Развитие и формирование памяти в старшем дошкольном возрасте


Основные виды памяти

В психологии под памятью имеют виду ряд способностей, которые фиксируют полученный опыт, удерживают его в активном состоянии, для воспроизведения в будущем. В процессе задействованы механизмы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.

Развитие памяти влияет на становления личности ребенка.

Информация поступает к дошкольнику через органы чувств:

  • зрительные — запоминание видимых образов;
  • слуховые — все, что дошкольник воспринял через органы слуха;
  • вкусовые — воспоминания о вкусовых качествах съеденных продуктов;
  • обонятельные — запоминание различных ароматов;
  • тактильные — ощущения, которые были полученные вовремя контакта с предметом.

Важно! Каждый из вышеперечисленных видов необходимо развивать отдельно, путем задействования соответствующих органов чувств.

По продолжительности детскую память разделяют на 2 типа:

  1. Кратковременная. Информация задерживается в мозге на короткий период, через некоторое время исчезает. Может длиться всего 20-30 секунд.
  2. Долговременная. Полученный опыт сохраняются на протяжении длительного срока. Бывает механическим или смысловым.

Память дошкольника может быть, как непроизвольной (информация сохраняется сама по себе), так и произвольной (чтобы что-то запомнить, необходимо приложить усилия).

Виды памяти

Какая память преобладает у дошкольном возрасте

Каждый этап развития памяти в дошкольном возрасте, имеет свои особенности:

  • У детей от 0 до года быстро развивается моторная память. Проявляется в виде условных рефлексов. В этот период малыш наблюдает за действиями своих родителей, и пытается повторить их. Запоминание будет эффективным, если обучение сопровождается яркими эмоциями.
  • От года до двух лет развивается Центральная Неравная Система. В этом возрасте преобладает образное запоминание. Малыш узнает лицо мамы и папы, делает первые шаги.
  • В 2-4 года припадает на быстрое развитие механической памяти у детей. Ребенок начинает запоминать слова и логически мыслить.
  • У дошкольников 4-6 лет лидирует непроизвольное запоминание. Они обычно усваивают ту информацию, которая кажется им интересной.

Со временем у малышей укрепляются механизмы запоминания, и улучшается качество мышления. Дети становятся более способными к обучению.

Специфика особенностей запоминания в дошкольном возрасте

Механическая память

У дошкольников хорошо развита механическая память. Они без особого усилия запоминают, а затем воспроизводят то, что увидели или услышали. Главное чтобы информация вызывала интерес. Иногда ее называют «зубрежкой», смысловая часть материала отходит на второй план. Словесный запас быстро усовершенствуется и увеличивается.

Зачем необходимо развивать память дошкольников

Крохе совсем не обязательно все знать и помнить. Но, все же благодаря хорошей памяти, ему будет легче учиться, и жить. Развитие памяти у детей дошкольного возраста улучшает работу таких процессов как: внимание, мышление, воображение. Чем старше ребенок становиться, тем процессы запоминания работают лучше. Все это и за того, что ребенок совершенствует технику усвоения новой информации.

НОД по рисованию на тему «Мой папа» в старших группах ДОУ

Важно! Тренировать память нужно самого раннего возраста, это даст возможность в будущем применять полученные навыки и умения.

Минералы, витамины и аминокислоты, которые помогают улучшить память

  • Витамин С — настоящий король среди витаминов,который способен увеличить умственную активность головного мозга, наряду с другими его большими способностями творить чудеса в нашем организме. Где содержится витамин С, наверное, знает каждый ребенок. И конечно это болгарский перец, капуста (особенно квашенная), шпинат, брокколи, многие ягоды (смородина, малина), плоды шиповника, и конечно же цитрусовые.
  • Холин или витамин В 4 используется организмом для производства нейромедиатора ацетилхолина, который необходим для нормального функционирования всех клеток. Холин особенно важен для функции головного мозга, так как она влияет на области мозга, ответственные за функции памяти и способность к обучению на протяжении всей жизни. Холин также необходим для транспортировки питательных веществ по всему организму, включая мозг. Богатый источник холина яйца и другие источники включают говядину, цветная капуста, пшеница, арахис и салат. Подобно таурин, холин, обычно укрепленные в сухое молоко. Продукты, содержание холин — мясо, молоко, соя, яичный желток, цветная капуста. Эти продукты содержат и другие витамины группы В, которые также благоприятно воздействуют на работу мозга.
  • Таурин является аминокислотой, которая поддерживает неврологическое развитие и увеличивает мощность памяти детей. Также считается, что таурин обладает антиоксидантными свойствами, которые помогают функции мозга. Таурин содержится в мясе, рыбе и в грудном молоке. Большинство выпускаемых сухих смесей обогащены таурином так как организм детей раннего возраста, лишенных грудного молока, не имеет способность, синтезировать таурин из своего рациона. Обычное коровье молока не обеспечивает достаточное количество таурина.
  • Фолиевая кислота снижает уровень гомоцистеина, повышенный уровень которого плохо влияет на память. Продукты, богатые фолиевой кислотой — цельнозерновые злаки, соя, шпинат, зеленый горошек, брокколи и апельсины. Существует достаточно исследовательских данных, подтверждающих использование фолиевой кислоты в качестве бустера памяти.
  • Витами К (филлохинон) укрепляет стенки сосудов, защищает их от разрушения и придает им эластичность, предупреждает развитие атеросклероза всех сосудов, в том числе и сосудов мозга. Известно, что это вещество улучшает память, активизирует мыслительную деятельность. Данный витамин содержится в продуктах растительного происхождения — в шпинате, белокочанной капусте, в зеленом чае и черном чае, в томатах, брокколи, финиках, кресс-салате, в бобовых и мн. др. Из животных продуктов витамин К содержат говяжья печень, печень трески, яйца, козье молоко.
  • Омега 3. Преимущества этой полиненасыщенной жирной кислоты в том, что она оказывает содействие развитию мозга. Пищевые источники омега-3 жирных кислот — рыбий жир и некоторые растительные или ореховые масла. Тунец, лосось и сельдь также являются источниками Омега 3 животного происхождения. Арахис, грецкие орехи и миндаль также являются распространенными источниками этой жирной кислоты. Для детей, которые не любят есть рыбу или орехи, выпускается рыбий жир в капсулах или в виде желатиновых фигурок с разными вкусами.
  • Магний – необходим нашему организму и мозгу, так как он является антистрессовым веществом, участвует в обмене жиров, углеводов, белков, передаче нервных импульсов, очищает организм от токсинов и так далее. Этот микроэлемент улучшает память и внимание. Магний содержится практически во всех орехах, кашах, проросших зернах злаков, в горчице, бананах, морской капусте и бобовых. Из овощей магний в достаточном количестве содержится в брокколи, свекле, авакадо, луке и зелени. Также магнием богаты плоды какао и, соответственно, темный шоколад.
  • Селен – это мощный антиоксидант, необходимый для укрепления памяти, так как он защищает нервные клетки от их разрушения. Селен содержится в сельди, крабах, чесноке, душице, оливковом масле, креветках, белых грибах, зародыше пшеницы и бразильских орехах.

Родители также должны знать, если у ребенка серьезные проблемы с памятью, и ему очень сложно дается запоминание, возможно стоит обратиться к нейропсихологу.

Методики развития разных видов памяти у дошкольников

Память один из главных психических процессов, без которых невозможно развитие интеллекта малыша. Этой теме посвящено много дипломных работ,курсовых, а также рефератов. Специалисты разрабатывают новые приемы и методики, которые улучшают когнитивные способности ребенка.

Тренировать и улучшать зрительную процессы запоминания нужно с раннего возраста. Суть применяемых методик в запоминании и в дальнейшем узнавании изображений животных, птиц, растений, цветов. Для детей постарше могут выбирать карточки с изображением букв и цифр. Тренировать память дошкольника можно при помощи простых методик, которые включают различные упражнения и игры.

Упражнение «что здесь не так». На столе лежит от 4 до 7 картинок, ребенку необходимо запомнить, что изображено на ней. Затем кроха оборачивается, воспитатель или родитель убирает одну картинку. Малышу необходимо понять, что изменилось.

Упражнение «что здесь не так»

Развитие слуховой памяти можно начать с изучения, звучания музыкальных инструментов. Хорошо усваивается информация во время прочтения стихов, поговорок. Новые слова со временем войдут в активный словарь ребёнка.

Для тренировки долговременной памяти можно поиграть в «вспомнить все». Пусть малыш припомнит и расскажет о событиях вчерашнего дня. Рассказ должен быть максимально подробным.

Методики развития произвольной памяти у дошкольников

Произвольная память направлена на запоминание определенной информации, ребенок ставит перед собой задачу сначала запомнить, а затем вспомнить.

Важно! Развитие произвольной памяти, одна из предпосылок готовности ребенка к усвоению и обучению в школе.

Развитие произвольной памяти включает такие этапы:

  • выделение цели;
  • внимательно выслушать задание;
  • активное запоминание нужной информации.

Для тренировки можно зачитать дошкольнику десять не связанных по смыслу слов. Затем после прочтения ребенок должен воспроизвести их. Засчитываются только правильные ответы. Данная методика позволяет наблюдать затем, как развиваются умственные способности ребенка за определенный период времени.

Для занятия понадобится пять разноцветных карточек. В течение пятнадцати минут малыш должен запомнить, где и как лежат карточки. После чего они закрываются листом бумаги. Малыш должен самостоятельно разместить, цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходником.

Методика заучивания стихов на основе картинно-графических схем

Память дошкольников характеризуется развитием наглядно-образного запоминания.Маленьким детям свойственная фотографичность, что видят то и помнят. Это значит, что наглядный материал воспринимается лучше вербального. Чтобы запомнить стих, ребенку необходимо несколько раз его повторять. Чтобы дети не потеряли интерес к стихотворению, можно использовать картинки по смыслу. После завершения прослушивания, малыш легко воспроизведет то что увидел. Такой метод ускоряет изучение стихотворения.

Картинно-графическая схемы к потешке «Наша Маша» Н.Бурачевской

Успех методики заучивания стихов на основе картинно-графических схем зависит от формирования смысловой связи между строками стиха и картинкой. Изображение помогает малышу, осмыслит и повторить услышанное. Две или четыре строчки сопровождаются определенным рисунком.

Виды мышления у детей дошкольного возраста

Важно! Заучивание стихов при помощи картинок подходит для занятия с детьми с нарушениями речи и задержкой психического развития (ЗПР). Особенностью методики, является усовершенствования долговременного запоминания и развития речи.

Развитие образной памяти у детей

Образная память тесно связана с запоминание и воспроизведением прошлого опыта. Детям трех — шести лет легче запомнить именно образы, они могут быть как единичными, так и множественными.

К методам развития образной памяти относят:

  • самоконтроль;
  • упражнения;
  • игры;
  • наклонности;
  • интересов.

Успех данных методик зависит способность вызывать интерес у малышей. Для игр стоит выбирать объекты сложных форм, ярких цветов, различных оттенков.

Тренировка образной памяти

Эффективнее всего будут групповые занятия. Создать группу можно из членов семьи или привлечь детей со двора.

Существует несколько вариантов тренировок:

  1. «Бросай-лови». Дошкольники делятся напары. Каждому игроку дают мяч. После того как прозвучит слово стоп или цифра, дети бросают другу мяч, цель поймать его.
  2. «Назови слово». Взрослый называет букву, ребенок должен придумать слово на нее. Если малыш не знает или ищет кратчайший путь, может воспользоваться подсказкой других участников.

Полезны также индивидуальные занятия. Собираясь на прогулку, кроха может перечислять одежду, прежде чем надеть ее. Малыш, не видит вещей, должен назвать цвета и наименования.

Важно! Можно продемонстрировать рисунки с различными ситуациями. На одном рисунке изображена реальная ситуация, на второй вымышленная. Дошкольник должен назвать вымышленную ситуацию. Ребенку зачитываются 10 или 12 слов, из которых необходимо составить осмысленный рассказ.

Как облегчить заучивание новой информации

Ребенку без хорошей памяти трудно добиться успехов. Приемы легкого запоминания облегчат заучивания новой информации:

  1. Совместное чтение книг с родителями. Затем идет предсказывания текста, обсуждение героев. Такой прием развивает любознательность и улучшает процесс заучивания в краткие сроки.
  2. Пусть ребенок учит стих по паре строчек, но каждый день, пока не выучит весь.
  3. Яркие презентации облегчают процесс заучивания.
  4. Организация режима сна и отдыха помогает усвоению информации. Это значит, чем больше надо запомнить, тем качественней должен быть сон. Ребенок должен проводить не менее 2-3 часов на свежем воздухе.
  5. Некоторые продукты улучшают память. В рационе ребенка должны присутствовать, яблоки, виноград, авокадо и молочные продукты.

Процесс усвоение новой информации во многом зависит от того, сколько времени родители уделяют своему чаду. Наиболее ранние воспоминания включаются процесс становления личности, именно в этом периоде у дошкольников преобладает внимание и память. Развивающие игры, чтение книг, рисование и пение все это способствуют развития запоминания.

Хорошие отношения забота внимание улучшают память ребенка

Если в вашей семье хорошие, доброжелательные отношения, то ваш ребенок всегда с легкостью будет запоминать новую информацию. Постарайтесь создать доброжелательную обстановку в вашей семье, покой, хорошие отношения между родителями и детьми, всегда положительно влияют на развитие памяти и внимания ребенка.

Когда ребенок видит хорошие взаимоотношения в семье, у родителей и других членов семьи, тогда ему легче дается учеба, он с радостью занимается. Ребенку в хорошей обстановке дома хочется заниматься и хочется порадовать своими успехами родителей и других родственников.

Создайте хорошую атмосферу в семье, любите своего ребенка, проводите с ним много времени, окружите его заботой и лаской, чтобы ребенок чувствовал, что он не один, что его любят и всегда помогут ему.

Когда хорошие взаимоотношения в семье, тогда и у ребенка получается все хорошо и память у него становится лучше, и голова у него не забита ссорами родителей.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]