Какие пять опытов с магнитом надо сделать вместе с ребенком-дошкольником?


Какие пять опытов с магнитом надо сделать вместе с ребенком-дошкольником?

Содержание

Опыт 1. «Какие материалы притягивает магнит?»Опыт 2. «Как ты думаешь, что будет, если…»Опыт 3. «Как ты думаешь, что было до…»Опыт 4. «Кто скорее достанет скрепки из воды, не намочив рук»Опыт 5. «Найдите клад»

Помните, как в детстве вы трепетно подносили разные «железки» к черным камешкам, проверяя, а вдруг перед вами магнит? А как пытались «обмануть» стрелку компаса, вращаясь вокруг себя на месте? А как старались намагнитить отвертку, чтобы закрутить непослушные мелкие винтики в детали конструктора? И всегда удивлялись – вот ведь работает же это магнит!

Игры с магнитами и знакомство с их свойствами всегда вызывают неподдельный интерес у детей старшего дошкольного возраста.

Наглядно-дидактическое пособие «Опыты с магнитами для детей 4–9 лет» (ООО «НПЦ “ТИО”», учебно-методический набор «ЕНОТИК») отвечает актуальным запросам заинтересованных педагогов. Основная задача пособия – формировать представления детей о свойствах магнита; расширить знания об использовании свойств магнита человеком; развивать познавательную инициативу и самостоятельную исследовательскую деятельность в ходе совместной партнерской деятельности ребенка со взрослым.

В пособие входят:

  • игровые карточки 210х150 мм – 12 шт.
  • автодидактические карточки с вариантами ответов 70х70 мм – 24 шт.

Игровые карточки иллюстрируют опыты с магнитами. На автодидактических карточках даны варианты ответов к каждому опыту – правильный и неправильный. С обратной стороны карточки с правильным ответом изображен радостный енот, держащий магнит, с обратной стороны карточки с неправильным ответом – недоумевающий енот, разводящий лапы в стороны.

Задание выполнено правильно.Задание выполнено неправильно.

Для проведения опытов вам понадобятся плоские двухполюсные магниты и предметы, изображенные на карточках: металлические скрепки, ластик, лист бумаги, деревянный брусок, гайка и т.д. – по количеству участников.

Плоские магниты.

В организации работы с пособием «Опыты с магнитами» можно использовать следующие варианты заданий детям:
Опыт 1. «Какие материалы притягивает магнит?»

Одновременно в проведении опыта могут участвовать до 20 детей. Для этого понадобятся: объекты, обладающие магнитными свойствами и не имеющие их; реальные предметы, магнит; игровой волчок со стрелкой; лоток. Участники встают вокруг стола, в центре которого располагается волчок. Вокруг него размещаются предметы: сосновая шишка, пуговица, скрепка и т.д. Участникам игры дается задание: «По очереди вращайте волчок. Когда стрелка остановится напротив какого-либо предмета, подумайте: сможет ли он примагнититься к магниту?» Предложите детям для проверки выдвинутых предположений подносить к предметам по очереди магнит. Пусть на практике удостоверятся, какой из этих материалов притянется к магниту.

Сделайте вывод: магнит притягивает к себе металлические предметы.

Опыт 2. «Как ты думаешь, что будет, если…»

Для игры понадобятся большие карты с вариантами заданий и маленькие карточки с вариантами ответов. Участникам опытно-экспериментальной деятельности предлагается рассмотреть последовательность картинок на карточке и ответить на вопросы: что произойдет с магнитом и тем предметом, который изображен на карточке, если их приблизить друг к другу. Дети, используя магниты и реальные объекты, подтверждают или опровергают свои предположения в выборе подходящей карточки с изображением возможного варианта ответа.

Что будет, если…Проверка гипотезы.

За каждое правильно выполненное задание победитель (команда игроков) получает фишку. Выигрывает тот, кто наберет к концу игры большее количество фишек.

Опыт 3. «Как ты думаешь, что было до…»

Для опыта понадобятся маленькие карточки с правильными ответами и большие карты с последовательностью выполняемых действий. В опыте могут принимать участие одновременно до 20 детей.

Карточка-задание к игре «Как ты думаешь, что было до…»Выбор правильных ответов и их обоснование.

Участники получают маленькие карточки-ответы, и им дается задание рассмотреть результат опыта с магнитами и выбирать подходящую карточку, на которой изображено то, что предшествовало указанному результату».
Взрослый проверяет правильность выполнения детьми задания, просит участников обосновать ход своего решения. За правильный ответ игроки получают фишку. Игра повторяется до трех раз со сменой игровых карточек. По итогам всех этапов определяются победители.

Опыт 4. «Кто скорее достанет скрепки из воды, не намочив рук»

Для опыта понадобится емкость с водой, 10 скрепок и плоский магнит. Если в экспериментальной деятельности принимает участие один ребенок, то взрослый предлагает ему подумать и догадаться, как, не замочив рук (или каких-нибудь других предметов), вытащить скрепки из воды? Обычно дети догадываются, что это можно сделать магнитом, используя его свойство действовать на металлические предметы на расстоянии. В случае затруднения взрослый демонстрирует ребенку последовательность действий и предлагает ребенку самостоятельно выполнить задание.

Если в опыте одновременно принимает участие несколько детей, то по сигналу взрослого игроки пытаются вытащить скрепки из своих емкостей. Выигрывает тот участник, кому удастся сделать это первому.

Не замочи рук.
Опыт 5. «Найдите клад»

Клад

Для опыта понадобится сухой песок (его можно заменить солью) и «клад»: несколько металлических предметов, выступающих в качестве сокровищ. В качестве клада могут выступать старые ключи, монеты или ненужные мамины украшения. Предложите ребенку найти при помощи Неодимового магнита пиратский клад, зарытый в песок.

Можно организовать соревнования сразу среди нескольких участников, предложив каждому для поиска спрятанных предметов ограниченный временной интервал, например 30 секунд.

Не сомневаюсь, что вашим детям будет ОЧЕНЬ интересно!

Глушкова Галина

,
кандидат педагогических наук, ст. воспитатель ГБОУ Школа № 1598, г. Москва .

Исследование свойств магнитов

Чтобы узнать свойства магнитов, мы провели эксперименты.

Эксперимент №1

«Все ли тела притягиваются магнитом?»

Цель эксперимента: определить, какие предметы может притягивать магнит.

Ход эксперимента: для этого эксперимента мы взяли различные предметы: ручку, бумагу, линейку, металлы из учебного набора «Коллекция металлов» и по очереди поднесли к ним магнит.

Результат: магниты притягивают только некоторые металлические предметы (чугун,сталь), а некоторые металлы, бумага, пластмасс, дерево не испытывают его притяжения.

Эксперимент №2

«Может ли магнит передавать свою силу?»

Цель эксперимента: выяснить, может ли намагничивать металлические предметы.

Ход эксперимента: в этом эксперименте мы прикрепили к магниту гвоздь, к нему ещё.

Потом аккуратно отсоединили магнит от верхнего гвоздя, и гвозди оставались скреплённые ещё несколько секунд.

Результат: магнитная сила может проходить через предметы и вещества.

Эксперимент №3

«Все ли магниты притягиваются друг к другу?»

Цель: узнать, всегда ли магниты притягиваются друг к другу. У магнита есть два полюса: «северный» и «южный»

Ход эксперимента: для этого опыта, мы поднесли друг к другу магниты, поставив их одинаковыми полюсами – магниты отталкивались друг от друга. Когда мы повернули один из магнитов другим полюсом, магниты притянулись.

Если Вы возьмете кусок магнита и разломите его на два кусочка, каждый кусочек опять будет иметь «северный» и «южный» полюс. С одинаковыми полюсами – отталкиваться будут, а с разными полюсами притягиваться.

Результат: магниты с одинаковыми полюсами отталкиваются, а с разными — притягиваются.

Эксперимент №4

«Может ли магнит действовать через другие материалы?»

Цель: определить, проявляются ли свойства магнитов через преграды.

Ход эксперимента: в данном эксперименте мы попробовали примагнитить скрепку через бумагу; стальную пластинку через стакан с водой.

Налив в стакан воды и положив в неё стальную пластинку, мы попытались достать её, используя магнит.

Результат: во всех экспериментах магнит сохранил свои свойства.

Магнит может действовать через бумагу, воду и даже через стекло.

Эксперимент №5

Одинаковая ли сила у магнитов?

Цель: определить одинаковая ли сила у магнитов?

Ход эксперимента: для этого эксперимента я взяла сначала три магнита разных размеров и три одинаковых монеты.Разложила на столе магниты в ряд, положила на стол линейку и вплотную к ней разложила монетки, но на расстоянии от магнитов. Потихоньку подталкиваю линейку с монетками в сторону магнитов

Результат: одни монетки притягиваются к магниту сразу же, другие – только тогда, когда приблизятся к магнитам на близкое расстояние.

Магниты притягивают даже на расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.

Для подтверждения этого эксперимента я взяла два магнита: один большой, другой маленький и скрепки. К маленькому магниту присоединилось 3 скрепки, а к большому 7.

Результат:Не все магниты одинаковы, разные магниты имеют разную силу, эта сила зависит от размера магнита.

Конспект ООД «Магниты»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремлению к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование

  • Развитие у детей познавательно интереса, через знакомство с техникой проведения опытов с магнитами, сформировать представление о магните и его свойствах, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы
  • Актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком, умение общаться со сверстниками во время проведения опытов
  • Знакомство с правилами безопасности при проведении опытов
  • Развитие самостоятельности, инициативности

Оборудование: металлические, пластмассовые, деревянные предметы, емкости с водой, скрепки, лоскуток ткани, листки наблюдений, магниты по количеству детей, карандаш простой, пуговицы.

Уважаемые коллеги, сегодня хочу представить вам мастер-класс «Магнит и его свойства».

Детство – это пора поисков и ответов на самые разные вопросы ребенка. Ребенок познает окружающий мир. Процесс познания творческий и наша задача поддержать и развивать у ребенка интерес к исследовательским открытиям и создать все необходимые условия для этого.

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

Магнит доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами из магнита. Для этого можно привлечь и родителей к совместной экспериментальной деятельности с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

Поэтому исследовательская деятельность с магнитом заинтересовала меня и детей моей группы. Приглашаю вас в лабораторию, где мы станем юными учеными.

План занятия

Воспитатель

. Мы сегодня отравимся в лабораторию. А что такое лаборатория? Лаборатория — это место, где проводят опыты, изучают предметы и их свойства, находят ответы на многие вопросы.

Воспитатель

. Прежде чем войти туда, нужно вспомнить правила безопасного поведения:

  • работать на своих местах;
  • не трогать оборудование без разрешения;
  • слушать внимательно;
  • не перебивать друг друга;
  • все задания выполнять точно и старательно;
  • соблюдать тишину и порядок.

Дети

проходят в лабораторию.

Воспитатель

. Сегодня к нам в лабораторию принесли какой-то предмет для исследования. Попробуйте угадать что это? (Загадка)

  • Бывает маленьким, большим,

железо очень дружит с ним (магнит)

А как магнит нашли, я вам сейчас расскажу.

Старинная легенда. В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сапоги подбитые железом, липнут к черным камням, которые валялись под ногами. Пастух снял сапоги и увидел, что босые ноги не притягиваются к странным камням. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и удивил всех своих друзей. Так от имени пастуха и появилось название «магнит».

Воспитатель

. Ребята, вам всем знаком этот предмет. – Магнит – Да, перед вами обычный магнит, но он хранит много секретов. Мы будем исследовать его свойства.

Воспитатель

. И сейчас мы разгадаем первый секрет

Опыт № 1 « Что притягивает магнит»

На столе лежат вперемешку предметы, надо их разобрать. Какие предметы, перечислите.

Воспитатель

. Дети, как вы думаете, какие предметы притянет магнит?

Дети

. Металлические

Воспитатель

. Наши предположения подтвердиться? Проведем опыт, а результаты запишем в листках наблюдений. Поднесите по очереди магнит к каждому предмету, предметы которые притягиваются отложите в красную тарелочку, а те которые не притягиваются в синюю.

Воспитатель

. Расскажите, что выделали и что у вас получилось? Какие предметы притянул магнит, а какие магнит не притянул

Ответы детей

.

Опыт № 2 «Магнит преграды не боится»

Воспитатель

. Как вы считаете, если положить на металлические предметы лист бумаги или ткань, что получится, давайте проверим. А теперь положите на железные предметы кусочек бумаги и поднесите магнит: Что получилось? Покажите? А теперь кусочек ткани

Дети

. Железные предметы примагнитились к магниту через бумагу, ткань.

Опыт № 3 «Не замочи рук»

Воспитатель

. А можно с помощью магнит достать скрепку из воды не замочив рук, давайте проверим.

У каждого ребенка стакан с водой.

Ребенок опускает скрепку в стакан и по внешней стороне стакана снизу вверх ведет магнит, скрепка «тянется» за магнитом.

Воспитатель

. Что мы видим?

Дети

. Скрепка следует за движениями магнита.

Дети

. Магнит может действовать через стекло и воду

Воспитатель

. Ребята, а как вы думаете, где люди используют магнит?

Дети

. В игрушках, конструкторах, держатели для записок, можно собрать рассыпавшиеся кнопки, в медицине при обследовании и лечении, на железной дороге, для поездов.

Воспитатель

. Как вы думаете, мои юные ученые, мы справились с заданием

Дети

. Да

Воспитатель

. С помощью опытов мы многое узнали про магнит

Итог:

  1. Магнит притягивает железо
  2. Магнит действует через бумагу и ткань
  3. Магнит действует через воду и стекло

Литература

  1. В.В. Щетинина «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста»
  1. Н.А. Коротокова «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников»
  1. Е.В. Мурадова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» — экспериментирование
  1. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова «Занимательные опыты и экспериментирование для дошкольников»

Картотека опытов и игр магнитами

Оглавление

ЧАСТЬ 1. ОПЫТЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С МАГНИТАМИ

……………………………………………………………………………………………….. 4

ОПЫТ 1. КАКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПРИТЯГИВАЕТ МАГНИТ?…………………………………………………………………………………………………….. 4

ОПЫТ 2. МАГНИТЫ ДЕЙСТВУЮТ НА РАССТОЯНИИ……………………………………………………………………………………………………………….. 6

ОПЫТ 3. МАГНИТ ИМЕЕТ ДВА ПОЛЮСА………………………………………………………………………………………………………………………………… 8

ОПЫТ 4. КАК УВИДЕТЬ МАГНИТНОЕ ПОЛЕ?………………………………………………………………………………………………………………………….. 9

ОПЫТ 5. МАГНИТНЫЕ СВОЙСТВА МОЖНО ПЕРЕДАТЬ ОБЫЧНОМУ ЖЕЛЕЗУ………………………………………………………………………… 10

ОПЫТ 6. МАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 11

ЧАСТЬ 2. ИГРЫ С МАГНИТАМИ

……………………………………………………………………………………………………………………………………. 12

МАГНИТНЫЙ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР…………………………………………………………………………………………………………………………………….. 12

ОБЪЕМНЫЙ ЛАБИРИНТ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 15

РИСОВАННЫЙ ЛАБИРИНТ «КОШКИ-МЫШКИ»…………………………………………………………………………………………………………………….. 16

КАРАНДАШНИЦА-МАГНИТНЫЙ КОНСТРУКТОР НА БАНКЕ…………………………………………………………………………………………………. 18

СМЕШНЫЕ ЧУДИКИ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………. 21

3

чудо магнитопыты и эксперименты (подготовительная группа) по теме

Всё ли притягивают магниты?

Цель: Определить свойства магнитов притягивать металлические предметы

Материалы: предметы из дерева, металлов, пластмасс, стали, бумаги; магнит.

В ходе эксперимента надо разделить все предметы на две группы: металлические и не металлические. Поднеся магнит по очереди к предметам первой и второй группы. Мы определяем, что неметаллические предметы не притягиваются к магниту , но и некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.

Вывод: магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит.

«Как достать скрепку из воды не намочив рук»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Материал: Стаканчик с водой, железные предметы, магнит.

Убирая скрепки после экспериментов детей Узнайка «случайно» роняет часть из них в стакан с водой. Возникает вопрос, как достать скрепки из воды, не намочив рук при этом. После того как детям удается вытащить скрепки из воды с помощью магнита выясняется, что магнит действует на железные предметы в воде. Такой же опыт с песком.

Вывод. Вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь, даже если они разделены с ним водой.

«Сила магнитов»

Цель: Познакомить со способом сравнения силы магнита.

Материал: Большой подковообразный и полосовой средней величины магнит, скрепки.

Предложите детям определить, какой магнит сильнее – большой подковообразный или полосовой средней величины (это может быть спор, в котором участвуют сказочные персонажи, хорошо знакомые детям). Рассмотрите каждое из предложений детей, как узнать, какой из магнитов сильнее. Детям при этом не обязательно формулировать свои предложения словесно. Ребенок может выразить свою мысль наглядно, действуя с предметами, необходимыми для этого, а педагог (или гном Узнайка) вместе с другими помогает вербализовать ее.

В результате обсуждения выявляются два способа сравнения силы магнитов:

1. по расстоянию – сильнее тот магнит, который притянет стальной предмет (скрепку), на большем расстоянии (сравниваются расстояния между магнитом и тем местом, где находится притянутая им скрепка);

2. по количеству скрепок – сильнее тот магнит, который удерживает у своего полюса цепочку с большим количеством стальных скрепок (сравнивается количество скрепок в цепочках, «выросших» у полюсов магнитов), или же – по густоте железных опилок, прилипших к магниту.

Обратите внимание на эксперименты – «подсказки» с двумя магнитами разной силы, которые можно показать детям в случае их затруднений:

1. одинаковые стальные скрепки один из магнитов притягивает с большого расстояния, чем другой;

2. один магнит удерживает у своего полюса целую цепочку с большим количеством скрепок, чем другой (или более густую «бороду» железных опилок).

Пусть дети в ходе этих экспериментов определят, какой из магнитов сильнее, а затем объясняют, как они догадались, что им «подсказало» ответ.

Подсчитав количество скрепок у полюсов разных магнитов и сравнив их, дети приходят к выводу, что силу магнита можно измерить количеством скрепок, удерживаемых в цепочке около его полюса.

Таким образом, скрепка в этом случае является «меркой» для измерения силы магнита.

Дополнительно. Можно взять вместо скрепок другие стальные предметы (например, шурупы, кусочки стальной проволоки и т.д.) и составить из них цепочки у полюсов магнитов. Это поможет детям убедиться в условности выбранной «мерки», в возможности ее замены другими.

Вывод: форма и размер магнита влияет на его силу. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера. Магниты притягивают даже на расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.

Магниты обладают свойством притягивать металлические предметы. Магнитная сила может действовать через различные предметы и на значительном расстоянии. Не все магниты одинаковы, разные магниты имеют разную силу, эта сила зависит от формы и размера магнита.

«От чего зависит сила магнита?»

Цель: Развивать логико-математический опыт в процессе сравнения силы магнита через предметы.

Материал: Большая консервная банка, маленький кусок стали.

Гном путаник предлагает сделать большой магнит. Он уверен, что из большой железной банки получится сильный магнит – сильнее, чем из маленького куска стали.

Дети высказывают свои предложения по поводу того, из чего получится лучший магнит: из большой консервной банки или из маленького куска стали.

Проверить эти предложения можно экспериментально: попробовать натереть оба предмета одинаково, а затем определить, какой из них сильнее (о силе получившихся магнитов можно судить по длине «цепочки» из одинаковых железных предметов, удерживаемой у магнитного полюса).

Но для такой экспериментальной проверки надо решить ряд проблем. Для того, чтобы одинаково натереть оба будущих магнита, можно:

  • натирать оба куска стали с помощью одинакового количества движений (двое детей натирают, а две команды считают количество движений, сделанных каждым из них);
  • натирать их одинаковое время и делать это в одинаковом темпе (в этом случае для фиксации времени натирания можно использовать песочные часы или секундомер, или же просто начать и закончить это действие двум детям одновременно – по хлопку; для соблюдения одного темпа в этом случае можно использовать равномерный счет).

Вывод: что более сильный магнит получается из стальных предметов (например, из стальной иголки). Из жестяной консервной банки магнит получается очень слабый или не получается вообще. Размер предмета значения не имеет.

«Сделать магнит помогает электричество»

Цель: Познакомить детей со способом изготовления магнита с помощью электрического тока.

Материал: Батарейка от карманного фонарика и катушка из-под ниток, на которую равномерно наматывают медную изолированную проволоку толщиной 0,3 мм.

Будущий магнит (стальной стержень, иголки и т.д.) вставляют внутрь катушки (в качестве сердечника). Размер будущего магнита должен быть таким, чтобы его концы несколько выдавались из катушки. Присоединив концы проволоки, намотанной на катушку, к батарейке от карманного фонаря и пустив тем самым электрический ток по проводу катушки, мы намагнитим стальные предметы, находящиеся внутри катушки (иголки следует вставлять внутрь катушки, подобрав их «ушками» в одну сторону, остриями – в другую).

В этом случае магнит, как правило, получается более сильным, чем при изготовлении его натиранием стальной полоски.

«Какой магнит сильнее?»

Цель: Сравнить силы магнитов, изготовленных разными способами.

Материал: Три магнита разной формы и величины, стальные скрепки и другие металлы.

Предложите детям сравнить свойства трех магнитов (используя в качестве «мерок» для измерения силы магнитов скрепки или другие стальные предметы):

  • магнита, получившегося в результате этого опыта;
  • магнита, сделанного натиранием стальной полоски;
  • магнита, изготовленного фабричным способом.

«Магнитная стрелка»

Цель: Познакомить со свойствами магнитной стрелки.

Материал: Магнит, магнитная стрелка на подставке, иголка, полоски красного и синего цвета, пробка, сосуд с водой.

Покажите детям магнитную стрелку (на подставке), дайте им возможность экспериментально убедиться в том, что она представляет собой магнит.

Пусть дети поместят магнитную стрелочку на подставку (убедившись, что она может на ней свободно вращаться). После того, как стрелка остановится, дети сравнивают расположение ее полюсов с расположением полюсов магнитов, вращающихся на нитях (или – с магнитами, плавающими в мисках с водой), и приходят к выводу, что их расположение совпадает. Значит, магнитная стрелка – как и все магниты – показывает, где у Земли север, а где — юг.

Обратите внимание. Если в вашем расположении нет магнитной стрелки на подставке, ее можно заменить обыкновенной иголкой. Для этого надо ее намагнитить, обозначив северный и южный полюса соответственно полосками красной и синей бумагой (или ниток). Затем – положить иголку на пробку, а пробку поместить в плоский сосуд с водой. Свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магниты.

«Компас»

Цель: Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Материал: Компас.

1. Каждый ребенок кладет компас на ладонь и «открыв» его (как это сделать, показывает взрослый), наблюдает за движением стрелочки. В результате дети еще раз выясняют, где север, где юг (на этот раз – с помощью компаса).

Игра «Команды».

Дети встают, кладут компасы на ладонь, открывают их и выполняют команды. Например: сделать два шага на север, затем – два шага на юг, еще три шага на север, один шаг на юг и т.д.

Научите детей находить с помощью компаса запад и восток.

Для этого выясните, что обозначают буквы – С, Ю, З, В – которые написаны внутри компаса.

Затем пусть дети повернут компас на ладони так, чтобы синий конец его стрелки»смотрел» на букву С, т.е. – на север. Тогда стрелочка (или спичка), которая (мысленно) соединяет буквы З и В, покажет направление «запад – восток» (действия с картонной стрелочкой или спичкой). Таким образом, дети находят запад и восток. Игра в «Команды» с «использованием» всех сторон горизонта.

«Когда магнит вреден»

Цель: Познакомить с тем, как магнит действует на окружающее.

Материал: Компас, магнит.

  • Пусть дети выскажут свои предположения о том, что произойдет, если к компасу поднести магнит? – Что будет со стрелкой? Изменит ли она свое положение?
  • Проверьте предположения детей экспериментально. Поднеся магнит к компасу, дети увидят, что стрелка компаса движется с магнитом.
  • Объясните наблюдаемое: магнит, который приблизился к магнитной стрелке, влияет на нее сильнее, чем земной магнетизм; стрелка-магнит притягивается к магниту, более сильно действующему на нее по сравнению с Землей.
  • Уберите магнит и сравните показания того компаса, с которым проводили все эти эксперименты, с показаниями других: он стал показывать стороны горизонта неверно.

Выясните с детьми, что такие «фокусы» с магнитом вредны для компаса – его показания «сбиваются» (поэтому лучше для этого эксперимента взять только один компас).

  • Расскажите детям (можно это сделать от имени Узнайки) о том, что магнит вреден и для многих приборов, железо или сталь которых могут намагнититься и начать притягивать разные железные предметы. Из-за этого показания таких приборов становятся неверными.

Магнит вреден для аудио- и видеокассет: и звук, и изображение на них могут испортиться, исказиться.

Оказывается, и для человека тоже вреден очень сильный магнит, поскольку и у человека, и у животных в крови есть железо, на которое магнит действует, хотя этого и не чувствуется.

Выясните с детьми, вреден ли магнит для телевизора. Если сильный магнит поднести к экрану включенного телевизора, то изображение исказится, возможно, пропадет цвет. после того, как магнит уберут, и то, и другое должно восстановиться.

Обратите внимание на то, что такие эксперименты опасны для «здоровья» телевизора еще и потому, что магнитом можно нечаянно поцарапать экран или даже разбить его.

Пусть дети вспомнят и расскажут Узнайке о том, как «защититься» от магнита (с помощью стального экрана, магнитного якоря.

«Земля – магнит»

Цель: Выявить действия магнитных сил Земли.

Материал: Шар из пластилина с закрепленной на нем намагниченной английской булавкой, магнит, стакан с водой, обычные иголки, растительное масло.

Проведение опыта. Взрослый спрашивает у детей, что будет с булавкой, если поднести к ней магнит (она притянется, так как металлическая). Проверяют действие магнита на булавку, поднося его разными полюсами, объясняют увиденное.

Дети выясняют, как будет вести себя иголка вблизи магнита, выполняя опыт по алгоритму: смазывают иголку растительным маслом, осторожно опускают на поверхность воды. Издалека, медленно на уровне поверхности воды подносят магнит: игла разворачивается концом к магниту.

Дети смазывают намагниченную иголку жиром, аккуратно опускают на поверхность воды. Замечают направление, осторожно вращают стакан (иголка возвращается в исходное положение). Дети объясняют происходящее действием магнитных сил Земли. Затем рассматривают компас, его устройство, сравнивают направление стрелки компаса и иголки в стакане.

«Полярное сияние»

Цель: Понимать, что полярное сияние – проявление магнитных сил Земли.

Материал: Магнит, металлические опилки, два листа бумаги, трубочка для коктейля, воздушный шар, мелкие кусочки бумаги.

Проведение опыта. Дети кладут под лист бумаги магнит. С другого листа на расстоянии 15см сдувают через трубочку на бумагу металлические опилки. Выясняют, что происходит (опилки располагаются в соответствии с полюсами магнита). Взрослый поясняет, что так же действуют магнитные силы земли, задерживая солнечный ветер, частицы которого, двигаясь к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся. Дети вместе со взрослым наблюдают притягивание мелких кусочков бумаги к наэлектризованному трением о волосы воздушному шару (кусочки бумаги – частицы солнечного ветра, шар – Земля).

«Необычная картина»

Цель: Объяснить действие магнитных сил, использовать знания для создания картины.

Материал: Магниты разной формы, металлические опилки, парафин, ситечко, свеча, две пластины из стекла.

Проведение опыта. Дети рассматривают картину, выполненную с использованием магнитов и металлических опилок на парафиновой пластине. Взрослый предлагает детям выяснить, как она создана. Проверяют действие на опилки магнитов разной формы, высыпая их на бумагу, под которой помещен магнит. Рассматривают алгоритм изготовления необычной картины, выполняют последовательно все действия: покрывают парафином стеклянную пластину, устанавливают ее на магниты, через сито высыпают опилки; подняв, нагревают пластину над свечой, накрывают второй пластиной, делают рамку.

«Магнит рисует Млечный путь»

Цель: познакомить детей со свойством магнита притягивать металл, развивать интерес к экспериментальной деятельности.

Материал: магнит, металлические опилки, лист бумаги с изображением ночного неба.

Проведение опыта. Наблюдение со взрослыми за ночным небом, на котором хорошо виден Млечный путь. На карту неба широкой полосой высыпаем опилки, имитирующие Млечный путь. С обратной стороны подносим магнит и медленно передвигаем его. Опилки, изображающие созвездия, начинают двигаться по звездному небу. Там, где у магнита находится положительный полюс, опилки притягиваются друг к другу, создавая необычные планеты. Там, где у магнита находится отрицательный полюс, опилки отталкиваются друг от друга, изображая отдельные ночные светила.

«Магнитный театр»

Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов, драматизации сказок для «магнитного» театра. Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности (распределение обязанностей). Развивать эмоционально-чувственный опыт, речь детей в процессе игр-драматизаций.

Материал: Магнит, стальные скрепки, листы бумаги. Материалы, необходимые для рисования, аппликации, оригами (бумага, кисти и краски или карандаши, фломастеры, ножницы, клей).

Детям предлагается в качестве сюрприза ко дню рождения гнома Волшебника подготовить спектакль в театре, в котором используются магниты (гном Волшебник очень ими увлечен).

«Подсказкой» для устройства магнитного театра служит опыт, в котором по бумажному экрану движется скрепка под действием магнита.

В результате поисков – экспериментирования, раздумья, обсуждений – дети приходят к выводу о том, что если к бумажным фигуркам прикрепить какие-либо легкие стальные предметы (скрепки, кружочки и т.д.), то они будут удерживаться магнитом и двигаться по экрану сего помощью (магнит при этом подносят к экрану с другой – невидимой зрителю – стороны).

После выбора сказки для инсценировки в магнитном театре дети рисуют декорации на бумажной сцене-экране и делают «актеров» — бумажные фигурки с приделанными к ним кусочками стали (они движутся под действием магнитов, которыми управляют дети). При этом каждый ребенок выбирает наиболее приемлемые для него способы изображения «актеров»:

  • Рисуют и вырезают;
  • Делают аппликацию;
  • Изготовляют способом оригами и др.

Кроме того, желательно сделать специальные пригласительные для гнома Волшебника и всех остальных гостей. Например, такие: Приглашаем всех на первый спектакль самодеятельного детского магнитного театра «ЧУДО-МАГНИТ».

«Поймай рыбку»

Цель: Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов применения магнитов, придумывания сюжетов для игр с их использованием. Расширять преобразовательно-созидательный опыт детей в процессе конструирования игр (их рисования, раскрашивания, вырезания). Расширять социальный опыт детей в процессе совместной деятельности – распределение обязанностей между ее участниками, установление сроков работы, обязательность их соблюдения.

Материал: Настольная игра «поймай рыбку»; книги и иллюстрации, помогающие детям придумывать сюжеты «магнитных» игр; материалы и инструменты, необходимые для изготовления игры «Поймай рыбку» и других «магнитных» игр (в количестве, достаточном для того, чтобы в изготовлении таких игр принял участие каждый ребенок).

Предложите детям рассмотреть настольно-печатную игру «Поймай рыбку», рассказать, как в нее играть, каковы правила и объяснить, почему рыбки «ловятся»: из чего они сделаны, из чего – «удочка», как, благодаря чему удается «поймать» бумажную рыбку удочкой – магнитом.

Предложите детям самим сделать такую игру. Обсудите, что нужно для ее изготовления – какие материалы и инструменты, как организовать работу (в каком порядке ее выполнять, как распределить обязанности между «изготовителями»).

В ходе работы детей обратите их внимание на то, что все они – «изготовители» — зависят друг от друга: пока каждый из них не закончит свою часть работы, игру сделать не удается.

После того, как игра готова, предложите детям поиграть в нее.

Исследовательская работа Магниты и их свойства (3 класс)

9

Исследовательский проект

Магниты и их свойства”

Как – то раз один из моих одноклассников принёс в школу магнитную игрушку— бакуган. Мне очень понравилось с ней играть. С тех пор меня заинтересовали магниты. Я стал задумываться, всё ли притягивает магнит? Всегда ли магнит сохраняет свою волшебную силу притяжения? Можно ли намагнитить предмет?

Гипотеза: я предположил, что

  • магнит притягивает все металлические предметы;
  • можно создать магнит самому, если изучишь свойства магнитов.

Предмет исследования: магниты, их свойства

Цель исследования: выяснить, какие предметы и как притягивает магнит.

Задачи:

определить:

  • что такое магнит, какой формы он бывает;
  • выявить виды металлов, взаимодействующие и невзаимодействующие с магнитом;
  • где применяют магниты;
  • учиться формулировать выводы и делать маленькие “открытия” при постановке эксперимента.

Ход исследования:

Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит”.

Магнит — это тело, обладающее магнитным полем. В природе магниты встречаются в виде кусков камня — магнитного железняка (магнетита). Он может притягивать к себе другие такие же камни. На многих языках мира слово «магнит» значит просто «любящий» – так сказано о его способности притягивать к себе.

Существует одна старинная легенда про магнит

.

В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

На самом деле, более двух тысяч лет тому назад древние греки узнали о существовании магнетита – минерала, который в состоянии притягивать железо. Магнетит обязан своим названием древнему турецкому городу Магнесия, где этот минерал нашли древние греки. Сейчас этот город называется Маниза, и там до сих пор встречаются магнитные камни. Кусочки найденных камней называют магнитами или природными (естественными) магнитами. Со временем люди научились сами изготавливать магниты, намагничивая куски железа.

Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством.

Для начала я прочитал в детских энциклопедиях и в интернете, что такое магнит. Далее провел несколько опытов с магнитами.

Опыты

Я приглашаю вас в мою мини — лабораторию для дальнейших исследований магнита и его свойств.

Важное дело – эксперимент!

В нем интересен нам каждый момент”.

У нас в классе есть чудесный чемоданчик – лаборатория “ Постоянные магниты”. Открыв его и изучив содержимое, я узнал, что магниты могут быть разных форм и размеров: прямоугольные, квадратные, круглые (дисковые), в форме подковы (подковообразные) или бублика, в виде стержня (стержневые) . Показ.

Эксперимент 1

Оборудование:

  • стержневой магнит с немаркированными полюсами
  • несколько гвоздей

Проведение опыта:

Положу несколько гвоздей на стол. Поднесу магнит к гвоздям. Гвозди притянулись к магниту.

Вывод:

Сила, с которой магнит действует на гвозди, называется магнитной силой

.

Эксперимент 2

Всё ли притягивают магниты?

Оборудование:

  • стержневой магнит
  • золото
  • серебро
  • набор для изучения магнитных свойств материалов в пластиковой коробочке:
  • железная пластинка
  • кусочек картона
  • кусок ткани
  • медная пластинка
  • резиновый ластик
  • гвоздь
  • алюминиевый винт
  • деревянный диск
  • камешек
  • скрепка
  • железный винт

Проведение опыта:

Поднесу магнит к разным предметам из набора. Магнитная сила действует на скрепки, гвозди, железные болты, железную пластинку. Но она не действует на алюминиевый болт, золото, серебро, кусок ткани, деревянный диск, резиновый ластик, картонные и медные пластинки.

Результат:

Результаты опыта я занёс в таблицу. (Показ слайда из презентации).

Таблица – схема для занесения результатов эксперимента.

Выводы:

Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения.

Я узнал, что магниты — это кусочки стали или железа. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, золото, серебро, медь магнит не притягивает. Дерево, резина, бумага, ткань не реагируют на магнит.

Применение в жизни

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показать детям некоторые магнитные украшения). Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

Эксперимент 3

Действует ли магнит через другие материалы?

Оборудование:

  • магнит
  • стеклянный кувшин
  • скрепка
  • вода

Проведение опыта:

  1. В кувшин брошу скрепку. Поспорю, что вытащу скрепку, не замочив рук.
  2. Прислоню магнит к кувшину на уровне скрепки. После того, как она приблизится к стенке кувшина, медленно буду двигать магнит по стенке вверх.

Результат:

Скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, её можно легко достать, не замочив рук.

Это потому…

…что магнитная сила действует и сквозь стекло, и сквозь воду. Если бы стенки кувшина были железными или стальными, скрепка всё равно передвигалась бы, но слабее, потому что часть магнитной силы поглотила бы стенка кувшина. Использование этого свойства в жизни

Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.

Эксперимент
4
Оборудование:

  • нитка
  • гвоздик
  • магнит
  • нож

Проведение:

На нитке повешу маленький гвоздик, недалеко от него установлю магнит.

Проблема:

Как, не касаясь ни гвоздика, ни магнита, заставить гвоздик качаться подобно маятнику?

Задача решается следующим образом.

Надо взять ножик и то помещать его между полюсом магнита и гвоздём, то убирать. Магнитная сила свободно проходит через все тела, кроме железа. Железо представляет собой магнитный экран. Таким образом, когда ножик помещается между полюсом магнита и гвоздём, он преграждает путь магнитным силовым линиям к гвоздю, и гвоздик висит вертикально. Когда убираем ножик, то тем самым даём возможность силовым линиям действовать на гвоздь. Гвоздик с большей или меньшей силой притягивается к магниту и отклоняется от вертикали. Делая так, я довольно быстро привожу гвоздик в колебательное движение.

Вывод:

Магнитная сила свободно проходит через все тела, кроме железа. Железо представляет собой магнитный экран.

Эксперимент
5
Оборудование:

  • стержневой магнит
  • 5 скрепок
  • 5 гвоздей

Проведение:

Подвешу к магниту несколько скрепок одну за другой так, чтобы они образовали цепь. Чем больше магнитная сила, тем более длинной можно сделать цепочку.

Вывод:

Магниты могут быть слабыми и сильными.

Эксперимент 6

Какие части магнита сильнее притягивают предметы?

Оборудование:

стержневой магнит с маркированными и немаркированными полюсами, 5 скрепок, 5 гвоздей.

Проведение:

Постараюсь собрать гвозди с помощью магнита. (Показ.)

Большая часть гвоздей расположилась по его краям.

Для проверки результата использую скрепку. (Показ.)

Середина магнита совсем не действует на скрепку, а его концы притягивают её наиболее сильно.

Вывод:

Из этого эксперимента и из детских энциклопедий я узнал, что те области, в которых магнитное поле оказывает наиболее сильное воздействие, называются полюсами магнита

.

Эксперимент
7
Оборудование:

  • пластмассовая пробирка
  • стержневой магнит немаркированный
  • стержневой магнит маркированный

Проведение:

Попытаюсь поднести два магнита полюсами друг к другу. В зависимости от ориентации полюсов магниты будут притягиваться (разноимённые полюса), либо отталкиваться (одноимённые полюса).

Сближу маркированные (одноимённые) полюсы магнитов. Они отталкиваются.

Теперь поместим магниты в пробирку. Один магнит завис над другим. Это произошло потому, что я их расположил одноимёнными полюсами друг к другу.

Вывод:

Разноимённые полюсы магнитов притягиваются, одноимённые отталкиваются.

У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Применение в жизни

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.

Эксперимент
8
Оборудование:

  • стержневой магнит с немаркированными полюсами
  • стержневой магнит маркированный
  • минитележки

Проведение:

Помещу магнит в минитележку. Попробую подвигать её при помощи магнита, не прикасаясь к ней. В зависимости от взаимного расположения полюсов магнитов тележку удаётся “тянуть” или “толкать”. (Показ.)

Вывод:

Магниты могут притягивать или отталкивать другие магниты.

При приближении противоположные его полюса притягиваются, а одинаковые отталкиваются. Свойства магнита наиболее сильно проявляются у его краев — магнитных полюсов.

Эксперимент 9

Можно ли создать магнит?

Оборудование:

  • магнит в форме бруска
  • две толстых иглы

Проведение:

  1. Одним концом бруска потру около 40 раз иглы (тереть буду в одном направлении).
  2. Поднесу иглы одну к другой, сначала со стороны ушка, потом с острия.

Результат:

Иглы либо притягиваются, либо отталкиваются – в зависимости от сближаемых концов.

Это потому…

… что натирание игл магнитом вызвало их намагничивание. Они ведут себя как два магнита, взаимно притягиваясь или отталкиваясь – в зависимости от сближаемых полюсов.

Вывод:

Любой железный или стальной предмет может быть намагничен трением предмета об один из полюсов магнита.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опытным путём я узнал, что магниты — это кусочки стали или железа, которые притягивают различные предметы из железа, стали, никеля, кобальта, хрома, или материалы, состоящие из сплавов этих металлов. Но магнит притягивает только некоторые металлы, например железо, сталь и никель. Другие металлы, например, алюминий, золото, серебро, латунь магнит не притягивает.

Существует и магнитный экран, сквозь который магнитная сила пройти не может. Это железо.

Но самое интересное оказалось в том, что можно самому создать магнит, если любой железный или стальной предмет потрёшь об один из полюсов магнита.

Свойства магнитов используются в технике и в быту. Магнитами поднимают тяжелые грузы на заводах, магнитные приборы используют в больницах для лечения и диагностики, магниты помогают людям ориентироваться в пространстве, с помощью магнитов делается слышимым звук в телефонной трубке и динамике магнитофона и телевизора, информацию в компьютере и на пластиковые карточки записывают при помощи намагничивания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]