Психология социология/ 5.Психолого-воспитательные проблемы развития личности в современных условиях.
Н.В. Пожиткина, А.С.Кондрашова
Северо-Казахстанский Государственный Университет им. М.Козыбаева, Казахстан
ПРОФИЛЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ДОШКОЛЬНИКА
Гуманистическая цель современного дошкольного образования заключается в максимальном раскрытии потенциальных возможностей личности ребенка, содействии полноценному его развитию в личностном и познавательном плане, создании условий для полноценного и максимального проявления положительных сторон индивидуальности ребенка, условий для максимально возможной и эффективной амплификации (обогащения) им образовательных воздействий[1,2]. Поэтому сопровождение дошкольника, как одно из приоритетных направлений деятельности психолога образования, должно обеспечивать защиту прав детей на развитие и образование, на сохранение «позитивного здоровья», которое нарушается, в том числе из-за перегрузок образовательных программ, несоответствия образовательной среды потенциальным возможностям детей, их эмоциональных перегрузок.
Способность к адаптации – одно из условий развития здорового человека. Здоровье человека закладывается в раннем возрасте и определяется сочетанием ряда детерминирующих развитие факторов. В связи с тем, что действие внешнего и внутреннего факторов может иметь негативную симптоматику на развитие ребенка в условиях интенсификации обучения, воспитателям и педагогам-психологам необходимо реализовать все необходимые действия по профилактике расстройств психологического здоровья уже на этапе адаптации в ДОУ. Так нами подчёркивается важность создания оптимальных условий обеспечивающих физическое и психическое здоровье ребенка дошкольника, его душевное и социально-эмоциональное благополучие. Мы считаем целесообразной организацию системы деятельности специалистов ДОУ в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогощения с учетом показателей психоэмоционального благополучия ребенка.
Исходя из теоретического анализа различных зарубежных авторов эмоциональное благополучие можно конкретизировать в стремлении реализовать свой потенциал, обусловливающий развитие счастливой личности [3]. В работах таких отечественных исследователей как А.Ф.Лазурский, Г.Я.Трошин, П.М.Якобсон, А.В.Запорожец, Л.А.Абрамян, А.Д.Кошелева, Я.З.Неверович, Л.П.Стрелкова прослеживается устойчивая взаимосвязь между появлением личностных новообразований и особенностями эмоциональной сферы, то есть эмоциональное благополучие рассматривается в контексте процесса становления личности в дошкольном детстве[4,5]. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина трактуют эмоциональное благополучие ребенка через создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением[3,6]. В качестве основных показателей развития эмоциональной сферы дошкольника Г.М.Бреслав выделяет следующие: явно положительная окраска участия ребенка в ролевых играх; появление эмоциональной детерминации; наличие выраженного эмоционального смещения; радость от правильного (т.е. положительно оцениваемого взрослыми и сверстниками) воспроизведения эталонов поведения взрослого по поводу решения определенных социальных задач. По мнению автора, именно эмоциональное благополучие, способно выступать наиболее ранним индикатором изменений в процессе становления личности в дошкольном возрасте[5]. Как отмечает С.Бойко, признаком эмоционального благополучия личности является то, что ее «Я-образ» меняется адекватно внешним и внутренним воздействиям и при этом сохраняется в коммуникативных диапазонах[3].
Учитывая специфику эмоционального развития, его цели и задачи, а так же типологические особенности дошкольников[7], мы раскрыли сущность и изучили содержание доминантного аспекта эмоционального благополучия через эмоциональный «профиль» каждого ребенка. Под эмоциональным профилем мы понимаем направленность развития эмоционального «Я-образа» в оценке выраженности следующих критериев:
Таблица1- Критерии оценки профиля эмоционального благополучия ребенка в детском саду
Профиль | Эмоциональное состояние | Деятельность | Взаимоотношение со взрослыми | Взаимоотношения со сверстниками | Потребность в общении | ||||
Профиль эмоционального неблагополучия | Слезы, плач. | Отсутствует. | Отрицательные не воспринимает предложения воспитателя. | Отрицательные. | Потребность в общении с близкими, в получении от них ласки, сведений об окружающих. | ||||
Профиль неустойчивого благополучия | Неуравновешенность, готовность заплакать, если рядом взрослый. | Наблюдение. | Положительныепо инициативе воспитателя. | Отсутствует или отвечает на вопросы детей. | Потребность в общении со взрослыми, получении от них сведений от окружающих. | ||||
Профиль эмоционального благополучия | Спокойное, уравновешенное. | Предметная деятельность или сюжетно-ролевая игра. | Положительные по инициативе самого ребенка. | Положительны. | Потребность в общении со взрослыми в активных самостоятельных действиях. | ||||
Критерии, уточняющие содержание профиля эмоционального благополучия ребенка | |||||||||
Высокий уровень самооценки. | Количество страхов их возрастной характер проявления, как у мальчиков, так и у девочек. | Умение распознавать экспрессивное выражение группы эмоций (радость, гнев, печаль, обида, удивление). | Средний уровень тревожности. | Оптимальность и положительный характер взаимоотношений ребенка в системах: «ребенок-ребенок», «ребенок-взрослый» и «ребенок-повседневные действия». |
Для определения способов учета информации по эмоциональному благополучию дошкольников, нами была разработана единая форма групповой и индивидуальной карты эмоционального благополучия (КЭБ) дошкольника:
Таблица 2 – Карта эмоционального благополучия ребенка дошкольника(КЭБ)
Шкалы профиля эмоционального благополучия | Баллы/ Шкалы | 0 | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | |||||||
1 | 3 | 5 | 7 | 9 | ||||||||||
Эмоциональное состояние | 1 | ЭС | ||||||||||||
Деятельность | 2 | Д | ||||||||||||
Взаимоотношение со взрослыми | 3 | ВВ | ||||||||||||
Взаимоотношения со сверстниками | 4 | ВС | ||||||||||||
Самооценка | 5 | СО | ||||||||||||
Тревожность | 6 | ТР | ||||||||||||
Страхи | 7 | СТ | ||||||||||||
Распознание эмоций | 8 | РЭ | ||||||||||||
Неблагополучный | Благополучный | |||||||||||||
«Профиль» эмоционального благополучия | ||||||||||||||
Прогноз развития эмоциональной сферы и личности дошкольника | ||||||||||||||
на период адаптации: | ||||||||||||||
на период перехода из одной возрастной группы в другую: | ||||||||||||||
на период развивающе-коррекционного воздействия: |
Карта заполняется педагогом-психологом, учет динамики эмоционального благополучия дошкольника ведется на основе анализа выраженности критериев оценки профиля эмоционального благополучия ребенка в детском саду и показателей «Календаря настроений», а так же материалов проективных заданий (рисунки, схемы, игровые и диагностические задания и т.п.). Для заполнения карты эмоционального благополучия нами был применен следующий психодиагностических инструментарий: схема экспертной оценки показателей степени проявления эмоционального благополучия ребенка в детском саду; схема наблюдения за внешними и внутренними экспрессивными проявлениями. Все эти методики позволяют осуществить групповое обследование учащихся. Методика индивидуальных особенностей социального развития ребенка, тест Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен — «Выбери нужное лицо», методика «Страхи» А.И.Захарова, определение экспрессивных выражений лица с использованием модификации цветового теста «Цветопись» А.Лутошкина (изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке), методика «Определение статуса ребенка в структуре межличностных отношений», методика «Самооценка» Марцинковской Т.Д. и рисуночная методика «Моя группа». Выбор методик обусловлен тем, что с помощью каждой из них можно оценить несколько диагностируемых показателей; причем все они имеют прогностическую значимость.
Обобщение причин и условий возникновения проблем эмоционального благополучия ребенка в детском саду, осуществляется через анализ отрицательных эмоциональных состояний и поведенческих реакций их порождающих. Нами эти ситуации интерпретируются как представляющие угрозу имеющемуся у ребенка уровню самооценки, его самоценности. Особенно тщательно данная работа осуществляется на этапе адаптации ребенка у условиям ДОУ. Полученные результаты мониторинга эмоционального благополучия в дальнейшем используются при определении содержания занятий с детьми, подборе методических приемов и материалов работе педагога-психолога, реализации индивидуального подхода к развитию детей с целью коррекции имеющихся эмоциональных проблем. Далее, выстаивается прогноз развития эмоциональной сферы и личности дошкольника в условиях ДОУ. Центральной задачей, которого является: развитие способности распознавать свои чувства, эмоции, умение воспринимать события и быть открытым новому опыту, осмысление своих мыслей, чувств, переживаний в различных по сложности условиях.
Таким образом, эмоциональное благополучие обеспечивает высокую самооценку, сформированный самоконтроль, ориентацию на успех в достижении целей, эмоциональный комфорт ребенка в ДОУ. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития личности. Поэтому учет профилей эмоционального благополучия ребенка в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, способствует созданию оптимальных условий для эффективного обучения, так как эмоциональное благополучие обеспечивает непрерывное развитие личности в дошкольном детстве.
Литература:
1. Концепция государственной политики в области образования: «Казахстан», 1995. — 35 с.
2. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года №319-III ЗРК «Об образовании» .
3. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. -240 с.
4. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И. Б. Дерманова. — СПб.: Питер, 2002. — 291с.
5. Бреслав Г. М. “Эмоциональные особенности формирования личности в детстве ” М.,1990 — 144 с.
6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский , 1999. — 456 с.
7. Выготский Л.С. Психология развития человека. -М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. — 136 с.
Благополучие ребенка в семье.
Тема 7. Представление о семье как о развивающей системе. Роль семьи в обеспечении потребностей развития ребенка
Лекция (1 час)
План:
1. Понятие семьи.
2. Функции семьи.
3. Благополучие ребенка в семье.
4. Условия для эффективного воспитательного воздействия.
5. Характеристика психолого-педагогических факторов воспитания детей.
6. Семейная жизнь и воспитательные функции родителей. Психологическая культура семьи.
7. Влияние семьи на формирование «Я-концепции» личности
Понятие семьи
Существует несколько определений семьи. Во- первых, семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.
Во-вторых, семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.
Все семь объединяет нечто общее – это семейный образ жизни, в котором человечество нашло единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу.
Функции семьи
Основными функциями семьи, по мнению И.В. Гребенникова (Гребенников И.В., 1991), являются:
· репродуктивная (воспроизводство жизни, то есть рождение детей, продолжение человеческого рода);
· экономическая (общественное производство средств к жизни, восстановление истраченных на производстве сил своих взрослых членов, ведение своего хозяйства, наличие своего бюджета, организация потребительской деятельности);
· воспитательная (формирование личности ребенка, систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни, постоянное влияние детей на родителей и других взрослых членов семьи);
· коммуникативная (посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации, литературой и искусством, влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия, организация внутрисемейного общения, досуга и отдыха).
Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:
а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;
б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;
в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;[22]
вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному
г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;[23]
Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;
д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;
е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.
ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
и) рекреационная или психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите, семья – эта ниша, где человек чувствует себя абсолютно защищенным, где его принимают не смотря на статус, внешность, недостатки .
В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.
М.С. Мацковский (1989) основные функции современной семьи дополняет следующими: хозяйственно-бытовой, социально-статусной, эмоциональной, сексуальной, сферой первичного социального контроля, сферой духовного общения.
Некоторые авторы выделяют специфические и неспецифические функции семьи (Харчев А.Г., 1968; Антонова. И., Медков В.М., 1996; Навайтис Г., 1999). Согласно А.Г. Харчеву, специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции, это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах.
Специфические функции семьи, к которым относятся рождение (репродуктивная функция), содержание детей (экзистенциальная функция) и их воспитание (функция социализации), остаются, по мнению автора, при всех изменениях общества, хотя характер связи между семьей и обществом может изменяться в ходе истории.
Неспецифические функции семьи, связанные с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства и потребления, отдыха и досуга, с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, с созданием микроклимата, способствующего снятию напряжений и самосохранению. Все эти функции отражают исторический характер связи между семьей и обществом, раскрывают исторически преходящую картину того, как именно происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье (Антонов А.И., Медков В.М., 1996).
В отдельные исторические периоды семья выполняет все или почти все вышеназванные функции, в другие периоды часть из этих функций берет на себя государство.
Также некоторые авторы делят функции на институциональные и базисные. Институциональные функции носят безличный характер. К ним относятся: функция воспроизводства; первичный социальный и сексуальный контроль; экономическая поддержка детей; поддержка нетрудоспособных; защита прав ребенка на полноценное развитие. Базисные функции направлены на то, чтобы человек удовлетворял свои личные потребности в семье. К ним относятся: удовлетворение потребности в любви; функция эмоциональной поддержки и развития индивидуальности; функция самоутверждения, самореализации, личностного роста; психотерапевтическая функция семьи; функция социальной ответственности за каждого члена семьи; функция формирования позитивных отношений; функция формирования культурной общности.
Большее значение в настоящее время приобрели следующие функции семьи: психологическая безопасность, эмоциональная удовлетворенность всех членов семьи и подготовка детей к жизни в обществе. Их реализация предполагает зрелость чувств и психологическую культуру.
Благополучие ребенка в семье.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья, определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сферах, нервно-психическом состоянии, нормальное развитие характера и формирование личности детей.
«Проблемные», «трудные», «непослушные», «невозможные» дети, так же как дети с «комплексами», «забитые», «несчастные» – всегда результат неправильно сложившихся отношений в семье. В последние десятилетия психология сделала ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения взрослого с ребенком. Как показывает мировая практика психологической помощи детям и их родителям, даже очень трудные проблемы с детьми вполне разрешимы, если удается создать благоприятный климат общения в семье.
Как правило, трудности детей служат проекцией отношений в семье. Отказываясь от изолированного, внесемейного контекста анализа детских проблем, мы должны обратить внимание также на то, что корни этих проблем формируются в раннем детстве. Именно в раннем детстве закладываются базисные подструктуры личности и установки, которые слабо поддаются коррекции у подростков, а затем у взрослых.
Российские психологи Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович, В.С. Мухина и другие в качестве доминирующей стороны в развитии личности называют социальный опыт, воплощенный в продуктах материального и духовного производства, который усваивается ребенком на протяжении всего детства. В процессе усвоения этого опыта происходит не только приобретение детьми отдельных знаний и умений, но осуществляется развитие их способностей, формирование личности. Для развития личности ребенка важна гармонизация семейных отношений.
Проблема детско-родительских отношений определяется сложностью объектной структуры – всем многообразием взаимоотношений детей и родителей, теми нарушениями в детско-родительских отношениях, которые могут оказывать существенное влияние на благополучие ребенка в семье и его дальнейшее развитие.
Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического благополучия ребенка, необходимо исходить из следующих положений.
1. Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка.
2. Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.
В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи, как микросреды развития, являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат.
Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения – межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.
Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи.
В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного процесса.
Критерии, по которым можно судить о психологическом благополучии ребенка в семье:
- выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;
- ощущение свободы, автономности при общении с родителями;
- уверенность в своих силах и самодостаточность;
- умение видеть свои недостатки и способность просить помощь у окружающих;
- способность увидеть свою ошибку как бы со стороны и не связывать с ней свою личность.
Таким образом, семья выступает в качестве персонального микромира ребенка, в котором он растет и воспитывается.
Важность влияния семьи и семейных связей на становление и развитие личности ребенка стала очевидной. Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют и могут, в определенных границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми.
Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, его проводником является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
1. Семья – это основа чувства безопасности. Отношения привязанности важны не только для будущего развития взаимоотношений – их непосредственное влияние способствует снижению чувства тревоги, возникающего у ребенка в новых или в стрессогенных ситуациях. Так, семья обеспечивает базисное чувство безопасности, гарантируя безопасность ребенка при взаимодействии с внешним миром, освоении новых способов его исследования и реагирования. Кроме того, близкие являются для ребенка источником утешения в минуты отчаяния и волнений.
2. В семье формируются модели родительского поведения. Дети обычно стремятся копировать поведение других людей, и наиболее часто тех, с которыми они находятся в самом близком контакте. Отчасти это сознательная попытка вести себя так же, как ведут себя другие, отчасти это неосознанная имитация, являющаяся одним из аспектов идентификации с другим.
3. Аналогичные влияния испытывают и межличностные отношения. В этой связи важно отметить, что дети учатся у родителей определенным способам поведения, не только усваивая непосредственно сообщаемые им правила (готовые рецепты), но и благодаря наблюдению существующих во взаимоотношениях родителей моделей (примера). Наиболее вероятно, что в тех случаях, когда рецепт и пример совпадают, ребенок будет вести себя так же, как и родители.
4. Семья — место приобретения жизненного опыта. Влияние родителей особенно велико потому, что они являются для ребенка источником необходимого жизненного опыта. Запас детских знаний во многом зависит от того, насколько родители обеспечивают ребенку возможность заниматься в библиотеках, посещать музеи, отдыхать на природе. Кроме этого, с детьми важно много беседовать.
5. Дети, жизненный опыт которых включает широкий набор различных ситуаций и которые умеют справляться с проблемами общения, радоваться разносторонним социальным взаимодействиям, будут лучше других детей адаптироваться в новой обстановке и положительно реагировать на происходящие вокруг перемены.
6. Семья – это место формирования поведения ребенка. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенные типы поведения, а также применяя наказания или допуская приемлемую для себя степень свободы в поведении ребенка. В детстве именно у родителей ребенок учится тому, что ему следует делать, как вести себя.
7. Общение в семье – залог успешности будущего ребенка. Общение в семье позволяет ребенку вырабатывать собственные взгляды, нормы, установки и идеи. Развитие ребенка будет зависеть от того, насколько хорошие условия для общения предоставлены ему в семье; развитие также зависит от четкости и ясности общения в семье.
Таким образом, семья выступает залогом успешности или неспешности развития ребенка.
Семья может воздействовать на ребенка как положительно, так и отрицательно. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
При воспитании детей в семье необходимо учитывать следующие моменты:
- ребенок — не просто продукт воспитательных воздействий родителей. Он активен, сам осмысляет семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок — воспитатель себя;
- дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно лишь взглянув на мир их глазами;
- на детей влияют не только преднамеренные воздействия родителей, но даже в большей степени все особенности поведения родителей, в том числе ни взрослым, ни ребенком не осознаваемые.
Воспитательное воздействие семьи на детей оказывается наиболее эффективным при наличии определенных условий.