План работы с родителями
План работы с родителями обучающихся 5 «а» класса
Цели:
- помочь родителям в повышении их педагогической культуры;
- подготовить родительский коллектив к большей самостоятельности и гибкости в общении с педагогами;
- развивать коммуникативные способности родителей в классном родительском коллективе;
- способствовать снижению факторов риска в детско-родительских отношениях
Задачи:
- знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать им возможность стать активными участниками классных дел;
- проводить просвещение родителей по вопросам семейного воспитания и психологического просвещения с привлечением различных специалистов, возможно, из среды самих же родителей;
- создавать условия для принятия совместных решений по вопросам жизнедеятельности классного коллектива.
Формы работы с родителями:
- проведение классных родительских собраний
- лектории для родителей
- индивидуальные и групповые консультации
- анкетирование
- тестирование
- посещение семей
- тренинги родительского взаимодействия
- оказание помощи родителям в организации внеурочного времени учащихся;
- привлечение родителей к проведению общешкольных и классных мероприятий (праздники, концерты, спортивные соревнования).
Содержание работы:
1. Изучение семей учащихся, положения детей в семье, условий их жизни: создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей; раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с инспектором ПДН.
2. Регулярное проведение родительского всеобуча (лекторий)
3. Правовое просвещение родителей.
4. Проведение индивидуальных и групповых консультаций: беседы для предупреждения конфликтных ситуаций; своевременное направление на консультацию к специалисту.
5. Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности: помощь в проведении творческих дел; помощь в укреплении материально-технической базы; помощь в благоустройстве школы; помощь в проведении спортивных мероприятий; помощь в организации экскурсий, поездок.
6. Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.
7. Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.
8. Участие в традиционных общешкольных мероприятиях.
Тематика общешкольных родительских собраний
| Сроки | Тема |
| 1 | |
| 2 | |
| 3 | |
| 4 |
Тематика классных родительских собраний
| Сроки | Тема |
| __ октябрь | Адаптация пятиклассников. |
| __ февраль | Как повысить работоспособность ребенка |
| __апрель | Детское одиночество. Опасности и риски |
| ___май | Итоговое родительское собрание. |
| Дата | Мероприятие | Ответственный |
| Сентябрь | Анкетирование «Мой ребёнок» | Классный руководитель |
| Сбор документов и справок для личного дела обучающегося, медицинских справок | Классный руководитель | |
| Индивидуальные консультации «Итоги первых учебных дней» (по необходимости ежедневно | Классный руководитель | |
| Выбор родительского комитета, составление плана работы родительского коллектива | Классный руководитель | |
| Подготовка к «Празднику осеннего именинника» | Классный руководитель | |
| Беседа с родителями слабоуспевающих обучающихся | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог | |
| Беседы школьного психолога с родителями детей из группы «риска» | Классный руководитель Школьный психолог | |
| Посещение семей обучающихся | Классный руководитель Соц. педагог | |
| Изучение интересов учащихся | Классный руководитель | |
| Создать положительную мотивацию к обучению в школе | Классный руководитель Школьный психолог | |
| Октябрь | Педагогическая консультация «Трудности и радости школьной жизни» | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
| Выявить трудностей в обучении с целью корректировки | Классный руководитель Школьный психолог | |
| Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости) | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог | |
| Подготовка к Дню Матери. «Рисуем маму. Сочиняем стихи» | Классный руководитель | |
| Подготовка поделок из природного материала для выставки к празднику «День урожая » | Классный руководитель | |
| Родительское собрание «Адаптация пятиклассников» Разработка памятки для родителей | Классный руководитель | |
| Подвести итоги первой четверти. Рассказать о динамике процесса | Классный руководитель | |
| Ноябрь | Педагогическая консультация «Трудности и радости школьной жизни» | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
| Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости) | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог | |
| Сбор документов для личных дел обучающихся | Классный руководитель | |
| Создавать условия для сплочения классного коллектива, осознания родителями своей роли в жизни ребенка | Классный руководитель | |
| Декабрь | Новогодние праздники (школьный и классный) с привлечением родителей | Классный руководитель |
| Беседы с родителями об успеваемости, поведении и посещаемости обучающихся (по необходимости) | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог | |
| Рекомендации для некоторых обучающихся о необходимости дополнительных занятий по некоторым предметам | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог | |
| Изготовление игрушек на новогоднюю ёлку | Классный руководитель | |
| Доведение до сведения родителей информации итогов тестирования обучающихся 5 класса за курс начальной школы | Классный руководитель | |
| Январь | Выявить трудности в обучении с целью корректировки | Классный руководитель |
| Индивидуальные консультации и беседы с учителями –предметниками, соц. педагогом, школьным психологом (по необходимости) | Классный руководитель | |
| Контроль за внешним видом учащихся. | Классный руководитель | |
| Февраль | Клуб выходного дня «Блинная неделя Праздник вместе с семьей «Масленица | Классный руководитель |
| Привлечение родителей к проведению классных мероприятий | Классный руководитель | |
| Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости) | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог | |
| Привлечение родителей к проведению праздника «День защитника Отечества». | Классный руководитель | |
| Контроль за успеваемостью и посещаемостью обучающихся. Доведение до сведения родителей итогов успеваемости | Классный руководитель | |
| Педагогические консультации Трудности и радости школьной жизни» | Классный руководитель | |
| Выявить трудности в обучении у некоторых обучающихся с целью корректировки | Классный руководитель | |
| Март | Привлечение родителей к проведению Праздника 8 Марта | Классный руководитель |
| Индивидуальные беседы и консультации родителей (по необходимости) | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог | |
| Родительское собрание. Итоги III четверти | Классный руководитель | |
| Апрель | Индивидуальные беседы и консультации | Классный руководитель Учителя предметники, школьный психолог, соц. педагог |
| Книжкина неделя. Ремонт учебников | Классный руководитель Библиотекарь | |
| Май | Подведение итогов учебного года | Классный руководитель |
| Сбор данных о летнем отдыхе обучающихся | Классный руководитель | |
| Провести анкетирование «Удовлетворенность школьной жизнью» | Классный руководитель | |
| Привлечь родителей к организации похода | Классный руководитель | |
| Провести итоговую рефлексию с родителями по вопросу «Как изменился мой ребенок. Что появилось нового! «+» и «-» обучения. | Классный руководитель |
Состав родительского комитета
| Поручения | Ф.И.О. | Телефон |
| Председатель | Ахматынова Татьяна Геннадьевна | 89600940554 |
| заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса, | Артемьева Елена Алексеевна | 89053799838 |
| Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности | Елкина Ирина Николаевна | 89613349704 |
| Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе | Александрова светлана геннадьевна | 89063367792 |
| Казначей | Иванова Людмила Валерияновна | 89093664989 |
Тематика заседаний родительского комитета
| № п/п | Содержание | Сроки | Ответственные |
| 1. | — Утверждение плана работы на учебный год; | сентябрь | Классный руководитель Председатель родительского комитета |
| 2. | — О занятии учащихся в вечернее время, выходные дни (суббота, воскресение) и мерах по улучшению работы учителей и родительской ответственности в данном вопросе; — О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. | декабрь-январь | Классный руководитель Председатель родительского комитета |
| 3. | Оказание помощи кл. руководителю в проведении мероприятий различного уровня | февраль | Председатель родительского комитета. Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности |
| 4. | Работа по укреплению материально – технической базы школы. Помощь в ремонте школы | апрель | Председатель родительского комитета |
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ КЛАССА ОБЯ3AH:
- помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
- вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
- влиять на формирование культуры родительского общения;
- быть посредником между семьёй, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
- стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
- выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
- соблюдать этические нормы в общении с учащимися, педагогами и их родителями.
РОДИТЕЛЬСКИЙ КОМИТЕТ ИМЕЕТ ПРАВО:
- активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
- помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
- посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
- присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
- высказывать своё мнение о проводимых в классе мероприятиях;
- принимать совместно с классным руководителем определённые меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
- проводить беседы с проблемными учащимися;
- поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав ребёнка и семьи;
- привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
ВЫБОР РОДИТЕJlЬСКОГ0 КОМИТЕТА
Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год. Но если назрела острая необходимость, родительский комитет может быть переизбран в срочном порядке. Очень важным является тот факт, что работа в родительском комитете позволит ему понять те проблемы, которые стоят перед классным руководителем и активно участвовать в их решении.
Собрание родителей вправе потребовать от родительского комитета внеочередного отчёта, если сомневается в его действиях. Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов классов со школьной администрацией.
Заседания родительского комитета класса проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета. Обязанности в родительском комитете распределяются следующим образом:
а) председатель родительского комитета; 6) его заместители, отвечающие за определённые участки работы; в) казначей.
Председатель родительского комитета
отвечает за организацию деятельности родительского комитета, совместно с заместителями составляет план работы родительского комитета; помогает классному руководителю в подготовке и проведении родительских собраний, является представителем коллектива родителей класса в работе родительского комитета школы. Он участвует в защите прав учащихся класса в судебных структурах, если в этом есть острая необходимость.
Председатель родительского комитета совместно с представителями школы участвует в посещении неблагополучной семьи, помогает решать конфликтные ситуации в детском коллективе. Если председатель родительского комитета отвечает за организацию работы родительского комитета в целом, то заместители его отвечают за определённые участки работы.
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за результативность учебной деятельности учащихся класса,
организует активное участие родителей в учебной деятельности детей. Он организует родителей для участия в посещении уроков, днях творчества в классе и школе. В его компетенцию входит помощь классному руководителю в приобретении необходимых учебных пособий, организация различных смотров-конкурсов, брейн-рингов, помощь одарённым учащимся в поиске спонсоров для участия в различных олимпиадах, конкурсах и фестивалях, организация помощи отстающим в учёбе детям, поиск возможностей для награждения учащихся, отличающихся высокими результатами в учебной деятельности.
Заместитель председателя родительского комитета, курирующий вопрос участия родителей и учащихся класса во внеклассной деятельности,
выполняет достаточно многоплановую работу. В его компетенцию входит привлечение родителей класса к проведению занятий кружков, секций, родительских уроков. Вместе с родителями класса он участвует во всех совместных праздниках, походах, организует в классе экскурсии, поездки, развлекательные мероприятия. Кроме этого, он помогает классному руководителю реализовать во внеклассной деятельности возможности всех учащихся класса, а также их родителей.
Заместитель председателя родительского комитета, отвечающий за хозяйственную работу в классе,
организует помощь родителей в ремонте кабинета класса, в оформлении помещения класса, в приобретении предметов, необходимых для жизнедеятельности классного коллектива.
В обязанности казначея
входит сбор средств родителей на нужды классного коллектива. Вместе с родительским комитетом казначей составляет смету расходов, отчитывается перед родительским собранием за использованные средства. Если в этом есть необходимость, он определяет средства из бюджета родительского комитета класса на поощрение учащихся
Примерный план работы родительского комитета класса
| № | Мероприятия | Сроки |
| 1 | Выборы родительского комитета | сентябрь |
| 2 | Распределение обязанностей среди членов родительского комитета | |
| 3 | Утверждение плана работы | |
| 4 | Создание банка данных родительских ресурсов | сентябрь-октябрь |
| 5 | Оказание помощи классному руководителю при проведении классных и школьных мероприятий | в течении года |
| 6 | Помочь в ремонте кабинета | в течении года |
| 7 | Выработка решений по организации действий и выделении добровольных финансовых пожертвований, направленных на улучшение материально-технического оснащения классного кабинета | в течении года |
| 8 | Организация совместных дел детей и родителей | в течении года по плану классного руководителя |
| 9 | Заседания родительского комитета | По мере необходимости |
Формы работы
План работы классного руководителя предполагает использование различных вариантов работы с родителями, направленных на укрепление взаимодействия семьи и школы. Важно вовлекать их в досуговую внеурочную деятельность, организовывать сотрудничество между педагогами и детьми. Для достижения максимального результата классный руководитель должен проводить работу в системе, то есть в совокупности и взаимной связи различных воспитательных мероприятий. Выделим следующие направления его деятельности:
- изучение классного коллектива и его членов для получения медицинских, демографических, психологических, педагогических сведений (семья, бытовые условия учащегося, материальные возможности родителей, уровень развития, состояние здоровья, обученности и воспитанности, индивидуальные особенности);
- планирование воспитательной деятельности (продумывание плана для взаимодействия с родителями, школьниками, коллегами с целями и задачами);
- продумывание, организация, изменение разных видов деятельности согласно поставленным задачам и планам (организация классных часов, творческих дел, походов, экскурсий, родительских собраний);
- информирование родителей школьников об успеваемости, поведении их детей (педагогическое просвещение);
- анализ и оценка итогов воспитания (диагностика совместной деятельности школы и семьи).
Вам будет интересно:Леушинский монастырь: создание, гибель, возрождение
Встречи с администрацией
Подобная форма работы особенно актуальна для выпускных классов. К примеру, после введения новой формы итоговой аттестации для обучающихся девятых классов темой одной из таких встреч может стать знакомство заместителем директора по учебно-воспитательной работе мам и пап выпускников с особенностями ОГЭ. К собранию готовится презентация, в которой отмечаются все нормативно-правовые акты, связанные с временными рамками экзаменационной сессии, а также с выбором предметов для сдачи в форме ОГЭ. Отдельное внимание завуч уделяет критериям оценивания, так как они отличаются в разных предметных областях.
Классный руководитель готовит список класса, чтобы родители расписались в бланке, подтвердив свою информированность по вопросам организации итоговой аттестации.
Аналогичная встреча, целью которой является ознакомление родителей с процедурой проведения выпускных экзаменов в форме ЕГЭ, организуется и для 11 классов.
Подведем итоги
В рамках модернизации отечественного образования актуальность приобретают вопросы, касающиеся взаимодействия школы и семьи. Детские психологи отмечают, что полноценное развитие ребенка возможно только в том случае, когда все его начинания поддерживают родители.
Именно поэтому в рамках ФГОС обязательным считается проведение различных проектов, участниками которых являются не только дети, но и их папы и мамы. В начальной школе максимальную эффективность имеют формы, позволяющие активно вовлекать родителей в классные и школьные мероприятия, праздники, походы. Классный руководитель, работающий в средних классах, старается организовывать для пап и мам своих воспитанников лектории, мастер-классы, направленные на рассмотрение важных вопросов воспитания подростков.
Наставники старшеклассников большую часть встреч с родителями посвящают профориентации, а также психологическим вопросам, связанным с подготовкой к выпускным экзаменам.
Источник