Дидактическая игра «Времена года»методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему


Дидактическая игра «Времена года»

Играет средняя группа, дошкольники 4-5 лет.

Цель дидактической игры «Времена года» – формирование и закрепление знаний о последовательной смене сезонов, привитие уважительного отношения к природе.

Занятие помогает дошкольникам:

  • запомнить сезоны года и последовательность их чередования;
  • правильно определять визуальные сезонные признаки;
  • закрепить представления об особенностях 4-х календарных времен;
  • развить наблюдательность, зрительную память, умение концентрировать внимание, речевые навыки;
  • воспитать в себе любовь в природе, заботливое отношение к ее объектам;
  • видеть природную красоту во все времена года.

Для игры необходимо подготовить 4 иллюстрации, изображающих один и тот же пейзаж в разные сезоны, вырезать карточки с изображенными признаками, объектами и явлениями каждого времени года.

Дети разбирают картинки с сезонными пейзажами. Воспитатель показывает карточки одну за другой, а воспитанники выбирают изображения, соответствующие выбранным иллюстрациям сезонов, называют, что изображено, объясняют выбор. Выигрывает участник, первый без ошибок выбравший правильные карточки.

Для старшей группы игру можно усложнить.

Для усложнения воспитатель сам раскладывает карточки по картинкам пейзажей, но неправильно. Задача детей – переместить карточки на соответствующие времена года.

Правила игры и инструкция по изготовлению

Дидактическая игра Времена года, скачать шаблоны, развивающие игры для детей, игры на сравнение времен года, умные липучки

Дидактическая игра Времена года 4 сезона.
В комплекте 7 листов А4 + 12 листов А4 (увеличенный вариант игры) для САМОСТОЯТЕЛЬНОГО распечатывания.

Материал предназначен для проведения развивающих занятий с детьми 1 — 5 лет.

Расставляя фигурки и создавая свою веселую историю, ребенок познакомится с временами года, научится понимать чем зима, весна, лето и осень отличаются друг от друга.

Что в комплекте:

4 листа — четыре красочных игровых поля, с изображением времен года.

2 листа с деталями признаков каждого времени года (47 фигурок для вырезания)

1 лист с образцами для игры.

Игра «4 сезона и 12 месяцев»

Играют детсадовцы 3-4 лет, то есть младшая группа.

Задачи игры:

  • научить соотношению календарных времен с определенной палитрой;
  • развивать математические навыки – умение считать до 4-х и 12-ти, разделять геометрические фигуры на равные части, последовательно называть месяцы;
  • развивать память, умение концентрировать внимание и логически мыслить.

Для занятия необходимо сделать круг, разделить на 4 равные части, каждую часть раскрасить цветом, соответствующим времени года: синий – зима, зеленый – весна, желтый – лето, красный – осень. Дети должны догадаться, к какому сезону относится каждая часть круга, рассказать, почему выбран этот цвет.

Для средней возрастной группы задание усложняют, каждый сезон круга делят на 3 месяца.

«Времена года» для старших дошкольников

Для подготовительной группы дошкольников можно провести игру с использованием компьютерных технологий. Педагогу необходимо подготовить слайды, изображающие картинки-ответы на вопросы и загадки. Из представленных картинок дети должны выбирать правильные, кликать по ним компьютерной мышкой.

Цель игры – формирование представлений о сезонных изменениях в природе и развитие способностей к познанию посредством использования компьютерных технологий.

Задачи дидактической игры «Времена года»:

  • формирование представлений об окружающем мире, о взаимосвязи смены сезонов с объектами живой природы и человеком;
  • закрепление знаний о признаках весны, лета, осени, зимы;
  • закрепление знаний о листопадных деревьях, впадающих в спячку животных, перелетных птицах;
  • формирование умения отвечать на вопросы, отгадывать загадки, грамотно и последовательно высказываться;
  • увеличение познавательной активности;
  • развитие речевых навыков, увеличение словарного запаса;
  • развитие памяти, восприятия на слух и зрение, моторики пальцев рук, умения концентрироваться, логически мыслить.

Первая группа слайдов касается осени. Педагог загадывает загадку, дети угадывают, какое время года изображено. Далее воспитатель задает вопросы: по каким признакам воспитанники определили осень, какого цвета листья на деревьях, в какой одежде люди на картинке, почему они так одеты. На следующем слайде изображены осенние листья, дети должны назвать, от какого дерева они оторвались.

Вторая группа слайдов касается зимы, дети отгадывают загадку, рассказывают, по каким признакам определили зиму, как одеты люди. На втором слайде из представленных животных выбирают тех, что впадают в спячку. На третьем из представленных картинок выбирают правильные ответы на загадки про снежинку, снеговика, снегопад, мороз, иней, сосульки.

Дальше дошкольники рассматривают весну, отгадывают загадку, объясняют выбор картинки, рассказывают, как одеты люди. На втором слайде выбирают среди изображенных птиц перелетных. На третьем из представленных изображений выбирают ответы на загадки про подснежники, солнце, траву, ручьи, капель, грачей.

Далее дети рассматривают лето, дают ответ на загадку, объясняют выбор картинки, объясняют почему люди на ней легко одеты. На втором слайде подсчитывают количество бабочек в прямом и обратном порядке. На третьем выбирают из представленных грибов съедобные.

В завершение игры педагог просит детей нарисовать любимое время года.

Времена года – дидактическая игра своими руками

Полезные советы

Смотреть видео, если лень читать

Смотреть видео, если лень читать

Времена года – это одна из первых тем естествознания, с которой сталкивается человек еще в самом раннем детстве, когда только-только начинает изучать мир. Для того чтобы быстрее и нагляднее объяснить ребенку, что же представляет собой процесс смены времен года, проще всего, конечно, воспользоваться красочными иллюстрациями на эту тему.

Сегодня мы предлагаем Вам изготовить такое наглядное пособие своими руками. Эта поделка поможет Вам не только объяснить совсем маленькому ребенку, что такое времена года, но и станет прекрасной занимательной игрой для детей постарше, которые смогут в нее не только играть, но и принять непосредственное участие в ее создании.

Поскольку одними из самых ярких объектов, по которым можно проследить весь цикл изменения времен года, являются деревья, мы возьмем в качестве примера, предположим, яблоню.

Для изготовления нашей игры-пособия нам понадобятся:

  • бумага (белая для рисунка и голубая для фона

    );

  • тонкий карандаш;
  • прозрачная пленка (клеенка или пластиковая обложка

    );

  • лак для ногтей разных цветов;
  • тонкая кисточка.

Итак, приступаем.

Берем лист белой бумаги и тонким карандашом начинаем рисовать на ней яблоню.

Рисуем только ствол, ветви дерева и кусочек земли, из которой растет наша яблоня.

Теперь нам понадобится прозрачная пленка такого же формата, как и лист бумаги, на котором мы рисовали.

Еще нам нужно приготовить несколько флакончиков с лаком для ногтей разных цветов.

Накладываем пленку на рисунок, берем тонкую кисточку, наносим на нее лак для ногтей коричневого цвета и начинаем аккуратно обводить по поверхности пленки контуры нашей нарисованной яблони.

Полностью переносим рисунок на пленку коричневым цветом, закрашивая ствол, ветви дерева и землю.

Откладываем в сторону нарисованное уже лаком на пленке дерево, берем чистую пленку и снова накладываем ее на рисунок.

Зима

Первым временем года, которое мы будем рисовать, будет, естественно, зима, ведь именно с нее и начинается год.

Для начала нам понадобится лак белого цвета, небольшое количество которого мы нальем на кусочек бумаги.

При помощи тонкой кисточки точечными движениями наносим белый лак на контуры веток яблони. Такой способ нанесения лака создаст иллюзию налипшего на ветки дерева снега.

Теперь берем лак синего цвета и добавляем его к белому.

Смешиваем кисточкой оба лака так, чтобы получить нежный голубоватый оттенок.

Такими же точечными движениями наносим на контуры ветвей яблони уже голубой лак и при помощи уже двух цветов (белого и голубого

) формируем крону нашей яблони.

Весна

Снова накрываем наш рисунок чистой пленкой.

Для начала, нам нужно приготовить теперь лак зеленого цвета.

Точечными движениями при помощи тонкой кисточки с нанесенным на нее зеленым лаком начинаем рисовать листочки нашей яблони.

Рисуем все тем же зеленым лаком траву у подножия дерева.

Настало время цветов.

Берем лак бледно-розового цвета и наливаем несколько капель на кусочек бумаги.

Точечными движениями рисуем цветочки нашей яблони на ее ветвях, чередуя с уже нарисованными листиками.

Теперь смешиваем бледно-розовый лак с более ярким оттенком розового, чтобы наши цветочки не выглядели такими уж однотонными.

Точеными движениями добавляем к уже нарисованным цветочкам новые – более яркие и формируем из, теперь уже, разноцветных цветков крону нашей яблони.

Снимаем пленку с рисунка, и у нас получается вот такая заготовка на тему весны.

Лето

Накрываем наш рисунок новой чистой пленкой и уже привычными нам точечными движениями при помощи зеленого лака рисуем летнюю листву нашей яблони и траву у ее подножия, более густые, чем мы делали для весны.

Теперь наносим на кисточку ярко-красный лак и рисуем на ветках спелые красные яблоки.

Чтобы придать нашему лету еще больше красочности, нарисуем желтым лаком на траве несколько ярких цветков одуванчиков.

Осень

С наступлением осени листья яблони, как известно, приобретают желтый, красный и оранжевый оттенки.

Начнем с красного цвета.

Снова накрываем наш рисунок чистой пленкой, наносим на кисточку красный лак и рисуем на веточках яблони красные листочки.

Добавляем к красным листикам желтые, а, смешав красный и желтый лаки, рисуем еще и оранжевые, формируя из всех этих разноцветных листочков крону нашей яблони, ну и, разумеется, рисуем на земле уже опавшие с дерева листья.

Вот такая у нас получилась заготовка на тему осени.

Настало время посмотреть, как же работает наше пособие по изучению темы «Времена года».

Берем однотонную цветную бумагу, например, голубого цвета и прикладываем к ней нарисованное нами на пленке в самом начале дерево.

Сверху пленки с нарисованным деревом прикладываем пленку с заготовкой на тему зимы.

Вот у нас и получилась композиция «Зимняя яблоня

«.

Заменив заготовку зимы та тему весны, мы увидим уже картинку «Весенняя яблоня

«.

Приложив к дереву летнюю заготовку, мы создаем новую композицию на тему «Летняя яблоня

«.

Ну и завершаем наш цикл, приложив к дереву заготовку на тему осени. Теперь перед нами «Осенняя яблоня

«.

Посмотрите, как выглядит на видео весь процесс создания этой поделки.

Вот мы с Вами и сделали игру-пособие на тему «Времена года». Теперь Ваш ребенок не только лучше станет разбираться в этой теме, но и сможет научить этому своих друзей, не просто играя в игру, но и, может быть, создавая ее вместе с ними своими руками.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]