Программное содержание: 1. Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной. 2. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев. 3. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. 4. Активизировать словарь по теме «Весна». Предварительная работа: разучивание стихотворения «К нам весна шагает» И. Токмаковой, наблюдения на прогулках, рассматривание картин и иллюстраций о весне.
Оборудование: • телевизор, видеомагнитофон, видеокассета «Времена года», • «портреты» весенних месяцев; • картинки: цветы – мать-и-мачеха, одуванчик, сон-трава, первоцвет, фиалка; животные – медведь, лиса, заяц, волк, белка; птицы – скворец, кукушка, аист, ласточка, грач, журавль; • игрушки-насекомые: жук, муха, кузнечик, пчела, муравей, бабочка; • конверт с карточками на каждого ребенка с изображением силуэта бабочки для раскрашивания, цветные карандаши.
Методические приемы: вопросы, рассматривание картинок, просмотр видеофильма, игры, чтение стихов, сюрпризный момент, изобразительная деятельность
Словарь: первоцвет, капель, проталина, скворечник, ранняя, поздняя, названия детенышей животных и птиц.
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям посмотреть отрывок из видеофильма «Времена года» (о весне). Затем один из детей читает стихотворение-загадку: Светает рано по утрам, Проталины и тут и там. Ручей шумит как водопад. Скворцы к скворечнику летят. Звенят под крышами капели, Медведь со снежной встал постели. Всех солнышко теплом ласкает. Кто это время года знает?
— Как вы догадались, что это весна? О каких приметах говорится в стихотворении? Какие приметы весны вы заметили в отрывке видеофильма? А какое время года сейчас? Почему вы так думаете? — Наступила весна. Давайте вспомним, какое время года было перед весной? Будет после? — Каждое время года состоит из трёх месяцев. Давайте вспомним названия весенних месяцев. (Март, апрель, май). Какой сейчас месяц? — Вы знаете, что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. Как вы думаете, в каком месяце какая весна? Сейчас мы рассмотрим картинки и попытаемся определить к какому периоду весны они относятся. Почему вы так думаете? (Дети подходят к столу, берут по очереди картинки, на которых изображены разные периоды весны, называют их и объясняют, почему они так думают). — В жизни животных весной тоже происходят изменения. (Рассматривают картинки с изображениями животных и рассказывают: весной у животных появляются детеныши, зимняя шерсть заменяется летней). Птицы: аист, кукушка, ласточка, скворец, грач возвращаются из тёплых стран, вьют гнёзда, откладывают яйца и высиживают их. — Весной появляются первые цветы, а какие вы должны узнать сами. Сейчас мы поиграем в игру «Узнай и назови цветок». (На столе лежат картинки разных весенних цветов изображением вниз. Дети подходят по одному, берут любую картинку и называют изображенный на ней цветок. Составляют о нем 2-3 предложения). (Объяснить детям названия цветов – первоцвет, мать-и-мачеха). Рассказать детям о необходимости бережного отношения к цветам: их нельзя срывать, можно только любоваться их красотой.
Физкультминутка: Наши первые цветы распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши первые цветы закрывают лепестки. Тихо засыпают, головой качают. (Выполняют движения согласно тексту.)
— Но не только цветы появляются весной. Посмотрите, кто это? (Вос-ль открывает салфетку – под ней насекомые (игрушки)). Детям задаются вопросы: • Каких насекомых мы уже видели на улице? • Какие скоро появятся? • Кто из насекомых приносит вред? • А какие насекомые приносят пользу? (Дети рассматривают насекомых и рассказывают о них).
Сюрпризный момент: появляется воспитатель в костюме «Весны», приносит подарки (карточки с изображением силуэта бабочки, который нужно раскрасить). Дети раскрашивают изображения бабочек, благодарят Весну. После того как дети раскрасят бабочек, кто-нибудь из детей рассказывает для Весны стихотворение «К нам весна шагает»:
К нам весна шагает Быстрыми шагами, И сугробы тают Под ее ногами. Черные проталины На полях видны. Верно, очень теплые Ноги у весны. И. Токмакова
Весна благодарит детей и прощается с ними. Итог: когда мы пойдем на прогулку, то постараемся найти все приметы весны на участке.
Конспект занятия в детском саду в старшей группе на тему: Весна и ее признаки
Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Весна и ее признаки»
Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна». Задачи. Коммуникация
Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими; Обогащать словарный запас воспитанников; Формировать умение отгадывать загадки.
Оборудование: наборы картинок для дидактических игр «Назови ласково», «Посчитай сколько», «Скажи наоборот»; наборы картинок с последовательно развивающимся сюжетом; шесть конвертов с заданиями; демонстрационные картинки по теме «Весна», мольберт.
Ход занятия.
Педагог. Здравствуйте, ребята ! К нам в гости из леса прилетел Скворушка и сообщил, что хотя Весна уже и пришла, но в лесу по прежнему лежит снег и холодно…. А звери и птички ждут-не дождутся, когда же станет тепло.. Это Зимушка-зима заколдовала Весну . Весна уснула, а звери и птицы не могут её разбудить, а им так хочется тепла. Скворушка попросил нас помочь разбудить Весну. А для этого нам нужно выполнить заданий. За каждое выполненной задание колдовство будет слабеть и весна обязательно проснется. Хотите помочь зверям и птицам? Готовы ко всем трудностям? Дети. Да! Готовы! Педагог. Ну что же, тогда приступим к выполнению заданий. Скворушка принес нам конвертов с заданиями. Дети находят первый конверт, в котором лежат картинки к игре «Назови ласково». Солнце – солнышко Облако – облачко Дерево – деревце Ручей – ручеёк Цветок – цветочек Лед- льдинка Трава – травушка Скворец – скворушка Ветка – веточка Птенец — птенчик Педагог. Молодцы, вы справились с первым заданием Дети идут дальше и находят второй конверт , из которого достают тематические картинки на тему «Весна». Беседа о весне. Какие приметы весны изображены на картинах? (Весной тает снег, солнце начинает светить ярче, появляются сосульки, прилетают птицы из теплых стран, текут ручьи, у животных появляются детеныши, расцветают первые цветы). Детьми рассказывают по цепочке с опорой на простые сюжетные картинки. Какие еще приметы ранней весны вы наблюдали? (Дни становятся длиннее, а ночи короче, прилетают первые перелетные птицы, дует теплый ветер, становится теплее.) Назовите весенние месяцы. Март, апрель, май – Их не забывай! В народе месяц март называют протальник. А апрель в народе издавна называли ледолом, снегосгон. Почему? (Ответы детей). А май называют цветень. Как вы думаете, почему? (Ответы детей). Педагог. Ну вот, и второе задание вы выполнили. Педагог. Ребята, посмотрите, третий конверт. Мы должны рассказать, чем весна отличается от зимы. Проводится игра «Скажи наоборот». Зимой холодно, а весной…..(тепло). Зимой песни у птиц грустные, а весной …..(весёлые). Зимой лёд на реке толстый, а весной …..(тонкий). Зимой солнце тусклое, а весной …..(яркое). Зимой снег лёгкий, а весной …..(тяжёлый). Зимой день короткий, а весной …..(длинный). Зимой по утрам на улице темно, а весной …..(светло). На зиму перелётные птицы улетают на юг, а весной …(возвращаются). Зимой снег чистый, а весной …..(грязный). Педагог. Молодцы, и с этим заданием вы тоже справились Дети находят четвертый конверт Педагог. Что же находится в этом конверте, какое задание на этот раз приготовила нам Зима? (Достаёт из конверта карточки и раздаёт их детям). Проводится игра «Посчитай сколько». Дети согласовывают числительные с существительными: одна снежинка ….. две снежинки ….. пять снежинок один ручеёк ….. два ручейка ….. пять ручейков одно дерево ….. два дерева ….. пять деревьев один листик ….. два листика ….. пять листиков один подснежник ….. два подснежника ….. пять подснежников один скворец ….. два скворца ….. пять скворцов одна льдинка ….. две льдинки ….. пять льдинок один скворечник ….. два скворечника ….. пять скворечников одна птенец ….. две птенца ….. пять птенцов Педагог. Молодцы, и с этим заданием справились. Давайте немного отдохнём при помощи физминутки. С крыши капает капель: Кап-кап, кап- кап! (В медленном темпе.) Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! (Увеличиваем темп.) Солнце припекло сильней («Солнышко» из ладошек, пальчики растопырены как лучики солнца) И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! Кап-кап-кап-кап!!! (повторяем движение капели быстром темпе.) Педагог. (Дети находят пятый конверт ). Ребята, мы с вами вспомнили приметы весны .Я думаю, что и загадки вы сможете легко отгадать. Готовы? *** Зазвенели ручьи, прилетели грачи. В улей пчела первый мёд принесла. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? — весна — *** В голубенькой рубашке Бежит по дну овражка. — ручеек — *** Новоселье у скворца Он ликует без конца. Чтоб у нас жил пересмешник, Смастерили мы … — скворечник — *** Солнце растопило льды И бегут ручьи Снова к нам летят Черные … Грачи *** Ручейки бегут быстрее, Светит солнышко теплее. Воробей погоде рад — Заглянул к нам месяц … — март — *** Мишка вылез из берлоги, Грязь и лужи на дороге, В небе жаворонка трель — В гости к нам пришёл … — апрель — *** Сад примерил белый цвет, Соловей поет сонет, В зелень наш оделся край — Нас теплом встречает… — май — *** На зелёной хрупкой ножке Вырос шарик у дорожки. Ветерочек прошуршал И развеял этот шар. — одуванчик — *** Белые горошки На зелёной ножке. — ландыш — *** Из-под снега вышел друг – И весной запахло вдруг. Подснежник Педагог. И с этим заданием справились, молодцы Дети находят шестой конверт Педагог А теперь ребята давайте поиграем в дидактическая игру «Найди лишнее». Педагог Посмотрите на птиц. Как вы думаете, какая из них лишняя и почему? Дети Лишняя ворона. Она зимующая птица, а все остальные птицы — перелётные. Педагог Ребята, а почему их называют птицами? (тело покрыто перьями, два крыла, они умеют летать, у них клюв, две лапы, есть хвост). Какие птицы прилетают первыми? (грачи). Для чего птицы вьют и строят гнёзда? (для того, что бы выводить птенцов). Педагог. Ребята, какие вы все молодцы! Вы справились со всеми заданиями и помогли Весне проснуться. Теперь всем птичкам и лесным зверятам можно наслаждаться весенним теплом. Спасибо, ребята!
Скачать Конспект занятия в старшей группе «Весна и ее признаки»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект комплексного занятия в старшей группе на тему: Весна Конспект интегрированного занятия в старшей группе в детском саду на тему: Весна Конспект занятия на тему: Весна в старшей группе детского сада с презентацией Конспект НОД в разновозрастной группе на тему: Весна
Похожие статьи:
Конспект занятия на весеннюю тему в старшей группе. Описание картины Саврасов «Грачи прилетели»
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Март
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Апрель
Прогулки в старшей группе. Картотека с целями на Май