Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Конспект интегрированного занятия в средней группе по художественно — эстетическому развитию «К нам в гости пришли ножницы»

Подготовила Малютина Оксана Александровна

Цель: Знакомить детей с ножницами как орудием труда, которыми режут.

Образовательные задачи:

  • Учить детей правильно держать ножницы.
  • Учить правилам безопасность при работе с ножницами.
  • Осуществлять ими «простые» движения;

Развивающие задачи:

  • Развивать мелкую моторику.

Воспитывающие задачи:

  • Воспитать выдержку, усидчивость, внимательность.
  • Закреплять у детей приемы аккуратного наклеивания.

Материалы:

  • Ножницы разных видов и размера. Цветная бумага, клей, кисть для клея, стихи, пальчиковая гимнастика.

Предварительная работа:

  • Рассматривание ножниц разных видов и размеров
  • Чтение стихов про ножницы

Ход занятия

Воспитатель загадывает загадку

Сделаны из железа, Умеют стричь и резать. Когда они встречаются, Части разделяются.

Дети: Ножницы

Воспитатель: правильно этот ножницы и показывает коробку, открывает её, а там различные виды ножниц. (Слайд № 2)

«Живут на свете разные ножницы. Все они приносят пользу человеку: ножницами стригут волосы, ногти на руках и ногах, разрезают ткань, когда шьют одежду, вырезают плавники рыбам, когда готовят кушать. (слайд № 3). А дети с помощью ножниц вырезают из бумаги разные фигурки, из которых потом делают красивые картинки. Но если играть с ножницами — размахивать ими, вертеть перед глазами, они могут рассердится и уколоть или поцарапать. Вообще ножницы хорошие. Если с ними правильно обращаться, они помогут во многих делах.

Воспитатель: Сейчас мы с вами познакомимся с ножницами поближе, я раздам вам их.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А теперь внимательно посмотрите на свои ножницы. Сколько колечков у ножниц?

Дети: два.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А на, что они еще похожи?

ДЕТИ: На овал, на окошечки, на солнышко, на баранки, на блюдце (слайд № 4).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сколько ножей у ножниц?

ДЕТИ: два.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А на, что ножи похожи?

ДЕТИ: На птичку с клювиком, на крокодила. (слайд № 5)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите как я открываю и закрываю «ротик» ножниц.

ВОСПИТАТЕЛЬ: В колечке мы будем вставлять пальчики. Вот посмотрите как (показ). Сколько пальчиков я вставила?

ДЕТИ: два.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А еще в ножницах есть важная деталь – гвоздик. Посмотрите на него, он соединяет ножницы.

Сегодня мы будем учиться пользоваться ножницами и резать бумагу.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Но прежде я вам хочу сказать, что ножницы — это не игрушка, ими можно пораниться. Поэтому я хочу Вам рассказать о правилах работы с ножницами:

  1. Брать и резать ножницами можно только с разрешения взрослых.
  2. Не играть с ножницами, не размахивать ими.
  3. Держать ножницы прямо от себя в горизонтальном положении.
  4. Передавать ножницы друг другу колечками вперед
  5. Закончив работу ножницы убрать в коробочку для ножниц. (слайд № 6)

Воспитатель предлагает детям поиграть с пальчиками

Ножницы

Исходное положение. Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперёд.

Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.

Режу, режу, ткань верчу,

Научиться шить хочу!

Воспитатель: А теперь давайте поработаем с ножницами. Покажите, как правильно держать ножницы в руках, какие движения я показывала вам? Попробуйте пощелкать ножницами.

Дети пытаются работать с ножницами, у кого не получается воспитатель берет руку в свою и выполняют движения совместно с ребенком.

Воспитатель: «Наши ножницы устали и хотят тут отдохнуть. Аккуратно соберем все ножницы и положим их снова в коробку, мы с ними еще не раз встретимся».

Дети прощаются с ними. Занятие окончено.

Следующая >

Консультация для родителей средней группы «Учимся работать ножницами»

Умение резать ножницами требует удивительно большого количества навыков. Чтобы правильно резать ножницами, должна происходить одновременно координация левой и правой рук, которые совершают абсолютно разные движения. И дело это не такое легкое, как кажется нам, взрослым. Возьмём, к примеру, резку по прямой линии: ребёнок должен держать ножницы тремя пальцами одной руки, при этом постоянно открывать и закрывать их. В то время как второй рукой он держит бумагу и двигает её вперед к ножницам. И в это время ещё нужно оставаться на линии разреза. Регулировать и контролировать свои действия.

Из этого очевидно и ясно — резка ножницами требует большой точности и двусторонней координации. В это время интенсивно развивается мелкая моторика малыша, а вместе с ней и головной мозг, так как активизируются все его зоны. При работе ножницами задействуется та же группа мышц, которая необходима для правильного удержания карандаша при письме.

Выбираем ножницы.

В магазинах этот канцелярский инструмент можно найти в любом размере и расцветке. Отдавайте предпочтение ножницам, которые будут максимально удобно лежать в маленькой руке. Детские ножницы должны быть хорошо заточены, чтобы на бумаге не появлялись рваные отрезы. Кроме этого, у них должны быть закругленные концы, чтобы малыш случайно не поранил себя или товарища. Ручки ножниц должны быть прорезинены.

Важно! Если ваш ребенок – левша, то следует отдать предпочтение ножницам, изготовленным специально для таких деток. Иначе пользоваться инструментом ребенку будет неудобно, так как он не сможет видеть линию отреза.

Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса о том, как ребенка научить резать ножницами, необходимо ознакомить его с мерами безопасности.

Правила пользования ножницами

Объясните малышу, что ножницы – это не игрушка, а инструмент, которым можно пораниться. Донесите информацию о том, что они имеют острие, поэтому очень опасны.

  • Пользоваться ножницами можно исключительно за столом. С ножницами нельзя бегать, прыгать или ходить по помещению.
  • Передавать ножницы можно, держась за сомкнутые лезвия так, чтобы товарищ смог их взять за кольца.
  • Ножницы нужно брать только с разрешения взрослого и первое время пользоваться инструментом можно только в присутствии родителей или взрослых.
  • Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить
  • Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно пораниться
  • Ножницами нужно работать лезвиями вперед по направлению от себя
  • Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх.

Учим правильно держать ножницы

Поставьте руку ребенка так, чтобы пальчики находились в прямом положении, а большой палец смотрел вверх.

Наденьте ножницы одним из колечек на большой палец ребенку.

Затем, помогите малышу засунуть средний палец во второе колечко. Указательный палец фиксирует ножницы снизу. Безымянный и мизинец следует зажать в кулачке. Если размер колечка позволяет, то, можно, вставить туда одновременно указательный и безымянный палец.

Сначала просто пробуем открывать и закрывать ножницы. Не торопите ребенка, помните, что осторожность и безопасность превыше всего.

Малыш научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо.

Пора начинать пробовать резать бумагу.

Держите перед малышом небольшой лист бумаги так, чтобы он находился у вас в руках (на вису). Затем ребенок должен попробовать сделать несколько надрезов.

После первых попыток покажите ему на своем примере, как следует справляться с листом бумаги.

Организуйте ребенку рабочее место, обратите внимание, что при работе понадобится большое количество бумаги и емкость, куда вы будете складывать нарезанную бумагу.

Сядьте рядом, либо посадите ребенка на колени. Первое время нужно помогайте ребенку справиться с ножницами и бумагой. В нужные моменты придерживайте бумагу, помогайте делать шаги ножницами. Естественно, если наш всезнайка кричит «Я сам!» помогать ему не стоит. Пусть пыхтит и старается самостоятельно, но под присмотром.

Сначала ребенок должен научиться резать бумагу на части.

Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку бумаги, которую удобно держать в руках, возьмите его руки в свои, помогая ему раздвигать и сдвигать лезвия ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски. Левой рукой необходимо продвигать бумагу между лезвиями ножниц, при этом следить, чтобы пальчики не попали под лезвие. Со временем он научится делать это самостоятельно.

Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами.

А уже из этих полосок с помощью клея-карандаша можно быстро смастерить цветок, гирлянду (они же бусы) и даже целую елку. Так же можно сделать объемную аппликацию травы. Для этого полоску зеленого цвета надрезаем c одного края не до конца и приклеиваем на край альбомного листа. А детали можно дорисовать фломастерами.

Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек и пусть он режет их как ему угодно. Ваша задача заключается в том, чтобы контролировать его действия во время занятия.

Следующий этап: вырезаем предметы по контурам

Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например, геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг и овал.

Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских журналов на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться. Вырезанные фигурки так же используйте в аппликациях.

Сейчас в детских магазинах, на просторах интернета имеется масса рабочих тетрадей и пособий, которые содержат материалы для обучения ребенка вырезанию. Упражнения в них построены так, что малыш следует от простого к сложному.

Используйте их для подержания интереса у ребенка к работе с ножницами.

Желаем удачи и творческих идей!!!

Проблема мелкой моторики: проприоцепция

Проприоцепция – это ощущение в мышцах, суставах и связках, поэтому она напрямую влияет на развитие мелкой моторики у ребенка. Проблемы такого рода называют проприоцептивной дисфункцией, становящейся причиной плохого почерка, путаницы с направленностью букв и цифр, а также проблем формирования предложений.

Ребенок с нарушением проприоцепции слишком сильно держит ножницы и режет не по линиям, потому что не знает, откуда начинать и где заканчивать. Если у вашего ребенка слабый мышечный тонус и плохо развитые навыки мелкой моторики, возможно, стоит проверить, нет ли у ребенка задержки хватательного рефлекса (рефлекса Палмера), прежде чем пробовать веселые игры для развития мелкой моторики. Если подозрение подтвердится, ребенку, возможно, всегда будет сложно писать, выводить буквы, резать ножницами и использовать мелкую моторику, если не предпринять действий по трансформированию рефлекса Палмера в полноценное хватание.

Если ребенку сложно пользоваться ножницами или сложно понять, как ими пользоваться, причиной также могут быть проблемы со зрением, координацией рук и глаз. Он может казаться неуклюжим, неумело обращаться с предметами в руках, постоянно менять руки и перекладывать ножницы и не иметь пространственного понимания (не понимать, в каком направлении нужно резать). Этот момент стоит обсудить с вашим педиатром.

В случае если проблема только в том, что у ребенка нет навыка, как пользоваться ножницами, предлагаем несколько игр, чтобы его выработать.

План кружковой работы по изобразительной деятельности в средней группе

Перспективный план

занятий и индивидуальной работы с детьми

в средней группе

по программе М.А Васильевой

«Программа воспитания и обучения в детском саду»

с применением программы А.Г.Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»

Задачи обучения изобразительной деятельности в средней группе с применением программы А.Г.Страунинг

«ТРИЗ РТВ»

Предоставить ребёнку широкие возможности открытия для себя удивительного окружающего мира, умение передавать его в изобразительном искусстве. Развивать интерес к изобразительной деятельности. Закреплять умение и навыки в рисовании, лепке, аппликации.

Познакомить детей с красотой и яркостью расписных узоров, поощрять рассматривание. Формировать умение выделять характерные особенности элементов росписи.

Приобщать к сфере культуры своего народа, вызвать радость при восприятии образов птиц, животных, созданных народными мастерами. (дымка)

Познакомить с некоторыми изделиями декоративно-прикладного искусства. Развивать умение замечать сочетания цветов, расположение элементов узора.

За счёт использования новых приёмов преобразований создать новый образ, изменять заимствование ситуации.

Перспективный план

занятий с детьми в средней группе по программе М.А Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду с применением программы А.Г.Страунинг

«Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности»

Сентябрь.

1 неделя.

Рисование «Нарисуй картинку про лето» (карандаш)

Развивать у детей умение доступными средствами отражать полученные впечатления. Закреплять умения правильно держать карандаш, заштриховывать ровно. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка. Развивать творческое воображение.

Рисование «На яблоне поспели яблоки»

Продолжать формировать умение рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него ветки, длинные и короткие. Развивать умение передавать образ фруктового дерева. Закреплять приёмы рисования карандашами. Формировать умение быстрого рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной оценке своих работ.

2 неделя.

Лепка «Большие и маленькие морковки»

Развивать умение оттягивать на конус, скатыванию пластилина в удлинённую форму. Закреплять скатывание в столбик. Продолжать формирование впечатлении от окружающего. Воспитывать правильное отношение к результатам.

Рисование «Роспись ткани» (дымка)

Познакомить детей с игрушками дымковских мастеров. Формировать умение в составлении узора из элементов дымковского орнамента на полоске бумаги. Формировать умение в рисовании колец, закреплять рисование полос всем ворсом. Развивать цветовое восприятие. Элементы: кольца, прямые линии. Форма: полоса. Цвет: синий, красный.

3 неделя.

Рисование «Доброе солнышко»

Формировать умение рисовать образ доброго солнышка, с лучами длинными, прямыми и волнистыми. Закреплять рисование круга карандашом, закрашивание карандашом без просветов.

Рисование « Дары осени»

Формировать у детей представление о заготовке продуктов на зиму, закреплять умение рисовать круглую форму, представление об овальной форме, формировать умение передавать её особенности в рисунке, закреплять умение рисовать красками. (на вырезанной форме- банке)

4 неделя.

Аппликация «Красивые флажки» (знакомство с ножницами)

Формировать умение действовать ножницами, правильно держать и сжимать и разжимать кольца, резать полоску по сгибу. Закреплять приёмы аккуратного наклеивания, умения ритмично располагать фигурки. Развивать чувство ритма и цвета.

Рисование «Разноцветные платочки»

Продолжать развивать умение рисовать карандашом квадратную форму, ровно закрашивать, не нажимая на карандаш.

5 неделя.

Рисование по замыслу.

Октябрь.

1 неделя.

Рисование «Золотая осень»

Развивать умение изображать красоту осени, упражнять в умение рисовать дерево, толстые и тонкие ветки, продолжать развитие умения в быстром рисовании листвы. Закреплять умение рисовать карандашом. Подводить к передаче явлений природы. Воспитывать самостоятельное творчество.

Рисование «Сказочное дерево» ТРИЗ РТВ (оттиск пенопластом)

Продолжать развивать умение рисовать дерево кистью, проводить прямые и изогнутые линии концом кисти, придавать дереву сказочность. Развивать воображение, творчество, фантазию.

2 неделя.

Лепка «Огурец и свёкла»

Продолжать знакомить с предметами овальной формы. Закреплять умение передавать особенности каждого предмета, умение раскатывать пластилин прямыми движениями рук при лепке предметов овальной формы и кругообразными движениями при лепке круглой формы. Формировать умение оттягивать и округлять концы пальцами, сглаживать поверхность.

Рисование «Роспись платочка» (дымка)

Продолжать знакомить с росписью дымковских мастеров, составлять на квадрате простой узор из элементов дымковской росписи, закреплять умение ритмично располагать рисунок, использовать красивое сочетание цветов. Элементы: полосы, кольца, круги, точки.

3 неделя.

Рисование «Цветные шары летят» ТРИЗ РТВ (пальцем)

Продолжать знакомство с предметами овальной формы. Развивать умение передавать в рисунке отличительные особенности округлой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умение легко закрашивать. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Рисование «Забавные вертушки» (кисть)

Формировать у детей умение расписывать вертушки, создать радостное настроение, использовать знакомые элементы декоративно-прикладного искусства. Ритмично располагать узор, использовать насыщенный колорит. Закреплять навыки рисования кистью.

4 неделя.

Аппликация «Лодки плывут по реке»

Развивать у детей умение создавать предметы, срезая углы у прямоугольников, закреплять умение составлять красивую композицию, последовательность наклеивания.

Рисование «Парусник» (кисть)

Формировать умение рисовать лодку с парусом, передавая характерные особенности внешнего вида. Закреплять умение рисовать прямоугольник со скошенными углами, треугольник. Создавать несложную композицию. Воспитывать воображение.

5 неделя

Рисование по замыслу.

Ноябрь.

1 неделя.

Рисование «Роспись лошадки» (дымка)

Развивать у детей умение использовать знакомые элементы дымковской росписи в украшении плоскостной фигуры лошадки, познакомить с элементом волнистая линия. Формировать умение подбирать цвет. Развивать эстетику.

Элементы: прямые линии, круги, кольца, точки, волнистые линии.

Рисование «Мой любимый колобок» (кисть)

Развивать у детей умение создавать образ любимого сказочного героя колобка, создавать весёлое настроение, рисовать его с руками, ногами, в шляпе. Закреплять умение рисовать кистью. Развивать творческое воображение.

2 неделя.

Лепка «Грибы к корзинке»

Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоены приёмы скатывания и раскатывания пластилина прямыми и круговыми движениями рук, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. Продолжать развивать умение плотно скреплять части. Подводить к образной оценке работ.

Рисование «Сказочная страничка» (карандаш) ТРИЗ РТВ (оттиск поролоном)

Закреплять умение передавать правильное строение дерева. Формировать умение в рисовании маленького человечка лесного — гномика, составлять изображение из простых частей: круглая голова, конусообразная рубашка, треугольный колпачок, прямые руки, соблюдать соотношение по величине. Закреплять умение рисовать карандашом. Развивать творчество, воображение.

3 неделя.

Рисование « Облака белые бока» (кисть) ТРИЗ РТВ (оттиск поролоном)

Развивать у детей умение создавать образы из увиденных плывущих по небу облаков, создавать образное воображение, фантазию. Закреплять приёмы рисования кистью.

Рисование «Дерево на ветру» (карандаш)

Развивать у детей умение отображать явления природы, создавать образ дерева на ветру, рисовать изогнутый ствол, наклоненные ветки по ветру. Закреплять умение рисовать дерево карандашом, используя разный нажим.

4 неделя.

Аппликация «Грибы»

Формировать умение детей срезать углы, закругляя их. Закреплять умение правильно держать ножницы, резать, аккуратно наклеивать. Подводить к правильной оценке работ.

Рисование «Чудо- гриб» (кисть) ТРИЗ РТВ (оттиск печатками из ластика)

Продолжать развивать у детей умение отображать картину природы — грибной полянки, создавать несложную композицию по своему воображению. Формировать умение рисовать части гриба, уточнить форму – овал. Закреплять приёмы рисования кистью. Воспитывать творческое воображение.

5 неделя

Рисование по замыслу.

Декабрь.

1 неделя.

Рисование « Маленькой ёлочке холодно зимой»

Закреплять умение передавать несложный сюжет, выделяя главное. Формировать умение рисовать ёлочку с удлинёнными ветками. Закреплять умение рисовать красками. Развивать образное восприятие. Рисование «Зайчик спрятался под ёлкой»

Формировать у детей умение создавать несложную композицию из знакомых предметов. Продолжать закреплять умение рисовать ёлку кистью, выполнять приёмы рисования, рисовать зайчика по представлению, проявлять творчество.

2 неделя.

Лепка «Девочка в зимней одежде» Снегурочка.

Формировать умение видеть части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся к низу шубка, руки) и передавать это с соблюдением пропорций, использовать стеку, умение раскатывать и скатывать пластилин, оттягивать, защипывать, округлять до нужной формы.

Рисование «Украшение маски и короны к Новому году» (кисть)

Вызвать у детей приятное ожидание Новогоднего праздника, закреплять способы рисования кругов, колец, полос, волнистых линии, точек, ритмичному расположению узора, развивать умение сочетать краски. Развивать эстетику.

3 неделя.

Рисование «Снегурочка» (кисть)

Формировать умение рисовать Снегурочку в шубке (шубка к низу расширена), руки от плеч, рисовать во весь лист. Закреплять приёмы рисования кистью, накладывать одну краску на другую (по высыханию).

Рисование «Час потехи» (кисть)

Создать у детей радостное настроение в ожидании Новогоднего праздника. Формировать умение рисовать смешные карнавальные образы, передавать детали вызывающие улыбку. Закреплять приёмы рисования кистью.

4 неделя.

Аппликация «Украсим ёлку бусами»

Закреплять знание о круглой и овальной форме. Развивать умение срезать углы у прямоугольников и квадратов, для получения бусинок круглой и овальной формы. Закреплять приёмы наклеивания, умения действовать ножницами.

Рисование «Кем ты был на Новый год» (карандаш)

Развивать у детей умение рисовать человека, передавая несложные движения, соблюдать пропорции, закреплять умение создавать несложную композицию. Закреплять умение аккуратно закрашивать карандашом.

5 неделя

Рисование по замыслу.

Январь.

1 неделя.

Рисование « Снеговик»

Продолжать развивать умение рисовать предметы круглой формы, состоящие из нескольких частей, располагать части по величине, рисовать крупно во весь лист.

Рисование «Роспись птички» (кисть) (дымка)

Развивать у детей умение рисовать простой узор из элементов дымковской росписи: полос, колец, кругов, точек, располагать узор ритмично, рисовать концом кисти, использовать яркие цвета красок, развивать цветовое восприятие. Элементы: полосы, кольца, круги, точки, волнистые линии.

3 неделя.

Рисование « Матушка зима» (кисть)

Продолжать формировать у детей навыки создания картины зимней природы, отражая характерные особенности этого времени года. Закреплять приемы рисования кистью. Развивать воображение.

Рисование « Узоры на стекле» (карандаш)

Формировать умение детей составлять узор увиденный в морозную погоду (на квадрате). Закреплять приёмы рисования карандашом. Воспитывать фантазию, воображение.

4 неделя.

Аппликация «Пирамидка из шаров»

Продолжать развивать умение срезать углы у квадрата, закругляя их для получения круглой формы. Закреплять приёмы владения ножницами, наклеивать, располагая по величине.

Рисование «Лошарик» (кисть) ТРИЗ РТВ (оттиск смятой бумагой)

Формировать умение создавать образ из геометрических фигур, закреплять умение рисовать круг кистью, закрашивать его аккуратно. Воспитывать воображение. Создать радостное настроение.

Февраль.

1 неделя.

Рисование «Девочка пляшет» (кисть)

Формировать умение и рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое. Формировать у детей умение изображать простейшие движения, закрепить приёмы закрашивания красками. Побуждать детей к образной оценке изображения.

Рисование «Фигуристка на льду» (карандаш)

Продолжать развивать умение рисовать фигуру человека, создавать образ фигуриста, передавать соотношения по величине, отображать простейшие движения, закрепить приёмы закрашивания карандашом, аккуратно закрашивать.

2 неделя.

Лепка «Петушок» (дымка)

Продолжать знакомить с дымковской игрушкой простых форм. Лепить фигурку петушка из целого куска. Закреплять знакомые приёмы лепки, используя стеку.

Рисование «Моя любимая игрушка»

Формировать у детей умение создавать в рисунке образ любимой игрушки. Закреплять умение передавать форму, расположение частей, их относительную величину. Продолжать развитие умение рисовать во весь лист. Упражнять в закрашивании карандашом. Продолжать закреплять умение рассматривать рисунки.

3 неделя.

Рисование « Сказочный домик» (карандаш)

Формировать умение передавать в рисунке образ сказочного теремка. Закрепить умение рисовать дом, рисовать карандашом, аккуратно закрашивать. Развивать воображение.

Рисование « Я видел сон» (карандаш, простой — графит)

Формировать умение создавать воображаемую композицию, размещать по всему листу, выполнять рисунок в цвете или чёрного — белого сочетания. Закреплять приёмы рисования карандашом. Развивать фантазию.

4 неделя.

Аппликация « Вырезание и наклеивание красивого цветка в подарок маме и бабушке»

Закреплять умение вырезать и наклеивать красивый цветок: вырезать части цветка (срезая углы путём закругления) составлять из них красивое изображение. Развивать чувство цвета, эстетическое восприятие.

Рисование « Цветок- огонёк» (кисть)

Формировать умение рисовать комнатное растение, передавая его внешний вид, характерные особенности. Закреплять приёмы рисования кистью. Воспитывать эстетику.

5 неделя

Рисование по замыслу.

Март.

1 неделя.

Рисование «Солнце припекает снежок тает, тает» (кисть)

Передавать несложный сюжет. Подводить детей к образной передаче явлений: тает снег, текут ручьи, ярко светит солнце. Рисовать концом кисти, плашмя. Воспитывать восприятие цвета.

Рисование «Ласковое солнышко» (восход солнца) (карандаш)

Продолжать формирование умение создавать образ солнца, отражать цвет, накладывая один цвет на другой, закреплять приёмы рисования карандашом. Воспитывать умение рассказывать о рисунке.

2 неделя.

Лепка «Чашка с блюдцем»

Формировать умение детей лепить посуду приёмами раскатывания, вдавливания, сплющивания краёв формы. Упражнять в соединении частей приёмом прижимания и сглаживания мест скрепления.

Рисование «Стол для украшения дымковских игрушек»

Формировать умение составлять узор из знакомых элементов дымковской росписи, познакомить с новыми элементами дугами, мазками, подбирать нужные цвета, рисовать коном кисти и плашмя. Воспитывать любовь к народному творчеству.

Элементы: полосы, волнистые линии, точки, круги, дуги, мазки.

3 неделя.

Рисование «Скворечник»

Продолжать развивать у детей умение создавать знакомый предмет из геометрических фигур, рисовать прямоугольник, круг, треугольник, закрашивать карандашом ровно. Воспитывать интерес к рисованию.

Рисование «Светофор» (карандаш, кисть)

Формировать умение рисовать светофор. Закрепить знание о светофоре. Использовать в рисунке карандаши и краски. Воспитывать аккуратность.

4 неделя.

Рисование «Красивая постройка»

Формировать у детей умение передавать в рисунке разные конструкции из брусков и трехгранных призм, правильно располагая их на листе. Закреплять правильное название фигур: прямоугольник, треугольник. Закрашивать в одном направлении, не выходя за линии контура.

5 неделя

Рисование по замыслу.

Апрель.

1 неделя.

Рисование «Расцвели красивые цветы (кисть) ТРИЗ РТВ (оттиск поролоном)

Формировать умение рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая кистью и её концом. Развивать эстетические чувства.

Рисование « Птица на весенней ветке (кисть, карандаш)

Закреплять у детей умение рисовать ветку с распустившимися цветочками, правильно передавать образ. Закреплять рисование овала карандашом.

2 неделя.

Лепка «Птичка клюёт из блюдечка»

Закрепить умение лепить знакомые предметы, пользуясь усвоенными ранее приёмами: раскатывание, оттягивание, прищипывание, соединение частей, прижимания и сглаживания места скрепления. Изображать птицу в движении (птица наклонилась к блюдцу)

Рисование «Дом, в котором ты живешь» (кисть)

Формировать умение рисовать большой дом, передавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлении от окружающей жизни. Закреплять умение подбирать краски. Закреплять приёмы рисования кистью.

3 неделя.

Рисование «Весенняя веточка» (карандаш)

Развивать умение детей передавать образ весенней веточки, её светло-зелёные молодые листочки. Развивать умение видеть красоту в этом образе. Рисовать карандашом, используя приёмы рисования. Воспитывать эстетику.

Рисование « Сказочный мир весны» (кисть)

Закреплять навык в отображении красоты весенней природы, пробуждение деревьев, ласковое солнце, передавая образы с использованием нужной краски. Закреплять приёмы рисования молодой листвы.

4 неделя.

Аппликация «Загадки»

Закреплять умение соотносить плоские геометрические фигуры с формой частей предметов, составлять изображение из готовых частей, мелкие детали, вырезать самостоятельно. Упражнять в аккуратном наклеивании. Развивать творческое воображение.

Рисование «Нарисуй отгадку» (карандаш)

Продолжать развивать умение создавать образ по воображению, рисовать карандашом, соотнося предметы по величине. Продолжать закреплять умение закрашивать карандашом без просветов. Воспитывать образное воображение.

5 неделя

Рисование по замыслу.

Май.

1 неделя.

Рисование «По сказке «Колобок» (карандаш)

Продолжать формировать умение детей отображать в рисунке несложный сказочный сюжет самостоятельно определять содержание. Закреплять приёмы рисования карандашом и закрашивание. Развивать творческие способности.

Рисование «Золотой луг» (кисть) (оттиск поролоном)

Продолжать развивать умение рисовать картину о весне. Правильно располагать на листе, рисовать круглые одуванчики, передавать цвет, солнце яркое, лучи до самой земли.

2 неделя.

Рисование «Дымковские мастера» (кисть)

Использовать в росписи элементы дымки, ритмично располагать узор, использовать яркие цвета красок. Воспитывать интерес к народному творчеству.

Лепка «Зайчик встретил колобка»

Продолжать закреплять умение лепить животного, передавать форму туловища, головы. Закреплять приёмы лепки. Использовать стеку.

3 неделя.

Рисование «Мои папа или мама волшебники» (о работе) (карандаш)

Развивать умение рисовать фигуру человека. Отражать несложные движения. Действие профессии родителей. Закреплять умение рисовать карандашом. Воспитывать уважение к профессии родителей.

Рисование «Самолёты летят сквозь облаков» (кисть)

по мокрому ТРИЗ РТВ.

Формировать умение рисовать самолёты. Использовать нетрадиционную технику исполнения в рисовании облака. Развивать образное воображение.

Рисование «Золотой ковёр» (кисть) ТРИЗ РТВ

Продолжать формирование умения в создании несложной композиции из цветов, отражать форму цветов, листьев, цвет. Закрепить знакомые приёмы рисования кистью, используя нетрадиционную технику. Воспитывать любовь к прекрасному.

Индивидуальная работа с детьми в средней группе.

Сентябрь.

«Овощи, фрукты» (кисть)

Закреплять умение отображать предметы, передавая форму, цвет. Продолжать развитие умения в рисовании круга, овала.

«Моё любимое дерево» (кисть)

Закреплять рисование ствола, концом кисти, изогнутых веток, передавая более точные образы.

Октябрь.

«Нарисуй, что бывает овальной формы (карандаш)

Развивать знание о геометрических формах, продолжать рисование округлых форм, развивать воображение.

Ноябрь.

«Весёлые деревья» (карандаш)

Продолжать развитие умения передавать образ дерева, качающегося на ветру, рисовать правильно ствол, ветки карандашом.

Декабрь.

«Весёлый Петрушка» (карандаш)

Продолжать развитие умения создавать образ Петрушки, соблюдать пропорции по величине, закрашивать без просветов.

«Девочка Снегурочка»

Развитие умения создавать образ девочки в длинной шубке, соблюдать пропорции, передавать особенности её наряда. Закреплять приёмы рисования кистью.

Январь.

«Дымковский театр» (кисть)

Закреплять умение рисовать элементы дымковской росписи, ритмично располагать, использовать яркие цвета. Рисовать концом кисти, плашмя.

Февраль

«Что ты видел в магазине игрушек» (карандаш)

Продолжать развивать умение в рисовании любимой игрушки, передавая правильный образ, расположение частей, их величину. Закрашивание карандашом.

Март.

«Домик для скворца» (карандаш)

Продолжать закреплять умение создавать предмет из геометрических фигур. Свободно владеть карандашом.

Апрель.

«Птичка на весенней ветке» (кисть, карандаш)

Продолжать закреплять навык рисования ветки с распустившимися листочками, правильно передавать образ. Закреплять рисование овала карандашом.

«Загадай и нарисуй» (кисть, карандаш)

Закреплять умение передавать образ с прямой передачей частей, соотношением по величине.

Май.

«Портрет мамы, папы» (о профессии) (карандаш)

Закреплять знание о профессии родителей. Закреплять умение рисовать образ любимого, родного человека, свободно владеть карандашами.

Как научить ребенка пользоваться ножницами: игры и упражнения

Ниже приведены упражнения, которые помогут развить мелкую моторику рук и научить ребенка пользоваться ножницами. Позже можно просто давать ребенку ненужные открытки, буклеты или журналы, чтобы он вырезал все подряд.

Вырезаем зигзаги

Страницы с широкими и пунктирными линиями предназначены для детей младшего возраста, которые только учатся пользоваться ножницами. Просто нарисуйте маркером различные зигзаги, волны и линии на полосках из цветной бумаги. Чем младше ребенок — тем крупнее должны быть фигуры. Предложите ребенку вырезать ножницами строго по линии.


Источник www.funwithmama.com

Игра с ножницами «Что прячется в траве»

Чтобы узнать, что или кто прячется в траве, ребенку нужно отрезать все «травинки». Сделать такую игру проще простого: надрежьте полосами цветную бумагу зеленого цвета и приклейте ее к любой картинке.

Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.

Приемы работы с ножницами дети усваивают, подражая способам действий взрослого. Поэтому педагог должен показать правильные способы работы ножницами, учитывая те трудности, которые обычно испытывают дети. Например, воспитателю надо следить, чтобы ребенок не заносил вперед локоть руки с ножницами, контролировал движения обеих рук, зная, что широко раскрытыми ножницами вырезают большие части, а мелкими, осторожными движениями — маленькие детали.

Рассмотрим подробнее основные приемы вырезания

, исходя из принципа постепенного нарастания трудности изображения для детей разных возрастных групп:

а) вырезание геометрических фигур и предметов, основу которых составляют эти фигуры и их комбинации;

б) симметричное вырезание предметов и элементов узора;

в) вырезание на глаз сложного контура предметов асимметричного строения.

На рис.1 показано вырезание разных геометрических форм на глаз

,
приемом складывания
из различного вида заготовок, а также
приемы тиражирования фигур
(приемы тиражирования геометрических фигур путем сгибания заготовок на несколько частей используются на занятиях с детьми только старшего дошкольного возраста 6 — 7 лет.) для узорных композиций.

Вырезание плоских геометрических фигур и предметов простой и сложной формы

Так можно вырезать и два прямоугольника

, и восемь. В первом случае заготовку в виде полоски делят на глаз пополам, а затем делают прямой поперечный разрез (рис. 1, 1). Во втором примере для получения восьми прямоугольников-полосок заготовку сгибают пополам трижды и разрезают по сгибам семь раз (рис. 1, 2). Такое тиражирование позволяет получить несколько одинаковых фигур. Это могут быть окна для многоэтажного дома или автобуса, флажки для составления гирлянды и т. д.

Квадрат

вырезают также из полоски, предварительно рассчитав соотношение ширины и длины. Например, для получения двух фигур берут заготовку 4X8 или 3×6 см. Когда же требуется вырезать большее количество квадратов, то заготовку увеличивают по длине. Так, из полоски 4X16 см получают четыре фигуры, а из заготовки 4X32 см — вдвое больше (рис. 1, 3, 4).

Треугольник

можно вырезать по-разному. Самым простым приемом является разрезание квадрата пополам по диагонали косым срезом от одного угла к противоположному (рис. 1, 5). Для тиражирования треугольников применяют тот же прием складывания полоски бумаги, но по-другому: сначала заготовку сгибают пополам по горизонтали два или три раза. Затем, держа левой рукой за сгиб, делают диагональный разрез, как и в первом случае (рис. 1, 6). Так, из полоски 4X16 см сразу получают семь треугольников.

Для изображения трапециевидной формы

противоположные узкие стороны полоски соединяют друг с другом и по косой линии срезают угол (рис. 1, 7). А ромб можно вырезать двумя способами: сгибая прямоугольник пополам вдоль и поперек и отрезая после сгиба каждый угол с одного конца к другому (рис. 1, 8) или на полоске на одинаковом расстоянии друг от друга на глаз делают косые параллельные срезы по длине (рис. 1,9).

Чтобы более точно вырезать многоугольник

(шести- и восьмиугольник), квадрат складывают пополам два раза по вертикали и горизонтали, затем, отступя от центра сгиба, отрезают угол (восьмиугольник — рис. 1,10). Для изображения шестиугольника квадрат складывают сначала пополам, а затем еще на три части. После складывания косым срезом от одного конца к другому снимают угол (рис. 1,11).

Округлые формы

(круг, овал, эллипс) вырезают из квадрата, прямоугольника и полоски, плавно закругляя все четыре угла (рис. 1, 12—14).

Описанные приемы вырезания геометрических фигур используются как при составлении геометрических орнаментов

, так и
при изображении предметов простой и сложной формы
, части которых являются близкими к очертаниям тех или иных эталонных форм.

К предметам простой формы относят такие, основу которых составляет какая-то одна фигура, близкая к квадрату, кругу, прямоугольнику и т.д., допускающая небольшие отклонения (шар, арбуз, апельсин, дыня, полотнище флага).

Предметы же сложной или комбинированной формы состоят из сочетаний нескольких форм, отражающих специфику их строения, пропорциональную взаимосвязь и пространственное расположение частей.

От занятия к занятию ребенок упражняется в правильном отображении прямоугольной, треугольной, округлой формы предметов, закрепляя знание этих особенностей при передаче очертаний знакомых предметов.

Наибольшую трудность

для ребенка представляют
приемы изображения округлой формы
(круг, овал). Обучение надо начинать с развития умения закруглять углы в сочетании с уже усвоенными приемами прямолинейного и криволинейного разреза. Так, для изображения моркови, стручка перца, гороха детям дают полоску соответствующего цвета. Один конец такой заготовки заостряют двумя косыми линиями сверху и снизу. А другой конец закругляют. Дополнительно вырезают ботву и черенки из зеленой бумаги. Подобным образом вырезают листья, лепестки ромашки, ноготков, георгина, крылья стрекозы, птицы. Затем ребят учат последовательно закруглять оба конца заготовки при вырезании удлиненного овала (огурец, баклажан, кольца пирамидки), а потом короткого овала (дыня, слива, лимон, «золотое» яичко) и круга (шар, арбуз, мяч, колобок, бусы и др.).

Освоив умение вырезать геометризированные формы, дети учатся изображать признаки реальной формы

(яблоко, груша, клубника, банан, кабачок и др.). Очертания каждого из этих предметов имеют индивидуальные особенности, отличные от геометрического эталона. Например, хотя яблоко круглое в своей основе, все же полного тождества с кругом нет. Если круг — это совершенная кривая, то в контуре яблока такое совершенство прерывается противопоставленными выемками, которые как бы сдавливают круг сверху и снизу или вытягивают его по вертикали, образуя небольшие углубления. Поэтому для отражения в аппликации этих конкретных признаков необходимо подобрать заготовку.

Для вырезания круглого яблока

с выемками берут
квадрат
, а для отображения сортов с
вытянутой или сдавленной формой
нужен
прямоугольник
вертикального или горизонтального положения. Различаются они и по цвету — от разных оттенков желтого, зеленого, красного до сложного сочетания — с прожилками — красного с желтым или зеленого с красным.

Для вырезания лимона и груши

также берут
прямоугольник
, из которого получают предмет с его характерной формой путем плавного перехода от более широкой части к узкой (груша) или закругления и небольшого заострения противоположных сторон (лимон). Дополнительные наклейки листьев, черенков увеличивают черты сходства аппликаций с исходными природными образами (рис. 2).

Такое построение обучения изображению предметов помогает ребенку пристальнее всматриваться и запоминать как общие, так и конкретные признаки реальных форм.

Большинство объектов окружающего мира имеет сложную форму

. В их строении сочетаются прямоугольные, округлые, косоугольные элементы в разном взаимодействии.

К таким объектам относятся дома разного типа и строения (сельские, жилые многоэтажные, общественного и производственного назначения, Дворцы культуры, театры, хозяйственные здания и т. д.), средства передвижения (городской пассажирский транспорт, грузовые и легковые машины, воздушный, железнодорожный, водный транспорт), растения, птицы, предметы труда и быта.

Многие из них могут быть изображены в аппликациях, поэтому воспитатель должен знать приемы их вырезания. Выбирая любой предмет для изображения, следует исходить из следующих требований

: предметы должны иметь
четкое членение
, ярко выраженную форму, окраску, причем цвет должен помогать выделять ту или иную часть. Части должны быть равномерно расположены в соответствии с конструкцией предмета.

Подводить детей к вырезанию сложных предметов

надо
постепенно
, по мере усложнения их строения — от изображения двух-трех однородных частей (снеговик) к сочетанию нескольких частей разной конфигурации (грибок, дом, жук), а затем и более сложного строения (многоэтажный дом, автобус, цветок).

Вырезание предметов сложной формы происходит по частям

, что требует развитого умения членить предмет на составные детали, определять их форму, соотношение по величине, расположению, окраске. Эти свойства познаются и закрепляются в процессе обследования предметов.

Из отдельных частей дошкольники выполняют аппликации разных видов транспорта (грузовик, автобус, трамвай, теплоход) с передачей их конструкции, формы и величины частей, характерных деталей. Например, на основе умения вырезать и наклеивать автобус из отдельных частей дети самостоятельно могут выполнять другие его разновидности: маршрутное такси, машина скорой помощи. Здесь надо видоизменить некоторые части, включить новые: шашечки такси, световой сигнал и красный крест скорой помощи и т. д.

Путем сочетания разных фигур создаются аппликации с изображением насекомых, птиц, животных.

Симметричное вырезание

Программа для детей шестого и седьмого года жизни предусматривает овладение умением создавать аппликации, используя приемы симметричного вырезания

. Этот прием основан
на предварительном складывании заготовки бумаги пополам
или
в несколько раз
для одновременной передачи повторяющихся частей вырезаемого предмета.

Этот процесс помогает отобразить в аппликации правильное строение цветков, листьев, бабочек, некоторых видов животных, взаимосвязь частей фигуры человека, равномерное расположение декоративных элементов с учетом их величины, окраски.

В детских аппликациях наиболее яркими получаются формы листьев, цветков, бабочек и других предметов

.

Наиболее простыми

для передачи в аппликации являются
листья.
Большинство из них построено по принципу зеркальной симметрии. Несмотря
на многообразие формы
листовой пластины (простые, простые рассеченные, сложные), различие по протяженности, относительной величине, строению краев (зубчатые, цельнокрайние, глубокорассеченные), по окраске,
все они
(кроме неравнобоких)
характеризуются общим распределением боковых сторон равномерно справа и слева.
Поэтому при вырезании листьев целесообразно применять прием предварительного складывания заготовок пополам

(для передачи в аппликации зеркального соответствия боковых сторон) и
одновременного прорезания обоих слоев бумаги по воображаемому контуруполовины фигуры относительно сгиба
. Изменение формы заготовки, ее соотношения по ширине и длине, величине и окраске позволяет изобразить многообразие и многоцветие листьев, особенно осенних.

При вырезании листьев путем сгибания заготовки пополам следует учитывать особенности

строения исходной фигуры, соотношение ее величины и формы.
Квадратная бумага
необходима для изображения
сердцевидных листьев
(сирень, водокрас).
Длинные полоски
нужны при вырезании
линейных форм
, например листьев нарцисса, амариллиса, ириса.
Яйцевидные листья
получают из
прямоугольной заготовки
, у которой
отношение
ширины к длине не имеет резкого различия (например 6х4 см).

Многие листья имеют вертикальную протяженность

. Поэтому
заготовку при вырезании складывают пополам по вертикали
. Только
почковидные листья
(герань, лесная фиалка) создают из
прямоугольной заготовки путем складывания ее пополам по горизонтали.
Особенности выбора заготовок в зависимости от формы и протяженности листьев, а также приемы вырезания их после складывания бумаги пополам представлены на рис. 3.

Повторяя одно и то же изображение по сгибу, необходимо последовательно усложнять очертания фигур.

Поэтому сначала надо обучать вырезанию простых листьев (тополь, сирень, яблоня), а затем переходить к передаче расчлененных и изрезанных или составных композиций (рябина, кислица, земляника, клен).

Закреплению приемов складывания и вырезания однородных листьев способствуют задания, связанные с необходимостью изображения нескольких повторяющихся частей (ветка тополя, осенний букет из листьев, гирлянда).

Цветки
с одной осью симметрии имеют различные очертания
, и в каждом случае при вырезании надо выделять прежде всего
особенности формы
. Например, у колокольчика или ландыша чашечка у основания закруглена, а острые лепестки плавно и равномерно расходятся в противоположные стороны от среднего лепестка. У лилии и амариллиса цветки составлены из разбросанных в стороны и изящно изогнутых лепестков, а у гиацинта и ириса они закруглены, вьются, как кудри. При их рассматривании важно определить специфику формы и расположение основных элементов, чтобы при вырезании из бумаги сохранить общие, но характерные признаки цветка.

Для вырезания цветков из бумаги можно применить описанный выше прием складывания заготовки пополам

, чтобы отобразить в аппликации равенство противоположных частей симметричной фигуры. После складывания бумаги вырезают половину формы цветка. При этом изменение очертаний контура, окраски и величины бумажной заготовки позволяет получить различные изображения колокольчиков, ландышей, ирисов, лилий, глоксиний и др.

На рис. 4 показаны приемы вырезания цветков с зеркальной симметрией

. Здесь выделены
три группы форм
, объединенных общностью конфигурации заготовки (квадрат, прямоугольник) и приемами складывания (в одном случае применяется сгибание по вертикали, а в другом — по диагонали).

Использование этих приемов дает возможность отразить округлость фигур и более правильное соотношение в них ширины и длины. Так, для удлинения форм, например для вырезания оваловидных растений (крокусы, ирисы), лучше брать прямоугольную бумагу. А для цветков с разбросанными в стороны лепестками (лилии, амариллисы, глоксинии) больше подходит квадрат, разделенный пополам по диагонали. Этот прием помогает увеличить площадь изображения и отразить специфику цветков с глубоко рассеченными лепестками.

Большая группа цветков с разным количеством лепестков построена по принципу осевой, или центрально-лучевой, симметрии

, когда лепестки равномерно повторяются от середины по окружности. Такой венчик может иметь три, четыре, пять, шесть и более лепестков.

В зависимости от количества этих лепестков цветы примерно объединены в разные группы, основанные на складывании заготовки квадрата в определенной последовательности. Так, во вторую группу включены четырехлепестковые цветки, в третью — восьмилепестковые формы (так условно можно изобразить ромашки, маргаритки и др.). Четвертую группу образуют трехлепестники, пятую — цветки с шестью лепестками и последнюю, шестую группу составляют пятилепестковые цветки.

Все эти цветки вырезают из квадратной заготовки

, в которую хорошо вписываются формы с равномерно распределенными от середины к краям частями.

Четырехлепестники

вырезают после сгибания квадрата пополам три раза: вдоль, затем поперек, а потом по диагонали (рис. 6). Так можно вырезать жасмин, сердечник луговой, гортензию, чистотел, цветки редиса и др.

Чтобы передать конкретные особенности этих цветков в аппликации, дети должны эти признаки выделять и знать еще до выполнения задания. В процессе обследования цветков внимание ребят фиксируется на признаках общности по количеству лепестков. Например, у сердечника лугового цветки белые и розовые с заостренными лепестками, а у гортензии они широкие с закруглениями на концах, у жасмина — с красивой выемкой. У дикой редьки лепестки тупые, будто срезанные (рис. 6, 1, 2, 3).

Цветки со множеством лепестков, симметрично расположенных относительно серединки, условно передаются в аппликации как восьмилепестковые формы (ромашки, хризантемы, маргаритки, ноготки, космея и др.).

Варианты строения лепестков, особенности вырезания восьмилепестников

путем складывания квадрата даны на рис. 6, 4, 5, 6.

Из заготовки бумаги, разделенной путем сложения на двенадцать равных частей

, также можно вырезать разнообразные
формы снежинок.
После складывания квадрата белого цвета на гранях заготовки вырезают свободные комбинации выемок, треугольников, полукругов. Полученные формы наклеивают на темный фон (черный, синий, фиолетовый). Контрастное сопоставление цвета основы и вырезок помогает передать ажурность снежинок, выделить равномерное чередование повторяющихся частей. Несколько таких образцов помещены на рис. 8.

В процессе вырезания снежинок внимание детей направляется на самостоятельные поиски различных композиций построения фигур. Воспитатель поощряет наиболее интересные, творческие работы.

Силуэтное вырезание

Наиболее сложным для дошкольников приемом создания аппликаций является прием вырезания на глаз предметов асимметричного строения с криволинейными контурами

(рыбы, птицы, звери и т. д.) со сложными очертаниями фигур, плавными переходами одной части в другую.

Специфика вырезания на глаз

заключается в том, что изображение из бумаги или других материалов производится
беспрерывным слитным движением ножниц по мысленно создаваемому силуэту предмета
. Поэтому этот прием, и получил название
силуэтного вырезания
.

Методика обучения детей дошкольного возраста силуэтному вырезанию в аппликации подробно разработана И. Л. Гусаровой. Автор рекомендует строить обучение на основе тщательного анализа строения фигур, выделения взаимосвязи их частей, а также с помощью показа приемов изображения во взаимодействии с точными словесными описаниями каждого совершаемого движения ножницами

.

Процесс овладения вырезанием на глаз представляет для детей определенные трудности

. У малышей должна быть в достаточно высокой степени развита острота зрительного чувства и ручная умелость, что помогает достичь точности, выразительности контура, а следовательно, и показать красоту, четкость силуэта.

В старшем дошкольном возрасте восприятие носит более осмысленный характер, что позволяет ребенку выделять из окружающего мира предмет и его очертания. При этом слово помогает осуществить анализ каждой формы и каждого движения, совершаемого руками в процессе вырезания.

К обучению детей силуэтному вырезанию воспитатель должен подходить продуманно. Необходимо обеспечить постепенное усложнение заданий за счет варьирования силуэтных очертаний и перехода от изображения простых по конфигурации форм к более сложным.

Это положение можно проследить на примере обучения дошкольников вырезанию силуэтов посуды с асимметричным расположением частей (ручки, носики-сливы), а также рыб, птиц, зверей. При их отборе следует учитывать простоту очертаний, возможность использования декоративных элементов. Различные формы посуды вырезают плавным переходом от тулова к изображению носика-слива, с одной стороны, и ручки — с другой (молочник, кофейник, чайник).

Первоначально надо определять расположение и пропорциональное соотношение частей по форме, величине, сочетать при вырезании прямолинейные и криволинейные срезы, соответствующие силуэты (рис. 15).

Научившись изображать посуду простой формы (бокалы, чашки с ручками), дети могут вырезать более сложные силуэты (чайник, куманец, кофейник). Их наклеивают на цветной фон и декоративно оформляют росписями краской или аппликацией. Так устанавливают взаимосвязь занятий по аппликации и декоративному рисованию, разделив содержание работы равномерно на два занятия. На одном из них (по аппликации) дети учатся вырезать силуэты посуды, а на другом — украшать ее узорами.

При вырезании силуэтов посуды и других предметов асимметричной формы важно научить ребенка определенной последовательности изображения. Сначала

надо
выбрать форму заготовки
, чтобы предмет и его части полностью вписались в пространство бумаги по ширине и высоте.
Затем
следует
определить расположение и отметить части
. Это создает зрительные опоры для более правильной передачи силуэта.

По такому же принципу вырезают силуэты рыб, птиц, зверей

и т. д. При выборе заготовок для них следует зрительно соотнести расположение частей, выделить горизонтальную или вертикальную протяженность фигуры. Например, рыб вырезают из прямоугольника — полоски. Так легко передать последовательное расположение и связь основных элементов. Цвет, размеры заготовок варьируются в зависимости от разновидностей рыб и характера их трактовки (по типу народной игрушки, либо сказочный образ, либо природные разновидности). Если дети вырезают аквариумных рыб с сильно развитым хвостом и плавниками, то соответственно меняется форма бумаги, из которой дети их вырезают.

Размер и форма бумага для изображения птиц и животных также берется с учетом вида и позы,

нужной для передачи в аппликации. Так, лебедя вырезают из прямоугольника с соотношением сторон примерно 8×10 или 6×8 см. А для жирафа берут прямоугольник в вертикальном положении в соотношении сторон 1:2. Такая заготовка оказывает детям помощь в передаче вертикального расположения основной части, исходя из длины шеи и других частей тела.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Приемы работы с ножницами в разных возрастных группах. Способы вырезания.

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Проект «Вырезаем ножницами»

Проект «Вырезаем ножницами», средняя группа

Автор: Ребрушкина Оксана Викторовна, МАДОУ ЦРР Детский сад № 7, г. Верхняя Пышма, Свердловская область.

Умение вырезать ножницами очень хорошо развивает мелкую моторику рук, а следовательно положительно влияет на развитие речи малыша. И все таки решение дать совсем маленькому ребенку в руки ножницы требует от родителей и воспитателей особой бдительности. Обязательно нужно помнить о технике безопасности.

С какого же возраста можно доверить ребенку вырезать ножницами? В детских садах вырезать ножницами начинают со средней группы — после четырех лет. Некоторые программы для дошкольных учреждений рекомендуют более ранний возраст — с трех лет.

Мы должны ориентироваться исключительно на индивидуальные особенности детей. Если ребенок заинтересовался ножницами гораздо раньше трех лет, значит наступило время научить его ими пользоваться. На мой взгляд, чем раньше ребенок научиться правильно обращаться с ножницами и применять их в своем творчестве, тем лучше.

Выбираем ножницы для ребенка

К выбору ножниц для ребенка нужно подойти со всей ответственностью. Главным критерием должны служить безопасность и удобство. Маленькие и почти игрушечные ножницы с ручками в виде животных для обучения вырезанию не подойдут.

Если уж мы решили, что наш ребенок дорос до использования ножниц, то они должны быть самые что не на есть настоящие. Выберете в канцелярском магазине ножницы среднего размера с тупыми концами на лезвиях. Хорошо если ручки у ножниц будут резиновыми — они мягче и не скользят.

Ну и, конечно, колечки у ручек ножниц должны подходить по размеру малышу. Лучше если одно колечко будет круглое (для большого пальчика), а вот другое удлиненное (для указательного и среднего пальчика). Так ребенку будет легче, иначе пальчики разбегутся во все стороны.

Еще желательно, чтоб ножницы продавались вместе с чехлом.

Первые шаги к умению вырезать ножницами

Казалось бы шаги эти довольно просты. Раз — открыли ножницы, два — закрыли их. Просто и понятно. Но для ребенка это самое сложное, нудное и не интересное. Очень часто на этом самом начальном этапе родители терпят поражение и благое начинание откладывается в долгий ящик.

Ведь ножницы нужно не просто открыть и закрыть, их нужно правильно держать. А не умелые детские пальчики так не хотят слушаться. Не получилось раз, не получилось два и малышу становиться скучно. Но ведь если не научить малыша правильно держать ножницы, открывать и закрывать их не меняя положения руки, то вырезать он ни чего не сможет.

Как же преодолеть этот скучный этап на пути к умению вырезать ножницами? Я предлагаю призвать на помощь театр теней и историю про птиц с длинным клювом, а диалоги можно изобретать на ходу.

Вся фишка в том, что для того, чтобы тень была похожа на клювы птиц, ножницы необходимо держать правильно. А для того чтоб клювы шевелились ножницы придется открывать и закрывать. Ребенок, заинтересованный в конечном результате, будет очень стараться. Если вы проявите фантазию и свой личный интерес, то это занятие точно не покажется ребенку скучным.

Начинаем резать бумагу

Ребенок научился открывать и закрывать ножницы и при этом держать их прямо. Пора начинать пробовать резать бумагу. Начинать лучше с нарезания полосок. Дайте ребенку узкую прямоугольную заготовку цветной бумаги, сложенную пополам. Пополам сложенная бумага плотнее, а значит ее труднее порвать не правильными движениями ножниц. Затем покажите, как нужно нарезать полоски.

Ребенок должен держать прямоугольную заготовку сгибом к себе. Лучше если эта работа займет не более двух шагов ножницами. Если у малыша не очень хорошо получается нарезать полоски и бумага рвется, то попробуйте сделать тоже самое из плотных обложек журналов. Или же просто дайте ребенку небольшие кусочки журнальных обложек и пусть он режет их как ему угодно.

Первое время можно помогать ребенку справиться с ножницами и бумагой, в нужные моменты помогите придерживать бумагу, сделать шаг ножницами. Естественно, если дошкольник кричит «Я сам!» помогать ему не стоит. Пусть пыхтит и старается самостоятельно.

Вырезаем предметы по контурам

Как только малыш освоился с нарезанием полосок, можно пробовать вырезать по контурам. Для начала выбираем простые контуры с четкими линиями. Например геометрические фигуры. Сначала квадрат или прямоугольник, затем треугольник или трапецию и наконец круг. Затем можно пробовать вырезать более сложные фигуры. Лучше всего вырезать из детских книжек на плотной бумаге или раскрасок. Тонкую бумагу вырезать сложнее, она при любом неудачном повороте ножниц может легко порваться. Вырезанные фигурки так же используйте в аппликациях.

Техника безопасности

Как только вы приняли осознанное решение дать ребенку ножницы, нужно сразу объяснить ему, что ножницы — это не игрушка. Пользоваться ими нужно только по назначению и только за столом. Ниже описаны основные правила безопасности использования ножниц:

— Ножницы нельзя брать без разрешения

— Ножницы нельзя класть на край стола, они могут упасть и поранить

— Ножницы нельзя оставлять в открытом виде

— Нельзя проводить руками по открытым лезвиям ножниц, они острые и можно поранится

— Ножницы нельзя передавать лезвиями вперед

— Ножницы нужно хранить в подставке ручками вверх

— Ножницы нельзя держать лезвиями вверх или по направлению к себе, можно наткнутся и пораниться

— Ножницами нельзя вырезать на ходу

Это основные правила безопасности, которые вы должны объяснить ребенку перед началом работы с ножницами. Вы же сами должны помнить, что маленького ребенка нельзя оставлять одного с ножницами в руках, особенно если он у вас не один. Такую роскошь можно позволить себе только ближе к школьному возрасту.

Все дети развиваются по-разному. Возрастные ограничения ниже следует использовать в качестве ориентира, принимая во внимание интересы, темперамент и возможность концентрации внимания у конкретных детей. 2 года: дети в этом возрасте будут наслаждаться разрыванием бумаги на мелкие кусочки и вырезать что-либо, только повторяя за взрослыми; 3 года: в этом возрасте с ребенком можно пробовать вырезать любые фигуры, сидя рядом с ним и непрерывно наблюдая за процессом; 4 года: ребенок в состоянии сам вырезать простые линии и фигуры с небольшой помощью взрослого; от 5 лет и старше: ребенок должен сам с легкостью вырезать картинки и приклеивать их на бумагу, составляя аппликации.

Конечно, ваш малыш уже не раз видел ножницы, так как ими мы стрижем ноготочки на детских пальчиках, подстригаем ему челочку или даже делаем детские стрижки. А еще ножницы нам то и дело пригождаются в быту… Все это ребенок видит со стороны, так как до определенного времени родители не доверяют такую работу своемусынуле или дочурке. Но рано или поздно приходит время, когда ребенку захочется самостоятельно научиться пользоваться ножницами. В принципе, ребенку старше двух лет уже можно показать, как правильно и безопасно пользоваться ножницами, не дожидаясь того, что ребенок украдкой доберется до них и перепортит все вокруг или поранится.

Конечно, в столь юном возрасте речь может идти только о работе с ножницами под присмотром взрослого. Ну а в каком возрасте детские ножницы займут свое место среди предметов для детского творчества, находящихся в свободном доступе для ребенка, зависит от самого ребенка. Кому-то можно доверять уже в два с половиной года, а кому-то и в пять будет еще чревато. К слову сказать, работа с ножницами в детских дошкольных образовательных заведениях вводится со средней группы, то есть для детей старше 4-х лет. Ну а дома под вашим пристальным наблюдением вы можете гораздо раньше предложить ребенку работу с ножницами. Ведь детям так нравится подражать взрослым, к тому же то, что обычно под запретом, вызывает огромный интерес.

Для первоначального знакомства вы можете приобрести ножницы с пластиковыми лезвиями. Они считаются наиболее безопасными, однако такие ножнички зачастую настолько плохо режут, что просто нервируют малышей. А ведь при обучении очень важно, чтобы у ребенка получалось то, что он задумал, так как в случае повторяющихся неудач может и пропасть желание осваивать этот нелегкий навык.

Излишне говорить, что детские ножницы должны быть среднего размера, с закругленными концами. Хорошие безопасные детские ножницы можно приобрести в магазине Ikea. Они продаются в наборе: одни – с прямыми лезвиями, вторые – режущие зигзагом. Порезаться такими ножницами практически невозможно. Также вы можете найти в канцелярских магазинах ножницы с упором. Они хороши тем, что ребенку приходится только сжимать кольца ножниц, а в исходное положение они возвращаются сами, что существенно облегчает работу малыша. Ну а если ваш малыш предпочитает держать ножницы в левой руке, вам необходимо приобрести ножницы для левшей.

Помните, что показывать, как работать с ножницами, нужно медленно, — так, чтобы малыш видел, что они требуют особого обращения; иначе ребенок, взяв темп взрослого, может пораниться. Наиболее удачное расположение при обучении ребенка работе с ножницами для вас обоих – сесть за его спиной. Покажите ребенку, как ножницы «щелкают клювиком» (при этом можно произносить: «Ам! Ам!» «Чик-чик» или «Щелк-щелк»). Вложите ножницы в руку ребенка (большой и средний пальцы вставляют в кольца ножниц, указательный поддерживает ножницы снизу; концы лезвий направлены от себя, вперед) и помогите ему сначала раскрыть лезвия, затем нажать на кольца ножниц. Повторив процедуру несколько раз вместе, предоставьте затем возможность ребенку сделать это самостоятельно. Потренировавшись «в холостую», вы можете помочь ребенку выполнить надрезы по сторонам листа формата А4.

Вы можете также предложить малышу разрезать поперек узкую полоску бумаги (полоска должна быть не шире, чем могут отрезать ножницы одним движением). Учите ребенка держать полоску пальчиками на безопасном расстоянии от того места, где планируется выполнять надрезы и не направлять лезвия ножниц к пальцам руки, держащей бумагу. Для того чтобы потренировать ребенка в запоминании и назывании цветов, вы можете заготовить полоски из цветной бумаги двухсторонней бумаги или бумаги для ксерокса. А если вы не пожалеете времени, можете приготовить для игры с ножницами вырезанные из цветной бумаги, скажем, банан, огурец или морковь, и предложить карапузу угостить своих игрушек, разделив овощи и фрукты на части.

Как усложнение вы можете предложить ребенку выполнять надрезы не в свободном порядке, а по начерченной линии. Так, к примеру, можно сделать бахрому для коврика (на сторонах листа А4), разрезать все те же фрукты и овощи по начерченным линиям, либо, нарисовав расческу, можно прорезать по линиям ее зубчики.

Следующий этап – разрезать более широкие заготовки (например, помидор, яблоко, грушу и т.п.), рассчитанные на несколько раскрытий и сжатий ножниц. Вы можете заготовить соответствующие полоски бумаги для закрепления понятий «узкий-широкий», «длинный-короткий» (в этом случае полоски разрезаются поперек либо в свободном порядке, либо по начерченным линиям). Более сложное задание – предоставить возможность малышу самостоятельно отрезать полоски, обозначенные на листе (т.е. вдоль, по начерченным линиям).

Далее – учите ребенка вырезать квадраты и прямоугольники. Затем покажите, как, разрезав их от угла к углу, можно получить треугольники, а, срезав у квадрата или прямоугольника уголки (слегка закругляя), квадрат может превратиться в круг, а прямоугольник – в овал. На этом уровне уже необходимо заниматься не только вырезанием или выполнением надрезов, но и находить применение вырезанным «шедеврам». То есть теперь уже это не резание как самоцель, а подготовительные работы для выполнения аппликаций и поделок.

Вот несколько идей простейших аппликаций, детали которых ребенок может вырезать самостоятельно:

  • домик из квадрата (прямоугольника) и треугольника (его можно дополнить окошками разной формы);
  • елочку из зеленых треугольников (можно разных по размеру) и маленького коричневого прямоугольника (квадрата) — ствола;
  • забор из двух длинных горизонтальных полос и нескольких коротких вертикальных полосочек;
  • солнышко из желтого круга и полосочек-лучиков или треугольников-лучиков;
  • цветок из круга (сердцевины) и круглых или овальных лепестков (его можно дополнить стебелечком-полосочкой и овальными листочками);
  • снеговик из кругов разного диаметра;
  • сороконожка из кругов (можно разного диаметра, разного цвета);
  • бусы (из разных геометрических форм);
  • рельсы для паровозика (по аналогии с забором);
  • поезд из прямоугольников-вагончиков и колес (если это пассажирский поезд – можно приклеить окошки);
  • грузовик: квадрат, рядом (вплотную) прямоугольник, расположенный вертикально, следом – прямоугольник, расположенный горизонтально, снизу два колеса.

Работа с ножницами развивает мелкую моторику, мышцы руки, координацию движений, концентрацию внимания, усидчивость. Кроме того, давая ребенку различные задания, вы способствуете закреплению элементарных математических представлений (цвет, форма, размер, ширина, длина и др.). А еще вырезанные или приклеенные детали можно пересчитывать – для закрепления количественного счета. Можно придумать задания на закрепление порядкового счета. А когда дело доходит до наклеивания вырезанных ребенком заготовок, вы можете закреплять такие понятия, как вверху, внизу, справа, слева, в центре, рядом, под, над и т.п. (более сложный уровень – к примеру, верхний правый угол или нижний левый и т.п.). Но это при условии, что все понятия вы с ребенком обсуждаете и проговариваете, а это, в свою очередь, способствует также речевому развитию малыша. Таким образом, работа с ножницами и, как следствие, занятия аппликацией, таят в себе большой развивающий потенциал.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]