Стихи про букву Э для детей

Экскаватор — крану брат. Ворошит такие глыбы, Что, пожалуй, сто лопат Их осилить не смогли бы. (Я. Аким)

Эта кнопка и шнурок — Электрический звонок. (С. Маршак)

Эму Я про страуса, Про ЭМУ, Написал бы вам Поэму, Но никак я не пойму: Эму он Или эму?! (Б. Заходер)

Эхо — Мама! — слышится с холма. Эхо тоже крикнет: «Ма-а-а!» Это маму звал малыш. Эхо, ты кому кричишь? (Г. Виеру) Эхо ищем всем отрядом: — Эхо, где ты? — Рядом! Рядом! Эхо! Эхо! Вот потеха! Значит, тропкою лесной Ходит-бродит с вами эхо Невидимкой день-деньской. (Ф. Бобылев)

Неясно, зверь он или птица. Есть перья, а летать боится. Быть может, ты решишь проблему: Зверь или птица страус эму. (Е. Григорьева, И. Гамазкова)

Сказки про букву Э

На нашей планете существует загадочная страна под названием Азбука. Там живут разные жители, и у каждого есть свое имя. Где-то на самом краю Азбуки живет буква Э. К ней редко ходят в гости другие буквы, потому что она поселилась в высоком доме, на 31 этаже.

Э любит выходить на балкон и смотреть на большой эвкалипт, растущий прямо возле ее дома. На этом эвкалипте жили маленькие эльфы, которые день и ночь трудились. Они работали на фабрике, где готовили самое вкусное эскимо в мире. Э любила смотреть за работой маленьких человечков и часто подсказывала и помогала им. Как только главный эльф кричал «Эге-гей», раздавалось протяжное звонкое эхо. Это означало, что очередная порция мороженого готова. Тогда Э спускалась вниз на эскалаторе, чтобы съесть свое любимое лакомство.

Возле эвкалипта была станция, на которую каждый день приезжала электричка. В будние дни Э работала на экскаваторе, рыла ямы, в которых эльфы строили новые помещения для своей фабрики. А в воскресенье Э каталась на электричке по Азбуке и ела шоколадное эскимо.

Загадки для детей на букву Э

Провела я солнце За свое оконце, К потолку подвесила, Стало дома весело. (Лампочка)

Сам вагон открыл нам двери, В город лестница ведет. Мы своим глазам не верим: Все стоит, она идет. (Эскалатор)

Живет без тела, говорит без языка. Никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо)

К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот. (Экскаватор)

— Рученька-ручища, Что в земле ты ищешь? — Ничего я не ищу. Землю рою и тащу. (Экскаватор)

Есть на свете чудная лопата — На колесах, крива и горбата. Но копать начинает она — Сто лопат заменяет одна. (Экскаватор)

Подходящие игры

Дидактические игры на внимательность:

  1. Найди в словах одинаковый звук (экран, эму, экватор, эстафета).
  2. Придумай слово на Э.
  3. Хлопни в ладоши, как только услышишь слово с нужным звуком (арбуз, эрудит, обезьяна, эврика, эшелон, индюк).
  4. Найди лишнее слово в ряду. (эталон, эвкалипт, уха, экскурсия).
  5. Игра «Дополните слово» (учим строение слов)Эта (этаж), кипа (экипаж), спорт (экспорт), талон (эталон), пресс (экспресс), страда (эстрада), этаж (Эрмитаж), кран (экран).
  6. Игра «Что пропало?». На столе выкладываются предметы (игрушки), в названиях которых есть изучаемая буква. Ребенку предлагается назвать все предметы, после чего отвернуться или закрыть глаза. В это время воспитатель убирает один предмет, а ребенок должен назвать, что пропало.

Игровые упражнения:

  1. Речевая зарядка. Повторять слоги ЭП-ОП-АП, АП-ЭП-ИП, ОП-ЭП-УП, ЭП-ОП-ЭП, ИП-АП-ЭП, УП-ОП-ЭП.
  2. Мастер-класс «Домики». Подготовить домики с тремя окошками (схема: начало, середина, конец слова) и подходящие предметные картинки. Ребенку нужно определить место заданного звука в слове и вставить картинку в первое, второе или третье окошко.
  3. Забавная группировка. Для этой игры понадобится таблица с напечатанными буквами и фишки (монеты). Детям нужно найти Э в таблицы и накрыть фишками.
  4. Буквенный конструктор. Предложить детям достроить Э из других букв (О, С). Можно использовать фасоль или другую крупу.
  5. Соревнования телефонистов. Дети садятся в ряд. Воспитатель проговаривает скороговорку на ухо первому ребенку, а тот передает услышанное следующему. Последний игрок должен рассказать скороговорку вслух.

Существует множество дидактических игр и упражнений, которые помогут превратить процесс обучения дошкольников в занимательное и увлекательное занятие.

Конспект подгруппового логопедического занятия тема: «Звук и буква Э»

Конспект подгруппового логопедического занятия

Леншина И.В., учитель – логопед МБДОУ детский сад № 9, город Новочеркасск Ростовская область

Тема: «Звук и буква Э»

(можно разбивать на 2 занятия)

Цель:

формирование фонематического восприятия, знакомство с буквой Э.

Задачи:

Познакомить со звуком и буквой Э.

Закреплять понятие «гласный звук».

Формировать фонематическое восприятие.

Выделять звук [Э] из начала слова.

Формировать графические навыки и умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивать внимание, память, просодическую сторону речи.

Оборудование:

предметные картинки, конверт с текстом письма, изображения мальчика и девочки, фей Графики и Фонетики, красные кружочки (символ гласного звука), маркеры «звук», «буква», зеркала, буквы Э из различного материала и разных размеров, красные карандаши, тетрадь логопедических заданий, магнитная доска.

Ход занятия

Организационный этап.

— Сядет на место тот, кто угадает звук по беззвучной артикуляции ([А], [У], [И]).

Коррекционно-развивающий этап.

Упражнение«Письмо от феи Фонетики»

.

— Фея Фонетика прислала нам письмо. Послушайте, какую историю она нам написала. (Звук[Э]
произносить длительно, утрированно
.)

Однажды Э-эмма и Э-эдик пошли в лес за грибами. Не заметила Э-эмма, как отстала и заблудилась. «Э-эдик, Э-эдик», — позвала Э-эмма. «Э-эдик», — кто-то повторил высоко над деревьями. «Кто это?» — удивилась Э-эмма. «Э-эдик, Э-эдик», — опять крикнула Э-эмма. «Э-эдик», — кто-то опять повторил высоко над деревьями. «Эй!» — крикнула Эмма. «Эй!» — отозвалось в вышине. И тут из-за деревьев показалса Эдик с полной корзинкой грибов. «Кто это все повторяет за мной?» — спросила Эмма. «Э-это? Э-это э-эхо!» — объяснил Э-эдик. Вот послушай: «Э-эмма!» — крикнул Эдик. «Э-эмма», — послышалось северху. «Э-электричка». – «Э-электричка», — повторило эхо. «Э-этаж». – «Э-этаж». – «Э-эскалатор». – «Э-эскалатор», — повторяло за Эдиком эхо.

Эмме эта игра понравилась. Когда дети вернулись домой, Эмма рассказала, как она разговаривала с эхом, своей подруге Э-элле.

Упражнение«Звук[Э]»

.

— Мы сегодня познакомимся с новым звуком. (Выставить маркер

.)

Повторить, что такое звук.

Уточнить артикуляцию звука [Э]. Произнести звук перед зеркалами громко, тихо, долго, коротко. Спеть звук [Э].

— Какой звук [Э]? Почему? (Выставить символ гласного звука

.)

3.Упражнение«Поднимите символ, когда услышите звук [Э]»

.

Дать задание детям поднимать красный кружочек, когда они услышат звук [Э] среди других гласных.

4.Упражнение«Где звук?»

.

Предложить детям вспомнить и назвать имена ребят и слова, которые они кричали в лесу, определить, с какого звука начинаются эти слова. По мере ответов детей выставлять на доску соответствующие предметные картинки.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]