Комплекс занятий по обучению грамоте в подготовительной группе


Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Транскрипт

1 Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Отгадай звук по беззвучной артикуляции» А) Педагог беззвучно артикулирует гласный звук и просит детей определить, какой звук он артикулирует, и повторить его столько раз, сколько педагог хлопнет в ладоши. Б) Педагог беззвучно артикулирует 2 гласный звука (например, АУ, дети определяют, какие звуки он артикулирует, и повторяют за педагогом столько раз, сколько пальцев покажет педагог. 2 «Повтори гласные» Педагог произносит гласный звук и просит детей повторять за ним, а затем показать, каким звуковым сигналом он обозначается. 3 «Какой звук повторяется чаще?» 4 «Повтори, соблюдая ритмический рисунок» 5 «Какой звук слышится в конце слов?» 6 «Подбери гласные к схеме» 7 «Подбери картинки к схемам» 8 «Придумай слова к схемам» 9 «Выделение гласного звука на слух из ряда гласных» Педагог говорит: «Я буду произносить разные гласные звуки, а вы слушайте, какой звук повторяется чаще других». Затем, педагог просит назвать этот звук и произнести его столько раз, сколько счетных палочек педагог выложит на стол. Педагог три раза повторяет один и тот же гласный звук, выделяя его в начальной, средней и конечной позициях (например: а-а-а, А-а-а, а-а-а), дети должны повторить за педагогом, соблюдая ритмический рисунок. Педагог произносит ряд слов, которые заканчиваются на один и тот же звук (например: коты сады мосты) и просит детей определить данный звук и обозначить его место в словах на схеме. Педагог показывает детям звуковые схемы (два или три стоящих рядом красных кружка) и просит детей придумать сочетание звуков согласно схеме (например: АУ, ИАО, УАО) У детей на столах предметные картинки. Педагог раздаёт схемы, где гласный звук обозначен в начале, середине и конце слова, просит детей подобрать картинки к схемам и назвать их. Педагог раздаёт схемы, где гласный звук обозначен в начале слова (в середине, в конце) и просит детей придумать слова к заданным схемам. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук у». 10 «Выдели звук» Детям предлагается произнести слово утка; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук у. Педагог говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка, выделяя интонационно звук у. Затем логопед продолжает: «В этом слове

2 11 «Произнеси слова на звук А или У» первый звук у. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук у выделяется еще из 2 3 слов (ухо, Уля, улитка). На этот раз детям предлагается самим выделить звук у из начала слова. На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей. 12 «Узнай звук» Логопед: «Сейчас мы повторим звуки, которые уже учили. А какие это звуки, догадайтесь сами. Логопед беззвучно артикулирует. Дети внимательно смотрят и называют звуки: а, у, и, э. 13 «Сколько ты слышишь звуков?» 14 «Добавь последний звук» По указанию логопеда отдельные дети, четко артикулируя, произносят указанные звуки и подбирают с помощью картинок слова, начинающиеся на эти звуки (Алик, утка, улитка, Иван, Инна, эхо, ива и т.п.). По просьбе педагога отдельные дети или все вместе произносят различные сочетания из указанных звуков (аи; уи; уа и т.п.). Каждый раз определяется количество и последовательность звуков в сочетании. При затруднениях логопед обращает внимание детей на артикуляцию. Обращаясь к детям, логопед произносит слово пау без последнего звука, одновременно показывая картинку; ребенок должен произнести последний звук (к), а затем и все слово (паук). 15 «Обозначь звук сигналом» 16 «Сколь раз услышишь звук?» Педагог называет звук и просит детей вспомнить, как он обозначается, а затем произнести его столько раз, сколько педагог хлопнет в ладоши. Педагог читает чистоговорку, дети должны посчитать, сколько раз повторяется заданный звук, и произнести его такое же количество раз (например: Са Са Са укусила в нос оса. Звук С произносится 6 раз.)

3 Игры по обучению слоговому анализу и синтезу детей старшего дошкольного возраста п/п Название игры Содержание 1 «Твёрдый мягкий» Дети становятся в круг. Предлагается произносить поочередно слоги то с твердым, то с мягким согласным (слоги даются только с гласным а), т.е. если первый ребенок произнесет слог пя, то второй па, затем опять пя и т.д. Время от времени меняется согласный звук. Логопед говорит, обращаясь к одному из детей: «А теперь скажи ма». Следующий ребенок должен сказать мя и т.д., пока не будет другого задания. 2 «Придумай имя» Логопед бросает мяч и называет первый слог начало имени мальчика или девочки. Ребенок должен дополнить слово так, чтобы во втором слоге был мягкий звук. Примерные имена: Валя, Ваня, Вася, Коля, Леля, Леня, Маня, Паня, Таня, Люся, Дуся. 3 «Повтори слог и составь к нему схему» Педагог произносит несколько слогов и просит детей повторить и составить их к нему звуковую схему. Примеры цепочек слогов: та, то, ты; ат, от, ут. 4 «Добавь слог» Педагог произносит слоги и просит детей добавить к ним определённый слог и назвать получившееся слово. Например: МА.(ша — Маша, ма — мама, ки маки). 5 «Повтори слоги, соблюдая ритмический рисунок» Педагог произносит три одинаковых слога с заданным звуком, выделяя один из них. Дети повторяют за педагогом, соблюдая ритмический рисунок (НА на на, на НА на, на на НА). При усложнении задания могут использоваться открытые и закрытые слоги, а также в словах могут меняться гласные. 6 «Назови слог к схеме» Педагог показывает детям звуковые схемы слогов из двух и из трёх звуков и просит детей придумать слоги этим схемам. 7 «Какой звук повторяется?» Педагог называет цепочку слогов, в которых один слог одинаковый. Например: кора нора дыра ура. Дети выделяют повторяющийся слог и составляют его схему. 8 «Кто внимательнее?» Педагог показывает детям предметные картинки, в названиях которых встречается заданный звук, и называет их. Дети должны определить, какой звук встречается во всех словах. Затем, педагог убирает картинки и просит детей вспомнить все произнесённые слова, а также придумать слова с заданным звуком. 9 «Повтори слова» Педагог называет от 2 до 5 слов, бросает мяч ребёнку. Ребёнок должен запомнить и четко произнести слова. 10 «Обозначь место звука Педагог произносит несколько слов, в которых

4 в слове» 11 «Подбери картинку к схеме» изучаемый звук слышится в начале (середине, конце) слова. Например: малина, маска, молоко, марки. Ребёнок должен выделить и назвать звук и определить его место в слове. У детей на столах разложены схемы, где звук обозначен в начале (середине, конце) слова. И предметные картинки. Педагог просит разложить картинки так, чтобы их названия соответствовали схемам. Педагог просит детей придумать слова с заданным звуков к звуковой схеме. 12 «Придумай слова к звуковой схеме» 13 «Заколдованное слово» На доске стоят предметные картинки. Дети должны назвать каждую картинку, выделить из слов первые звуки и составить из них слово. Педагог просит детей произнести слово столько раз, сколько в нём слогов. 14 «Повтори, не ошибись» Повторение вслед за педагогом сочетаний из двухтрех слогов типа: му ту; ут ук и т.п. Это упражнение проводится как игра на внимание. После того как два-три ребенка повторят предлагаемый слоговой ряд, дается новое сочетание. Постоянно требуется очень четкое произнесение каждого слога, каждого звука. 15 «Измени схему слова» Педагог называет слово (кот). Дети выкладывают звуковую схему слова. Педагог спрашивает: «Как изменится эта схема, если мы скажем не «кот», а «коты?» Дети отвечают, что вместо трёх звуков, в слове появился четвёртый звук. 16 «Произнеси слоги» Логопед говорит: «Сядет тот, кто правильно произнесет то, что я скажу». Логопед произносит сочетания в два-три слога, включая в них любые из доступных для произношения мягкие согласные звуки, например: ли ля; вя мя ня. 17 «Найди место своей картинке» У каждого ребёнка предметная картинка. Детям необходимо расставить картинки на доске с их одновременным называнием и определением количества слогов. 18 «Выбери картинки» На доске выставлен ряд картинок. Детям необходимо выбрать картинки, названия которых состоят из 2 (3, 4) слогов. 19 «Магазин» На столе расставляются различные предметы, названия которых могут быть произнесены детьми и по возможности содержат звуки с и с ; один из детей «покупатель» — подходит к столу, «продавец» — логопед предлагает ему на выбор три игрушки, названия которых состоит из одного, двух или трех слогов. Ребенок выбирает себе игрушку и отхлопывает ритм обозначающего ее слова. Дети должны догадаться, какую игрушку хочет купить покупатель. 20 «Раз, два, три» Дети подбирают картинки, в названиях которых содержится определенное количество слогов (один, два, три).

5 Одно из упражнений проводится как соревнование. Дети строятся в две шеренги. Логопед ударяет в бубен один, два или три раза. Очередная пара соревнующихся должна быстро придумать слово (из числа правильно произносимых) с соответствующим числом слогов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]