Занятия ФЭМП в старших группах детских садов по ФГОС


Какой материал дается по ФЭМП в старшей группе

ФЭМП в старшей группе ориентировано на расширение кругозора, применение повседневной жизни полученных знаний, правильное представление о мире.

В течение всего учебного образовательного года в ДОУ дети изучают новые геометрические фигуры. К концу III квартала ребята должны различать следующие формы: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал. Также, вводятся и закрепляются представления о шаре, кубе и цилиндре. Проводятся занятия, направленные на тренировку в делении круга и квадрата на две и четыре части.

Дети в старшей группе ДОУ

После деления каждый должен уметь назвать и описать получившиеся фигуры. Полученные знания по геометрии ребята учатся применять в жизни: зрительно выбирают предметы знакомых форм, рассказывают, как они используются: например, анализируют лист бумаги, определяя какой он формы, где его углы, где стороны, какая фигура получится, если согнуть лист пополам.

Дополнительная информация! У детей закрепляются представления о последовательности частей суток. Они умело определяют утро, день, вечер и ночь. На вопрос воспитателя в обеденное время о части суток безошибочно отвечают «день», а когда задают вопрос о том, что будет после — отвечают «вечер», помня о том, что до этого было утро.

Ближе к началу лета завершается познание дней недели. Ребята закрепляют понятие рабочих суток и выходных. Легко ориентируются среди недели: если сегодня среда, значит, вчера был вторник, а завтра будет четверг.

Разбирается счет до 10. Сравнивают состав числа, и его ближайших соседей. Учатся собирать по единицам числа до 5. На ощупь и на звук определяют количество предметов (звуков), но не более семи.

Дидактические пуговицы для счета на ощупь

Развиваются навыки сравнения различных предметов по трем измерениям — длине, ширине, высоте. В качестве мерной единицы выбирают наименьший из представленных предметов.

Тренируют умения пользоваться ориентирами «впереди», «сзади», «справа», «слева». Для этого упражняются в смене направления движения по команде воспитателя.

Важно! Все эти навыки дети не приобретают за один год занятий. Начиная с младшей группы, они постепенно познавали элементарные основы математики и окружающего мира. Обучение старшей группы в основном направлено на закрепление полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Что такое ФЭМП?

Определение 1
Формирование элементарных математических представлений – это процесс целенаправленной передачи и усвоения знаний, приемов и способов умственной деятельности.

Методика формирования элементарных математических представлений базируется на разработанных в дошкольной педагогике задачах, принципах, условиях, содержании, средствах, методах, формах умственного воспитания, обучения и развития молодого поколения.

Период дошкольного детства – это период оптимальный для умственного воспитания и развития детей. Дети в этом возрасте не только познают внешние и наглядные свойства предметов и явлений, но и могут усваивать представления, касающиеся общих связей, лежащих в основе массы природных явлений, социальной жизни, овладевать способами анализировать и решать разнообразные задачи.

Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы

Основной особенностью умственного развития детей-дошкольников выступает преобладание образных форм познания, включая восприятие, образное мышление и воображение.

Познавательные процессы могут проявляться в разных типах деятельности.

Умственное воспитание идет посредством усвоения молодым поколением многовекового человеческого опыта, который запечатлен в материальной и духовной культуре. Основная функция умственного воспитания – формировать познавательную деятельность, такую деятельность, в процессе которой дети познают окружающий мир, посредством игры, занятий, труда, общения со взрослыми и сверстниками.

Восприятие помогает ребенку познать внешние свойства предметов и их совокупность, отражением этих свойств в мозге формирует образ предмета. Мышление позволяет ребенку постигать внутренние, скрытые свойства, связи предметов и явлений. Результаты мышления выражаются словами.

Восприятие и мышление тесно взаимосвязаны. Формирование восприятия идет в первые месяцы жизни ребенка, а мышление начинает формироваться в возрасте двух лет. Основа развития мышления – восприятие, предоставляющее чувственный опыт. Мышление оказывает положительное воздействие на развитие и совершенствование восприятия, что усиливает его целенаправленность и продуктивность.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа ФЭМП в ДОУ 410 ₽ Реферат ФЭМП в ДОУ 230 ₽ Контрольная работа ФЭМП в ДОУ 240 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Познание мира начинается восприятием и ощущением. Первым источником знаний о мире выступают ощущения. Посредством ощущений дети могут познавать отдельные признаки и свойства предметов. Более сложный познавательный процесс – восприятие, которым обеспечивается отражение практически всех признаков предмета.

В первые годы жизни у детей идет формирование предпосылок сенсорных эталонов. В дошкольном детстве дети используют предметные эталоны: образы свойств предметов соотносит с конкретным предметом. Например, зеленый цвет определяет листиком, а круг определяет в качестве солнца.

Виды занятий по ФЭМП

Занятия проводятся, согласно учебному пособию Позиной и Помораевой, 1 раз в неделю. В сентябре первая неделя отводится на адаптацию, поэтому в этом месяце запланировано всего три урока.

Картотека прогулок в средней группе на зиму

Интегрированные занятия

Интегрированный тип обучения признан самым эффективным, так как на них нет прямого обучения, способного оттолкнуть внимание ребенка и лишить увлеченности процессом. На таких уроках в качестве дидактического материала выбираются знакомые персонажи из мультфильмов, например, Маша и Медведь, которые просят ребят помочь им проделать сложный путь по стране Математике.

Путешествие сопровождается знакомством с новыми героями, которые просят помощи у ребят в решении задания, связанного с цифрами или направлением на карте.

Открытые занятия

На открытых занятиях также используется технология встроенной игры, но уже в меньшей степени. Урок больше похож на школьный. Отличается он только тем, что на нем могу присутствовать педагоги и родители воспитанников. Цель урока — продемонстрировать мастерство преподавателя и успехи детей. На глазах присутствующих происходит рождение сказки, ведущей детей через задания-препятствия к цели. Часто на открытых уроках преподаватели используют презентации для наглядности объема усвоенного материала.

Открытый урок по ФЭМП

Занятия с палочками

Один из самых информативных и доступных методов обучения детей понимания числа — палочки. Для понимания значения чисел важно не просто запомнить, как оно называется и выглядит на письме. Весь смысл в обучении счетом — понять, сколько это единиц. Использование палочек помогает усвоить математический смысл числа. Для сравнения чисел между собой лучше всего подходят палочки Кюизенера, окрашенные в разные цвета и имеющие различную длину — в соответствии с числовым значением палочки.

Интересно! Каждый элемент набора внешне привлекателен для ребенка, за счет чего знакомство с числовыми значениями происходит эффективней.

Ориентировка на листе бумаги

Обязательные упражнения на навыки ориентировки на листе бумаги способствует всестороннему развитию. Дети к концу года умеют называть все углы, конкретизируя местоположение каждого. Здесь объединяются такие пространственные понятия как: «верх», «низ», «лево», «право», «центр».

Лист для тренировки ориентировки

Итоговое занятие

Итоговое занятие по ФЭПМ в старшей группе не подразумевает нововведений. Урок проводят для закрепления изученного материала. Чаще всего открытые уроки проводят именно на итоговых занятиях, когда весь курс уже освоен детьми, и преподаватель может продемонстрировать плод своего туда.

Дидактический материал обязательно включает в себя элементы игры: знакомых сказочных персонажей, воздушные шары, красочные ленты разной длины. Подводя итог обучения, педагог подготавливает занятие так, чтобы затронуть все изученные ранее темы, проверить каждого воспитанника, насколько качественно он воспринимал материал в течение всего года.

Диагностика по ФЭМП в старшей группе

Проведение диагностики подразумевает контроль качества образования каждого воспитанника в отдельности. Урок строится на индивидуальном общении педагога и ребенка.

Занятия по рисованию маминого портрета в средних группах детсада

Воспитатель каждому ученику по очереди дает задание и наблюдает за ходом мышления и полученным результатом. В процессе такой диагностики дети выполняют задания следующего характера:

  • Назвать все геометрические фигуры, расположенные на рабочем столе. Если ребенок затрудняется назвать фигуру, воспитатель ставит вопрос иначе: просит указать на фигуру, которую называет.

Важно! Дети часто из-за волнения забывают названия форм, однако точно знают, как она выглядит, когда слышат название.

  • Расположить идентичные предметы по увеличению или уменьшению длины. Преподаватель может подсказывать воспитаннику алгоритм действий, задавая наводящие вопросы: «Какой предмет самый длинный из оставшихся?». Отвечая на этот вопрос, ребенку не составит труда разложить их по порядку.
  • Суметь отсчитать количество объектов, на единицу больше или меньше, чем показывает воспитатель. Например, когда дошкольнику показывают картинку с шестью белками, он должен отсчитать семь орехов.
  • Построить правильную пирамиду из кубиков или цилиндров так, чтобы основанием был самый широкий предмет, а вершиной — самый узкий. Воспитателю разрешается придерживать пирамиду, поправлять поставленные блоки, чтобы они не падали.
  • Без запинок проводить занимательную гимнастику: дошкольник по просьбе педагога показывает левой или правой рукой другие парные органы и части тела — уши, щеки, глаза, брови и т.д., с той стороны, которую называет учитель.
  • После построения в колонну, дети должны назвать впереди стоящего и того, кто стоит позади. Ребята не должны стоять ближе, чем на метр друг от друга.

Дети построились в колонну

  • Перечислить названия частей суток, допускаются наводящие вопросы, например: «Когда ты собираешься в детский сад, какое время суток наступило?».
  • Называть по порядку дни недели. Когда ребенок затрудняется в ответе или ошибся, преподаватель может спросить: «если сегодня четвертый день недели, как он называется?».

«Методика ФЭМП как научная дисциплина. Понятие «математическое развитие»консультация на тему

Консультация

«Методика формирования элементарных математических представлений как научная область. Понятие «Математическое развитие дошкольников»

Проблема обучения детей математике интересовала ученых на протяжении многих веков. В 17-19 вв. Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский, Монтессори и др. пришли к выводу о необходимости специальной математической подготовки детей дошкольного возраста. Формирование у них знаний о размере, измерении, времени и пространстве рассматривалось с точки зрения практической целесообразности.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в подготовке детей дошкольного возраста к восприятию и усвоению математики — одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

  1. научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;
  2. определение содержания математического материала для обучения детей в детском саду;
  3. разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм организации процесса развития элементарных математических представлений;
  4. реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;
  5. разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;
  6. разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Общая задача методики — исследование и разработка практических основ процесса формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система по формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Ее основные элементы — цель, содержание, методы, средствам формы организации работы — теснейшим образом связаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она социально детерминирована и носит объективный характер. Детский сад выполняет социальный заказ общества, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

Обучение и развитие находятся в диалектической связи. Опираясь на наличный уровень развития, обучение должно несколько опережать его. Это значит, что в процессе обучения необходимо ориентироваться не только на то, что способен делать сам ребенок, но и на то, что он может сделать при помощи взрослых, под их руководством, т. е. на перспективу, на «зону ближайшего развития», в которой лежат обычно новые и более сложные действия и операции, чем те, которыми уже владеет ребенок.

Понятие «математическое развитие дошкольников» широко используется в современной дошкольной педагогике и детской психологии, в программах дошкольного образования.

Под математическим развитием дошкольников следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.

Учёт возрастных особенностей при овладении детьми способами практических действий, при усвоении ими математических связей и закономерностей, преемственность в развитии математических способностей являются ведущими принципами в формировании математических представлений. Целенаправленное математическое развитие ребёнка-дошкольника предполагает, прежде всего, воспитание у него привычки логически аргументировать свои действия. Именно формирование логического мышления дошкольников в наибольшей степени способствует изучение начал математики.

Математическое развитие дошкольников происходит как в повседневной жизни (прежде всего, в общении со взрослыми, в совместной деятельности с ними и друг с другом), так и путём целенаправленного обучения.

Цель математического развития дошкольников

  • Всестороннее развитие личности ребенка.
  • Подготовка к успешному обучению в школе.
  • Коррекционно-воспитательная работа.

Задачи математического развития дошкольников

1. Формирование системы элементарных математических представлений.

  1. Формирование предпосылок математического мышления.
  2. Формирование сенсорных процессов и способностей.
  3. Расширение и обогащение словаря и совершенствование связанной речи.
  4. Формирование начальных форм учебной деятельности.

Принципы обучения математике:

  • Сознательность и активность.
  • Наглядность.
  • Деятельностный подход.
  • Систематичность и последовательность.
  • Прочность.
  • Постоянная повторяемость.
  • Научность.
  • Доступность.
  • Связь с жизнью.
  • Развивающее обучение.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход.
  • Коррекционная направленность и др.

Л.С.Выготский в своих трудах говорил о «социальном факторе развития».

Усвоение ребёнком элементарных математических представлений происходит в определённой социальной среде под воздействием различных факторов. Эти факторы условно можно разделить на три большие группы: микро-, мезо-, макрофакторы.

  1. Микросредой для развития ребёнка, в том числе и его элементарных математических представлений, является, прежде всего, семья. Именно в семье он приобретает свой первый жизненный опыт. Семья удовлетворяет потребность ребёнка в первичной информации математического характера (пространственно-временная ориентировка, представление о форме, величине, количестве и т.д.). Первичный опыт расширяется и обогащается в общении со сверстниками, с другими детьми. Благодаря микросреде ребёнок получает первые математические знания.
  2. К мезофакторам относятся этнокультурные условия. Люди принадлежащие в одному этносу, как правило владеют одним и тем же языком, соблюдают одни и те же культурно-бытовые традиции и т.д. Также к данным факторам относятся климат, географическое положение населённого пункта. Мезофакторы имеют свои механизмы социализации. Ребёнок присваивает именно тот этнический характер, который был в его жизни первый. Он становится для ребёнка первоисточником социализации.
  3. К макрофакторам относят космос, планету, общество и государство. Для развития математических представлений особое значение имеют факторы, связанные с социальными событиями, которые соотносятся с календарём, дают представление о времени и пространстве, показывают детям общие корни всех наук, в том числе и математики.

Представления ребёнка о началах математики формируются на основе системных знаний, которые он получает в процессе взаимодействия с предметами окружающего мира, со взрослыми и сверстниками. Знания эти могут выполнять разные функции в математическом опыте детей:

  • Информационная функция – математические знания несут в себе какую-либо информацию о количественных, временных, пространственных, геометрических и величинных отношениях. Значение данной функции состоит в том, что ребёнок начинает ориентироваться в окружающем мире. Однако в субъективном смысле для каждого ребёнка понятие информативности неоднозначно. Это зависит от уровня сформированности у него тех или иных математических представлений, от уровня развития познавательных интересов, обуславливающих открытость к информации.
  • Эмоционально-познавательная функция – проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональном подъёме во время деятельности с ним. В процессе формирования элементарных математических представлений необходимо не просто передать ребёнку информацию математического характера, а представить её в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, которые способствовали наиболее быстрому и полному усвоению материала.
  • Регуляторная функция – проецирует знания на конкретную деятельность.

Возможности всестороннего развития ребенка в процессе ФЭМП

I. Сенсорное развитие (ощущение и восприятие) Источником элементарных математических представлений является окружающая реальная действительность, которую ребенок познает в процессе разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством. В основе познания маленькими детьми качественных и количественных признаков предметов и явлений лежат сенсорные процессы (движение глаз, прослеживающих форму и размер предмета, ощупывание руками и др.). В процессе разнообразной перцептивной и продуктивной деятельности у детей начинают формироваться представления об окружающем их мире: о различных признаках и свойствах предметов — цвете, форме, величине, их пространственном расположении, количестве. Постепенно накапливается сенсорный опыт, который является чувственной основой для математического развития. При формировании элементарных математических представлений у дошкольника мы опираемся на различные анализаторы (тактильный, зрительный, слуховой, кинестетический) и одновременно развиваем их. Развитие восприятия идет путем совершенствования перцептивных действий (рассматривание, ощупывание, выслушивание и пр.) и усвоения систем сенсорных эталонов, выработанных человечеством (геометрические фигуры, меры величин и др.).

II. Развитие мышления

Мышление — процесс сознательного отражения действительности в представлениях и суждениях.

В процессе формирования элементарных математических представлений у детей развиваются все виды мышления:

  • наглядно-действенное;
  • наглядно-образное;
  • словесно-логическое.

III. Развитие памяти, внимания, воображения

Память включает в себя запоминание («Запомни — это квадрат»), припоминание («Как называется эта фигура?»), воспроизведение («Нарисуй круг!»), узнавание («Найди и назови знакомые фигуры!»).

Внимание не выступает как самостоятельный процесс. Его результатом является улучшение всякой деятельности. Для активизации внимания решающее значение имеет умение поставить задание и мотивировать его.

Образы воображения формируются в результате мысленного конструирования объектов («Представьте фигуру с пятью углами»).

IV. Развитие речи

Математические занятия оказывают огромное положительное влияние на развитие речи ребенка:

  • обогащение словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.);
  • согласование слов в единственном и множественном числе («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»);
  • формулировка ответов полным предложением;
  • логические рассуждения.

Формулировка мысли в слове приводит к лучшему пониманию: формулируясь, мысль формируется.

V. Развитие специальных навыков и умений

На математических занятиях у детей формируются специальные навыки и умения, необходимые им в жизни и учебе: счет, вычисление, измерение и др.

VI. Развитие познавательных интересов

Используемая литература:

  1. Баряева Л.Б., Кондратьева С.Ю. Математика для дошкольников в играх и упражнениях. – СПб.: КАРО, 2007;
  2. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М., 1994.
  3. Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студентов пединститутов. М.: Просвещение, 1974.
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/ под ред. А.А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988.

НОД по ФЭМП в старшей группе и дополнительный материал

НОД — непосредственная образовательная деятельность. С одной стороны, детям на таких занятиях дают свободу действий и мыслей, но в то же время, педагог аккуратно направляет ребят, попутно проводя социоигровое занятие. По ФГОС оно направлено на повторение пройденного материала и формирование самостоятельного дополнительного развития. Такие уроки тоже подразумевают предварительное планирование, игровую основу, подобно конспекту Помораевой.

Важно! Без занимательной инсценировки дети не будут увлечены математикой и познанием мира. Образование, поданное через игру, гораздо легче усваивается детьми в любом возрасте.

Занятие по ФЭПМ дома

Родители, дети которых не посещают ДОУ, без труда могут найти популярные конспекты онлайн и без особых технологических трудностей самостоятельно развивать ребенка. Доступность образовательного материала позволяет не отставать в развитии от тех детей, которые занимаются с профессионалами в детских садах.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]