Методические приемы ознакомления с трудом взрослых в старшей группе
В старшей группе продолжается работа по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых, воспитанию у них эмоционально-положительного отношения к трудящемуся человеку, которая была начата в младшей и средней группах. В результате углубляются представления детей, закрепляется сложившееся положительное отношение к труженикам. Работая со старшими дошкольниками по темам: «О труде строителей», «О тех, кто делал машины», «О труде колхозников», «Как трудятся наши мамы и папы», «О труде врача и медицинской сестры», воспитатель старается познакомить детей с конкретными людьми-работниками близлежащих предприятий, добиваться того, чтобы у детей сформировался обобщенный образ человека-труженика.
Важную роль в формировании у дошкольников эмоционально-положительного отношения к труду, уважения к трудящемуся человеку, играют литература, изобразительное искусство. В старшей группе дети особенно активно воспринимают художественные произведения о человеке-труженике. Более всего их волнует героический труд взрослых. Образы врачей, летчиков, космонавтов, рыбаков, чей труд нередко связан с опасностью для жизни, вызывает у ребят чувство гордости за отважных, смелых людей, сочувствие к ним, если они оказались в беде, желание им подражать. Важно донести до сознания детей, что самоотверженный, добросовестный труд делает простого, скромного человека героем, он становится нужен людям. Быть нужным людям — это счастье.
В беседах, проводимых после чтения произведений, обращается внимание детей не только на главного героя, но и на то, что во многом его деятельность зависит от деятельности второстепенных героев рассказов. Для этого задаются такие вопросы: «Как вы думаете, смогли бы врачи спасти больных, если бы им не помогли другие люди? Расскажите об этом. Нужна ли была помощь других людей? В чем она заключалась? (И.Винокуров «Сквозь буран», И.Турчин «Человек заболел»). В основном дети правильно отвечают на эти вопросы, но в заключение беседы, подытоживая ответ, воспитатель подчеркивает значение моральной поддержки одного человека другим, приводя примеры из текста.
Таким образом, в старшей группе детского сада продолжается работа по ознакомлению с трудом взрослых и воспитанию положительного отношения к труженику. При этом на первое место ставится осознание того, что добросовестный труд делает человека героем.
Заключение
Во все времена и на всех этапах развития общества главной заботой всех народов являлось воспитание в труде, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.
Труду как человеческой деятельности большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки: «Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без труда нет добра» и др.
На протяжении многих веков вопрос о воспитании трудолюбия привлекал внимание выдающихся зарубежных (Я.;А. Коменский, Дж. Локк, Ж.;Ж. Руссо, И.; Г. Песталоцци, Ф. Фребель, П. Кергомар, О. Декроли и др.) и отечественных (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Е.Н. Водовозова, П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, Л.К. Шлегер, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.) ученых и педагогов.
Наступившее XXI столетие, столетие новых социально-экономических и политических ориентиров страны, вызвало к жизни острую необходимость воспитания трудолюбивой личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Только такую личность можно считать конкурентоспособной, только такая личность сможет претендовать на будущий успех и в работе, и в жизни вообще.
Существующая на данный момент законодательная база подчеркивает высокий статус трудолюбия как качества личности. В Законе РФ «Об образовании» зафиксирован один из основополагающих принципов государственной образовательной политики: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье».
Одним из ведущих средств трудового воспитания дошкольников является ознакомление их с трудом взрослых. Формы ознакомления детей с трудом взрослых и воспитания эмоционально-положительного отношения к трудящимся могут быть разнообразными. Это и экскурсии к месту работы взрослых, встречи и беседы, приглашение взрослого в детский сад, чтобы посмотреть, как трудятся дети, чтобы научить их чему-то, участие в праздниках труда, подготовка подарков, игры, чтение, последующий разбор художественных произведений, изобразительная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых и др. Такие формы работы помогают формировать у дошкольников правильные представления о человеке труда, который является примером для подражания.
В заключении отметим, что, какую бы форму ознакомления дошкольников с трудом взрослых ни выбрал воспитатель, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, как показали Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, является их желание помогать взрослым.