Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста (из опыта работы)


Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Илюхина, Т. Г. Патриотическое воспитание как духовно-нравственный ориентир детей дошкольного возраста / Т. Г. Илюхина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, ноябрь 2022 г.). — Краснодар : Новация, 2022. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/309/14557/ (дата обращения: 18.01.2022).


Говоря о современном обществе, многие высказываются о кризисе, который охватил многие его стороны: экономическую, политическую, социальную и духовную.

Мы живем в эпоху глобальных перемен. С одной стороны изменения — это новые возможности, инновационные пути решения задач, способы сделать нашу жизнь более качественной, интересной и разнообразной. С другой стороны — вместе с этим, незаметно утрачиваются, изменяются основные, базовые ценности. Так, например, мы можем говорить о том, что в современном обществе теряется историческая преемственность с прошлым, подрастающему поколению не передаются семейные традиции, гедонизм становится нормой жизни, утрачивается чувство патриотизма, как одной из духовно-нравственных ценностей нашего народа.

На современном этапе наблюдается отчуждение подрастающего поколения от социально-исторического опыта своего народа, отечественной культуры и истории.

В то же время, в социуме остро ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовно-нравственной опустошенности в обществе выступает утрачивание патриотизма. Мы можем предположить, что это следствие политических событий в девяностые годы, а также реформ в системе образования, педагогическом сообществе.

Актуальность возрождения патриотизма в обществе не вызывает сомнений. На сегодняшний день Правительством РФ принято Постановление № 1493 от 30 декабря 2015 г. о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», которое сохраняет преемственность процессов по формированию патриотического сознания как одного из факторов единения нашей нации.

Проблемы патриотического воспитания вызывали большую активность среди ученых в разное время. Большой вклад в их решение внесли: Л. Н. Толстой, Я. А. Коменский, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, Е. Ю. Александрова, Э. П. Костина, С. Н. Николаева и другие.

Еще Н. А. Бердяев писал: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный человек».

Все работы и труды ученых, так или иначе, сходятся во мнении о важности начинания патриотического воспитания в дошкольном возрасте, потому что именно этот возрастной период является важнейшим периодом в становления и формирования человеческой личности. В этом возрасте высшие социальные чувства, к которым относится чувство патриотизма, имеют возможность для формирования и развития. В работе педагога дошкольного отделения, аспекты патриотического воспитания мы решаем в различных видах детской деятельности. В играх, на открытых занятиях по патриотическому воспитанию, конкурсах-викторинах, на прогулке, в делах повседневной жизни происходит формирование как взаимоотношения со сверстниками, так и со взрослыми. Особый интереса и активность у детей дошкольного возраста вызывают занятия из цикла по патриотическому воспитанию «Разнообразная планета», «Богатыри земли русской» и участие в конкурсе народного костюма. Таким образом, дети приобретают патриотические качества: умение дружить с людьми разной национальности, бескорыстие, активная гражданская позиция, уважение и любовь к своей Родине, нации.

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одной из основных задач дошкольного образования. В «Концепции модернизации Российского образования» важнейшими задачами в системе образования ставились гражданское, патриотическое, нравственное воспитание с учетом общечеловеческих ценностей и российского варианта их воплощения.

Одним из ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, отведенным во ФГОС ДОУ, является формирование потребности активно взаимодействовать с понятным и близким ребенку окружением, проявлением любознательности, сопереживания.

Понимание своей национальной и этнической принадлежности, культуры и ценностей родины начинается с близкого окружения, а затем распространяется до общечеловеческого. «Любовь к родине начинается с семьи», — говорил Ф. Бэкон. Для маленького человека очень важно, чтобы рядом с ним были значимые люди: родители, сестры, братья, бабушки, дедушки. Это корни, которые связывают его с родным домом, близким окружением. Мама и папа, родная улица, дом — именно в семье начинается зарождение того зерна, из которого произрастает чувство любви к своей Родине. То, что дают ребенку родители, закладывается в его духовную основу, нравственные ориентиры.

Понимая важность влияния семьи на формирование патриотических чувств ребенка, особое внимание в нашей образовательной организации мы уделяем взаимодействию с семьями воспитанников. Мы считаем, что в современных условиях возникает необходимость тесного контакта с семьей, для личностно — ориентированного взаимодействия семьи и педагогами дошкольного отделения.

Таким образом, нам необходимо рассматривать внедрение новых форм взаимодействия с родителями для ориентации семей на формирование патриотического воспитания детей, обращая внимание на то, что именно в дошкольном возрасте закладываются базовые ориентиры патриотического представления.

В своей работе с родителями мы практикуем мероприятия, направленные на проведение совместного досуга, организацию тематических праздников, открытые занятия. Такое взаимодействие способствует поддержанию конструктивного диалога с семьей, возможности вместе выполнять задачи, важные как для семьи, так и для всего общества в целом. Так, например, в процессе взаимодействия нами было выявлено следующее:

  1. Родители недостаточно внимания уделяют проблеме патриотического воспитания. Большинство родителей не владеют элементарными знаниями истории и достопримечательностей города.
  2. Те родители, которые понимают актуальность патриотического воспитания, не знают каким образом это лучше делать. Не всегда умеют подобрать необходимые виды и формы совместной деятельности с учетом индивидуальных возрастных особенностей каждого ребенка.

Итак, учитывая то, что патриотическое воспитание у детей дошкольного возраста является неотъемлемой частью формирования духовно-нравственных ориентиров, в современной образовательной системе этому уделяется особое внимание.

Нам видится, что для достижения цели в вопросах патриотического воспитания в системе образования необходимо следующее:

  1. Поиск и разработка инновационных методов, подходов, форм патриотического воспитания, которые будут способствовать новым подходам в организации деятельности. Это может быть в виде виртуальной экскурсии, тематического квеста и другое.
  2. Готовность самих педагогов дошкольного отделения к патриотическому воспитанию детей. Понимание необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, знание особенностей работы по формированию патриотических чувств, ознакомление с родным краем и его достопримечательностями, логически последовательной работой в направлении патриотического воспитания.
  3. Все мероприятия, направленные на формирование патриотических чувств детей дошкольного возраста, должны быть непрерывными и последовательными. Целенаправленность и планомерность педагогического воздействия, строгий отбор объема доступных знаний для детей с учетом индивидуальных возрастных и личностных особенностей — вот то, на что необходимо ориентироваться в своей работе по патриотическому воспитанию.

Высказывание К. Д. Ушинского: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…», в современном мире не потеряли своей актуальности.

Литература:

  1. Илюхина Т. Г. Формирование духовно-нравственных ориентиров у детей дошкольного возраста на современном этапе. //Молодой ученый. Международный научный журнал. 2022, № 38 — с.105–107.
  2. Алешина А. В. Патриотическое воспитание дошкольника. М.: ЦГЛ, 2005, — с. 256.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: патриотическое воспитание, дошкольный возраст, дошкольное отделение, патриотическое воспитание детей, система образования, формирование, близкое окружение, дошкольное образование, особое внимание, современное общество.

Духовно-патриотическое воспитание дошкольниковстатья по теме

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в сердце и в памяти навсегда сохранятся образы,

в которых воплощается Родина.

В.А. Сухомлинский.

Актуальность патриотического воспитания в начале ХХ1 века для страны в целом обусловлено значительными коренными изменениями, происшедшими в последние десятилетия во всех сферах жизнедеятельности общества.

Патриотическое воспитание – сложное и высокое человеческое чувство. Его содержание так многогранно, что неопределимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким, к родным местам и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны.

Патриотическое воспитание – понятие емкое Оно должно начинаться с рождения, любви к матери, родным и близким. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины. Пристальное внимание воспитателей и родителей должно быть направлено на содержание детской деятельности. Руководя любым видом деятельности, мы, взрослые, можем влиять на чувственную сферу ребенка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать у него начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга.

Исходя из этого можно определить целый комплекс задач:

  1. воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  2. формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  3. воспитание уважения к труду;
  4. развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  5. формирование элементарных знаний о правах человека;
  6. расширение представлений о городах России;
  7. знакомство детей с символами государства ( герб, гимн, флаг );
  8. развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
  9. формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. патриотических чувств.

Обращение к духовной жизни начинается также в дошкольном возрасте с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Духовность, по мнению педагога Г.П.Шевченко. Это, интегрированное свойство личности, показатель уровня человеческих отношений, нравственно – эстетической позиции, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, благотворительности, Это высшее проявление воспитанности, сугубо нравственная деятельность.

Духовность – это нравственность.

Духовность – это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности.

Духовность – это то самое высокое, конечное, высшее, к чему стремится личность. Это самое высокое может быть низким, но духовность всегда – предмет человеческих стремлений, направленность его души, устремленность к избранным целям.

Воспитание чувства духовности у дошкольников – процесс сложный, длительный, требующий от педагогов большой личной убежденности и вдохновения. Данная работа должно вестись систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям на игровой основе. Духовная среда, в которой растет и воспитывается ребенок, еще в большей мере сказывается на его личности. Наш детский сад уделяет большое внимание духовной сфере, в которой растет и воспитывается ребенок.

В период дошкольного детства закладываются и развиваются те черты характера, которые связывают ребенка со своим народом, его языком, песнями, музыкой, впечатлениями, получаемыми маленьким человеком от природы родного края, деталей быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живет. Сквозь века пронес русский народ свое культурное достояние, самое ценное в фольклоре, христианских праздниках и ритуалах, сказках, былинах, песнях, изделиях народных промыслов и декоративно-прикладном искусстве. Любой народ продлевает себя в детях. Народное творчество неисчерпаемый источник педагогического материала, одна из основ направленного эстетического и патриотического воспитания. Народная мудрость, запечатленная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках на протяжении многих веков воспитала в детях гордость за свой талантливый народ, любовь к родному языку, интерес к меткому выразительному слову.

Много интересного о прошлом дети узнают от старых людей, многому полезному в жизни, первым трудовым навыкам учатся у дедушек и бабушек, последние же помогают детям познать тайны природы. Бабушки приобщают детей к истокам народной поэзии и учат их родному языку. А главное – они, эти прожившие долгую трудную жизнь люди, учат и детей быть добрыми, отзывчивыми, внимательными к другим людям.

Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо родителям помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. Чтобы стать добрым к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивым, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России, и только потом – жителем планеты.

Наследование нравственных и эстетических ценностей в дошкольном возрасте – это и есть самый естественный, а потому и верный способ патриотического воспитания и духовно-нравственного развития детей, воспитания у них чувства любви к Отечеству.

Сейчас я работаю с детьми средней группы. В группе оформлен уголок патриотического воспитания, где размещена геральдика, альбом о Белгороде, карта Белгородской области, фотографии музеев и достопримечательностей города Белгорода, книги о подвигах народа во время войны, фотографии детского сада.

Вместе с родителями оформили уголок по духовно-нравственному воспитанию. Дети принесли фотографии с бабушками и дедушками, с большим интересом о них рассказывают. Альбом «Святые места Белогорья» помогает детям познакомиться с церквями города Белгорода, их исторической значимостью, оформили альбом «Мой тихий город белый», «Семейные реликвии». В детском саду оформлена «Русская горница», где дети знакомятся с бытом, жизнью, историческим прошлым русского человека, Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических культурных традиций своего народа. С детьми провела непосредственно-образовательную деятельность на тему; «Святые наши имена», «Зернышки». Было проведено родительское собрание «Семейные традиции». Сейчас все празднуют Рождество и Пасху. Познакомила детей с историей праздника Рождество. С подгруппой детей провела беседу «Святитель Николай Угодник», при этом присутствовал священник отец Владимир. Из вощины сделали с детьми свечи,

Прошлый год у меня была выпускная группа. С детьми систематически проводилась работа по духовно-патриотическому воспитанию.

С детьми подготовительной группы проводилось интервьюирование на тему «День победы». Накануне праздников, посвященных «Дню победы», «Дню освобождения Белгорода», «Дню защитника Отечества», в детском саду проводились открытые мероприятия, на которые приглашались ветераны. Дети с ветеранами заложили в детском саду «Аллею славы», выпускники посадили аллею роз, возлагали цветы к памятникам, посещали музей Диораму, музей искусств, Краеведческий музей, библиотеку им.А.А.Лиханова.

С нетерпением дети ждали традиционного «ужина при свечах» на «Рождественские посиделки». Дети наряжаются в русские народные костюмы, щедруют по группам, поют колядки, а затем за столом при свечах едят вареники, пьют чай с печеньем и конфетами

Хотелось бы, чтобы наряду с современными ритмами в домах наших воспитанников звучали русские народные песни. стихи, исполнялись игровые пляски с притопами, с шутками, появились интересные творческие работы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]