Картотека игр и задания для развития логического мышления с кубиками Никитина Б. П. «Сложи узор»

Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утрачивает актуальности методика Никитина, которая направлена на развитие и воспитание детей в игровой форме.

Физическое развитие ребенка по Никитиным


Роды: что нужно делать
Все врачи, психологи, педагоги высказывают общее мнение – здоровье ребенка во многом зависит от того, как прошли роды. Лена и Борис Никитины, родители семерых детей, написали книгу: «Просьба к врачам и сестрам родильного дома», содержание которой, до сих пор актуально для многих роддомов.

Рассмотрим ключевые моменты книги Никитиных:

  1. Отсутствие анестезии вовремя родов. Дело в том, что анестезия вредна для роженицы, и еще более вредна для новорожденного ребенка. Заглушить родовые боли анестезия не может. Роды, по возможности, если нет никакой патологии, должны проходить естественно.
  2. Пуповину нельзя пережимать и перерезать сразу после рождения. Пока пуповина передает ребенку кровь, он должен ее получить. Для того чтобы восстановить силы после родовых процессов и не получить развитие гипоксии.
  3. Как только ребенок родился, приложить его к груди. Пока еще не перерезана пуповина. Сосание и близость к матери успокоят ребенка и дадут ему чувство защиты. Для мамы это также благотворно и естественно, так как кормление ребенка провоцирует сокращение матки, выброс скопившейся в ней крови после родов. И, главное, стимулирует образование грудного молока.
  4. После родов новорожденного ребенка нельзя разлучать с матерью. У мамы и малыша должна возникнуть теплая взаимосвязь, привязанность, безусловная любовь, которая необходима каждому человеку на протяжении всей жизни. А зарождается эта родственная привязанность с первых дней, проведенных с мамой.
  5. Кормление по первому требованию ребенка. Не стоит навязывать ребенку свой режим кормления. Хочет кушать – пусть сосет грудь, даже ночью. У всего живого на земле – нет никаких режимов кормления. Спокойный и сытый ребенок – это и есть здоровое развитие.
  6. Не держать постоянно ребенка в пеленках. Тугое пеленание мешает ребенку свободно двигаться. Окружающий мир должен пробуждать в нем интерес, любознательность, что сформирует учебную мотивацию в будущем.
  7. Закаливать ребенка с самого рождения. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры должны начинаться с момента рождения.

Как нужно воспитывать ребенка?

Никитины акцентировали внимание на важности как можно дольше поддерживать физический контакт между мамой и ребенком. Для полноценного развития ребенка близость мамы так же важна, как и различные развивающие упражнения. Ими рекомендовано сразу после родов приложить малыша к груди, а не забирать (как это делалось в СССР и сейчас иногда практикуется).

Никитины осуждали строгий режим дня для дошкольника. Ведь четкий распорядок и обязательные занятия могут как утомить ребенка, так и вызвать в нем нелюбовь к занятиям. Они считали, что нужно создать такую обстановку, которая будет стимулировать его желание познавать и исследовать. Манежи и коляски – тюрьма для ребенка, считали Никитины.

Часто есть две крайности воспитания детей:

  • Заорганизованность или сверхзаботливый уход, непрерывные занятия и игры и недостаток времени на самостоятельное развитие.
  • Заброшенность или выполнение родителями минимума (покормить и спать уложить), что может привести к умственной отсталости.

Однако есть и третий путь в воспитании ребенка. Ребенок – хозяев своих поступков и распорядков. Родитель – помощник, который поможет разобраться в сложной проблеме, при этом ни к чему не принуждая и не обязывая.

Закаливание детей по методике Никитиных


Основные принципы закаливания по методике Никитиных:

  • Первые физические тренировки начинаются еще внутриутробно. Во время нормально протекающей беременности, мама должна активно двигаться, заниматься физическими упраждениями.
  • Нельзя переукутывать детей, перегревать. Стараться одевать только в легкую одежду во время бодрствования. Особенно в теплое время года: достаточно маечки и шортиков.
  • Температура в помещении должна быть не более 18 градусов. Это позволяет держать организм ребенка в тонусе, что тоже своеобразная зарядка.
  • Ранние воздушные ванны. Новорожденные дети в семье Никитиных ежедневно принимали воздушные ванны. А когда ребенку исполнялось два месяца отроду, ребенка каждый день выносили на мороз на несколько секунд. Надо сказать, детям такие процедуры очень нравились и в дальнейшем они никогда не болели!
  • Окунание ребенка в холодную воду с первых дней жизни. Никитины советуют окунать новорожденного ребенка в холодную воду с головой. Это запускает очень важный механизм терморегуляции организма.
  • Больше ходить босиком. Холодные ножки ребенка – это нормально! Ребенок весь день должен ходить босиком и только перед сном нужно вымыть и разогреть стопы, чтобы ребенок смог раслабиться и уснуть.
  • Физические упражнения. Никитины рекомендуют родителям выполнять с новорожденными детьми простые физические упражнения. Особенно те, которые закрепляют безусловные рефлексы. Для детей более старшего возраста, Никитиными разработана система спортивных уголков и снарядов.
  • Ограничение в еде. Никитины убеждены, что чрезмерное переедание ребенка более вредно, чем легкий голод. Не перекармливайте своих детей и у них всегда будет отменный аппетит.
  • Отсутствие режима дня. Никитины считают, что режим переутомляет малыша. Чем больше «обязаловки», тем меньше интереса. Дети должны заниматься сколько им хочется, часто меняя виды деятельности подвижные (физические) и малоподвижные (интеллектуальные).
  • Свобода в перемещении. Как только ребенок начнет ползать – дайте ему полную свободу перемещения. Но для этого придется подготовить квартиру (обезопасить). Коляски , ходунки, прыгунки и манежи и под запретом! Разрешайте играть ребенку не только с игрушкам. Познакомьте малыша с кухонными предметами, инструментами, техникой.
  • Борьба со стерильной средой. Не надо отгораживать детей от мира. Им необходима информация! Пусть они ползают, трогают и даже берут в рот. Это познание, ничем не заменимо. Ваша задача в рамках разумного наводить чистоту, если маленький ребенок дома.

В чем суть методики

Что же это – система воспитания или образ жизни? Итак, разберемся, в чем скрывается суть раннего развития малышей по принципам семьи Никитиных.

Все начинается с сознательности родителей и их активного участия в жизни своих отпрысков. Супруги обязаны понять и принять такие основы.

  • Прочь все лекарства. Возобновление общения с природой и понимание естественных процессов жизни. Минимальное медицинское вмешательство при беременности и родах и прикладывание младенца к груди с первых минут жизни.
  • Долой сидячий образ жизни. Активное времяпровождение на свежем воздухе прививается с рождения. Закаливание, гимнастика, плавание и спортивные (подвижные игры) – самые лучшие медикаменты и врачи. Форма одежды легкая, и босиком, даже по снежку.
  • Дорогу своевременному интеллектуальному развитию ребенка. Над воспитанием необходимо задуматься с самого зачатия. Здоровый образ жизни мамы и папы, полезная пища, хорошая музыка и как можно больше общения. С рождения насыщенная разнообразием домашняя среда поможет малышу легко всему обучаться.
  • Сообща делать все работы по дому, совместные походы, занятия спортом, игры. Дружелюбие, взаимопомощь, взаимоуважение, любовь, поддержка во всем. Искренняя заинтересованность родителей во всех делах малышей.
  • Даешь детям полную свободу в выборе игр и занятий. Самостоятельность и богатая творческая обстановка для всевозможной деятельности с первых дней жизни.

Таланты в изобилии заложены в каждой крошке. Педагог уверен, что малышу нужно дать максимум знаний в дошкольном возрасте.

Так как с рождения и до 7-10 лет запускаются огромные возможности ребенка проявить себя практически в любой сфере деятельности. Более того, все способности очень сильно связаны между собой. Следовательно, чем раньше маленький начинает ползать и бегать, тем скорее развивается его сознание, и проявляются дарования. С возрастом они безвозвратно утрачиваются.

Интеллектуальные игры Никитина

”Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.

Дай мне сделать самому, и я пойму”.

Развивающие игры Никитин разработал для детей любого возраста. Они развивают у ребенка внимание, логику, память, воображение, креативность, терпеливость и усидчивость. Чтобы ребенок понял как играть, нужен личный пример родителе, а затем ребенок играет сам, без чьего-либо участия.

Особенности интеллектуальных игр Никитиных:

  1. Развивающие игры Никитиных — это различные головоломки, кубики, конструктор, таблицы и логические задачи.
  2. Задания имеют разные уровни по сложности, как для маленьких детей, так и для старшеклассников.
  3. Играть в интеллектуальные игры нужно от простого к сложному.
  4. Задачи, которые выполняет ребенок выполнены в виде наглядного методического материала. Правильность решения можно проверить наглядно.
  5. Нельзя требовать, чтобы ребенок решал ту или иную задачу. Желание самого ребенка первично.
  6. Почти все игры Никитиных предполагают, что можно придумать собственные задачи и решения к ним.
  7. Взрослый не должен подсказывать ребенку. Он должен думать самостоятельно.
  8. Родители должны хвалить ребенка за успешно выполненные задания, мотивируя на дальнейшие занятия с играми.
  9. Если ребенок устанет, сразу же заканчивайте занятие. Лучше остановиться на хорошей ноте, чтобы желание поиграть возникло снова.

Борис Никитин описал свои развивающие игры в книге «Интеллектуальные игры». Многие пособия для интеллектуальных игр Никитина возможно сделать своими руками. А можно купить готовые игры и пособия Никитиных.

Описание развивающих заданий

Все развивающие игры Б.П. Никитина можно приобрести на семейном продающем сайте, а также в магазинах. Начать знакомство с развивающими играми можно с разрезного квадрата Никитина. Игра называется «Сложи квадрат».

Собрать квадрат Никитина интересно будет всей семье, так как игра вызывает настоящий спортивный азарт. Кажется, что сложить фигуру уже не удастся никому, но отчаяние, возникающее в процессе семейного состязания, дает надежду победы и заставляет добиться цели. Игра больше предназначена для дошкольников и
призвана развить:

  • умение логически мыслить;
  • способность анализировать условия задачи и логически прийти к верному решению;
  • навык творческого подхода к выполнению;
  • представление о геометрическом пространстве;
  • восприятие цвета.

В наборе 36 квадратов разного цвета. Один является образцом, остальные порезаны различными способами от простого к сложному. Цель: из отдельных частей сложить квадраты.

Одной из любимых игр малышей является «Сложи узор». Детям интересно, как из отдельных кубиков получается замечательный узор. Играть можно с двухлетнего возраста. У малышей развиваются:

  • наглядное мышление;
  • цветовое восприятие;
  • умение сопоставлять и комбинировать;
  • зрительная память;
  • самоконтроль;
  • внимание и усидчивость;
  • воображение.

В комплект игры входит 16 деревянных кубиков одного размера с окрашенными в разные цвета гранями, а также задания. Ребенок играет в кубики и одновременно складывает красивый узор. Самым маленьким можно использовать приложение к игре — альбом, где рисунки укрупнены, а каждое задание располагается на своей странице.

В игру «Уникуб» могут играть дети с 3—4 лет, но много радости она дает и более старшим ребятам, а папы просто от нее без ума. Она понравится всем, кто хочет проверить свою смекалку и сообразительность. В коробке 27 кубиков, которые окрашены всего в три цвета: желтый, синий и красный. В инструкции 60 заданий-головоломок.

Работа начинается со сбора модели с ориентировкой только на внешнее сходство по цвету.

Затем задача усложняется: теперь малыш должен видеть и внутреннее содержание модели. Самое сложное задание — нужно поставить кубик, беря во внимание уже все шесть сторон.

Игра «Сложи узор»

В наборе 16 кубиков с разноцветными гранями. Игра формирует элементарные математические навыки. Можно начинать играть в нее уже с 1,5 лет.

  1. Рассматривайте кубики с ребенком, учите цвета, считайте их количество. Эта игра для самых маленьких.
  2. Покажите ребенку, что из кубиков можно строить дорожки. Подождите, пока ребенок сам захочет сделать дорожку. Сначала дорожку одного цвета (желтую – для “колобка», а красную для «зайчика»). При этом проговариваем и закрепляем название цвета.
  3. Когда ребенок научится строить одноцветные дорожки, покажите, как строить разноцветные. Тут можно изучать закономерность и последовательность: «Посмотри, на мою дорожку. Что ты заметил? — Да, стоят кубики синий, желтый, синий, желтый, а какой следующий? Продолжи дорожку. Если хочешь, придумай свою разноцветную дорожку для своего лисички».
  4. После этих игр пора составлять узоры из кубиков. Сначала, как у мамы, затем как в пособии Никитина. Позже можно будет придумать узоры самому.

Игра «Сложи квадрат»

Эта игра представляет собой разноцветные квадраты, разрезанные на кусочки разной формы.


В этой игре три уровня сложности.

Уровни сложностиIIIIII
Количество составных частей квадрата2-33-54-7
Рекомендуемый возраст (лет)3-44-56-7

Играя с ребенком, не забывайте называть фигуры, из которых состоят квадраты: треугольник, трапеция и т.д. Можно посчитать, сколько углов и сторон. Также называем цвет фигуры. Обратите внимание ребенка, что, например, треугольники бывают разной величины и формы. Также здесь можно ввести понятия «целое» и «часть».

Игра развивает воображение, логическое мышление, развивает мелкую моторику, а так же фантазию и комбинаторные способности детей.

Виды кубиков Никитина

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

  • Название модели: «Набор «Сложи узор»
  • Цена: 550 рублей
  • Характеристики: развивающая методика для детей дошкольного возраста, товар представлен в разных цветах.
  • Плюсы: развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
  • Минусы: кубики очень маленькие (2:2 см.).

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

  • Название модели: «Набор «Сложи квадрат»
  • Цена: 3500 рублей
  • Характеристики: набор из трех частей, в каждом – 12 квадратов разных цветов, которые разделены на части (треугольник, прямоугольник и т.п.). Эта игра предназначена для детей с двух лет. Ребенку предстоит обратно собрать разрезанный квадрат.
  • Плюсы: развивает логическое мышление, умение достраивать до целого, глазомер..
  • Минусы: наличие мелких деталей, сколов и заусенец на квадратах, и высокая цена.

  • Как исправить плохую историю кредитов
  • Варенье из вишни Пятиминутка
  • Хорошая жидкость для снятия шеллака с ногтей

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

  • Название модели: «Набор «Уникуб»
  • Цена: 680 рублей
  • Характеристики: Головоломка состоит из двадцати семи универсальных шестигранных одинаковых кубиков с цветными гранями. Из них необходимо собирать трехмерные фигуры. Игру можно предлагать детям с полутора лет.
  • Плюсы: развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль.
  • Минусы: не обнаружено.

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

  • Название модели: «Набор «Яркие кубики»
  • Цена: 590 рублей
  • Характеристики: головоломка состоит из семи сложных фигур, отличающихся по форме и окраске. В комплект входит брошюра с примерами заданий.
  • Плюсы: умение комбинировать, внимание, воображение.
  • Минусы: наличие сколов на ребре кубиков.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

  • Название модели: «Набор «Кирпичи для маленьких»
  • Цена: 400 рублей
  • Характеристики: включает восемь деревянных брусочков, имеющих одноцветные грани и блокнот с заданиями. Возраст ребенка – от трех лет.
  • Плюсы: помогает развивать наглядно-действенное и пространственное мышления, глазомер.
  • Минусы: не найдено.

Игра «Дроби»

Игра состоит из трех фанерок, на которых расположено по 4 круга. Все они одинаковые по размеру, но разные по цвету. Первый круг цельный, второй разделен на две одинаковые части, третий на три части, и так далее, вплоть до 12 частей.


Сначала в игру вводят первую фанерку с четырьмя кругами. Первое, что можно делать – это проговорить цвета, посчитать кусочки, сравнить их величину.

Что с этим делать далее?

  1. Предложить ребенку части одного цвета сложить в отдельные кучки.
  2. Попросить ребенка из получившихся кучек сложить кружки одного цвета.
  3. Объяснить ребенку, как получаются названия одной части кружков (1/2, 1/3, ¼, 1/5 и т.д.)
  4. Поиграйте в игру: сложи по одной части разного цвета в ряд по возрастанию.
  5. Предложите ребенку экспериментальным путем узнать какая часть больше 1/3 или ½. Как это можно проверить?
  6. Спросите: сколько четвертых частей помещается на одной половине? А шестых частей? Восьмых?
  7. Какие части поместятся на 1/3?
  8. Как из частей разного цвета сложить целый круг (двухцветный, трехцветный и т.д.)?
  9. Сколько всего целых разноцветных кругов можно сложить? И т.д.

Достижения и плюсы системы Никитиных

Исследования и опыт Никитиных — это источник идей по новой интегрированной педагогике: синтезу физического и интеллектуального развития, воспитания, социальной адаптации.

Деятельность Никитиных заложила основы «сознательного родительства». Секрет ее успешности в игровом подходе к обучению. Заслуга Никитиных в том, что они сумели создать развивающую среду (вещи-воспитатели + игры-воспитатели + инструменты-воспитатели) из обычной будничной жизни.

Система проверена временем и показала много положительных аспектов:

  • сокращение на 1/3 времени обучения в школе;
  • использование освободившегося времени для получения социальных и трудовых навыков, занятий творчеством;
  • результативность — подтверждена здоровьем детей;
  • развитие работоспособности, самостоятельности, умения держать удар, решать сложные задачи на уровне проб и ошибок;
  • раннее развитие ума и тела;
  • интеллектуальные развивающие игры;
  • разработана концепция о закладке способностей в раннем возрасте (НУВЭРС).

Игра «Кубики для всех»

Игра развивает способности к пространственному мышлению, помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы чертеж.
Занятия начинаете с того, что показываете ребенку рисунок-задание, и предлагаете построить модель рисунка из кубиков. Успешно построив одну, переходите к следующему более сложному рисунку.

Ребенку нужно выбрать из всех фигур нужные и правильно расположить их в модели.

Творческая работа начинается тогда, когда ребенок придумывает свои собственные модели и по ним рисует задание-рисунок для взрослых.

Алгоритм вовлечения ребенка в игру

  • Полная добровольность.
  • Игры ребенку не объясняются, а привлекают в нее через сказку, подражание старшим.
  • Осваиваются игра совместно с взрослыми, далее ребенок занимается сам.
  • Взрослый постоянно ставит пред ребенком все усложняющиеся задачи. Исключаются подсказки.
  • При неудаче идет временный откат назад к более легкому заданию или игра приостанавливается.
  • При достижении максимальных достижений в игре, она откладывается.
  • При утрате интереса к игре, она временно откладывается. Ребенок должен к ней вернуться самостоятельно.
  • Выигрыш в игре поднимает ребенка на одну ступеньку в развитии, стимулирует дальнейшее познание.

У Никитиных разработано несколько типов игр: интеллектуальные, творческие и обыгрывающие.

Интеллектуальные игры направлены на развитие математического мышления, пространственного воображения, логике. Способности к синтезу и анализу, подготовки к черчению, стереометрии и начертательной геометрии. Эти игры требуют дополнительных предметов и пособий.

Игра «Уникуб»

Эти универсальные кубики для детей от 2 до 15 лет. Развивают пространственное мышление, учат четкости, внимательности, точности, аккуратности.

Все 27 кубиков — разные, хотя для их окраски использованы всего три цвета. Сначала, родители предлагают ребенку найти кубик с двумя гранями одинакового цвета. Потом построить «башню», «дом», «лесенку».

Задания в «Уникубе» трудные, их нельзя давать сразу много. Чаще всего достаточно одного задания, реже два или три, в зависимости от способностей ребенка.

Задания детям дается или с помощью рисунка или устно. Надо постепенно подводить ребенка к тому, чтобы он хорошо воспринимал задания и в устной форме, и в форме рисунка.

Вся мыслительная и строительная работа должна проводиться ребенком самостоятельно, без вмешательства взрослых. Задача взрослого – порадоваться успешному выполнению задания, похвалить за труды ребенка. Если постигла неудача, вы огорчаетесь, но верите, что завтра или через неделю у ребенка обязательно все получится.

Судьба системы Никитиных

В 1970-1980 гг. методика Никитиных вызывала бурный интерес: книги расходились миллионными тиражами, в год их дом посещало свыше 1000 гостей, встречи и лекции были переполнены желающими. Поддерживали педагогические идеи Никитиных:

  • академик Н.А. Амосов — кардиохирург, геронтолог;
  • профессор И.А. Аршавский — физиолог;

Но официальная педагогика не признавала достижений Никитиных ни в процессе создания системы, ни сегодня. Напротив, государством чинились всякие препятствия семье, распространению и популяризации их педагогики:

  • была развернута клевета в прессе и на ТВ;
  • детсадам и школам было запрещено применять методы Никитина;
  • Борис Павлович неоднократно беспричинно увольнялся с работы.

До сих пор не заинтересовала гипотеза Никитиных НУВЭРС ни АПН, ни Минобразования, ни Минздрав. О системе новаторской семьи официальная педагогика забыла. Напротив, в Германии системно издаются книги педагога, создан «Институт Б.П. Никитина», в Японии методики широко используются в детсадах.

Никитин предполагал, что на его живом опыте будут учиться другие, которые пойдут дальше и продолжат его дело. Но истинных продолжателей-разработчиков дела Никитина нет (кроме его детей, которые пользуются системой в своих семьях, пропагандируют систему родителей). В России же вопрос о выживании системы воспитания Никитиных остается открытым.

Как играть в игры Никитина

И в заключение – несколько общих правил для всех интеллектуальных игр Никитина.

  1. Игры не должны находиться в свободном доступе для ребенка, доставайте их только тогда, когда у малыша есть настроение и желание в них поиграть.
  2. Не стоит расстраиваться, если у ребенка не получится выполнить задание с первого раза — возможно, он еще до этого не дорос и у него все получится позже.
  3. У ребенка должно сохраняться чувство «недоигранности», а не «переигранности», поэтому завершайте игру раньше, чем он утомится.
  4. Подходите к играм творчески. Придумывайте вместе с детьми новые виды узоров, рисунков, вариантов игры.
  5. Взрослый не должен выполнять задание за ребенка, указывать на ошибки или подсказывать. Можно лишь подтолкнуть малыша, помочь самостоятельно найти правильное решение.

Биография Никитиных:

  • Борис Павлович (1916 – 1999).
  • Лена Алексеевна (1930 – 2014).

В 1916 г. в станице Суворовская (Ставропольский край) в семье военного фельдшера и потомственного кубанского казака родился Борис Никитин. В детстве и юности он сам развил в себе незаурядные технические способности, а также увлекался спортом.
В 1934 г. с отличием окончил школу и три года проучился в индустриальном институте.

В 1937 г. поступил в Военно-воздушную академию Жуковского.

В 1939 г. женился. В 1941 г. у него родилась дочь, а в 1943 г. и 1946 г. — сыновья.

В 1941 г. попал в досрочный выпуск, получил специальность «инженер-механик по вооружению».

С 1941 г. по 1946 г. служил под Саратовом в запасном авиаполку инструктором, а потом продолжил службу в подмосковном Ногинске.

В 1949 г. демобилизовался и с семьей переехал в Москву к свекрови, начал научную и педагогическую деятельность в НИО по трудрезервам, впервые высказал открыто свое несогласие с официальными методами воспитания молодежи. Был уволен, перешел в НИИ теории и истории педагогики.

В 1954 г. развелся. Никитин меняет много мест работы, пробуя себя на педагогическом поприще. Еще с 1949 г. серьезно занялся изучением педагогики Макаренко и задумал создание школы-коммуны для нормальных детей. Все годы вынашивает эту идею, ищет единомышленников, пытается добиться официального разрешения. Его идею не поддержали, школу не разрешили, на новатора посыпались репрессии.

В 1958 г. встречается на педсовещании с Леной Литвиновой. Они начинают долгую совместную жизнь.

Лена Литвинова родилась в 1930 г. в подмосковном пос. Болшево (ныне г. Королев) в семье учительницы и военного инженера. Окончила с отличием школу (1948 г.) и московский библиотечный техникум (1950 г.), а в 1954 г. — филфак московского пединститута.

После института 2 года отработала учителем словесности на Алтае (с. Воеводское). Тут начала отрабатывать свои методики преподавания языка.

В 1956 г. вернулась в Москву и учительствовала в ж/д школе №40.

После замужества с 1960 по 1980 гг. работала завбиблиотекой в Болшево. С 1960 г. до 1998 г. Лена продолжала свои исследования и педпрактику в детсадах, школах и своей семье.

В 1959 г. родила первенца. Затем каждые два года в семье появлялся ребенок. К 1971 г. Никитины уже воспитывали 7 детей, параллельно вживую разрабатывая свою систему и применяя ее к своей семье. С этого же года Никитин поступил в НИИ психологии. Здесь он начал разработку темы «Развитие технических творческих способностей».

Он накапливает материал о быстром раннем развитии ребенка, нащупывает идею необратимого угасания способностей, выдвигает рекомендации «Детство без болезней». Материала уже достаточно, чтобы начать его обнародовать. В 1962 г. в прессе появилась первая публикация про странную многодетную семью со своей воспитательной системой. Опыт был положительный. 1965 г. — вышел первый фильм «Правы ли мы?» об опыте и возможностях РРР (раннего развивающего развития) в семье Никитиных.

В 1965 г. Никитина увольняют из института из-за нестандартных подходов к воспитанию. Он начинает учительствовать в школе, параллельно сделав семью исследовательской лабораторией по новаторскому воспитанию детей. В 70-е гг. газеты стали массово печатать статьи о Никитине. В 80-е гг. Борис Павлович был в группе педагогов-новаторов и публиковался в «Учительской газете», был одним из разработчиков педагогики сотрудничества. Его семья стала очень известной.

Хотя государство его семью не поддерживало, народная популярность была огромна: в Болшево самостоятельно приезжали учителя и родители. В 90-х гг. Никитины активно популяризируют свою педагогику. В 1992 г. на базе школы г. Королева был открыт Авторский педагогический центр Никитиных (АПЦН). Это была творческая лаборатория для молодых педагогов. Никитины, в силу возраста, написали только концепцию непрерывного образования для нее. К 1997 г. работа центра угасла.

В 1999 г. Борис Павлович умер в Москве после скоротечной болезни, а в 2014 г. умерла Лена Никитина в г. Королев.

Плюсы и минусы методики Никитиных

«Плюсами» методики Никитиных являются:

  1. Ребенок хорошо развивается физически, мало болеет, закален.
  2. Ребенок рано учится логически мыслить: обобщать, выделять главные свойства, делать выводы и применять их на практике. Умеет применять полученные знания в дальнейших играх.
  3. Развитие зрительной, слуховой, двигательной памяти;
  4. Развитие интереса, любознательности и учебной мотивации;
  5. Развитие самостоятельности;
  6. Развитие креативности, творческого воображения
  7. Методика хорошо подготавливает основу для изучения точных наук.

«Минусы» методики Никитиных:

  1. Методику Никитиных нужно дополнять другими развивающими программами, поскольку она не содержит в себе игр, обучающих чтению, подготовку к письму.
  2. Методы закаливания считаются слишком радикальными, не все родители последуют такому примеру. Необходимо будет получить рекомендации педиатра.
  3. Спартанские условия жизни и недоедание не всем придутся по вкусу.
  4. Никитины в своей системе воспитания совсем не предусматривают детских сюжетно-ролевых игр. Ребенок Никитиных не должен играть в машинки, куклы, магазины, «войнушки» и «дочки-матери». Он должен с самого раннего детства приучаться к труду, самообслуживанию. Должен уметь вести домашнее хозяйство. А просто играть он не умеет.

Если методику Никитиных воспринимать как хороший инструмент для развития логики, математических навыков ребенка, его физического развития и дополнить ее другими хорошими инструментами для более разностороннего развития, то это будет прекрасный вариант для родителей, педагогов и психологов. Это и описывает Елена Данилова в свое книге «Новый взгляд на игры Никитиных». Она дополняет и обогащает задания к играм Никитина и помогает родителям взглянуть на его игры немного по-другому.

Принципы воспитания Никитиных

  • Свобода творчества. Не нужно специальных занятий и тренировок, ребенок занимается столько, сколько хочет.
  • Спортивная обстановка в доме + легкая одежда. Дома с самого раннего детства должен присутствовать спортивный инвентарь. Детей следует закалять с младенчества.
  • Участие родителей в жизни ребенка. Следует создавать условия для развития ребенка с учетом пожеланий самого ребенка, а не ориентируясь на свои интересы. Никогда не делайте за ребенка то, что он может сделать сам.
  • Благоприятные условия. Создание опережающих условий развития. Например, как только ребенок начал говорить, в игрушках появились азбука и счеты.
  • Принцип НУВЭРС – необратимое угасание возможностей эффективного развития способностей. Означает, что существует определенное время и условия для развития конкретных способностей, если их вовремя не развивать, они будут потеряны.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]