Конспект занятия «Натюрморт из фруктов» – воспитателям детских садов, школьным учителям и педагогам


Кувшин

Википедия определяет натюрморт как изображение неодушевленных предметов в изобразительном искусстве. Чаще всего рисуют натюрморты с кувшином или вазой. Не станем отходить от традиций.

Объем кувшина передайте дополнительными полукруглыми линиями. Смотрите пошаговую инструкцию, как рисовать вазу.

Линии на заднем плане нужно стереть.

Добавьте кувшину узкий “носик” и длинную ручку.

3

Груши

Нарисуйте циркулем два круга по бокам или обведите круглый предмет.

Делаем правильную форму.

Дорисуйте тоненький листочек и коротенькие веточки.

У нас есть специальная инструкция, как рисовать груши.

Можно рисовать натюрморт с любыми фруктами, например яблоками.

4

Урок рисования овощей цветными карандашами

Если бы овощи могли разговаривать, они бы наверняка рассказали Тебе невероятные истории своего появления на кухне.

Привезенные из Южной Америки помидоры европейцы сначала считали ядовитыми. Вот почему долгое время томаты украшали подоконники, беседки и оранжереи. Лишь когда португальцы догадались использовать их в качестве пищи, оказалось: помидоры — вовсе не отрава, а кладезь витаминов!

Измельченный красный стручковый перец стал главным героем первой в мире газовой атаки. А угадай, какой овощ считали символом раздора древние персы? Не поверишь — свеклу! Плод багрового цвета с ботвой часто подбрасывали в дом врагам.

А вот чеснок, напротив, боготворили в разных уголках мира. Римские легионеры носили его на груди как талисман, афганцы использовали чеснок в качестве средства от усталости, древнегреческий врач Гиппократ лечил им легкие, а «отец комедии», поэт Аристофан писал о чесноке как о средстве для поддержания мужества.

Сколько интересного и захватывающего таят в себе овощи, скромно лежащие на полках Твоего холодильника! Итак, набираемся мужества и вперед — рисовать натюрморт с овощами.

1. Сначала наведи контуры овощей. Чтобы композиция получилась целостной и гармоничной, старайся немного прятать один овощ за другим.

2. Детализируй изображение, придавая каждому овощу характерной формы. Дорисуй хвостики и листочки.

3. Обведи контур овощей с помощью гелевой ручки, сотри карандаш.

4. Главное в натюрморте — правильно его раскрасить.

Начнем из перца. Раскрась его желтым карандашом, минуя зону блика. Места впадин и неровностей закрась оранжевым и коричневым карандашами.

5. Сделай цвет более насыщенным и помощью различных оттенков оранжевого. Чуточку внимательности и настойчивости — и у Тебя все получится!

6. Раскрась черенок. Рисунок перца готов.

7. Заштрихуй розовым карандашом редиску. Сделай цвет глубже с помощью бордового и красного карандашей.

8. Зеленым, желтым и коричневым карандашами раскрась огурцы.

9. Луковицу можно раскрасить желтым, оранжевым цветами и оттенками коричневого. Не забудь о блике!

Если вместо луковицы захочешь нарисовать чеснок, его лучше закрасить оттенками розового, фиолетового и синего цветов.

10. Красавец-помидор будет насыщенного красного цвета. Обогатить окрас помидора помогут коричневый и бордовый карандаши.

11. И, наконец, заштрихуй поверхность стола, на котором лежат овощи. Правильно изобразить тени вокруг овощей поможет темно-коричневый карандаш.

Рисуем корзину с фруктами

Витаминная корзинка с фруктами станет прекрасным дополнением интерьера кухни.

Виноградная лоза, символ плодородия, богатства и достатка, в сочетании с грушами и солнечными персиками, символизирующими юность и возрождение жизни, эффектно украсят дачу или школьную столовую. Как Тебе идея подарить школе собственноручно нарисованную картину от всего класса?

Изобразить фруктовую корзинку на ватмане или в альбоме очень просто.

1. Сначала сделай эскизы корзины и фруктов: виноградной грозди, персика, сливы и груши.

2. Плавными линиями нарисуй корзину и фрукты. Старайся придерживаться симметрии.

3. Закрась фрукты, как показано на рисунке, с тенями и бликами.

4. После нанесения штриховки, растушуй карандаш, чтобы достичь плавного перехода цветов. На корзине нарисуй плетение.

Готово!

В завершение лови подборку овощей и фруктов, которые легко нарисовать красками, акварельными или восковыми карандашами. Тренируйся правильно изображать цвета, игру света и тени на плодах и удивляй близких своими художественными талантами хоть каждый день.

Сочное и красивое яблоко

Яблоки появляются на наших столах в середине лета и не выходят из рациона до поздней осени, поэтому их можно рисовать с натуры. Для творческого процесса потребуется карандаш, сам яблоко и лист бумаги, проведя предварительную подготовку можно приступать к процессу рисования:

  • контур фрукта изображается в виде обычного круга, после его очерчивания, необходимо придать натуралистичности изображению, для этого проводят вогнутую линию внизу и сверху фигуры;
  • в нижнем углублении рисуется перевернутая корона, это будет серединка цветка из которого развилось яблочко, а его верхнюю часть следует украсить ножкой, простой палочкой с листиком на конце.

Разукрасить яблоко можно в любой выбранный цвет, ведь в садах растут зеленые и желтые, красные и оранжевые яблоки разной расцветки. В процессе рисования ребенок может учиться использовать акварельные краски и гуашь, мелки для бумаги ли цветные карандаши.

Что нужно для рисования натюрморта

Для создания декоративного натюрморта требуется белый лист копировальной бумаги формата А4 или А3. Для получения качественного рисунка можно рисовать на чистой странице в альбоме для рисования.

Рисунок создается при помощи двух кисточек с номерами 2 и 5. Для нанесения красок применяется гуашь двенадцати цветов. При отсутствии гуаши можно использовать акварель. В этом случае бумага должна быть более плотная.

Эскиз изображения прорисовывается карандашом. Также понадобятся линейка, палитра, ластик, канцелярский клей ПВА, стакан с водой.

Поэтапное рисование натюрморта

Лист бумаги располагается вертикально: высота рисунка больше его ширины.

На первом этапе при помощи карандаша и ластика просто чертятся горизонтальные параллельные линии. Эти линии располагаются вертикально, друг над другом, на разных уровнях или «этажах».

Например, первая короткая линия обозначает основание вазы, вторая линия на всю ширину листа – границу столика, на котором стоит ваза. Далее выше наносятся две линии: длинная линия, показывающая расширение вазы в середине, и короткая линия на ширину горлышка вазочки.

На самом верху чертится короткая линия, обозначающая верхнюю границу вазы.


После этого проводится сверху вниз одна вертикальная линия, показывающая центр вазы. Всего нужно начертить пять горизонтальных линий и один вертикальный отрезок.

Далее создается плавный контур вазы. Для этого сначала при помощи линейки требуется соединить концы нарисованных отрезков с концами линий, расположенных выше.

Получится геометрическая фигура, состоящая из трех равнобедренных трапеций, поставленных друг на друга:

  • нижняя перевернутая трапеция с узким основанием внизу и широким основанием наверху. Эта трапеция по высоте превосходит все последующие трапеции;
  • центральная обычная трапеция по высоте занимает третье место;
  • верхняя трапеция также перевернута кверху дном, как первая трапеция. Нижнее основание трапеции меньше верхнего основания.

Затем границы трапеций плавно закругляются. Первая трапеция превратится в очень глубокую тарелку. Вторая трапеция будет похожа на перевернутую суповую тарелку. Самая верхняя трапеция получится в форме стакана.

На третьей стадии создаются объемные очертания вазы. Для этого к четырем горизонтальным отрезкам, обозначающих границы вазы, пририсовываются эллипсы.

При этом нижняя половина каждого эллипса по высоте будет чуть больше верхней половины эллипса.

Эллипсы рисуются в местах, где ширина вазы меняется. Поскольку для основания вазы характерен плавный переход в ее широкую часть, то над основанием вазы рисуется дополнительный эллипс.

Всего получится пять эллипсов:

  • два одинаковых, расположенных друг над другом, при основании вазы,
  • самый широкий – в середине,
  • самый узкий – рядом с горлышком,
  • при верхнем крае вазочки.

Затем рисуются дополнительные предметы: фрукты, складки скатерти за и под вазочкой. Например, яблоко, слива или плоды груши сначала изображаются в виде овалов. Далее этим овалам придаются естественные формы и изгибы настоящих фруктов.

С картины при помощи ластика удаляются вспомогательные линии.

Примеры вспомогательных линий:

  • вертикальная линия,
  • все горизонтальные линии, кроме границы стола,
  • линии верхних половин эллипсов,
  • линии, которые видны сквозь заслоняющие фрукты или предметы.

На рисунке обозначают переходы теней: от ярких красок к полутонам. Для этого каждый элемент делится на четыре части или плоскости для последующего закрашивания красками: самая яркая часть, полутень, цвет тени, рефлекс.

Картина раскрашивается гуашью в соответствии с границами теней. Поскольку скатерть синего цвета, то на палитре смешиваются темные и светлые оттенки этого цвета.

Для вазы используются коричневый цвет четырех оттенков: от темно-коричневого до светло-коричневого цвета. Для яблока используются оттенки желтого цвета.

После нанесения красок создается обводка контуров предметов – границы вазы, скатерти, фруктов – при помощи тонкой кисти.

Для получения нужной краски смешивается гуашь черного цвета с клеем ПВА: смесь готовится на палитре или гуашь заливается в тюбик с клеем.

Для того чтобы смесь стала густой и не растекалась, требуется подождать примерно 20-30 минут. Обводка контуров затвердевает около одного часа. После этого декоративный натюрморт готов.

Сливы и абрикос

Одинаковые по форме, эти фрукты рисовать еще проще чем яблоки, отличие будет только в цвете выбранном для разукрашивания:

  • на бумаге необходимо нарисовать овал, это будет контур фрукта;
  • овал разделяется продольной полосой, и ее края нужно закруглить;
  • с помощью светотени можно передать закругление на кожице фрукта.

Сливы лучше разрисовать темно-фиолетовым или синим цветом, а для абрикоса выбрать пастельные тона бежевого или бледно-оранжевый цвет.

Конспект занятия по изо в средней группе на тему» Натюрморт с фруктами»

Конспект занятия в средней группе

Знакомство с картиной «Натюрморт с фруктами»

Задача:

Продолжать знакомить детей с красотой окружающих предметов, учить замечать и чувствовать эту красоту. Продолжать знакомить с разнообразием живописных произведений, закреплять знания о жанре «натюрморт», его отличии от жанра «пейзаж». Учить внимательно, рассматривать картину, выделять средства художественной выразительности (цвет, композиция). Развивать воображение, фантазию; чувство цветовой гармонии; образную речь, обогащая ее эпитетами, сравнениями. Воспитывать культуру рассматривания художественных произведений.

Оснащение: Репродукция картины «Натюрморт с фруктами», муляжи фруктов, посуда, ткань разного цвета для драпировок, цветовые фишки, цветовой круг.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание репродукций натюрмортов, понятие о «натюрморте».
  2. Составление описательных рассказов о предметах, составление сказок о предметах.
  3. Составление различных по содержанию натюрмортов.
  4. Дидактические упражнения: «Скажи какой», «Найди холодные, теплые тона», «Подбери фон», «Любимый цвет художника», «Опиши натюрморт».
  5. Рисование предметов, объединение их в коллективную композицию.

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня в студии вы видите различные предметы (муляжи фруктов, ягод, вазы, корзина). На первый взгляд это обычные предметы, но у каждого из них есть своя сказка. Вот, например, эта старая корзина рассказала мне на ухо свою сказку: «Я сделана из тонких гибких веточек, которые раскрасило щедрое летнее солнышко. Я такая легкая, но очень прочная, могу перенести любую тяжесть. Попробуйте мою гладкую, блестящую ручку. Посмотрите сквозь меня на солнышко, и вы поймете, какая я красивая. Выберите предмет, который расскажет вам свою сказку (рассказы детей). Раз предметы могут рассказать о себе, значит, им есть о чем побеседовать друг с другом. Как вы думаете, какие предметы могут завести разговор? О чем он будет? (составить на столе, натюрморт, придумать диалог).

Чтобы запомнить разговор предметов между собой, художник решил нарисовать эти предметы на бумаге. И назвал их одним словом «натура». А картина, которая у него вышла, получила название «натюрморт» (игра со словом «натюрморт»: скажи тихо, громко, радостно, отрывисто, протяжно).

А теперь посмотрите на эту картину (демонстрация картины «Натюрморт с фруктами»). Какие предметы вы видите? Какие из них расположены вверху, внизу? Во что их сложили? На фоне чего они расположены? Что можно сказать о фруктах? Их давно сорвали с дерева? Как можно охарактеризовать фрукты? Какие они? (сочные, яркие, душистые, блестящие, спелые).

Что больше всего привлекает вас на картине? Почему? (подвести к значению ярких красок). Посмотрите внимательно на натюрморт, выберите цветовые фишки, цвет которых вы увидели на картине. Какие цвета использовал художник, теплые или холодные? Даже виноград не холодного синего цвета, а фиолетового, приближается к теплым цветам фруктов. Что можно сказать об оттенке зеленого цвета листьев? (показать на цветовом круге различные оттенки зеленого: теплые, холодные). Как вы думаете, прав ли был художник, выбрав для фона такой темный цвет? Можно ли было рассмотреть хорошо фрукты на светлом фоне? Дидактическое упражнение «Подбери фон». Герои натюрморта продолжают жить на картине: куда-то смотрят, о чем-то говорят.… Пофантазируйте, глядя на картину, и расскажите. Что хотел сказать нам художник, рисуя эту картину? (показать красоту фруктов, окружающие предметов; богатство и щедрость природы). В каком месте вы бы посоветовали повесить эту картину? Почему? Какие цвета помогли художнику сделать ее такой выразительной, яркие или приглушенные? Дидактическое упражнение «Подбери оттенки» (ярких и приглушенных цветов; какие целесообразно использовать?). (Дети самостоятельно составляют натюрморты из различных предметов, подбирают к ним фон, по желанию рисуют).

Зеленая груша с хвостиком

Рисование каплевидной формы груши лучше начинать с тренировки, и это хороший способ закрепить с ребенком знания разных форм:

  • в центре листа рисуется окружность, к ней прорисовывается сверху тонкий полуовал, в местах соединения двух фигур необходимо прорисовать вогнутые линии;
  • внизу готовой фигуры прорисовывается вогнутая линия и перевернутая коронка, как и на яблоке, а верх фигуры можно украсить достаточно толстой плодоножкой.

Грушу разукрашивают в зеленый или желтый цвет, лучше всего использовать технику растушевки, для передачи светотени.

Разрезанный пополам апельсин

Цитрусовые не трудно рисовать, но чаще всего это просто шарик определенного цвета, и картинка разрезанного апельсина быстрее понравится ребенку:

  • карандашом необходимо нарисовать на листе круг и поставить в его центре точку, от нее в стороны нарисовать тонкими линиями лучи;
  • отступив от внешнего края кожуры 2-3 мм необходимо соединить все лучи выгнутыми линиями, это будут разрезные поперек дольки фрукта;
  • внешний контур можно прорисовать оранжевым цветом, используя толстый фломастер, это будет цедра апельсина, а следующий слой оставить белым;
  • внутренние дольки тоже прорисовываются с использованием фломастера, а вот сами дольки лучше всего разукрасить светло-оранжевым цветом;
  • если использовать основным цветом желтый, то легко в этой же технике изобразить лимон, а красный цвет подойдет для рисунка грейпфрута.

Сделав несколько одинаковых заготовок и подобрав разные цвета, их легко превратить в игру-раскраску для ребенка, благодаря чему он сможет изучить основные виды цитрусовых.

Польза от симпатичной еды

Надо ли подробно гово­рить о том, сколь полезны подоб­ные заня­тия для детей? В прин­ципе, и так все ясно – с помо­щью таких вкус­ных таре­лок ребе­нок будет сме­тать со стола все, что вы пред­ло­жите ему в каче­стве «кра­сок» для такой «кар­тины».

Но, как пока­зы­вает опыт мно­гих роди­те­лей, дитя в про­цессе созда­ния этих полез­ных кра­си­вых шедев­ров будет мно­гому учиться.

  1. Выкла­ды­вая те или иные про­дукты в тарелку вме­сте с ребен­ком, вы можете ему читать что-то или рас­ска­зы­вать о самих участ­ни­ках этого весе­лого дей­ства. И ребе­нок будет четко знать и запом­нит, как выгля­дят те или иные фрукты, ягоды, овощи и т.д.
  1. Запо­ми­ная внеш­ний вид ком­по­нен­тов, ребе­нок может позна­ко­миться и с дру­гой их сто­ро­ной – с поль­зой. Он будет знать, чем полезна не только вкус­ная люби­мая его ягодка, ман­да­ринка, банан­чик и пр., а и мор­ковка, тыква, лук и все осталь­ное, чего он не очень-то и любит.
  1. Вы можете обо­га­щать пред­став­ле­ния малыша об этом всем еще и тем, что будете гово­рить о внеш­них при­зна­ках ком­по­нен­тов, а именно о цвете, форме, осо­бен­но­стях поверх­но­сти, о вкусе, обо­ня­тель­ных при­зна­ках и пр.
  1. Уточ­ните и попол­ните зна­ния ребенка об ово­щах и фрук­тах, точ­нее, о том, как и где могут упо­треб­ляться и гото­виться эти про­дукты питания.

  1. Вы можете поупраж­няться с малы­шом в про­ве­де­нии про­стень­ких опы­тов по выяв­ле­нию вкуса продуктов.

  1. Спра­ши­вая о том или ином про­дукте, вы закре­пите у него навыки узна­ва­ния по опи­са­нию фрук­тов и овощей.

  1. Говоря о тех или иных ингре­ди­ен­тах, их каче­ствах (зре­лые, сон­ные, вкус­ные, полез­ные, румя­ные, аро­мат­ные, горь­кие, слад­кие, кис­лые, глад­кие, шер­ша­вые и пр.), вы можете раз­ви­вать ребенка еще и в зна­нии языка (упраж­ня­ясь с ним в упо­треб­ле­нии, напри­мер, суще­стви­тель­ных жен­ского, муж­ского, сред­него рода, при­ла­га­тель­ных, кото­рые обо­зна­чают при­знаки и каче­ства), а также попол­нять сло­вар­ный запас.
  1. Готовя вме­сте с малы­шом ту или иную кар­тину-тарелку, вы не только будете учить его азам кули­на­рии, а и легко и увле­ка­тельно вос­пи­ты­вать в нем любо­зна­тель­ность, раз­вить память, речь и восприятие.
  1. Назы­вая овощи, фрукты, ягоды и осталь­ные про­дукты, можно делать связки рече­вые. Напри­мер, свекла рас­тет на ого­роде, из нее варят борщ, салаты делают и пр. Уро­жай, напри­мер, огур­цов, поми­дор, лука и пр. соби­рают тогда-то. Сло­во­со­че­та­ния можно делать в связке со сло­вами сажать, выра­щи­вать, поли­вать, сры­вать, выдер­ги­вать, вска­пы­вать, уха­жи­вать и т.д.
  1. Состав­ляя такие кар­тины-тарелки, можно вклю­чать хоро­шую дет­скую музыку. Слу­шая ее во время созда­ния вкус­ных и аппе­тит­ных кар­тин, ребе­нок эсте­ти­че­ски развивается.

Большая тарелка с разными фруктами

Научившись рисовать отдельные фрукты можно приступить и к их компоновке, и отличным решением станет изображение натюрморта. Для простоты рисования все объекты можно поместить на большую тарелку, которую легко перерисовать с картинки или использовать за основу фото:

  • на листке изображается тарелка, для этого необходимо нарисовать полукруг, его можно не замыкать, оставив место для размещения всех выбранных фруктов и овощей;
  • на переднем плане лучше всего изобразить простые и быстро узнаваемые фигуры, это могут быть яблоки и груши, их можно размещать горизонтально и вертикально;
  • украсят композиции и добавят дополнительных красок получившейся картинке такие фрукты как сливы, но лучше всего дополнить изображение мелкими деталями;
  • красиво будет смотреться на тарелке фиолетовая гроздь винограда, ля этого за яблоками рисуют горку небольших кружков, накрытых ажурным листиком зеленого цвета;
  • все ягоды необходимо тщательно обрисовать и закрасить более светлым оттенком чем контур, так ягоды не сольются в один комок цвета и будут хорошо видны на рисунке;
  • зеленый лист винограда нарисовать очень просто, для этого подойдет шаблон кленового листа, только края такого эскиза необходимо прорисовать ажурными линиями;
  • по краю тарелки моно разместить несколько вишенок, для этого два кружка с вогнутой верхушкой соединяются Л-образной шпилькой зеленого цвета;
  • одиночные вишенки также лучше рисовать с черешками, это даст возможность быстро узнать их на картинке и прорисовать ее мелкими деталями, что подчеркнет натуралистичность рисунка;
  • завершающим этапом рисования станет разукрашивания рисунка, насытив его красками можно приступать к оформлению фона, лучше всего подобрать для него спокойные и неглубокие оттенки.

Используя акварельные краски легко превратить полученный рисунок в настоящий шедевр и поместить его после высыхания в рамку и под стекло. Эти краски помогают покрасить отдельные фрукты имитируя их настоящий цвет с разными оттенками и натуральной светотенью, отражающей глубину цвета.

Простые мастер-классы помогут изучить технику рисования фруктов, которая пригодится для творческих занятий с детьми разных возрастов. Даже если детей не увлекут творческие уроки, их можно использовать для изучения форм и цветов, названий новых фруктов и даже овощей.

Знакомство детей с натюрмортом

Чугунова Л.Е Переверзева В.А. Зимина М.П. Губанова И.Э. Чугунова Л.Е

МБДОУ №26 «Солнышко» Белгородская область, г.Старый Оскол.

Натюрморт – один из самых популярных жанров изобразительного искусства. С момента своего появления на протяжении последних пяти веков истории искусства он был основной гордостью применения таланта для тысяч художников. Это идеальный жанр для тех, кто только учится рисовать, поэтому многие начинающие художники оттачивают мастерство именно в натюрморте.

Ознакомление детей с жанром натюрморта помогает развивать их воображение, эстетические чувства, художественные способности. В начале мы предлагаем ребенку рассмотреть картинку, обращаем его внимание на расположение предметов, их цвет, форму, красоту сочетаний. Спрашиваем ребенка: « А как ты думаешь, о чем художнику хотелось рассказать в своей картинке?». Он сам может придумать название картины, это помогает развивать фантазию.

Важно формировать у детей эстетическое восприятие произведений изобразительного искусства; учим их не только узнавать в натюрморте знакомые предметы, но и видеть их красоту, многообразие форм, цветов, фактуры, вызывать желание самостоятельно создавать натюрморты, выражать свое эмоциональное отношение к изображаемому. Беседуя с детьми, показываем, что художник не просто изображает цветы, фрукты, овощи, а рассказывает с помощью красок о том, что он подметил в окружающей природе. Иначе говоря, в своей картине-натюрморте художник передает сои мысли, чувства, настроение и хочет поделиться этим с другими.

Дети рисуют натюрморты карандашами, фломастерами, красками, пастелью, восковыми мелками и т.д. Для изображения вазы или кувшина иногда используют силуэты, вырезанные из цветной бумаги, газеты, журнала. В этой вазе ребенок рисует красками букет цветов, рядом располагает фрукты и овощи. Такие натюрморты особенно интересны ребенку тем, что в них сочетается техника коллажа и живописи. Перед тем, как рисовать натюрморт, на прогулке мы предлагаем ребенку оглядеться вокруг и выбрать те предметы или растения, из которых можно его составить; спрашиваем у него почему он выбрал именно эти предметы (они нравятся по цвету, форме, очертанию, величине).

Предлагаем ребенку такое же задание дома после прогулки. В комнате он внимательно рассматривает предметы и выбирает некоторые из них для рисования. Чтобы заинтересовать ребенка, стихотворение А. Кушнера:

Если видишь на картине Чашку кофе на столе, Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую вазу, Или грушу, или торт, Или все предметы сразу, Знай, что это натюрморт.

Ставим в кувшин или в вазу цветы и предлагаем ребенку их рассмотреть, полюбоваться красотой лепестков и листьев. Хорошо, если есть репродукция натюрморта П. Кончаловского «Сирень». Рассматривая её обращаем внимание на тяжелые гроздья, которые хранят запах весеннего дождя. Поговорим о сочетании цветов на каждой ветки сирени. Ребенок должен увидить переходы сиреневого, фиолетового, розового, синего оттенков, которые создают неповторимый колорит душистой сирени. В процессе рассматривания картины дети находят наиболее характерные предметы: «сирень душистая», «картина пахнет, хочется потрогать ее рукой», «сирень чудесная, нежная», «хорошо быть художником, рисовать картины и всем их дарить».

Ознакомление детей с натюрмортом помогает развитию эстетических чувств, обратной речи, о чем говорит появлении ярких ассоциаций, метафор, сравнений. В зависимости от времени года содержание натюрморта меняется, и дети находят новые сюжеты для своих картин.

Осень: «Дары осени» — рисование или аппликация овощей, фруктов, грибов с натуры. «ветки с осенними листьями», «Ветка рябины в вазе», «Корзина с грибами», «Букеты цветов в вазе». Натюрморты рисуем красками, составляем аппликации, соединяем разные приемы изображения (вырезание из бумаги, ткани, рисование кистью, поролоном, пальцем, ватой и т.д.)

Зима: «Елочные украшения», «Ветка елки с игрушками», «Ветка сосны с шишками». Зимние натюрморты вызывают радость у детей потому, что они связаны с новогодними праздниками, подарками Деда Мороза и Снегурочки.

Весна: «Нежные подснежники», «Ветка мимозы», «Комнатные растения», «Рыбки в аквариуме», «Первые весенние цветы – тюльпаны, нарциссы, одуванчики».

Лето» «Летние цветы – ромашки, колокольчики», «Лесные ягоды – земляника, малина, черника», «Грибы – подосиновик, боровик, лисичка, опенок, подберезовик».

Каждое время года дает содержание для рисования натюрмортов. Наблюдение в природе обогащает впечатления и знаний детей, помогают передать эту красоту в рисунках, аппликациях, лепке, конструировании. Вместе с детьми посещаем музеи или выставки, чтобы они увидели натюрморты художников в оригинальном исполнении. Можно так же рассматривать репродукции картин-натюрмортов Ф.Толстого, И.Хруцкого, П. Кончаловского, М. Сарьяна, И. Машкова. В картинах этих художников передана красота предметов быта и плодов земли, настроение человека и его восторженное отношение к окружающему предметному миру.

Эмоционально насыщенные натюрморты вызывают у ребенка эстетические чувства, желание создавать красивые, красочные композиции.

Подготовка композиции

Для того, чтобы научиться рисовать натюрморт, необходимо уметь грамотно подобрать и разместить предметы, которые послужат в качестве натуры.

Справиться с этой задачей помогут несколько простых правил.

  • Предметы для композиции должны быть объединены по тематике.
  • Важно уметь правильно их разместить.

Расположение предметов

При создании композиции необходимо определиться со схемой расположения, базисом и форматом рисунка.

Формат изображения может быть горизонтальный, круглый или вертикальный, соответственно и композиция формируется по этому принципу.

Горизонтальный помогает вместить большее количество объектов для изображения, но для создания гармоничного рисунка требует драпировки на заднем фоне. Основной акцент необходимо сделать в самом центре композиции.

Круглый формат не очень востребован, поскольку является не самым удобным вариантом.

Вертикальный формат предполагает небольшое количество предметов на рисунке. Примером такого размещения послужат высокие вазы с цветами.

Разместить элементы композиции можно несколькими способами.

При треугольном размещении вершину предполагаемой фигуры образует самый высокий объект, предметы меньшей высоты образуют основание.условного треугольника.

Предметы, которые послужат натурой для натюрморта, можно расставить по кругу или по диагонали.

Главный секрет в том, чтобы не выстраивать их в ряд, в этом случае рисунок выйдет скучным.

Предметы могут немного перекрывать друг друга, между ними допускаются промежутки.

Важно не перегружать композицию лишними объектами, для этого не следует использовать более трех размеров.

Еще одним слагаемым успеха послужит грамотно выставленное освещение, это поможет правильно расставить акценты на рисунке.

Соотношение цветов

Еще одним важным правилом создания натюрморта опытные художники считают правило трех цветов, которые должны лечь в основу рисунка. Надо выбрать два-три основных цвета и смело использовать их оттенки.

Картина, на которой изображен пестрый букет цветов, в любом случае имеет два доминирующих цвета. Можно сделать акцент на белых ромашках или красных маках, избегая излишней пестроты, утомляющей глаз.

Выделить главную деталь

Искусство создания натюрморта начинается с умения правильно разместить объекты в композиции. Начинать работу с натуры или по памяти необходимо с определения главного элемента, на котором задержится внимание зрителя.

Если в созданной композиции такого объекта нет, то над ней надо поработать дополнительно.

Этот главный объект должен выделять размером, цветом или формой. Один из цветов в букете или фрукт в композиции должен заметно выделяться.

Это правило относится не только к живописи, но и к художественной вышивке, фотосъемке, и даже созданию интерьерных композиций.

Конспект занятия для подготовительной группы на тему: Знакомство с жанром живописи натюрморт.

Конспект занятия для подготовительной группы на тему: Знакомство с жанром живописи натюрморт.

Цель. Познавательное развитие

Продолжать приобщать детей подготовительной группы к миру красоты и искусства через знакомство с живописью в жанре натюрморт. Познакомить с репродукциями натюрморта. Расширять знания детей в изобразительной деятельности, рассказать о натюрморте.

Речевое развитие. Активизировать в речи детей слова: Третьяковская галерея, бытовой и природный натюрморт, тёплые и холодные краски.

Художественно-эстетическое развитие. Создание интереса к живописи, к картинам художников, формирование умения внимательно их рассматривать, эмоционально откликаться.

Ход занятия.

Организационный момент.

Давайте представим, что к нам в группу в окно светит солнышко. Мы ощущаем его тепло. А теперь вообразите себя лучами солнышка. Давайте протянем руки вверх и произнесём слова: солнышко, солнышко мы твои лучики, быть людьми хорошими ты нас научи.

А теперь давайте все сядем красиво и начнём наше с вами занятие.

Воспитатель. В Москве в центре города в пределах садового кольца, недалеко от Москвы-реки находиться Третьяковская галерея.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Воспитатель. В Третьяковской галерее 106 залов, есть коллекции картин живописи.

Какие жанры живописи вы знаете? Сегодня мы подробно остановимся на жанре живописи: натюрморт.

Воспитатель. Что такое натюрморт?

Ответы детей.

Воспитатель. Натюрморт может быть бытовой и природный. Бытовой натюрморт изображение неодушевлённых предметов, предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. В природных натюрмортах изображаются объекты живой природы: рыба на столе, цветы в букете, изображения фруктов, ягод, овощи, грибы и многое другое.

Художник, прежде чем нарисовать натюрморт, продумывает, как красиво расположить предметы, чтобы они были видны и украшали друг друга. Художники сами видят и позволяют это сделать нам — увидеть всю красоту окружающего мира, не только живую природу — но и так называемую, неживую, все предметы, что нас окружают.

Игра «Собери натюрморт».

Дети собирают разрезные картинки, и дифференцируют понятия природный и бытовой натюрморт.

Воспитатель демонстрирует картину Хруцкого «Цветы и плоды» и предлагает эту картину рассмотреть повнимательнее.

Что изображено на этой картине? (Цветы, овощи, фрукты.) На этой картине нарисованы цветы, они живые, но срезаны в букет. Яблоки и персики сорваны, а не висят на дереве.

Что привлекает ваше внимание в этом натюрморте? (Много красивых фруктов, цветов.) На чем расположены все эти предметы? (На столе.)

Посмотрите, что лежит на столе справа? (Персики и абрикосы.) Как вы думаете, какие они? (Желтые, круглые, сочные, аппетитные, спелые и т. д.) Какие краски использовал художник, чтобы передать зрелость фруктов? (Желтый, оранжевый, коричневый, красный, розовый.) То есть все теплые оттенки!

Что еще говорит о том, что эти фрукты зрелые? (Один из абрикосов разломан, хорошо видна его зрелая мякоть и косточка.) Какие чувства хотел вызвать художник, изображая эти фрукты? (Каждый персик как будто говорит: «Какой я зрелый, сочный, сладкий! Попробуйте меня!»)

Обратите внимание на левую часть картины. Что вы видите? (Корзина, наполненная виноградом.) Какой виноград? Как художнику удалось показать спелость винограда? (Он прозрачный, кажется, что видны его косточки, ягоды блестят, сверкают янтарными оттенками.) Что подчеркивает свежесть винограда? Давно ли сорвали эти ягоды? (Недавно, потому что на ветках его листья еще не завяли.)

Почему одна из кистей винограда лежит на столе? (Его много в корзине, не помещается весь.) О чем хотел сказать художник, рисуя так много винограда в корзине? (Очень богатый урожай.)

Какие чувства вызвали эти плоды у самого художника? (Восторг, восхищение, радость от богатства только что собранного урожая.)

Обратите внимание на букет цветов! Какие это цветы? Кто больше назовет цветов в вазе?

В каких тонах художник нарисовал цветы? (Все цветы в теплых тонах.) Почему выбраны такие краски? (Осенью цветы и многие растения приобретают именно такую окраску.) Такие цветы хорошо дополняют фрукты на столе.

В какой вазе стоят эти цветы? (Это кувшин.) Из какого материала он сделан? (Он керамический, сделан из глины или деревянный.) О чем говорит такой кувшин? Почему хозяин поставил такой красивый букет в кувшин? (Может быть, он спешил или любит такие кувшины и т. д.)

Теперь представьте, что вы стоите возле этого стола — что вы ощущаете? (Аромат, приятный запах от цветов и фруктов.) Что бы вы хотели попробовать с этого стола?

Как вы думаете, на что хотел обратить внимание художник, рисуя эту картину? (Он хотел подчеркнуть богатство осенних даров природы.)

Кто вырастил и собрал эти дары? Можно ли сказать, что этот натюрморт о труде людей, которые вырастили такое богатство?

Что еще на картине говорит о присутствии человека где-то рядом? (Стакан с недопитой водой, разломанный персик.) Почему художник нарисовал эти предметы? (Чтобы показать, что человек много трудился, собирая урожай, хотел пить, но у него еще много работы, и он недопил воду, ушел.)

Какое настроение вызывает эта картина у вас? Как бы вы назвали ее?

Физкультминутка.

Брошу в землю семена, поливать мне их пора, из зелёных из росточков появляются цветочки, ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Мимическое упражнение «Фрукты»

Выразить удовольствие от приятного запаха цветов, аромата яблок.

Сладкое яблоко — передать эмоциональное состояние: вы едите сладкое яблоко, сладкий виноград, кислый лимон.

Выразить своё состояние ситуациях: видите червяка в яблоке, червяк грызёт яблоко, яблоко свалилось на голову

Упражнение для жевательной артикуляции мышц.

Игровое упражнение «Жуём твёрдую грушу»

Упражнение для губ и щёк

Ваши щёчки круглые как яблочки. Надуваем обе щёчки.

Спрячем сливу за щёку. Надуваем попеременно то — правую, то левую щёку.

Круглый виноград. Вытянуть губы вперёд узкой трубочкой.

Банан. Улыбнуться, приподнять уголки губ вверх, губы сомкнуты.

Сейчас посмотрите еще одну картину И. Хруцкого. Она называется «Овощи и грибы». Однажды художнику в подарок принесли корзину с грибами. Грибы были такие свежие и красивые, Иван Хруцкий так радовался этой красоте, что захотел сохранить ее, нарисовать картину.

Какие грибы вы видите в этой корзине? Опишите их. (Свежие, большие, красивые.) Что подчеркивает свежесть грибов? (Их ножки еще не очищены от земли, шляпки блестят и т. д.)

Что еще вы видите рядом с корзиной? (Много овощей, фруктов, птица, рыба на блюде.) Какие они все? (Свежие, сочные, красивые, яркие и т.д.)

Заметили ли вы монетки на столе? Откуда они могли здесь взяться? Мог ли один человек сразу собрать и урожай фруктов, овощей, поймать рыбу, птицу, собрать грибы в лесу?

Воспитатель раздаёт иллюстрации с изображением натюрморта и предлагает разукрасить.

Как нарисовать натюрморт поэтапно

Простой натюрморт с тыквами поможет нарисовать пошаговая инструкция для начинающих художников.

Для работы надо запастись:

  • альбомным листом,
  • простым карандашом, ластиком и точилкой,
  • кисточками,
  • гуашью 12 цветов,
  • водой в небольшой емкости.

Порядок выполнения работы.

  1. Первой линией отметить край стола, на котором размещена композиция.
  2. После этого наметить очертания обеих тыкв.
  3. Нарисовать у овощей плодоножки, обозначить бороздки на поверхности тыковок.
  4. Ниже контуров тыкв изобразить пару луковиц и красный перец.
  5. Работу красками следует начать с заполнения фона. Фон можно оформить светло-голубым цветом.
  6. Крупную тыкву раскрасить оранжевым цветом, предварительно разметив на ней желтые бороздки. Раскрашивая тыкву, следует позаботиться о плавных переходах цвета: мазки не должны быть однородными по оттенку.
  7. Мелкую тыковку можно окрасить в желтый цвет и дополнить оранжевыми сегментирующими полосками.
  8. Блики света изображают при помощи легких мазков белой краски.
  9. Плодоножки овощей оформляют зеленым цветом, применяя разные оттенки для создания глубины рисунка.
  10. Луковки будут светло-желтыми с легким коричневым оттенком, перчики следует окрасить в красный цвет.
  11. Поверхность стола и тени на ней, падающие от объектов, раскрашивают разными оттенками коричневого цвета.

Натюрморт простым карандашом

Научиться искусству рисования можно, начав с карандашных эскизов. Для первого урока можно взять в качестве объекта вазу, разместив ее на фоне драпировки.

Для работы надо приготовить:

  • альбомный лист,
  • простые карандаши,
  • точилку и ластик.

Порядок выполнения работы.

  1. Первым делом на лист наносят линию горизонта и контуры предмета. Рекомендуется проследить, чтобы изображение разместилось в центре листа. Немного пространства надо оставить сверху, будет видно, что предметы находятся на плоской поверхности.
  2. Перенося визуальное изображение на бумагу, важно соблюсти пропорции. Сделать это просто при помощи карандаша, измерив им размеры элементов композиции.
  3. Очертания предметов всегда имеют в своей основе простую геометрическую форму. Низ вазы представляет собой эллипс. Важно правильно перенести форму предметов и соблюсти все пропорции.
  4. Уточнив пропорции, вспомогательные линии можно убрать, прорисовать четко контуры предметов. Ярче выделить центр композиции.
  5. Объем натюрморту придают при помощи штриховки. Большие пятна можно заранее обозначить контуром, тени и блики света необходимо выделить очень тщательно. Много внимания потребуют складки драпировки.

Выделение теней при помощи штриховки простым карандашом представляет собой несложный навык, развить который просто при помощи практики. Для этого рекомендуется несколько занятий посвятить именно рисованию складок материи. Навыки штриховки пригодятся и для изображения любых элементов натюрморта.

Карандашные рисунки

Как нарисовать натюрморт карандашом, углем или мелом. Здесь на последнем этапе работы важна растушевка. В натюрмортах чаще всего подчеркиваются формы отдельных элементов, в отличие от других стилей в живописи, где, например, используется трассировка.

Чтобы правильно выполнить штриховку, следует определить, как свет попадает на изображаемые объекты.

Мастер-класс для начинающих поможет понять, как распределяются тени от фруктов.

  • Фрукты с гладкой поверхностью (виноград, яблоки, сливы) будут отражать свет.
  • Фрукты или другие текстурированные предметы (ананас, плетеная корзина, апельсин) съедят их.

С помощью штриховки можно отметить наиболее затененные места, текстуры, а также темные цвета. Ластик или белый мел используют, чтобы отметить блики света и самые яркие элементы композиции.

Создание рисунка карандашом поэтапно:

  1. Приготовить карандаш 2B, толстый лист бумаги формата А3.
  2. Создать увлекательную композицию. Четкий подход к созданию каркасных эскизов поможет составить ее из группы объектов.
  3. Наметить линию горизонта и выбрать центр композиции. Лучше начать с обозначения плоскости стола горизонтальной линией.
  4. Набросать контуры, не нажимая на карандаш и соблюдая перспективу. Можно воспользоваться вспомогательными линиями, которые потом удаляются ластиком.
  5. Стереть вспомогательные линии, если форма, пропорции и композиция натюрморта устраивают автора. Теперь можно проработать детали каждого элемента.
  6. Добавить детали, нарисовав тени и отражения. Чем тщательнее это делается, тем легче перейти к следующему этапу.


Тонировка строится в два этапа:

  • На каждый предмет слегка наносят базовые тона, чтобы придать ему трехмерную форму.
  • Заштриховать промежутки между объектами и вокруг них.

Важно! Рисование света и тени между объектами должно быть таким же, как рисование самих объектов. Тени под предметами и вокруг них помогут определить форму и тени на их поверхностях.

Некоторые новички считают: как просто нарисовать яблоко! Другие наоборот, боятся взять в руки кисть и карандаш. Отсюда много ошибок: вначале рисуют фон, оставляя на изображении пробелы, где будут располагаться объекты, затем поочередно раскрашивают все предметы.

И наоборот, сначала окрашиваются объекты, а затем фон. Так делать не рекомендуется, потому что готовое изображение будет выглядеть так, будто вырезанные из журналов предметы приклеены к листу. Удачной композиции не получится.

Каждую картину нужно раскрашивать постепенно, но полностью. Опытные художники поочередно возвращаются к той или иной теме, делая по несколько штрихов до тех пор, пока шедевр не будет готов.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]