Организация логопедического уголка в группе комбинированной и компенсирующей направленности


Организация логопедического уголка в группе комбинированной и компенсирующей направленности

Эффективность коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР во многом зависит от взаимодействия в работе логопеда и других специалистов. И, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей. Воспитатели в вечернее время закрепляют полученные детьми навыки по заданию учителя-логопеда. Для того, чтобы коррекционная работа была успешной, это выполнять необходимо и не только логопед несет ответственность за коррекционную работу, основными помощниками являются воспитатели и родители.

Взаимодействие с воспитателями учитель-логопед осуществляет в разных формах: консультации, беседы, тетрадь взаимодействия/

Занятие в логопедическом уголке воспитатель проводит во второй половине дня по заданию логопеда. Дети совместно с воспитателем делают артикуляционную и дыхательную гимнастику. С детьми отрабатывается артикуляция звуков, автоматизация в словах на предметных картинках. Составляются предложения и небольшие рассказы с этими словами, игры по дифференциации поставленных звуков. Ведется работа по расширению словарного запаса, грамматического строя и связной речи. Для проведения качественной работы необходимо, чтобы речевые уголки были наполнены практическим материалом и функционировали!

Речевой уголок в группе должен включать в себя следующие разделы:

  • артикуляционная моторика: (зеркало, картотека, картинки к артикуляционным упражнениям, комплексы упражнений для определенных групп звуков).
  • автоматизация звуков: альбомы по автоматизации звуков В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко; игровые упражнения Л.А. Комаровой; дидактические пособия Спивак, Егорова, скороговорки, картотеки.

  • дыхание: картотеки, вертушки, дудочки, шары для надувания, пузырьки, мыльные пузыри, поддувалочки, тренажеры для развития дыхания, одноразовые трубочки, игры с водой (расти пена, буря в стакане, кораблики), футбол на воздушную струю, «язык змеи» и т.п.;

  • фонематический слух: музыкальные игрушки, шумящие коробочки, картотека игр.

  • лексика: картинки, отражающие изучаемую лексическую тему (сюжетная и предметные); развивающие пазлы, игры: лото, «Подбери пару», «Кто больше назовет», «Часть и целое», д\и «Профессии» , «круглый год», «семья», «деревья» и др.; картотека игр.

  • грамматический строй речи: дидактические пособия Н.Э.Теремкова, Н.С.Русланова, З.Агранович, Косинова Е.М, картотека игр

  • связная речь: сюжетные картины, схемы описательных рассказов, серии картинок, мнемотехника, тексты для пересказывания, пособия Арбековой по возрастам


  • грамота: схемы слов, схемы предложений, пособие для звукового анализа слова, светофорчики, простые ребусы, изографы и др. пособие З.Агранович

  • мелкая моторика: мелкие игрушки, волчки, шнуровки, мозаика, пазлы, трафареты для штриховки, внутренней и внешней обводки, карандаши и т.п.;

  • высшие психические функции: разрезные картинки, домино, «Четвертый лишний», «Цвет и форма», «Узнай по контуру» и др…

Желаю успехов!

Зайцева Любовь Викторовна учитель-логопед, МОДОУ «Детский сад № 211» г. Ярославль

Транскрипт

1 «Организация речевого уголка в группе ДОУ». Подготовила учитель-логопед Снитко Татьяна Николаевна МАДОУ «Д/с 278» г. Пермь

2 Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Решение этой задачи предусматривает создание в группах ДОУ речевых уголков. Речевые уголки должны быть расположены в доступных для детей местах, оформлены ярко, красиво, эстетично и аккуратно. При организации речевых центров педагогами должно учитываться: разнообразие материалов, возрастные и индивидуальные особенности детей, доступность и эстетика оформлениии. Подбор игрового и дидактического материала в речевой уголок осуществлялся воспитателями и родителями совместно. Содержание речевых уголков в группах. В каждой возрастной группе составляется каталог материала, находящегося в речевом уголке по следующей схеме: 2-я младшая группа. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на: развитие дыхания и воздушной струи; развитие артикуляции и правильного звукопроизношения; развитие речевого слуха; расширение и активизацию словаря; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности. 1. Картинки по лексическим темам. 2. Картотека: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов 7. Различные виды театров. 8. Картинки: — с изображением характерных особенностей времен года; — предметами домашнего обихода; — деталями предметов; — с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); — с изображением размера, цвета, качества предметов; — с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.). — наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детёнышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода; — наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.); — серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации); — серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения); — серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей);

3 — сюжетные картинки крупного формата (с различной тематикой, близкой ребенку, — сказочной, социобытовой). Средняя группа. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на: развитие дыхания и воздушной струи; развитие артикуляции и правильного звукопроизношения; развитие фонематического слуха; расширение и активизацию словаря; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности. 1. Картинки по лексическим темам. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике. 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки. 6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов. 7. Различные виды театров. 8. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) предметами домашнего обихода; в) основными частями предметов; г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет); д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый — грязный, сладкий-горький, большой-маленький т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ё) с изображением предметов во множественном числе (один стол много столов, одна кукла много кукол); ж) для согласования существительных с числительными (1-а груша, 2-е груши, 5 груш). 9. Зеркало или индивидуальные зеркала. Примерные наборы картинок, карточек, кубиков. 1. Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, продукты питания, одежда, мебель, здания, транспорт, профессии, предметы обихода и др. 2. Наборы парных картинок типа «лото» из 6-8 частей. 3. Наборы парных картинок на соотнесение (сравнение): найди отличия (по внешнему виду), ошибки (по смыслу). 4. Наборы табличек и карточек для сравнения по 1-2 признакам (логические таблицы). 5. Наборы предметных картинок для группировки по разным признакам (2-3) последовательно или одновременно (назначение, цвет, величина). 6. Серии картинок (по 4-6) для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации, литературные сюжеты). 7. Серии картинок «Времена года» (сезонные явления и деятельность людей). 8. Сюжетные картинки с разной тематикой, крупного и мелкого формата. 9. Разрезные (складные) кубики с сюжетными картинками (6-8 частей). 10. Разрезные сюжетные картинки (6-8 частей). 11. Разрезные контурные картинки (4-6 частей). 12. Набор кубиков с буквами. 13. Набор карточек с изображением предмета и названием.

4 Старшая группа. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на: развитие дыхания и воздушной струи; развитие артикуляции и правильного звукопроизношения; развитие фонематического слуха; расширение и активизацию словаря; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие мелкой моторики рук в процессе различных видов детской деятельности. 1. Картинки по лексическим темам. Н-р, овощи, фрукты, деревья, кустарники, домашние животные и птицы, зимующие и перелётные птицы, дикие животные, животные жарких стран, животные Севера, мой город, моя страна, День Защитника Отечества, ПДД, времена года, насекомые, бытовая техника, транспорт, посуда, цветы, профессии, ягоды, грибы, космос, обитатели водоёмов и другие. 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки, пословицы. 6. Предметные, сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов. 7. Картинки: а) с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель; в) основными частями предметов, н-р, транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; з) с изображением животных во множественном числе; и) с изображением предметов во множественном числе (1-а груша, 2-е груши, 5 груш); к) с изображением несклоняемых существительных (кофе, пальто, пианино, какао) 8. Зеркало или индивидуальные зеркала. 9. различные виды театров. Подготовительная группа. В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на: развитие артикуляции и правильного звукопроизношения; развитие дыхания и воздушной струи; развитие фонематического слуха, развитие интонационной выразительности речи;

5 расширение и активизация словаря; развитие грамматического строя речи; развитие связной речи; развитие пространственных представлений; расширение умения ориентироваться в плоскости листа и в различной разлиновке; подготовка руки к письму в процессе различных видов детской деятельности. 1. Картинки по лексическим темам. Н-р: овощи, фрукты, деревья, кустарники, домашние животные и птицы, зимующие и перелётные птицы, дикие животные, животные жарких стран, животные Севера, мой город, моя страна, День Защитника Отечества, ПДД, времена года, насекомые, бытовая техника, транспорт, посуда, цветы, профессии, ягоды, грибы, космос, обитатели водоёмов и другие; 2. Каталог игр: а) по звуковой культуре речи; б) упражнений артикуляционной гимнастики; в) упражнений дыхательной гимнастики; г) пальчиковой гимнастике; д) игр на развитие фонематического слуха (цветовые обозначения звуков). 3. Художественные произведения по программе и др. 4. Словесные дидактические игры. 5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки, пословицы. 6. Сюжетные картинки, серии сюжетных картин для составления рассказов, игры по развитию связной речи, предметные картинки для составления описательного рассказа с опорой на схему; 7. Картинки: а)с изображением явлений природы; б) картинки с изображением профессий (каменщик, маляр, плотник, животновод, сельхоз работники, закройщик, швея, военный, врач, учитель и т.д.); в) основными частями предметов, н-р: транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса); г) с изображением техники специального назначения (подъемный кран, экскаватор, трактор, панелевоз, снегоуборочная машина), электротехника (пылесос, овощерезка, электрическая мясорубка, миксер); д) с четко выраженными признаками предметов (светлый, темный, сладкий, кислый, горький, звонкий, чистый, грязный, прочный, хрупкий, большой и т.д.); е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.); ж) с изображением синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; 8. Зеркало или индивидуальные зеркала. 9.различные виды театров. Речевой уголок может содержать такие пособия как: 1. Пособия для воспитания правильного физиологического дыхания (тренажеры, «Мыльные пузыри», надувные игрушки). 2. Материалы для звукового и слогового анализа и синтеза, анализа и синтеза предложений (разноцветные фишки или магниты). 3. Игры для совершенствования навыков языкового анализа (н-р, «Слоговое лото», «Определи место звука», «Подбери слова», «Цепочка звуков» и др.). 4. Игры для совершенствования грамматического строя речи. Н-р: «Назови ласково», «Один-много, много-один», «Составь слово из двух», «Добавь слово». 5. Уточнение, обогащение и активизация словарного запаса.

6 Н-р: «Мяч бросай животных называй», «Кто чем занимается», «Горячий холодный». При работе с детьми старшего дошкольного возраста особое внимание обращается, кроме того на наличие пособий и демонстрационных материалов по подготовке детей к обучению грамоте. Это могут быть: — классная подвижная азбука, — азбука в картинках, — дидактические игры, — звуковые линейки, — набор букв разного цвета, размера, материала, — дидактический материал для изображения букв (верёвочки, камешки и др), — заготовки для штриховки, трафареты, перфокарты для подготовки руки к письму, игры на развитие ручной умелости. В группах нашего детского сада для полноценного речевого развития детей оформлены речевые центры.

7

8

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]