Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Звук У, буква У»
4. — Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [У] и посмотрим, какое положение принимают наши губы? (губы вытянуты трубочкой
). Звук
У
произносится плавно, протяжно, воздух выходящий изо рта, не встречает преград. Звук можно свободно петь, значит звук У –гласный.
— Этот звук гласный или согласный?(гласный)
Как вы определили что он гласный?.Правильно, потому что мы можем его пропеть и он не встречает преград.
Этот звук всегда поется,
Этот звук, как песня, льется.
Звук, свободно ты лети,
Нет преграды на пути!
-Каким цветом будем обозначать этот звук?(красным)
-Давайте вспомним, звуки мы что делаем (слышим и произносим)
-У каждого звука есть свой письменный знак – буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем).
-Звук У обозначается буквой У (показываю)
-Посмотрите на букву У. Из скольки палочек она состоит(из двух).
-Обратите внимание, что одна палочка — длинная, а другая короткая.
-Ребята, посмотрите на доску. Это буква У. Запомните, звук [У] на письме обозначается буквой У.
Буква У как будто ушки У зайчонка на макушке. У улитки рожки тоже Так на букву У похожи.
-Давайте пропишем букву У в воздухе-
-Давайте попробуем сделать букву У
из счетных палочек.
- Физминутка.
Волки воют на луну: У-У-УУУ(идти крадучись, как волк)
Песню грустную пою: У-У-УУУ(имитация пения в микрофон)
Ветер сильно завывает: У-У-УУУ(руками качаем как ветки деревьев)
Поезъд тихо подъезжает: У-У-УУУ(показываем движение поезда руками)
Я стою и звонким голосом пою,(хлопки перед собой)
Потому что он певучий, этот гласный У
6.Игра на ковре
-А сейчас мы с вами будем ловить звук У ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук У- тогда вы его поймаете. Другие звуки ловить не нужно.
У-а-у-и-о-и-у-а-ы-у-о-у
7.Игра «Один-много» с мячом
– Я буду называть один предмет, а вы много предметов . ( Например: стол-столы).
Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка,указка,утка
Проходим к столам
8.Игра за столами
-Ребята , у вас лежат красные кружки, если услышите в словах звук У
поднимите кружок.
Слова: паук, цветок, лужа, лак, диван, мак, стол, утюг, стул, жук, гусь,уж,улыбка, книга, указка, тетрадь, линейка, усы.
9.Работа на листках
-У вас на столах лежат листочки с разными буквами, но вы должны будете найти среди них букву «У» и обвести её в кружок!
10.Игра «Чего нет»
Называем все картинки ,которые висят на доске.
Если звук У в этих словах? Теперь назовем все картинки, запомним их, сфотографируем глазками. а теперь вы закрываете глаза.
-Чего нет?(отработка правильного употребления существительных ед. и мн.числа в Р.падеже)
11. Подведение итогов занятия.
-Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?
-С какой буквой?
-Каким цветом обозначаем?
-Что понравилось больше всего?
-Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
Литература:
2. Я учу звуки и буквы. Рабочая тетрадь по грамоте для детей 5 — 7 лет
Маханева М.Д.
Тема занятия: звук у (первое занятие).
Цель занятия: четкое произношение звука у
; сравнение звука
у
с гласными
а, ы, и
; выделение звука
у
из ряда гласных и из начала слова; знакомство с буквой
у
.
Примерный ход занятия
Организационный момент.
Логопед входит в комнату, дети встают. Затем логопед говорит: «Все встали хорошо, тихо, а теперь я скажу, кто может сесть (инструкция дается вполголоса – дети должны быть максимально внимательны, чтобы не допустить ошибок). Саша, сядь, Антон, сядь. Максим, сядь. Все мальчики из первого ряда, сядьте. Все девочки, сядьте». И т.п.
II. Постановка цели занятия.
Логопед говорит: «Сегодня вы будете учиться хорошо произносить звук у
и познакомитесь с буквой
у
».
III. Произнесение звука у
.
1. Детям предлагается очень четко произносить звук у
тихо и голосом нормальной громкости. Пользуясь своими зеркалами, дети рассматривают артикуляцию звука, узнают, что звук
у
– гласный – он произносится свободно, его можно тянуть, петь.
2. Затем дети упражняются в произношении обратных и прямых слогов, состоящих из доступных для произношения твердых согласных звуков и звука у
, т.е.
ут, ум, ук; ту, му, ну
и т.п.
IV. Выделение звука у
на слух из ряда гласных (проводится как игра «Кто самый внимательный»).
1. Логопед произносит гласные звуки, неправильно их чередуя (а, у, ы, у, и, а, у
и т.д.). Инструкция при этом дается такая: «Надо поднять руку (или хлопнуть в ладоши), если я скажу звук
у
». Упражнение проводится вначале без экрана, а затем, с целью развития слухового восприятия, с экраном (или детям предлагается закрыть глаза).
2. Аналогичное упражнение проводится во время ходьбы.
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук у
все останавливаются. Упражнение повторяется 4 – 5 раз.
V. Произношение слов со звуком у
. Выделение звука
у
из начала слова.
1. Детям предлагается произнести слово утка
; их внимание привлекается к тому, что в этом слове первый звук
у
.
логопед говорит: «Послушайте, как я скажу, и посмотрите на мои губы». Затем он два-три раза произносит слово утка
, выделяя интонационно звук
у
. Затем логопед продолжает: «В этом слове первый звук
у
. Скажем это слово еще раз все вместе». Аналогично звук
у
выделяется еще из 2 – 3 слов (
ухо, Уля, улитка
). На этот раз детям предлагается самим выделить звук
у
из начала слова.
2. Произношение слов паук, муха, пух, туфли
, т.е. со звуком
у
в середине слова. Логопед четко произносит слова; говорит детям, что и в этих словах есть звук
у
, а затем предлагает им так же четко произносить слова (СНОСКА: Здесь и в дальнейшем в зависимости от возможностей детей в занятия могут включаться и другие слова. Так, например, в данном занятии это могут быть слова
дуб, буквы, суп, сумка
и т.п.).
VI. Знакомство с буквой у
.
Детям раздают кассы, в которые вложена буква у
. Затем им объясняют назначение касс (буквы в кассах располагаются в порядке алфавита, заполняются кассы буквами постепенно). Дети рассматривают буквы, пишут их в своих тетрадях. Буква
у
большого формата красного цвета выставляется в таблицу гласных букв.
Второе занятие на звук у.
Материал немного усложняется.
В начале занятия детей спрашивают о том, какой звук и какую букву они узнали накануне. Затем логопед предлагает детям садиться после того, как каждый из них четко повторит произнесенный логопедом слог. Примерные слоги: ту, ук, ум, му
и с другими согласными.
В занятие могут быть включены примерно такие упражнения.
Повторение вслед за логопедом сочетаний из двух-трех слогов типа: му – ту; ут – ук
и т.п. Это упражнение проводится как игра на внимание. После того как два-три ребенка повторят предлагаемый слоговой ряд, дается новое сочетание. Постоянно требуется очень четкое произнесение каждого слога, каждого звука.
Повторяется произношение слов со звуком у
.
Повторно проводится упражнение на выделение звука у
из ряда гласных. На этот раз дети, услышав звук, поднимают букву
у
.
Логопед предлагает детям определять, есть ли в начале слов, которые он произнесет, звук у
; если есть, то надо поднимать букву
у
. Так как слова детьми не повторяются, то они могут быть любого звукового состава (
улица, утюг, утенок, уши
и т.п.). Для сравнения можно включить несколько слов, начинающихся на звук
и
, как наиболее отличный от звука
у
(
ива, Иван, игры).
Физкультминутка. Дети встают и проделывают несколько упражнений – движения руками вверх, в стороны, вниз. При этом они произносят слоги со звуком у
.
Запись (повторно) буквы у
.
Развитие внимания (проводится как игра).
Логопед говорит: «Посмотрим, умеете ли вы хорошо слушать. Я вам буду что-то говорить только один раз, а потом тот, кого я вызову, должен это сделать».
Инструкции для запоминания даются примерно такие: «Надо подойти к полке с игрушками, взять большого коричневого мишку и посадить его на маленький стульчик, который стоит около окна». «Надо взять три картинки, одну положить на стол, другую отдать Мише, а третью оставить себе». И т.п.
На звук и букву а
материал подбирается примерно так же, как на звук и букву
у
.
Вслед за занятиями на звук а проводится занятие, во время которого еще раз повторяются оба пройденных звука и обе буквы.
Опишем примерный ход занятия.
Тема занятия: звуки а и у.
Цель занятия: повторение звуков а
и
у
; выделение звуков
а
и
у
из начала слова; анализ сочетаний типа
ау
.
Примерный ход занятия
I. Организация детей.
II. Повторение звуков и букв а
и
у
.
Логопед задает вопрос: «Какие звуки и буквы мы учили на прошлых занятиях?» (А, у.)
Дети показывают соответствующие буквы и говорят: звуки и буквы
а
и
у
– гласные.
1. В ходе повторения закрепляется правильное произношение этих звуков. С этой целью логопед спрашивает отдельных детей или дает задание поочередно произносить звуки а
и
у
, четко их артикулируя (один ребенок произносит
а
, следующий –
у
, затем опять
а
и т.д.).
2. Соотнесение артикуляции со звучанием. Инструкция при этом дается примерно такая: «Посмотрите на меня и угадайте, какой звук я хочу сказать». Логопед (или кто-либо из детей) беззвучно артикулирует. Дети называют соответствующие звуки, очень четко при этом артикулируя. Кроме отдельных звуков для «угадывания», предлагаются сочетания из двух звуков – ау, уа
. Дети произносят звуки или сочетания, после чего их внимание привлекается к количеству и последовательности звуков. Так, например, проартикулировав сочетание
ау
, логопед предлагает произнести его кому-либо из детей, а затем задает следующие вопросы: «Сколько всего звуков ты сказал?» (Два.) «Какой первый звук?» (А.) «А второй?» (У.)
III. Выделение начального гласного из слова.
Логопед называет слова, начинающиеся на звук а
или на звук
у
(
аист, улица, урок, аптека, апельсин, ученик, ужин, астра, автобус
и т.п.). В данном случае могут быть подобраны слова любого звукового состава, так как дети их не произносят. Дети в каждом случае должны назвать только первый звук, т.е.
а
или
у
, и поднять соответствующую букву.
IV. Произнесение слов, начинающихся на звуки а
и
у
.
На столе лежат картинки. Вызванный ребенок берет одну из картинок, четко произносит название изображенного на ней предмета, затем называет первый звук. Примерные слова: Алик, Аня, утка, альбом, улица, автомобиль, ухо, антенна
и т.п. Все дети получают задание внимательно следить за правильностью ответов своих товарищей.
⇐ Предыдущая3Следующая ⇒
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала…
Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все…
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право…
Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
Конспект урока грамоты Тема занятия: Звук [у] и буквы Уу.
Образовательная область:
коммуникация.
Разделы: обучения грамоте и письму Тема занятия: Звук [у] и буквы Уу.
Цели:
— способствовать развитию звуко-буквенного анализа;
— способствовать развитию фонематического слуха;
— учить определять место звука в слове и обозначать на схеме, используя условное обозначение;
— учить детей отгадывать загадки, понимать поэтические сравнения, лежащие в основе загадки;
— развивать логическое мышление; развивать внимание;
— учить внимательно слушать текст и называть слова со звуком [у];
— учить интонационно выделять звук [у] в словах;
— учить писать печатную букву У, используя образец;
— формировать навык самоконтроля и самооценки.
Тип урока:
изучение нового материала.
Технология:
диалоговое обучение на уроках.
Методы:
словесный, наглядный, частично-поисковый, исследовательский, практический, разрешение проблемной ситуации.
Ресурсы:
цветные карандаши, учебник основы грамоты и письма, цветные сигнальные карточки, индивидуальные листы.
Ход урока:
- Орг. момент.
— Посмотрите, всё ль в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки.
(проверяется готовность к занятию)
- Постановка темы и цели занятия.
Дома стоят, Друг на друга глядят. Пешеходы идут, Сумки несут. И автомобили Куда-то покатили. Что это?
Это улица.
На улицах всегда большое движение, много людей, много машин и …. опасностей. Вы знаете правила безопасности на улице? Давайте, повторим! ….
Правила безопасного поведения на улице
- Нельзя разговаривать с незнакомцами, брать любые предметы из их рук, уходить с ними. В случае, если незнакомец хочет применить силу, кричите, зовите на помощь, убегайте.
- Нельзя брать с земли и даже подходить к опасным предметам: шприцы, ножи, битые бутылки, непонятные свёртки и т.д.
- Нельзя убегать от родителей, прятаться от них, забегать в помещения, транспорт без родителей.
- Выучите наизусть важную информацию о себе: фамилия и имя, адрес. Это пригодится если вдруг потеряетесь.
- Выучите основные правила поведения на дороге (когда и где переходить улицу).
В начале урока мы вспомнили правила поведения на улице — это очень хорошо. Но ещё сегодня мы познакомимся с новым звуком. С каким? Конечно, с первым звуком слова улица. Что это за звук? Проговорите звук [у]. Где этот звук встречается? Какой он?
Верно, звук [у]
— гласный!
III. Работа по теме урока
1. «Лови звук»
. Хлопните в ладоши, если услышите звук
[у]
в словах:
паук, цветок, лужа, диван, стол, стул, голуби, курица.
2. «Доскажи словечко»
Идут ко мне унылые – С морщинками, со складками, Уходят очень милые, Веселые и гладкие! Значит, я надежный друг – Электрический… (утюг)
***
Длинная и гибкая, Охотится за рыбками, Порой пуста, как дудочка, А петь не может… (удочка)
***
Он не птицей называется, Хоть откладывает яйца. У него утиный нос, Зверь не страшный… (утконос)
3.
Какие предметы, названия которых начинаются со звука
[у]
, нарисованы на картинке? Раскрасить их (сохранить на компьютере и распечатать)
- Знакомьтесь с буквой У
.
У
добная буква!
У
добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё
Уу
мная! - Знакомьтесь с буквой У
.
У
добная буква!
У
добно в ней то, что можно на букву повесить пальто! А ещё
Уу
мная!
4.
Раскрась листок с буквой
У
:
5.
Раскрась обе буквы красным цветом с левой стороны рисунка. Заштрихуй букву по образцу. Найди и раскрась букву
У
с правой стороны рисунка .
6.
Соедини с буквой
У
только те предметы, названия которых начинаются со звука
[у]
.
7.
Соедини точки по порядку номеров и раскрась то, что получилось. Чем отличаются два квадрата справа?
8. «Кто больше?»
Придумайте слова со звуком [у] в начале (улица, утро, ужин), в середине (руки, груша, капуста), в конце слова (хожу, несу, внизу).
Придумайте слова, в которых звук [у] второй (лужа, сук, тумбочка).
Угадайте слова, в которых всего три буквы, причем вторая и третья – ук (жук, лук, сук, бук).
- Работа по учебнику с. 18-19
- Работа в прописи согласно заданиям
- Итог занятия.
— Посмотрите на рисунки. Что на них изображено? (Шкаф, утюг, удочка, стул)
— Определите, в каких словах есть буква У .
— В каком слове буквы У нет? (Шкаф)
— Чем занимались на занятии?
V. Самооценка.
(Учитель раздаёт детям изображения солнышка и предлагает нарисовать улыбку, которая соответствует настроению обучающегося)
Планируемые результаты:
- предметные:
закреплять характерные особенности буквы У; (отсутствие слов, начинающихся с буквы У; )
- личностные:
осмысленно относится к тому, что делают, знают, для чего они это делают; воспринимать важность учебы, как интеллектуальный труд.
Тема: Звук У. Буква У. Цели: Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуком у, способом его характеристики с опорой на артикуляцию;
- Закрепить понятие «гласный звук», «слово»;
- Познакомить с буквой У.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать общую, мелкую, мимическую и артикуляционную моторику;
- Развивать дыхание и голос;
- Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие;
- Развивать наглядно-образное мышление;
- Развивать умение образовывать и употреблять существительные множественного числа.
Коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать у детей умение внимательно слушать речь педагога.
Оборудование: предметные картинки со звуком У в начале слова (ударная позиция): улей, утка, ухо и т.д.; схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, буква У.
- Организационный момент.
Игра «Узнай по голосу». -Логопед предлагает детям встать в круг. Один их них выходит в круг, закрывает глаза и по голосу угадывает, кто его позвал. 2. Основная часть.
- Мимическая гимнастика «Дуб».
Дуб дождя и ветраСмелое выражение лица. Вовсе не боится. Кто сказал, что дубуСтрах. Страшно простудиться? Ведь до поздней осени Он стоит зеленый. Радость. Значит, дуб выносливый, Значит, закаленный.Гордость.
- Артикуляционная гимнастика
Педагог предлагает перед зеркалом выполнить серию артикуляционных упражнений: «Забор»-«Окно»-«Мост»-«Лопата»-«Лопата копает»-«Вкусное варенье». Комплекс повторяется 4 раза.
- Песня «Музыкальная голосилка» с движениями.
А-пальцы рук широко расставлены; О-пальцы собраны в кольцо; У-кисть сжата в кулак; И-большой палец и мизинец выставлены; Э-«мягкие» руки ладошками вперед.
- Знакомство со звуком [У]
—Логопед показывает картинку с изображением девочки. Это Уля. Давайте поздороваемся с ней. —Дети. Здравствуй Уля! —Логопед. Послушайте ребята, какой первый звук в имени Уля. Логопед произносит имя растягивая первый звук. Логопед размещает предметные картинки: уши, утюг, улитка, и т.д. и например апельсин. —Какой звук мы слышим в начале каждого слова? —Дети. У-у-у. —А в слове а-а-апельсин, какой первый звук, тоже у? —Дети. Нет. Звук у.
- Артикуляция звука.
-Логопед. Посмотрите в зеркало и произнесите звук у. В каком положении находятся губы? Где находится язык? А зубы сближены или сомкнуты? -Дети. Вытягиваются трубочкой. Спокойно лежит во дне рта. Зубы сближены.
- Характеристика звука У.
-Когда мы произносим звук У, струя воздуха встречает на пути преграду? -Дети. Нет, струя воздуха выходит свободно. -Логопед. Такой звук мы называем гласным. -Дети. Произносят звук У. Гласный. -Звук У-гласный, обозначать мы его будем фишкой красного цвета. -Дети показывают фишки красного цвета, и снова произносят звук У.
- Выделение звука [у] на слух
-Логопед произносит гласные звуки: [а-о-у-и-а-э-у-а-и-о-у]. -Дети услышав звук [у], дети хлопают в ладоши.
- Дидактическая игра с мячом «Один-много»
-Логопед: Я буду говорить про 1 предмет, а вы про много. Улитка-улитки, и т.д.
- Физ. Минутка.
Дети ходят по комнате. Логопед произносит разные гласные звуки. На звук [у] дети приседают.
- Основная часть. Знакомство с буквой У.
-Логопед показывает букву У. Дети на что похожа буква у? -Дети. Буква У похожа на рожки улитки, ветку дерева, уши зайца и т.д. -Логопед. Ребята как вы думайте, а чем отличается звук от буквы? -Дети. Звук я слышу, говорю! Букву вижу и пишу! -Ребята, сколько элементов у буквы у? Давайте напишем ее в воздухе! -Дети пишут букву в воздухе. -А теперь давайте выложим букву У из палочек! -Дети выкладывают букву У из палочек. -А теперь откройте печатные тетради и обведите букву У карандашом, а каким цветом мы обведем букву У? Каким цветом мы обозначили гласный звук У? -Дети красным цветом. Обводят букву У в печатной тетради. 4. Итог занятия. —Логопед. Какой звук в имени «Уля» самый первый? -Дети. Звук У. -Какой это звук? -Дети. Гласный. -А как вы догадались? Воздух выходит свободно, не встречает преграду. -Фишкой какого цвета будем его обозначать? -Красным цветом. -Логопед оценивает деятельность детей.
Конспект занятия в старшей логопедической группеТема: Звук [У]
Задачи:
Коррекционно-образовательные: познакомить детей со звуком «У» и его характеристикой; познакомить с понятием «гласный звук»; формировать умение выделять гласный звук в начале слова;
Коррекционно-развивающие: развивать фонематические процессы, мелкую и артикуляционную моторику; внимание, память, логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение слушать друг друга, внимательно вслушиваться в речь педагога.
Оборудование: символ звука У, красный домик, предметные картинки, символ гласного звука.
Ход занятия:
- Организационный момент:
- Дыхательная гимнастика: «Сдуй карандаш на край стола».
- Гимнастика для глаз: «Нарисуй пружинку».
- Пальчиковая гимнастика: «Массаж ладоней шариком Су-Джок».
- Основной этап:
- Сообщение темы занятия:
Как воют волки? Как зимой воет ветер? Сегодня мы с вами познакомимся со звуком У.
- Характеристика звука:
Длительное произношение звука. Анализ артикуляционной позы.
Посмотрите в зеркало. В каком положении находятся губы? Язык спокойно лежит на дне рта, зубы сближены, но не сомкнуты, воздушная струя спокойно выходит изо рта, не встречая преграды. «Растягиваем ниточку» и поем, «наматываем ниточку на клубок». Звук У – гласный, будет жить в красном домике. Обозначать будем маленьким кружочком.
- Развитие фонематического слуха:
Игра «Поймай звук». Выделение звука У хлопками на слух:
Из ряда гласных: а, у, и, а, и, у, а, ы, у.
Из обратных слогов: ах, ух, ом, ум, ик, ук.
Из слов: август, улей, аист, удочка, ученик.
- Закрепление звука в слогах:
Игра «Запомни, повтори» (повторение слоговых рядов вслед за логопедом)
Ум-ум-ам, ам-ам-ум, оп-уп-уп, ут-ут-от.
Динамическая пауза: «Пчелки» (Словарная работа со словом «ульи»).
Пчелки в ульях сидят, на меня они глядят.
Пчелки, с ульев выделяйте, мед скорее собирайте.
- Закрепление звука в словах:
Игра «Магазин»
На доске – картинки со звуком У в начале слова и две картинки с другим звуком. Логопед называет картинки, выделяя звук У, затем говорит детям, что он – продавец, а дети – покупатели. Им нужно купить только те предметы, которые начинаются со звука У.
- Развитие внимания:
Игра с картинками «Чего не стало?»
- Закрепление звука в предложениях:
Договаривание предложений по предметным картинкам
В реке плавают … На берегу крякает … Мама гладит белье … Мальчик рисует …
- Итог:
С каким звуком сегодня познакомились? Какой это звук? Почему? Положите мне в ладошку слова со звуком «У».