Комплекс занятий по сенсорному развитию детей второй младшей общеобразовательной группы


Ход игры.

Педагог рассыпает на пол разноцветные мячи, выбирает один мяч, и просит ребенка поднять такой же.Пример: «Я беру зеленый мяч, и ты покажи такой же мяч»

.

5. Игра «Цветная дорожка»

.

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах, находить одинаковые цвета, используя геометрические формы.

Материал. Вырезанные из цветной бумаги большие разноцветные круги, а также небольшие квадратики.

Ход игры. Выкладываем разноцветную дорожку. Расстояние между кругами должно быть не менее 50 см.

Педагог показывает и отдает ребенку карточку, например, зеленого цвета, ребенок находит зеленый круг и помещает на него карточку такого же цвета.

6. Игра «Цветной паровозик»

.

Дидактическая задача. Дать детям представление о том, что цвет – признак разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал. Конструктор и маленькие фигурки зверей.

Ход игры. Строим из конструктора паровоз. Каждый вагон определенного цвета.

Педагог предлагает ребенку посадить лошадку в синий вагон, а уточку в красный.

Эталоны формы.

Эталоны плоскостных и объемных геометрических фигур.

(10 занятий)

Цель: научить детей различать и называть геометрические формы

1. Игра «Подбери фигуру»

.

Дидактическая задача. Закреплять представления детей о геометрических формах, упражнять в их названии. Учить подбирать фигуры по образцу. Закреплять навык обследования геометрических форм приёмом обведения и накладывания.

Материал.Демонстрационный: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник вырезанные из картона.Раздаточный: карточки с контурами пяти геометрических фигур, по одной фигуре каждой формы той же величины, что и контурные изображения на карточках.

Ход игры. Педагог показывает круг и, обводя его пальцами,спрашивает: «Как называется эта фигура, какая она по форме?»

Показывает овал,тоже обводя его пальцем:
«А это какая форма?»
То же самое проделывает с другими фигурами в следующей последовательности: треугольник, квадрат, прямоугольник. Обводя фигуры, фиксирует внимание на углах. Исправляет неточные и ошибочные ответы
детей.
«У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они совпадали, с нарисованными».

2. Игра «Подбери по форме»

.

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета,отвлекаясь от других его признаков: цвета, величины.

Материал.Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм.Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур; по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает по величине с контурным изображением на карточке).

Ход деятельности.

В: «Ребята, по-моему, за дверью кто-то стучит? Кто же это?»
(Выходит и приносит в группу письмо и посылку)
.

— «Посмотрите, здесь письмо!Пишет вам Дедушка Мороз: «Для того, чтобы получить от меня подарки, вы должны выполнить все мои задания».

Задание первое.

В: Вспомнить и выразительно прочитать стихотворение о зиме или ёлочке (Прочтение одного или двух стихотворений хором, далее по желанию детей).

В:«Сундучок не открывается. Нужно выполнить ещё задание»

.

Второе задание.

На полу 2 ручейка.

В: «Посмотрите ребята, эти ручейки покрыты льдом! Почему? (ответы детей)

Правильно, вода зимой замерзает. А одинаковые ли ручейки по ширине? Покажите широкий ручеёк, а теперь узкий. Давайте перешагнём через широкий ручеек
(дети делают большой шаг)
. А теперь перейдем через узкий ручеек
(дети делают маленький шаг)
.

«Почему мы сначала сделали большой шаг, а потом маленький?»
(Побуждать детей использовать слова шире — уже)
.

«Задание выполнили? Попробуем открыть посылку. Она по-прежнему не открывается».

Задание третье.

В: «Посмотрите, ребята, на посылке какое — то изображение. Что это?»

Дети: «Ёлочки»

.

В: «Они одинаковые или разные?»
(ответы детей)
.

В: «Ёлочки бывают большие и маленькие. Давайте соберем ёлочку сначала высокую. Какие геометрические фигуры мы будем использовать?»

Дети : «Большие зелёные треугольники»

.

В : «Теперь низкую. Какие геометрические фигуры будем использовать?»

Дети : «Маленькие зеленый треугольники»

.

В : «Какая ёлочка выше? Какая ниже? Давайте поиграем. Мы с вами будем ёлочками. Изобразите высокую ёлочку, а теперь низкую. С заданием справились?»

Дети : «Да»

.

В : «А посылка не открывается»

.

Задание четвертое. «Нужно раскрасить карточки»

.

В : «Это что?»

Дети: «Рукавички»

.

В : «Одна рукавичка раскрашенная, а вторая нет, нужно исправить ошибку, вы сможете?»

Д: «Да!»

В : «Давайте исправлять!»

В : «Все справились?»

Д : «Да!»

Итог. «Что мы делали, чтобы открыть посылку?»
(Ответы детей)
.

Посылка открывается — дети находят подарки от Деда Мороза — сладости.

2. «Матрешки – соседки»

.

Цель: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные.

1. Развивать умение сравнивать контрастные по величине и ширине предметы.

2. Развиватьумение обозначать результаты сравнения словами: высокий — низкий, широкий — узкий.

3. Закрепить умение различать и называть цвета.

Развивающие.

1. Способствовать развитию разговорного общения в ходе занятия, развивать ориентировку в пространстве.

3. Способствовать развитию различной деятельности детей в ходе образовательной деятельности.

Воспитательные.

1. Воспитывать такие нравственные качества, как умение дружить, приходить друг другу на помощь.

Интеграция образовательных областей.

— речевое развитие,

— художественно-эстетическое развитие,

— физическое развитие,

— познавательное развитие,

— социально-коммуникативное развитие.

Демонстрационный материал: 2 матрешки (большая и маленькая, 2 домика (большой и маленький, 2 елочки (большая и маленькая, 2 корзинки, 10 грибочков (5 больших и 5 маленьких, ленты (короткие и длинные, цветы из цветной бумаги.

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста

Игры и упражнения по развитию слухового восприятия у детей дошкольного возраста — методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей раннего дошкольного возраста.

Ребенок должен научиться слышать звуки окружающей среды, в том числе голоса животных, звучание музыкальных инструментов и т.п. Происходит накопление новых слуховых образов неречевых звуков, что позволяет впоследствии быстрее дифференцировать звуки на две важнейшие категории: «речь» и «не речь».

Рекомендуемые в пособии игры и упражнения способствуют развитию слухового восприятия, слуховой памяти. Способность узнавать звуки окружающей среды позволит ребенку в дальнейшем быстрее овладеть речью.

Развитие слухового восприятия происходит в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие окружающих звуков (физический слух), с другой – восприятие звуков человеческой речи (фонематический слух).

Неречевой (физический) слух – это улавливание на слух и дифференциация различных звуков окружающего мира (звуки природы, шум транспорта, музыка и другие). Различение их по громкости, длительности, высоте, количеству, определение источника и направления звука.

Речевой (фонематический) слух – это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Настоящее пособие предназначено для занятий по развитию неречевого слуха у детей 2-3 лет.

Цель – развитие способности ребенка узнавать окружающие звуки.

Задачи:

  • научить ребенка находить соответствие между слуховыми образами неречевых звуков и предметами, их издающими;
  • научить различать неречевые звуки между собой по акустическим признакам;
  • накопить в памяти ребенка новые слуховые образы различных звучаний.

Организуя работу с детьми младшего возраста, необходимо учитывать следующее:

  • занятия должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
  • необходимо наличие эмоционального контакта между взрослым и ребенком;
  • в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
  • следует многократно повторять материал, чтобы закрепить умения, знания, навыки;
  • содержание материала должно соответствовать опыту детей;
  • уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно;
  • длительность занятия должна составлять от 5 до 15 минут;
  • необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.

Упражнение 1. Что звучит?

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков природы, голосов животных и птиц.

Игра проводится на прогулке. Гуляя на детской площадке или в парке, обращайте внимание ребенка на звуки природы (шум ветра и дождя, шелест листьев, журчание воды, раскаты грома во время грозы и др.), голоса животных и птиц.

Когда дети научатся хорошо различать это звуки с опорой на зрение (слышат звук и одновременно видят источник звука), предложите им определить их источник с закрытыми глазами. Например, когда на улице идет дождь или шумит ветер, скажите: «Закрой глаза и послушай, какая погода на улице». Подобным образом можно определять звуки и дома – тиканье часов, скрип двери, шум воды в трубах и другие.

Упражнение 2. «Звуки на улице».

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух уличных звуков. Игра проводится аналогично предыдущей, но внимание детей теперь обращаете на уличные шумы (гудки клаксона, шорох шин по асфальту, шаги людей, голоса и смех и др.).

Упражнение 3. Пошуршим, постучим.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные предметы.

Материалы. Различные предметы и материалы (бумага, полиэтиленовый пакет, ложки, палочки, ключи и другое).

Игра проводится в помещении. Познакомьте ребенка с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с предметами: помните и порвите лист бумаги, пошуршите пакетом, постучите деревянным молоточком, проведите палочкой по батарее, уроните карандаш на пол, позвените связкой ключей.

Предложите ребенку закрыть глаза и угадать предмет. Затем пусть назовет или покажет источник звука.

Упражнение 4. Коробочки со звуками.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают различные сыпучие материалы.

Материалы. Непрозрачные коробочки или баночки с различными крупами.

Насыпьте в небольшие одинаковые баночки (например, из-под Киндер-сюрпризов) разные крупы: горох, гречневую, рисовую, манную крупы (должно быть по 2 баночки с крупой каждого вида и одинакового количества). Для игры можно также использовать соль, макароны, бусинки, камушки и другие материалы.

Потрясите одной из баночек, привлекая внимание ребенка. Затем предложите ребенку найти среди баночек ту, которая издает такой же звук. Количество баночек увеличивайте постепенно.

В игре можно использовать не только сыпучие материалы. Одну пару баночек можно наполнить водой, а другую пару ватой. Откройте баночки и покажите малышу, что находится внутри. В другую пару баночек опустите по одному шарику – деревянному, пластмассовому, стеклянному или железному; в следующую – по орешку или абрикосовой косточке и т.п.

Упражнение 5. Маленькие музыканты.

Цель. Развивать слуховое внимание, восприятие на слух звуков, которые издают детские музыкальные инструменты.

Материалы. Барабан, бубен, дудка, гармошка, металлофон, пианино.

Сначала познакомьте ребенка с разными музыкальными инструментами, научите извлекать из них звуки. Затем научите четко различать на слух звучание музыкальных инструментов. Спрячьтесь за ширмой или встаньте за спину ребенка и поочередно извлекайте звуки из различных инструментов. Дети могут показать нужный инструмент (картинку с его изображением) или назвать его словом или звукоподражанием («та-та-та» — барабан, «ду-ду» — дудочка, «бом-бом» — бубен и т. п.).

Сначала показывайте ребенку не более двух инструментов. Их количество следует увеличивать постепенно.

Упражнение 6. «Один или много барабанов».

Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков по количеству «один – много».

Материал. Барабан или бубен.

Взрослый ударяет в барабан один или несколько раз так, чтобы ребенок это видел. Называет словами (или показывает соответствующее число пальцев), сколько прозвучало сигналов: один или много. При этом слово «один» можно говорить один раз, а слово «много» повторять несколько раз: «много-много-много». Чтобы ребенок лучше понял задание, дайте ему самостоятельно ударять в барабан, а сами выполняйте задание, показывая картинку с изображением то одного барабана, то с изображением нескольких барабанов. После того, как ребенок понял разницу в количестве звуков и правильно показывает картинки, можно приступать к различению звуков только на слух — за спиной у ребенка.

Упражнение 7. «ПА»

Цель. Развивать слуховое внимание, различение на слух звуков разной длительности.

Сначала взрослый объясняет задание ребенку, затем упражнение выполняется только на слух. Взрослый говорит ребенку: «Послушай и повтори. Я буду говорить один раз «па», два раза «па-па» и три раза «па-па-па». Если ребенок справляется с упражнением, можно усложнить задание. Для этого произносим слоги с разной длительностью: па – короткий, па_____- длинный. Например:

Па, па_____, па-па______, па______па-па, па-па________па, па-па-па______ Ребенок должен повторить за взрослым слоги с разной длительностью.

Упражнение 8. «Дождь».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение длительности и прерывистости сигнала.

Материалы. Лист бумаги с нарисованным облаком, фломастеры или цветные карандаши.

Взрослый произносит длинные, короткие, непрерывные и прерывистые звуки. Например: длинный непрерывный звук С_______, короткий: С__, прерывистый звук: С-С-С-С.

Ребенок в момент произнесения звука проводит линию. Когда взрослый молчит, ребенок останавливается. Можно использовать разные звуки, например, «Р», «У», «М» или другие. Побудите ребенка повторить или самостоятельно произнести короткий, длинный и непрерывный, прерывистый звуки.

Упражнение 9. «Поиграй».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.

Звуки бывают низкочастотные (гудки), среднечастотные и высокочастотные (свист, шипение). Мы начинаем учить ребенка различать звуки по высоте с неречевых звуков, постепенно переходя к различению звуков речи.

Материал. Металлофон или детское пианино.

Взрослый производит звук с помощью игрушки так, чтобы ребенок видел это, потом ребенок повторяет звук, извлекая его из музыкального инструмента. Потом ребенок выполняет его только на слух, не видя действий взрослого. Для различения предлагаются только два резко отличающихся по тональности звука.

Упражнение 10. «Мишка ТОП-ТОП».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение высоты звука.

Материал. Две игрушки – большой и маленький мишка (или любые две другие игрушки разного размера).

Взрослый произносит низким голосом «ТОП-ТОП-ТОП» и показывает в такт, как идет большой мишка. Затем взрослый произносит высоким голосом «топ-топ-топ» и показывает движения маленького мишки. Затем взрослый просит самого ребенка показать соответствующего мишку. Постарайтесь стимулировать ребенка не только слушать, но и говорить звук «топ» высоким или низким голосом, тем самым формируя у ребенка умение контролировать свой голос с помощью развивающегося слуха.

Упражнение 11. «Громкий — тихий барабан».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение громкости звука.

Материал. Барабан или бубен.

Взрослый ударяет в барабан с разной силой, обращая внимание ребенка на разницу в звучании – громкий и тихий звук – и называя их. Этим звукам соответствуют картинки с изображением большого и маленького барабана. Ребенок слушает и показывает картинку.

Упражнение 12. «Сверху – снизу».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Материал. Музыкальные игрушки.

Для определения локализации звука в пространстве взрослый предъявляет ребенку неречевые (например, погремушка, колокольчик, пищалка) и речевые ( «А», «Ш») звуки, исходящие сверху и снизу. Для этого можно встать за спиной ребенка и поднимать, опускать руки со звучащей игрушкой. Звук должен звучать несколько раз, чтобы ребенок смог определить, откуда он идет.

Упражнение 13. «Сверху – снизу и справа – слева».

Цель. Развивать слуховое внимание, определение направления звука.

Материал. Музыкальные игрушки.

Упражнение проводится аналогично предыдущему. Это более сложное упражнение, потому что звук может исходить с четырех сторон: сверху, снизу, справа, слева. Не забудьте поменяться ролями: пусть ребенок издает звуки, а вы показываете направление.

Заключение.

Важно, чтобы ребенок слушал не только на занятиях, но и в течение всего дня: дома и на улице. Ребенок быстрее научается различать и узнавать окружающие неречевые звуки, чем речь. Это умение развивает у ребенка слуховое внимание, способность ориентироваться в окружающей обстановке, подготавливает его к развитию восприятия речи на слух. А главное, формирует у него спонтанное развитие слушания, т.е. способность учиться слушать, и, значит, позже правильно говорить!

Литература:

  1. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия.- Санкт-Петербург, КАРО, 2008.-196с.
  2. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. – Санкт-Петербург, КАРО, 2009.-752с.
  3. Королева И.В. Развитие слухоречевого восприятия у глухих школьников и взрослых после кохлеарной имплантации.-Санкт-Петербург, 2008.-207с.
  4. Методика обучения глухих устной речи. Учеб.пособие. Под ред. Проф. Ф.Ф.Рау.- М.: Просвещение, 1976.-279с.
  5. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2012.-64с.

Зудилова Е.И., учитель-логопед

  1. Развитие слухового восприятия детей раннего возраста
  2. Перспективный план игр и игровых упражнений по развитию слухового восприятия во второй младшей группе для детей с ТНР
  3. Игровые упражнения в коррекционно-логопедической работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста
  4. Семинар-практикум для родителей: «Формирование фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста»
  5. Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

(3 понравилось, средний балл: 4,67 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]