Создание условий для активного вовлечения родителей в образовательную деятельность ДОУ в соответствии с ФГОС


Статья «Опыт работы по вовлечению родителей в воспитательно-образовательный процесс»

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Детский сад №15»

Опыт работы по вовлечению родителей в воспитательно — образовательный процесс

Выполнила:

Ушкова Юлия Алексеевна

воспитатель

высшей квалификационной категории

Г.Череповец, Вологодская область

Тезис: использование многообразных форм работы с различными категориями родителей

Главным в работе любого ДОУ являются сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь. В соответствии с Законом «Об образовании», где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т.е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов[1]. Родители детей идущих в дошкольное учреждение, испытывают определенные трудности, в связи с этим наша задача – помочь родителям в воспитании детей. Наше взаимодействие с родителями предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, направлено на повышение их педагогической культуры. Повышение педагогической культуры разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием[3].

Организацию работы по взаимодействию с родителями детей, впервые прибывших в дошкольной учреждение, мы начинаем с анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, для этого проводим анкетирование, индивидуальные беседы.

Проанализировав ответы родителей на вопросы анкеты, мы выяснили, что большинство из них получают необходимую информацию через Интернет, пользуются случайной литературой. Есть родители, приобретающие педагогическую литературу, но таких — меньшинство. Другие воспитывают детей интуитивно, некритично относятся к тем или иным проявлениям ребенка. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям, опыт закаливания детей, семейного чтения и т.д.

Родителей детей, посещающих сегодня дошкольные образовательные учреждения, можно условно разделить на три группы (родители наших воспитанников к ним причастны)[2].

Первая группа – это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Таким родителям мы предлагаем принять участие в заранее объявленных мероприятиях, например в субботнике.

Вторая группа – это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Таких родителей мы стараемся активно вовлечь в работу детского сада.

Третья группа – это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Таких родителей мы стараемся сделать нашими активными помощниками. На эту родительскую группу опираемся в подготовке и проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.

С целью повышения эффективности работы с детьми по сенсомоторному, речевому развитию, социально-эмоциональному развитию нами были выбраны разные формы работы с семьями.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых обогатить их педагогическими знаниями[5]. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

Нами используется такая коллективная форма работы

как групповые родительские собрания (темы: «Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте», «Развитие речи старших дошкольников»).

Нами применяются индивидуальные формы работы

:

1.педагогические беседы с родителями на интересующие их темы, а также ежедневные индивидуальные беседы о состоянии здоровья детей, их эмоциональном благополучии;

2.консультации педагога-психолога с целью разрешения проблемных вопросов, наиболее интересующие вопросы родителей касаются речевого, физического и интеллектуального развития.

В нашей работе мы также используем наглядно-информационные методы

: выставки детских работ; стенды, ширмы, папки-передвижки, большой популярностью пользуются фоторепортажи, родителями нашей группы организовано сообщество вконтакте c целью обмена опытом.

В настоящее время особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Они построены по типу развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т.В. Кротова[4]. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: досуговые, познавательные, наглядно-информационные.

Досуговые формы

организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Нами проводятся совместные праздники, такие как «Встреча Нового года», «Мамин праздник» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем нам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.

Познавательные формы

организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Мы проводим собрания, детско-родительские гостиные (тема: «Учимся красиво говорить»).

Наглядно-информационные

формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Нами выбраны:

1.Информационные проспекты для родителей (тема: «Возрастные особенности детей»)

2.Совместные детско-родительские занятия (Открытка для мамы и другие).

На данных занятиях мы решаем следующие задачи:

Снизить психоэмоциональное напряжение детей и родителей

Формировать у родителей активную позицию по отношению к детскому саду

Познакомить родителей с игровыми приемами, направленными на решение сенсорных и речевых проблем у детей.

Развивать навыки взаимодействия детей друг с другом

В результате использования данной формы работы родители готовы воспринимать информацию педагогов, касающуюся вопросов развития детей.

3.Следующей формой работы с родителями являются домашние задания «Волшебная почта тетушки Совы». В конвертики вкладываются письма с заданиями и играми, они имеют индивидуальный характер, в них решаются следующие задачи:

Сенсорные: закрепление цвета, формы, величины

Речевые: активизация словаря, , развитие мелкой моторики

Данная форма работы нашла положительные отклики у родителей и активно нами используется. Родители делятся своими успехами в развитии детей.

Так же мы провели повторное анкетирование родителей. Согласно которому, у нас уменьшилось процентное соотношение по таким показателем, как: применение родителями интернет источников, просмотр телепередач, и появился такой вид источника, как чтение педагогической литературы.

4.У нас в группе есть мини-библиотека с подбором литературы для родителей, которая соответствует возрасту. В нее входят русские народные песни, сказки, картотека коротких рассказов, пальчиковые игры, картотека пословиц и поговорок, скороговорок, считалок, чистоговорок.

Таким образом, организованная нами работа позволила актуализировать скрытый воспитательный потенциал семьи за счет включения родителей в воспитательный процесс; они стали больше нам доверять, задают интересующие вопросы по развитию ребенка и его поведению, сами предлагают помощь и проявляют инициативу в благоустройстве группы, проведении праздников. Также они развивают представления о возрастных особенностях детей, о нормах поведения и общения родителей и детей, имеют возможность применить знания на практике, участвуют в образовательной деятельности.

Список используемой литературы:

1. Данилина Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.А. Данилина // Дошкольное воспитание, 2005. — №1. — С. 41-49.

2. Детский сад — семья: аспекты взаимодействия: практ. пособие / Авт.-сост. С.В. Глебова. — Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. — 111 с.

3. Доронова Т.Н. Основные направления работы ДОУ по повышению психолого-педагогической культуры родителей / Т.Н. Доронова // Дошкольное воспитание. — 2004. — №1. — С. 63.

4. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект / О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. — М.: Сфера, 2005. — 80 с.

5. Зверева О.Л. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи / О.Л. Зверева // Воспитатель ДОУ. — 2009. — №4. — С. 74-83.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]