«Ознакомление детей с искусством» консультация на тему


С чего начать

Тогда встает вопрос: «С чего начать?». Перед глазами – балет «Лебединое озеро». Вспоминаются со школы некоторые, непростые для восприятия произведения известных композиторов. Те моменты, когда учитель музыки на уроке включает какое-то произведение и спрашивает предполагаемый сюжет музыки. А нас совсем это не заинтересовало и стало скучно.

Как же малыша всем этим заинтересовать, если некоторых родителей самих это ввергает в тоску. На самом деле, не стоит брать за основу наши школьные воспоминания на уроках музыки. Там не все тогда было доступно и учителя музыки в основном придерживались программы. Хотя, конечно же, бывали и исключения. Поэтому, давайте вместе начнем сначала изучать классику. С другой стороны.

Особенность знакомства малыша с произведениями искусства в том, оно должно быть ненавязчивым. Не нужно усаживать малыша за стол и толковать ему о жизни великих мастеров. Все должно быть непринужденно, легко и с небольшой недосказанностью. Старайтесь заинтересовать малыша, чтобы ему хотелось узнать еще и еще. Главное, пусть объяснения соответствуют возрасту. А лучше начинайте объяснять только тогда, когда кроха сам будет спрашивать. Когда его самого что-то заинтересует. А пока начать можно так.

Могу порекомендовать хорошую книгу Елены Даниловой «Моя первая книга об искусстве». Книга предназначена для детей от года до 5-6 лет. Она познакомит малышей с мировым изобразительным искусством. С помощью этой книги вы сможете вдохновить малыша полюбить прекрасное.

  1. История изобразительного искусства – это огромная и невероятно интересная книга, которую можно читать бесконечно долго. А если радость открытия разделить со своими детьми, мир искусства наполнится новыми красками и эмоциями. В моей копилке – 8 лет учебы и практики, 2 года преподавания и, самое главное, 3 года счастливого материнства. Отвечая на вопросы моих друзей, слушателей и читателей, и наблюдая за дочкой, я выработала несколько универсальных формул, которые превратят знакомство с искусством в полезное и приятное времяпрепровождение.

1. «Когда начинать знакомить детей с искусством?» – это самый главный вопрос, который мне задают в самом начале моих лекций и семинаров. Однозначный ответ на него я вам дать не могу, ибо все дети разные. Эффективнее всего начинать знакомить ребенка с изобразительным искусством тогда, когда он начинает говорить: чётко произносит отдельные слова, узнает предметы, изображенные на картинках в книжках, пытается строить первые предложения. 2,5 — 3 года – это тот возраст, когда ваш поход в музей или чтение книги уже превращаются в некий диалог, когда ребенок с легкость сможет ответить, кто изображен на картине или какого цвета платье у маленькой девочки. Так что это самый подходящий момент для начала знакомства с миром искусства.

Однако не стоит забывать о темпераменте и характере ребенка: некоторые дети-созерцатели могут неторопливо бродить по залам часами, а для других и две минуты около картины или книги – настоящая пытка, потому что надо бежать, исследовать и открывать. Не случится ничего страшного, если вы начнете немного позже, когда малыш будет готов к вашим рассказам о картинах и художниках.

2. С чего начать знакомство с искусством? Изобразительное искусство изображает, поэтому начинайте с самых простых вопросов: «кто», «сколько», «какого цвета», «где». Фамилии и даты – это то, что тяжело запоминают не только дети, но и взрослые, поэтому начните лучше с жанров. Расскажите, что картины, на которых изображены деревья, поля, реки, деревенские домики, океаны с кораблями называются пейзажами, а полотна, на которых можно увидеть разных людей – это портреты. Вам поможет детская песня Григория Гладкова «Если видишь на картине», слова которой я помню еще из своего детства. Жанры портрета, пейзажа и натюрморта там объясняются с помощью обычных предметов, образов и явлений, с которыми ваш ребенок уже хорошо знаком. Поэтому как минимум три жанра он запомнит и научится легко находить их среди многочисленных шедевров музейных залов.


Затем можно добавить еще несколько жанров – например, бытовой жанр, изображающий события повседневной жизни. Или можно углубиться в уже пройденные жанры, объяснив, что пейзаж, на котором художник написал море или океан, называется марина, а портрет, на котором перед нами предстает королева в нарядном платье или генерал в мундире с орденами, называется парадным портретом.

3. Можно ли эффективно заниматься дома? Конечно, можно! Для этого есть огромное количество книг, на любой вкус и кошелек. Кроме того, я советую обзавестись репродукциями картин художников, которые будут интересны малышам. Это могут быть картины В. М. Васнецова — художника, который перевел знакомые с детства сказочные сюжеты на язык живописи, пейзажи И. И. Шишкина, рассказывающие о красоте природы, шедевры — загадки Джузеппе Арчимбольдо, который составлял портреты из фруктов, овощей, книг и посуды, а также работы фламандских и голландских мастеров, на которых всегда много детей, животных и других деталей, которые ребенку интересно искать и находить вместе с мамой и папой.  Можно найти изображение в хорошем разрешении на плотной бумаге или приобрести уже готовые альбомы — подборки.

4. Придумывайте творческие занятия.Можно, например, показать волшебную формулу смешивания цветной гуаши и всего лишь из синего, желтого и красного получить еще 3 цвета. Ими можно написать свой собственный домашний шедевр в стиле Анри Матисса. Которого, кстати, дети очень любят за простоту форму и яркость цвета.

Ребенку 5-6 лет уже можно рассказать о теплом и холодном колорите, а потом вместе анализировать, какие оттенки предпочитает живописец в том или ином произведении. Можно вместе попробовать технику пуантилистов – художников, создающих картины из дробных мазков-точек. Для этого вам потребуется старый карандаш, обратной стороной которого удобно заполнять поверхность листа многочисленными точечками, превращающимися в яркую мозаику.

5. Как сделать поход в музей интересным? Во-первых, помните о времени. Даже своим взрослым слушателям я не рекомендую экскурсии в стиле «весь музей за 3 часа». Я рекомендую ходить вдумчиво, выбирая 1-2 зала и углубляться только в одну тему. Например: «Французская школа живописи эпохи рококо», «Искусство Византии», «Скульптура Древней Греции». С детьми ходить в музей стоит по такой же схеме: один зал — одна тема — 35- 40 минут, которые помогут рассмотреть и запомнить самое интересное.

Попробуйте захватить с собой блокнот и лупу. Два этих предмета превратят рядовой поход в музей в увлекательное приключение, ведь вы теперь не просто мама и малыш, вы – известные исследователи искусства, которым надо найти и посчитать собак и коров, изображенных на картине, проверить есть ли на ней кракелюры (трещинки на поверхности) или обнаружить дату создания произведения, которую художник спрятал на старом камне или мшистом стволе ели. Все результаты можно заносить в блокнот. В нём же можно набросать свой шедевр, вдохновленный полотнами Пикассо или Серова.


Можно завести приятную традицию – на выходе из музея покупать 2-3 открытки с большего всего понравившимися картинами. Обязательно спросите ребенка, какая картина ему понравилась и запомнилась. Открытка станет не только приятным воспоминанием, но и полезным приобретением — можно собрать коллекцию, которая поможет вам провести семейную «угадайку».

Таня Быковская, автор блога об искусстве ***

Конспект НОД в старшей группе. Знакомство с художником Бычковым и его картинами

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Знакомство с художником А.А Бычковым и его картинами»
Описание материала: Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме «Знакомство с художником А.А Бычковым и его картинами». Данный материал будет полезен воспитателям старшей группы. Цели: 1. Продолжить знакомство детей с пейзажем ,как жанром изобразительного творчества. 2. Рассказать о творчестве выдающегося художника, нашего земляка В. Бычкова 3. Подвести детей к пониманию того ,что художник не просто изображает природу ,а передаёт своё отношение к написанному. 4. Учить детей воспринимать произведения искусства, находить в них поэтические образы природы.
Ход занятия:

Воспитатель собирает детей вокруг себя и разговор начинается так: «В начале я хочу загадать вам загадку: Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы: осенние деревья-с чьих ветвей не облетает листва, снег что никогда не потемнеет и не растает?(ответы детей) Воспитатель подводит итог:Это все можно увидеть на картинах художников- пейзажистов. Какие картины мы называем пейзажами(ответы детей)
Воспитатель:А хотели бы вы побывать там, где никогда не вянет трава на лугу, где никогда не облетает листва с деревьев, где никогда не тает снег?(ответы детей) Звучит музыка и на экране показывают пейзажи В.А Бычкова
: «Осенние листья», «Октябрь уже наступил», «Июльские вечера», «В зимнем саду»-показ портрета В.А Бычкова.
Воспитатель:Сегодня я хочу познакомить вас с творчеством прекрасного художника, нашего земляка В.А Бычкова. Виктор Алексеевич родился 17 октября 1956 года в городе Коврове. Окончил он Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е Репина(1988г) В.А Бычков участник различных художественных выставок в нашей стране и за рубежом. Произведения художника находятся в государственных музеях ,в том числе и в нашем историко-революционном музее. Более 20 работ хранятся в частных коллекциях ряда зарубежных стран. Виктор Алексеевич работает в разнообразных жанрах: портрет, натюрморт ,пейзаж и сюжетная картина. Воспитатель: Любимое время года у В.А Бычкова-это осень, хотите мы туда перенесёмся?(да) Показ: крупные изображение «Осенние дали»Воспитатель
Обратите внимание на картину «Осенние дали» с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смыла дождями зелень. Тёмные краски лета сменились робким золотом, пурпуром и серебром. Изменился не только цвет земли ,но и сам воздух. Он стал чище, глубже ,чем летом. Пронзительный ветер срывает озябшие листья с ветвей и бросает их в остывающую воду реки. Устапое, тяжёлое небо прикрывается от наступающего холода хмурыми облаками(тучами) Вопросы детям: 1.Какое у художника было настроение когда он работал над этой картиной? 2.Какие средства использовал В.А бычков чтобы передать покой, торжественность?(тёплое золото, мягкая лазурь, плавные линии спокойной реки, уходящий в даль) 3.В какое время суток мы сможем наблюдать такую картину?В этот час будет ли холодно у реки?(обратить внимание на листья которые срывает ветер) Великий поэт Н.Некрасов передаёт своё отношение к такой осени в стихотворении «Перед дождём» Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес Ель надломленная стонет, Глухо шепчет тёмный лес. На ручей рябой и пёстрый За листком летит листок И струёй сухой и острой Набегает холодок
Воспитатель предлагает детям обратить внимание на другой осенний пейзаж «Октябрь уже наступил…»(показ «Октябрь уже наступил»)Воспитатель:Какое настроение вызывает у вас эта картина?(ответы детей) Но картины могут вызывать не только грусть, но и тревогу и напряжённость , как в этом пейзаже(обращаем внимание детей на картине июльские вечера) -Сморишь на картину и будто чувствуешь, как веет от неё запахом медовых трав, тёплом, слышится стрекотание кузнечиков и голос кукушки в дальнем лесу. Всё тревожно и напряжённо в этом пейзаже: и темнеющая зелень деревьев и кустов и несущиеся по небу тёмные синие облака, и жёлтая луна покоящиеся в них. Кажется что кто-то скрылся за кустами. Полно настороженности .Всё состояние этого вечернего, погружающегося в сумерки пейзажа .Его настроение-это смутное ощущение чего-то мрачного. Такое состояние природы передал А.Блок в своём замечательном стихотворении «Летний вечер»(воспитатель читает стихотворение) «Летний вечер» Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи Дремотой розовой объята Трава не скошенной межи Ни ветерка, ни крика птицы. Над рощей- жёлтый диск луны, И замирает песня жницы Среди вечерней тишины. Воспитатель обращает внимание на пейзаж «В зимнем лесу»
-Какое стихотворение вам хочется прочитать, глядя на этот пейзаж?(дети читают стихотворение) Воспитатель предлагает детям ответить на следующие вопросы: 1.Как вы думаете, какие персонажи сказок могут жить в таком месте? 2.Хотели бы вы побывать здесь днём? а ночью? 3.Какие цвета создают мрачную, таинственную атмосферу картины? -а теперь давайте представим себе ,что мы оказались в одной их этих картин(дети выбирают в которой хотели бы оказаться и под классическую музыку выполняют движения соответствующие картине) -В каком времени года вы побывали?(ответы детей) -А я побывала в осенней картине. Чтобы сохранить свои впечатления от этого времени года, я захватила с собой частичку осени(воспитатель составляет композицию из осенних даров на столе(дети рассматривают композицию и составляют свою)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в старшей группе «Урожай собирай» Конспект НОД в старшей группе Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы» Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область «Познание»

Похожие статьи:

Конспект НОД в старшей группе по теме: Космос

Сценарий интегрированного занятия в старшей группе

Конспект интегрированного занятия в старшей группе ко Дню знаний

Живопись

Как малыша познакомить с шедеврами живописи? Хорошо, если вы проживаете в Москве или Петербурге. Третьяковская галерея и Эрмитаж могут на малыша произвести впечатление. И вам легче здесь рассказать и воочию показать знаменитые картины. Однако, в музеях и галереях других городов картин не такое большое количество. И, конечно, осмотрев главные музеи города с крохой, захочется продолжения.

Сейчас у нас, современных родителей, есть замечательный помощник в поиске информации – Интернет. И здесь мы найдем массу замечательных произведений. Можно выбрать часть, особенно тех авторов, которых советуют детские психологи для начала знакомства с картинами. То есть они должны быть легкими, веселыми, может быть с детьми, животными. Рассматривайте вместе.

Например, такие художники, как Шишкин, Васнецов, Нестеров. Затем можно начать усложнять, показывая произведения посложнее, где нужно поразмышлять, подумать. Даже можно Леонардо да Винчи. Все существующие до нас поколения и мы тоже бились с ответами на загадки, спрятанные в картинах великого художника. А ради интереса спросите малыша, что он думает по поводу Моны Лизы. Также можно показывать картины с сюжетом, определенной сценой.

И, вот главный момент! Обязательно наблюдайте очень внимательно за реакцией малыша. Нельзя продолжать знакомство с искусством против воли крохи, настаивать, при этом сердясь. Всему свое время. И у малышей так. Он может захотеть сразу рассмотреть картину и расспросить о ней. А может созреть до этого просмотра только через несколько месяцев. Не торопите его. Все придет в свой срок.

Второй момент – наблюдайте, если малыш заволновался, глядя на картину или его напугал какой-то сюжет. Спросите его, может быть он не хочет дальше рассматривать ее. Значит, пока не время. Оставьте на потом. Перейдите к другим произведениям. И еще помните, что чадо смотрит на вас, на вашу реакцию, на ваши эмоции. Если вы повели кроху на выставку картин для проформы, сами стоите и зеваете. И у малыша тогда не ждите заинтересованности. Идите вместе, когда оба и будете готовы. Необходимо настроиться.

ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Значение знакомства с искусством детей дошкольного возраста Потребность в доброте и красоте у ребёнка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: «красивая», и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже изобретателен в выборе красивого, имеет на этот счёт собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир. Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно, что близко ребёнку дошкольного возраста. Ценно то, что оно пробуждает философское отношение к жизни… Невозможно при этом не вспомнить слова А.А.Блока — тонкого ценителя искусства: «Живопись учит смотреть и видеть (это вещи разные и редко совпадающие). Благодаря этому живопись сохраняет живым и нетронутым то чувство, которым отличаются дети». Как точно подмечено, как лаконично и в то же время ёмко охарактеризованы педагогические возможности живописи и особенности детского восприятия! Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление гармонически развитой личности. С помощью живописи развивают и мыслительную деятельность старших дошкольников: умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь. Почему важно развивать внутреннюю речь? Она помогает ребёнку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника. Внутренняя речь, кроме того, способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций, как бы закладывает первоначальные основы творческого восприятия искусства. Глубокими и современными представляются слова Н.Г.Чернышевского: «Образованным человек называется тот, кто приобрёл много знаний и, кроме того, привык быстро и верно соображать, что хорошо, и что справедливо, и что несправедливо, или, как выражаются одним словом, привык «мыслить», и, наконец, у кого понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление, то есть приобрели сильную любовь ко всему доброму и прекрасному. Все эти качества- обширные знания, благородство чувств- необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова» Нетрудно заметить: постоянное общение человека с миром художественной литературы закладывает не только привычку мыслить, сравнивать и сопоставлять, но и непосредственно ведёт к укреплению в нём возвышенных и благородных чувств и мыслей. Путь формирования эстетического отношения, эстетического сознания начинается для ребёнка прежде всего с накопления разнообразных эстетических впечатлений, особенно зрительных, осязательных и слуховых. Необходимо учить его эмоционально наслаждаться красотой, выразительностью окружающих предметов и явлений, давать эстетическую оценку тем или иным характерным свойствам, ярким деталям. На основе такой оценивающей активности и будет формироваться вкус как чувственно – оценочная способность человека. Однако всё богатство произведения искусства не «перельётся» со страниц книг, живописного полотна, со сцены или экрана, в создание юного слушателя, зрителя. Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Великий французский скульптор О.Роден говорил: «Смотрите, смотрите долго, смотрите ещё!», полагая, что восприятие работы художника — это тоже творческий процесс. Важно чтобы каждый ребёнок научился входить в огромный мир образов художественных произведений, чтобы он увидел внутренним взором то, что хотел передать художник, почувствовал себя участником изображаемых событий. Ребёнку необходимо показать, что искусство волнует, заставляет радоваться, веселиться, грустить, протестовать, ненавидеть, бороться. Показать, что каждый вид искусства имеет свой специфический художественный язык, что содержание его передаётся определёнными средствами выражения, которые художник отбирает соответственно замыслу произведения. Развитие у детей художественного восприятия предполагает решение большого круга задач. Прежде всего, объёма знаний и представлений об искусстве. Далее – развитие способности выражать своё отношение к произведению, воспитание отзывчивости. Последнее подразумевает необходимость формирования представления, в частности, об изобразительном искусстве как особом способе познания жизни и мира, объяснения смысла работы художника, который не просто «копирует», а всегда выражает своё отношение к изображаемому, передавая его в формах живописи. Список литературы: «Дошкольникам о живописи» Р.М.Чумичёва, «Мы входим в мир прекрасного» С.Г.Маслова, «Об искусстве – малышам» Э.Иванова)
Следующая >
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]