Козицина С.В. Статья » Рефлексивные приёмы на родительских собраниях»
Рефлексивные приёмы на родительских собраниях
. Родительское собрание целесообразно завершить оценкой, которая показывает, оправдались ли ожидания его участников, что особенно было значимым для каждого из участников, какие выводы для себя сделали родители. На завершающем этапе родительского собрания важно выяснить, изменилось ли понимание рассматриваемого вопроса. Каждый из них должен решить для себя, что на собрании подкрепило его мнение, а что необходимо пересмотреть или изменить в себе. Это рефлексия, то есть оценка себя с позиции рассматриваемого вопроса. Приведем конкретные приемы проведения оценки, самооценки, рефлексии.
Письменный ответ на один из вопросов по выбору участника:
«Что нового вы сегодня узнали?
Что привлекло ваше внимание на собрании?
Какое выступление вы считает наиболее конструктивным и почему?
Что было трудным?
Что мешало работе и почему?»
Могут быть и другие вопросы — по усмотрению учителя или организаторов родительского собрания. Игра в мяч.
Ответ одним предложением на поставленный вопрос. Принимая мяч, родитель дает ответ на поставленный вопрос. Отдавая мяч — задает вопрос.
Жест дня.
Сидя или стоя, родители демонстрируют свое отношение к результатам собрания соответствующей мимикой или жестом.
Рисунок дня.
Родители выражают свое отношение к собранию соответствующим рисунком, поясняя, при необходимости, его смысл.
Слово дня.
Предлагается одним словом выразить свое отношение к проведенному собранию.
Система координат.
На доске рисуется система координат. Каждый родитель должен определить свою точку в этой системе координат — это и будет его оценка проведенного собрания. На одной оси отмечаются оценки по содержанию, на другой — по организации.
Блиц-опрос.
Учитель задает вопросы по теме родительского собрания, а родители дают быстрые и краткие ответы, отвечая по желанию.
Анонимный совет.
Каждый участник получает карточку, в которую вписывает совет учителю или другим участникам. Можно предложить давать советы в юмористической форме.
Выставки.
На стенде выставляются работы, сделанные родителями во время собрания. Рационализаторские предложения по совершенствованию своей работы вносят сами родители. Они же оценивают результаты своей деятельности. Учитель выделяет положительное в каждой работе и предлагает сравнить работы детей с работами взрослых, выделить трудности в выполнении заданий.
Анкетирование
родителей на завершающем этапе собрания проводится с тем, чтобы дать участникам возможность оценить свои знания по рассматриваемой на встрече проблеме, оценить в целом результаты родительского собрания.
Типичный участник родительского собрания.
Учитель предлагает родителям составить портрет типичного представителя их группы. Это может быть реальный портрет группы, а может быть и шуточный. Все зависит от настроения и желания родителей. Можно предложить оба варианта.
Пирамида знаний.
Родители строят пирамиду своих знаний, приобретенных или расширенных на собрании. Можно построить пирамиду положительных эмоций, интересных фактов, полезных сведений, оригинальных заданий и т. д.
Рефлексия (самоанализ) может проводиться после каждого этапа родительского собрания, но наиболее целесообразно это сделать в конце собрания. Все родители по очереди высказывают свои впечатления о прошедшем собрании. Учитель побуждает родителей к высказываниям вопросами: «Что вам особенно понравилось? Что хотелось бы сделать иначе? Как изменилось ваше отношение к самим себе? Какие свои ценные качества вам удалось увидеть на собрании? Какими новыми знаниями и умениями вы обогатились? Какие открытия сделали вы для себя в процессе собрания? На какие вопросы вам было легко отвечать? Что вас удивило? Что оказалось полезным лично для вас?» Могут быть заданы и другие вопросы. Их формулировка зависит от состава группы родителей и темы родительского собрания.
Самоанализ личностных качеств.
Учитель предлагает родителям задуматься, что их больше всего волнует в самих себе: отношение с детьми, внешний вид, стиль поведения, манера держаться, отношение людей, результаты собственной деятельности, свой внутренний мир и т. д. Количество признаков, сами признаки определяются родителями совместно с учителем. Все они записываются в столбик. Участникам необходимо провести ранжирование признаков, то есть поставить возле каждого признака число. Сначала участники выбирают самый существенный для них признак, он соответствует числу 1, затем следующий — 2 и т.д. У каждого участника получится свой порядок чисел. Можно определить ведущие признаки для данной группы родителей, если воспользоваться сведениями, полученными от каждого участника
Венок знаний
(умений, положительных чувств, радостных минут, интересных идей, общения и т. д.). Участники родительского собрания, сплетясь руками, (например, правую руку на плечо соседа справа, а левую на пояс соседа слева), составляют венок. При этом каждый говорит о том положительном, что было на собрании. Учитель говорит, что данный венок позволяет полученным знаниям, положительным чувствам не рассыпаться, а окрепнуть, опираясь на плечо и опыт своих новых друзей, родителей данного класса учащихся. Об этом всегда может вспомнить каждый участник.
Синтез информации в кратких выражениях.
Участникам родительского собрания предлагается назвать все происходящее на собрании одним словом. Все слова записываются. Затем предлагается составить название из двух слов, потом — используя целое предложение, которое раскрывает суть темы. Ответить на вопрос: «За что я благодарен себе сегодня?»
Чудесный ларец
(чемодан, рюкзак, сумка, портфель и т. д.). Учитель предлагает участникам занятия ответить, что они хотели бы положить в чудесный ларец и взять с собой в будущее из знаний, умений и навыков, приобретенных на данном родительском собрании.
Оценка по карточкам.
Стенд или доска делятся на три части. В первой части будет отмечаться все то, что участники увидели положительного на родительском собрании. Во второй части должно быть указано, что не удовлетворило их запросы. В третьей части будут располагаться предложения по дальнейшему совершенствованию родительских собраний. Каждый участник получает три карточки, соответствующие трем разделам стенда, и заполняет их крупными буквами. Карточки-оценки помещаются на стенде. Полученные ответы, при желании, можно обсудить со всей группой. Можно этого и не делать, так как ответы говорят сами за себя.
Опрос или письменное анкетирование по заранее составленным вопросам
.
Вопросы продумываются учителем в соответствии с темой родительского собрания и предлагаются участникам с целью получения более полного представления о результативности проведенного собрания. Можно повторить часть вопросов, на которые участники отвечали в начале собрания, чтобы сравнить динамику изменений, приращения знаний.
Блиц-интервью центрального агентства печати и новостей.
Каждый участник делает короткое сообщение о родительском собрании, в двух-трех предложениях. Можно записать эти сообщения на диктофон или видеокамеру, а потом всем вместе прослушать или просмотреть. Могут возникнуть уточнения, дополнения.
Письмо.
Участник пишет письмо самому себе, другу, коллеге, будущему поколению и др. В письме он рассказывает о проделанной работе, дает свою оценку состоявшемуся родительскому собранию, отмечает личные изменения, которые ему показались значимыми. Письмо также может быть написано от имени мудрого человека, сказочного героя и т. п. Письмо может быть индивидуальным или групповым. Учитель может предложить несколько вариантов, а родители выбирают тот, который им больше импонирует.
Работа в круге.
Все встают или рассаживаются в круг и высказывают свое мнение о проведенном родительском собрании. Высказывания могут быть в форме ответов на вопросы, подготовленные учителем. Это может быть свободная форма высказывания или выступления по ролевому принципу. «Если бы я был ведущим родительского собрания…», «Если бы я наблюдал за родительским собранием со стороны…» и др. Все участники родительского собрания в неформальной обстановке прощаются друг с другом и с учителем, высказывая свое мнение о работе родительского собрания, свои пожелания. Приведенные приемы не исчерпывают всего многообразия работы и общения с родителями. Это лишь незначительная их часть, которая может сделать встречи родителей и учителя, родительские собрания интересными и запоминающимися. Литература 1. Абрамов А., Бим-Бад, Б., Громыко, Ю. Что такое базовый компонент [Текст] / А.Абрамов, Б. Бим-Бад, Ю. Громыко // Учительская газета.– 1988. – 17 дек. (№149) .– C. 2. 2. Алексеев Н.Г. Способность к рефлексии как существенный компонент интеллектуальной культуры современного специалиста [Текст] / Н.Г. Алексеев // Проблемы и методы формирования интеллектуальной культуры специалиста. – Новосибирск, 1984. – С. 100-102. 3. Богин В.Г. Несколько аспектов проблемы школьного образования и несколько размышлений о путях её решения / В.Г Богин // Вопросы методологии. – 1999.– № 1-2. –C. 35-54. 4. Богин В.Г. Обучение рефлексии как способ формирования творческой личности [Текст] / В.Г. Богин // Современная дидактика: теория — практике /под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. — М., 1993.. 5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах [Текст] / В.В. Краевский, А.В. Хуторской // Педагогика. – 2003. – № 2. – С. 3-10. 6. Кузьмина Н.В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся [Текст] / Н.В. Кузьмина // Вопросы психологии. – 1984. – № 1. – С. 20-26. 7. Теоретические основы содержания общего среднего образования [Текст] / под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. – М., Педагогика, 1983. – С. 352. 8. Хуторской А.В. Деятельность как содержание образования [Текст] / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 8 – С. 107-114. 9. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. [Текст] / Г.П. Щедровицкий – М.: Школа культурной политики, 1995.– С. 133-138. 10. Щедровицкий Г.П. Коммуникация, деятельность, рефлексия. [Текст] / Г.П. Щедровицкий // Исследование речемыслительной деятельности. – Алма-Ата, 1974г 11. Новичков В.Б. Вечный вопрос: чему учить сегодня? (Текст) / В.Б. Новичков // Педагогика. – 1988.-№8. –С.6-8 12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды .- М.: Педагогика, 1989. с. 81. 13. Ясвин В.А. Психологическое моделирование образовательных сред. Психологический журнал.-2000.-№4. 14Л.А. Медникова «Рефлексивная деятельность младшего школьника» Ж-л Наука и школьная практика №1,2008 1. Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена» https://www.ct-net.net/ru/ 2. Фестиваль педагогических идей https://festival.1september.ru/ 3. Газета «Первое сентября» https://ps.1september.ru/ 4. Сайт «Мой университет»
Подключаем детей
Интересно и полезно провести рефлексию вместе с учениками. Но сперва оцените, готовы ли к этому вы и класс, насколько у вас хорошие отношения, способны ли ребята к анализу. Для детей помладше подойдет беседа, для достаточно взрослых учеников (8 класс и старше), альтернативный вариант — анонимный опрос. Впрочим, можно сочетать и оба способа. По результатам опроса, особенно если вы классный руководитель, выделите критичные замечания, не называя автора прочитатйте их при всем классе, и обсудите с учениками.
Во время совместной рефлексии задача учителя — собрать не только положительную обратную связь, но и увидеть зоны роста. Для этого достаточно задать ученикам три следующих вопроса: «Что понравилось больше всего?», «Что понравилось меньше всего?», Что хотелось бы изменить?».
Благодаря ответам учитель узнает неочевидные проблемы класса, а дети подведут личные итоги, проанализируют свой вклад в учебу и отдачу от него. А выводы мотивируют школьников к изменениям в новом году.
Для младших школьников и 5-6 классов подойдет ритуальное прощание с ситуациями «Я не умею/не могу». Их дети записывают на листочках, и, никому не показывая, рвут или сжигают, или пишут для каждого случая план действий.