Цели и задачи проектов по экологии в ДОУ
Проектная деятельность активизирует познавательное и творческое развитие дошкольников, формирует личностные качества. Целью экологического воспитания является развитие личности через непрерывное накопление опыта общения с природной средой. Воспитанник самостоятельно накапливает опыт и получает направление дальнейшего интеллектуального и социального развития.
Научная конференция в рамках проектной деятельности
Педагог ставит перед собой задачи формировать:
- навыки поисково-познавательной, исследовательской деятельности;
- бережное отношение к миру.
Экологический проект в подготовительной группе отличается целями, формами работы.
Защита проекта
Воспитанники 6–7 лет имеют исследовательский опыт и элементарные знания об окружающей среде. Более продвинутые могут выбирать проблемы для проектов самостоятельно.
Организация экологических проектов
Для экологических проектов в разных группах предпочтительно выбирать темы, касающиеся родного края. Наблюдения и эксперименты, которые проводят в реальных условиях, принесут больше пользы, чем те, о которых малыш посмотрит видео или прочитает в книге. Развитие проектной деятельности проходит три возрастных этапа.
В младших группах
Начало первого этапа относится к возрасту 3–4 лет. Поисковая деятельность естественна для малышей. Они познают мир, им все интересно. Начиная с трехлетнего возраста, используют такой вид работы как экологический проект. Ведущая роль еще принадлежит взрослому. Педагоги обычно выбирают практико-ориентированные, игровые проекты. Экологическое образование начинают с ближайшего окружения. Пусть малыши рассмотрят, какие цветы растут на их клумбе, понаблюдают за насекомыми. В 3–4 года любая мелочь, встретившаяся на улице, — это открытие.
Тема «Деревья родного края» подходит для этой возрастной группы. В рамках проектной деятельности малыши узнают, какие лиственные и хвойные породы растут во дворе. Они понаблюдают над тем, когда появляются листочки, какого они цвета, и что с ними происходит осенью. Используются разные формы:
- рассказ взрослого;
- беседа;
- экскурсия;
- наблюдение;
- прогулка;
- чтение книг;
- рассматривание фотографий, картинок, репродукций;
- просмотр видеофильмов;
- знакомство с народным фольклором.
В условиях детского сада для воспитанников 3–4 лет выбирают групповые проекты.
В средних группах
Второй этап начинается с четырехлетнего возраста. Воспитанники становятся более самостоятельными, усложняются и цели проекта. Жизненный опыт еще не позволяет проявлять самостоятельность в выборе проблемы, деятельность идет на подражательно-исполнительном уровне.
Важно! Воспитанники могут выступить как «заказчики» проекта, задавая интересующие вопросы.
Формы и способы исследовательской деятельности переходят на новый уровень. Работа над темой «Флора моего края» включает такие виды деятельности, как сбор гербария, составление фотоальбома. Сотворчество ребят и взрослых является обязательной составляющей проекта.
Семейный проект
Воспитанники могут заниматься общественно-значимыми делами. Они не просто наблюдают, какие цветы растут на клумбе, а сами разбивают цветник. Работая над темой «Наша клумба», малыши знакомятся с цветами, выбирают, какие будут расти на их участке. Вместе со взрослыми они посеют семена и будут ждать всходов. Результат — красивая цветущая клумба, которую гордостью будут показывать своим друзьям, родственникам.
Книга Николаевой С.Н. экологическое воспитание дошкольников — методика
Изучение спектральных цветов можно провести в форме проектной деятельности, выбрав тему «Радуга». К 4–5 годам малыши должны знать основные цвета, данный проект поведет их дальше. Они познакомятся с оттенками, узнают, какие получаются цвета при смешивании красок. В ходе работы познакомятся с понятием спектра, выучат стихи и песни, проведут научные опыты.
Для старших групп
К старшему возрасту накапливается социальный опыт, воспитанники начинают сотрудничать между собой. Приходит время для парных проектов. На психологическом уровне происходят заметные изменения: появляется способность самоконтроля, импульсивные побуждения становятся реже, развивается самооценка.
В старшей группе используются разные типы проектов:
- исследовательские;
- творческие;
- ролевые.
Важно! Экологический проект в старшей группе предусматривает организационную инициативу со стороны воспитанников.
Предполагается формирование умения поиска способов решения проблемы, развитие желания использовать в речи экологические термины. Слова «беречь окружающую среду» наполняются смыслом.
Экскурсия с Красной Шапочкой
Уместно будет проведение проекта «Мы дети твои, Земля!» Педагог поднимает проблему мусора в местах общего пользования, рассказывает, чем полезен лес, что такое «Красная книга» и какие животные занесены в нее. Планета заботится о землянах, как мать, она кормит, одевает, дарит тепло и красоту, и они должны отвечать тем же.
В подготовительных группах
Третий этап развития проектной деятельности относится к подготовительной группе. Он характеризуется высоким уровнем интереса, что обусловлено развитием познавательных способностей и черт личности. Активность взрослого уступает место поддержке детской инициативы. Взрослый создает условия для самостоятельной деятельности воспитанников, организует познавательное пространство.
Проект по экологии в подготовительной группе имеет большое значение для развития личности воспитанников, так как предусматривает формирование представлений о взаимосвязи природной среды и человека.
Обратите внимание! Проектная деятельность имеет общественно-полезную значимость. Работа по изготовлению кормушек позволит покормить зимой птиц. В план могут быть включены такие мероприятия как выпуск листовок, чтение стихов, конкурс рисунков.
Экологический десант
В проектах большое внимание уделяется научной основе. Можно коснуться таких вопросов: откуда берутся микробы? Какой вред от сточных вод? Что такое лед? Что такое север и юг?
Формы, методы и средства экологического воспитания
Результатом проектной деятельности в подготовительной группе должно стать следующее:
- понимание взаимосвязей в природной среде;
- бережное отношение к окружающему миру;
- сформированность элементарных экологических знаний и культуры поведения;
- создание единого образовательного пространства по экологическому образованию.
Проект по экологии в старшей группе. Мы и деревья
Проектная работа. Тема: «Мы и деревья»
Автор: Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан. Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни. Возраст: старшая группа (5-6 лет). Место реализации проекта: Республика Татарстан, Чистопольский район, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юлдузский детский сад». Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный. Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников. Продолжительность: средней продолжительности. Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств. Задачи: • Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам; • Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития; • Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них; • Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека; • Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе; • Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность; • Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе; • Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие; • Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения. Актуальность. В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей. Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом. Гипотеза. Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён. Ожидаемый результат: • Повышение уровня экологической грамотности детей; • Формирование осознанной потребности в общении с природой; • Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада; • Создание художественно – эстетической среды; • Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека; • Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности; • Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада. Взаимодействие участников проекта. Этапы работы над проектом. Этапы: — Деятельность педагогов; — Деятельность детей; — Деятельность родителей. Подготовительный этап. Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду. Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи. Практическая деятельность. Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы. Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов. Игровая деятельность: 1. Дидактическая игра «Сравни»Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты. Например:
Листья у калины осенью как … (Золото, солнышко) Калиновые ягодки блестящие, как … (Бусы, драгоценные камни) Калина хороша, как … (Красивая девушка, красавица, царевна) Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка) Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.
2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»Цель: учить находить дерево по описанию. Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает. Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка) Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена) Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб) С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы) Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна) 3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого. У какого растения есть ствол? (У дерева) Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава) На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках) А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним) На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах) Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок) Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем) Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)
4. Дидактическая игра «Где что зреет?»Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями. Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка. 5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.) Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли. — Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга? — На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?
7. Дидактическая игра «Что лишнее».Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка). Подвижные игры на участке: «Найди свое дерево».Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры. «Найди такой же лист».Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева. «Лесные пятнашки».Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем. «От дерева до дерева».Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели? Наблюдения и исследовательская деятельность. 1.Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе. Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы. 2. Исследование дерева. Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам. Художественно-продуктивная деятельность. Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».
Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова. Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам. 2. «Мудрость дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них. 3. «Жизнь дерева» А. Лопатина. Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям. 4. «Липкины дары» А. Лопатина. Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.
Организованная деятельность: Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми. 1. Чем деревья отличаются от других растений? 2. Какие деревья вы знаете? 3. Деревья — живые? Почему вы так считаете? 4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются? 5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются? 6. Кто сажает деревья? Для чего? 7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы? 8. Где деревьям лучше — в лесу или в городе? 9. Как можно определить возраст берёзы? 10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры. 11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть? Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности. Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты — туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства. Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы. — Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.) — Берёза растёт на открытом или затенённом месте? — Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.) — Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут — они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.) — Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.) — Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.) — Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ. — Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.) — Ветер переносит семена берёзы. — Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений. — От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.) — А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы. Беседа «Красота природы бесценна».Цель:дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение) Опыты:
«Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары». Составление гербария деревьев участка.
Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение) Участие родителей в акции «Посади дерево». Изготовление совместных поделок с детьми: Украшение уголка природы красивыми растениями. Изготовление оригами – «Ёлочка». Мозаика – «Дерево». Пословицы, поговорки о деревьях. Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми. Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях: Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек». Заучивание: И. Бунин «Листопад». Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж». Лепка «Листик». Аппликация «Осенний ковёр». Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях. Экскурсия по участку детского сада. Рассматривание семян различных деревьев. Экологические наблюдения. Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности. Экологические экскурсии. Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы. Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций. Уроки мышления. Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы. Коллекционирование. Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми. Уроки доброты. Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей. Обсуждение и проигрывание ситуаций. Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной. Формы работы с родителями. Полученный результат: В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»: • у детей возрос интерес к природе ; • закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках ; • появилось желание больше узнать о деревьях ; • сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому; • возросла умственная и речевая активность; • дети научились самостоятельно делать выводы; • сформировался эстетический вкус; • знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности ; • родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев; • в организации выставки поделок из природного материала; Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки — к дереву», «Обитатели садов и лесов». Приложение. Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье. В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами. Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка — это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?» И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы. Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним: Солнце прячется в тумане, Лес дремучий до свиданья! Защитил ты нас от зноя Дал здоровья, свежих сил И гостинцем угостил. Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы. Заметали муравейник — понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику — это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое. В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево. Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д. Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно. Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул — хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб. А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать. Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному — от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим ( не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу. Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля — это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо. «Наша планета Земля, Очень щедра и богата Горы, леса и поля Дом наш родимый друзья! Давайте вместе будем беречь планету. Другой такой на свете нет. Разведём над нею и тучи, и дым. В обиду её никому не дадим. Беречь будем птиц, насекомых, зверей. От этого станем мы только добрей. Украсим всю Землю садами, цветами, Такая планета нужна нам с вами».
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке. Материал к занятию: Иллюстрация с изображением берёзы. Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского. Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь». Ход занятия
Загадка: Стоит Аленка, платок зелёный, Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза) Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы. — Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.) — Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.) — Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.) — Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство! — С кем на Руси сравнивали красавицу — берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.) — В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры. — О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен. Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла». — А теперь давайте прочтём стихи о берёзе. Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза». — Многие талантливые художники — пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года! Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них. — На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные. — Наша красавица — берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы: Если из березы весной течет много сока — к дождливому лету. Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки — весна будет ранняя. Берёза перед ольхой лист распустит — лето будет сухое, ольха перед берёзой — мокрое. Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».
Используемая литература: 1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007 2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010 3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006 4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009 5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973 6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010 7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006 8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
Рекомендуем посмотреть:
Проект в детском саду для старших дошкольников 5-7 лет по правовой тематике Проект по экологии в младшей группе ДОУ. Огород на подоконнике Проект по экологии в подготовительной группе Экологический проект в средней группе ДОУ
Похожие статьи:
Проект для детей старшей группы «Наш веселый огород»
Виды экологических проектов в детском саду
По продолжительности проекты делятся на несколько типов. При этом учитывается возраст участников, исследуемая проблема.
Краткосрочный
Проекты, направленные на решение небольшой проблемы и не требующие больших временных затрат, считаются краткосрочными. Разрабатывая проект по экологии в старшей группе детского сада, краткосрочный по продолжительности, можно обратиться к теме «Весна-волшебница». Целью станет раскрытие особенностей времени года через интеграцию всех образовательных областей:
- познавательное развитие ( беседы, экскурсии);
- социально-коммуникативное (игры);
- речевое (заучивание стихов);
- физическое (прогулки);
- художественно-эстетическое (утренники).
Обратите внимание! В качестве наглядности удобно использовать презентации по исследуемой проблеме. Мероприятия по защите домашних проектов приветствуются во многих детских садах.
Долгосрочный
Исследование крупной проблемы требует много времени. Воплощать их лучше со старшими воспитанниками, которые имеют навыки работы над проектом.
Можно предложить малышам поработать над темой «Огород на окне». Мероприятия, необходимые для выполнения исследовательских задач, займут не один месяц.
Посадка лука
В ходе работы воспитанники получат новые знания о культурных, дикорастущих, лекарственных растениях. У них сформируются умения по уходу за рассадой, будет развиваться наблюдательность, чувство ответственности.
Сетевые проекты
Актуальность проведения интернет-проектов диктуется развитием цифровых технологий. Проект, запущенный в сеть, дает возможность подключаться к решению проблемы неограниченного количества воспитанников, педагогов, родителей. Тема «Шар земной, для меня ты — лицо дорогое!» предусматривает множество решений, будет правильно решать проблему масштабно.
Возрастает практико-ориентированная значимость мероприятий. Такая форма работы дает возможность для создания базы новой модели экологического образования, каковым является экологическое движение. Есть возможность увидеть свое учреждение на фоне других организаций.
Материалы для экологических проектов с учетом ФГОС
Современные требования к экологическому образованию предусматривают поиск новых форм работы. Детские сады разрабатывают проекты на основе имеющихся программ. Можно рекомендовать парциальную программу Т. В. Потаповой «Надежда». В ходе работы понятие «любить природу» должно быть подкреплено навыками бережного отношения к окружающей среде.
Программы социально-экологической, эстетико-экологической направленности такие, как «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Мир вокруг нас» Т. И. Поповой, «Мы — земляне» Н. Н. Вересовой, «Планета — наш дом» И.Г.Белавиной, Н.Г.Найденской дают хороший старт для разработки собственных проектов.
Творческий проект «Лето красное»
Формированием осознанного отношения к природной среде следует заниматься с дошкольного возраста. Включение воспитанников в активное взаимодействие с окружающим миром влияет на формирование таких качеств личности как ответственность за завтрашний день, за свою родину и семью.
Экологический проект «Природа – наш дом»
Тип проекта: нормативный.
По количеству участников: групповой.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети 5-6 лет (старшая группа), родители, воспитатели.
Цель проекта:
Формирование экологической культуры старших дошкольников.
Воспитание бережного отношения к окружающей природе.
Задачи проекта:
1. Научить детей вести наблюдения за объектом живой и неживой природы.
2. Воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе, выполняя правила безопасного труда в природе.
3. Организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей.
4. Воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
5. Воспитывать гуманное отношение к природе.
6. Способствовать развитию проектной деятельности нормативного типа.
Планируемый результат:
1. Развитие умственных способностей детей, которые проявляются в умении экспериментировать, исследовать, анализировать, делать выводы.
2. Вовлечение родителей воспитанников в активное эколого-образовательное пространство детского сада.
3. Воспитание трудолюбия, любознательности, желания постоянно открывать что-то новое.
Актуальность
«Мир окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский.
В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют всё больше внимания. Почему эти проблемы стали такими актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия.
Дошкольный возраст – самый ценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможно формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Чтобы заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. После поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическое образование в системе дошкольного воспитания имеет большое значение, как начальная ступень системы непрерывного и всеобщего экологического образования.
Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Схема этапов работы
Этапы | Форма работы | Задачи |
I. Выявление проблемы. Постановка целей перед детьми или самостоятельное формулирование цели детьми. Определение задач. | Беседа: «Взаимосвязь живой и неживой природы». Постановка проблемной ситуации: «Как бережно относиться к природе?» План по реализации проекта: • Что такое экология? • Как помочь животным и птицам в природе? • Что такое живая и неживая природа? • Природа, ты и я – друзья! | • Привлечь внимание детей к проблеме проекта • Формировать систему экологических знаний и представлений. |
II. Практическая деятельность по решению задач | • Как ухаживать за растениями? • Сад и огород на территории ДОО • Работа в группе: НОД по ознакомлению с окружающим «Наш дом – природа». • Акция «Поможем птицам зимой» • Экскурсия в национальный парк «Лосиный остров» • Викторина «Что? Где? Когда?» • Чтение художественной литературы В. Бианки «Ребятам о зверятах», • Настольно-печатные игры «Живая и неживая природа», • Д/игра: «Воздух, земля, вода» • Изготовление поделок из природного материала. • Работа с родителями: • Консультация для родителей. «Природа и дети» • Беседа с родителями о необходимости участия в проекте о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОО • Сопровождение детей во время экскурсии • Домашнее задание для родителей: Изготовление кормушки для птиц | • Закреплять правила поведения в природе. • Формировать представления о том, что человек- часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её. • Расширять знания о природе. • Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы. • Уточнять и обобщать знания детей о живой и неживой природе, взаимосвязях в природе жизни животных, птиц и растений. • Проинформировать родителей о начале проекта. • Укрепить детско-родительские отношения • Развивать интерес к выполнению общего дела с родителями. • Привлекать родителей к совместной работе с детьми, повышать интерес родителей к жизни в группе. |
III. Презентация продукта деятельности | • Театрализованный досуг «Береги природу» | • Обобщить знания детей понятия о «живой» и «неживой природе», правилах поведения в природе, через театрализованную деятельность. • Развивать творческую активность детей. |
За время работы над проектом дети научились:
1. Проводить простейшие исследования с объектами природы: экспериментировать, анализировать, делать выводы.
2. Узнавать много интересного из жизни растений.
3. Вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
4. Более бережно относиться к объектам природы, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
5. Трудолюбию, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое.
Вывод:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду — это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно относиться к ней, учить ценить и оберегать ее красоту.
Список используемой литературы:
1. Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.
2. Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей // Дошкольная педагогика. — 2009. — № 6. — С. 54-57.
3. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
4. Миронов А.В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности. – Волгоград: Учитель. – 260с.
5. Николаева С.Н. Приобщение дошкольников к природе в детском саду и дома. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 120с.
6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Санкт – Петербург Детство – Пресс 2007 г.
7. Интернет ресурсы.