Использование инновационных технологий и методик
Чтобы наполнить занятие оригинальным познавательным содержанием, воспитатели всё чаще используют педагогические инновации, успешно применяют креативные отечественные и зарубежные разработки, а также материалы и оборудование к ним.
Развивающие игры Воскобовича
Спецификой методики Вячеслава Воскобовича является сочетание увлекательных сказок, непосредственным участником которых становится сам малыш, и оригинальных авторских игр. Игр насчитывается около 40, и все они направлены на всестороннее развитие ребёнка: обучение быстрому чтению и счёту, сенсорное восприятие, совершенствование мелкой моторики, навыков конструирования и моделирования. Кроме того, они воспитывают усидчивость и сосредоточенность, умение довести начатое дело до конца.
Фотогалерея: развивающие игры В. Воскобовича
Методика Николая Зайцева
Эта методика нацелена на быстрое обучение ребёнка чтению, причём сразу слитному, по складам. Склад (слияние гласного и согласного звука, а также отдельный гласный) не просто произносят, а поют, что ближе детскому восприятию, развивает плавность речи и речевое дыхание.
Из пособий в методике наиболее широко применяют набор кубиков, на которых нарисованы буквы, обозначающие звуки и склады, а также таблицы складов. Каждый кубик окрашен в определённый цвет, имеет наполнитель (шуршащий или звенящий), благодаря чему дети легко усваивают понятия «твёрдый и мягкий», «глухой и звонкий согласный».
Принципы методики Зайцева:
- От общего к частному и от частного к общему.
- От конкретно-образного через наглядно- действенное к словесно-логическому.
- Обеспечение наглядности с использованием различных каналов восприятия. Системная подача материала.
- Алгоритмизация учебных действий.
- Учёт физиологии восприятия учебной информации.
- Охрана здоровья учащихся.
Кубики Зайцева имеют звучащие наполнители, поэтому дети могут не только видеть их, но и слышать
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера
Огромную популярность в детском саду набирают занятия с применением таких пособий, как блоки Дьенеша и палочки Кюизенера. Первые учат детей образованию и разделению множеств на подмножества по признакам элементов (форма, цвет, толщина), построению логических цепочек, операциям исключения, аналогии.
Наборы ярких блоков, разноцветных геометрических тел, поначалу воспринимаются детьми как удобный строительный материал, но со временем дети учатся мыслить логически, находя взаимосвязи между характеристиками предметов (блоков) и их множествами.
Привлекательны для малышей и яркие цветные палочки Кюизенера. Играя с ними, дети постепенно учатся считать в пределах 10, сравнивать числа, находить смежные, знакомятся с понятием состава числа и даже кратности.
Блоки Дьенеша и палочки Кюизенера завоёвывают всё большую популярность в детских садах и очень нравятся малышам
Видео: мастер-класс по развивающим играм в ДОУ
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
Информатизация развивающей образовательной среды ДОУ — требование времени. Современные технологии окружают ребёнка дома, в общественных местах, следовательно, и детский сад не может остаться в стороне от них, ведь его задача — как можно лучше и полнее готовить детей к жизни.
ИКТ используют на занятиях в двух видах: мультимедийные презентации или слайд-шоу с интерактивной доской; обучающие игры, программы с использованием компьютера (ноутбука). Интерактивная доска позволяет создать на занятии неповторимую а в ту или иную среду. Она поможет воспитателю создать близкую к реальной картину леса, моря, космоса. Яркие, подвижные, большие изображения, созданные для презентаций, помогут детям быстрее и чётче уяснить, о чём идёт речь на занятии. Обучающие компьютерные игры и программы развивают у детей быстроту и гибкость мышления, повышают интерес к образовательной деятельности. Однако, не стоит забывать, что ИКТ — вспомогательные средства обучения, заменять ими живое общение, беседу, обычную дидактическую игру нельзя, всё должно сочетаться в меру.
Существует несколько правил для сохранения здоровья малышей на занятиях с использованием ИКТ:
- Дети средней группы могут «общаться» с компьютером не более 5–7 минут в день, 2–3 раза в неделю.
- Расстояние от детей до мультимедийной доски — не менее 2–2, 5 м.
- Обязательные игры и упражнения на снятие зрительного напряжения (гимнастика для глаз).