Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста


Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста

Любовь Душебаева

Совместная партнерская деятельность взрослого с детьми дошкольного возраста

В связи с введением ФГОС дошкольного образования меняются подходы к организации деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером.

Выделяются основные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности, под которыми мы понимаем такие факторы как сотрудничество взрослого и детей и возможность свободного перемещения и общения детей.

Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с интересами детей.

Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности и как таковой связан с другими взаимным уважением. Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей.

Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Позиции воспитателя в разные моменты совместной деятельности.

Воспитатель приглашает детей к деятельности непринужденно:

• Давайте сегодня.

• Кто хочет, устраивайтесь удобнее.

• Кто хочет — присоединяйтесь.

Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает»

развивающее содержание
(новые знания, способы деятельности и пр.)
. Предлагает свою идею или свой результат для детской критики. Проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение. Особым образом строится и заключительный этап
деятельности. Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он работу или нет. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно,как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.
Таким образом, существенными характеристиками организации занятий в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

добровольное присоединение детей к деятельности;

свободное общение и перемещение детей во время совместной деятельности;

открытый временной конец совместной деятельности (каждый работает в своем темпе)

Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола»

, приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников
(включая взрослого)
за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования. Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал.
Партнер-взрослый всегда вместе (рядом)
с
детьми, в круге. Дети реализуют свои интересы в различных видах деятельности в основном самостоятельно, а взрослый не только обязан создать условия для стимулирования ребенка в различных видах деятельности, ему необходимо ориентироваться на интересы, потребности и способности детей. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление. Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись,вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы,в результате меняются:

стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному)

;

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским»

столом к месту за общим столом рядом с
детьми);
отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы.

Таким образом, при организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей.

Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы просто не возникают.

Вырабатываются порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, подойти к нему, обсудить с ним интересующие вопросы, связанные с выполнением работы, получить необходимую помощь, совет.

Дети могут работать в разном темпе.Объем работы каждый ребенок может определить для себя сам: что он сделает, но сделает хорошо и доведет начатое дело до конца. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. В том случае, если ребенок не справился с работой, он может продолжить ее в последующие дни.

Современные подходы к организации образовательного процесса требуют пересмотра традиционных технологий, которые не являются эффективными в достижении цели социальной успешности дошкольников на следующей ступени образования. На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми в форме совместной партнерской деятельности:

уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;

использование многообразных форм организации обучения, включающих разные виды деятельности;

обеспечение взаимосвязи совместной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью.

создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности

широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей. Введение в обучение элементов проблемности, задач открытого типа, имеющих разные варианты решений;

широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;

выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу совместной деятельности в дошкольном учреждении, как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования

«Организация совместной деятельности детей и взрослых в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

«ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО»

Современная практика и основные тенденции развития дошкольного образования, определенные новым (проектом) ФГОС ДО, ставят перед педагогом профессиональные задачи, требующие широких психолого-педагогических знаний о ребенке-дошкольнике и закономерностях его развития. О дошкольном детстве в целом, способности учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, реализовывать деятельностные технологии организации совместной работы взрослого и детей, самих детей и строить развивающее образование.

Совместная деятельность взрослого и детей направленная на становление первичной ценностной ориентации и социализации.

Особенностью реализации принципов построения воспитательно-образовательной работы с детьми является педагогическое взаимодействие как уникальный вид педагогической деятельности, наполненный, социальным смыслом и направлен (родителем и педагогом) на целостное развитие личности. Педагогическое взаимодействие понимается как процесс, происходящий между педагогом (родителем) и ребенком в ситуации непосредственного педагогического общения, а также в ситуации предвосхищения.

Педагог прогнозирует и проектирует условия, средства и методы, которые являются наиболее эффективными в конкретной ситуации взаимодействия, учитывает время, место, предметно-пространственную среду, эмоциональную атмосферу, обеспечивает активное участие в совместной деятельности, согласовывает действия, оказывает помощь и поддержку, координирует действия.

Взаимодействие может протекать в форме прямого общения, в процессе непосредственного контакта между взрослым и ребенком или в косвенной, опосредованной форме, осуществляемой через предлагаемые особым образом мотивированные действия, через объекты природной среды, предметы пространственного окружения, через других людей (детский коллектив, партнеров по деятельности) или сказочных персонажей.

Использование интеграции детских видов деятельности наравне с интеграцией содержания делает образовательный процесс интересным и содержательным.

Интеграция пронизывает все структурные составляющие образовательного процесса

:

  • реализация целей и задач воспитания и развития личности на основе формирования целостных представлений об окружающем мире;
  • установление межвидовой и внутривидовой интеграции — связей между содержанием разделов образовательной области и связей внутри этих разделов;
  • построение системы применяемых методов и приемов в организации образовательной работы;
  • обеспечение взаимосвязи и взаимопроникновения видов детской деятельности и форм их организации как совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной деятельности детей.

Интеграция образовательных областей обеспечивает достижение необходимого и достаточного уровня развития ребенка для успешного освоения им содержания образования.

Педагогическая поддержка и сопровождение развития ребенка выступает как один из признаков современной модели

образовательного процесса и выражается:

  • в педагогически целесообразном применении воспитывающих и обучающих воздействий педагога на детей;
  • в организации педагогом игровых, познавательных и проблемных ситуаций, ситуаций общения, обеспечивающих взаимодействие детей между собой;
  • в создании атмосферы эмоционального позитива, одобрения и подчеркивания положительных проявлений детей по отношению к сверстнику и взаимодействию с ним;
  • в организации комфортного предметно- игрового пространства, обеспечивающего удовлетворение игровых, познавательных, коммуникативных, эстетических, двигательных потребностей, инициацию наблюдения и детского экспериментирования.

Основные формы совместной деятельности взрослых и детей

Название Цель Задачи Содержание
Сюжетная игра Овладения ребенком двойной системой средств построения игровой деятельности Поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры. Специфика игровой деятельности (ее «замещающий» характер) требует одновременного овладения ребенком двойной системой средств ее построения. Ребенок должен научиться, не только совершать условное игровое действием, но и обозначать воображаемое явление или событие. Формирование игровой деятельности предполагает поэтапную передачу детям постепенно усложняющихся способов построения игры. Передача детям способов построения игры осуществляется в их совместной игре с взрослым, где последний выступает партнером, живым носителем формируемого способа во всей его целостности
Игра с правилами Овладения ребенком системой средств построения игровой деятельности Поэтапная передача детям постепенно усложняющихся способов построения игры Также как и сюжетная игра, игра с правилами во всей своей полноте (соблюдение формализованных правил, ориентация на выигрыш) складывается у ребенка не сразу, а постепенно, на протяжении всего дошкольного детства. Сначала это должны быть простейшие подвижные игры и игры на ловкость, затем игры на удачу, способствующие ориентации ребенка на выигрыш, и, в завершении дошкольного детства – игры на умственную компетенцию
Продуктивная деятельность Овладения ребенком репрезентирующими (моделирующими) видами деятельности Созидательная работа, направленная на получение предметно оформленного результата, соответствующего в той или иной степени начальному замыслу игры Это рисование, конструирование, лепка, аппликация и различные синтетические, комплексные формы. Содержания, предлагаемые взрослым ребенку для осуществления педагогически целенаправленной продуктивной деятельности, можно разделить на четыре вида: работа по образцам, работа с незавершенными продуктами, работа по графическим схемам, и работа по словесному описанию цели
Познавательно-исследовательская деятельность Расширять представления детей об окружающем мире Овладение детьми характерными способами упорядочения опыта Представляет собой активность, направленную на постижение окружающего мира. Лишь к старшему дошкольному возрасту данная деятельность начинает носить целенаправленный характер. В целом, эта деятельность сопровождает игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей различных материалов, обдумывания и рассуждения об окружающих вещах и явлениях
Чтение художественной литературы Активизация воображения ребенка, расширение осведомленности о мире, о явлениях, не данных в непосредственном наблюдении и практическом опыте Овладение детьми моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывать целостную картину мира Является универсальным развивающим образовательным средством, благодаря которым ребенок выходит за пределы непосредственно воспринимаемой реальности. Благодаря чтению ребенок овладевает моделями человеческого поведения, интуитивно и эмоционально схватывает целостную картину мира, овладевает богатой языковой средой
Игротека Приобщение ребенка к игровому взаимодействию, развитие любознательности и инициативности, обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития 1. Обогащать математические представления детей дошкольного возраста.

2. Развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности.

3. Расширять сферу применения математических представлений в ситуациях познавательно-игрового общения.

4. Актуализировать коммуникативные навыки

Неоценимую помощь в усвоении культурных и научных ценностей и способов познания оказывает знакомство детей с открытиями человечества. Ряд таких открытий становится затем предметом специального изучения ученых – математиков, астрономов, географов и других
Проектная деятельность Формирование социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения детей со сверстниками и взрослыми в ходе МИНИ и МЕГА-проектов 1. Организация воспитательно-образовательной работы по развитию у дошкольников навыков коммуникативной культуры в ходе организации проектной деятельности с использованием сказочных историй и выполнением творческих заданий к ним;

2. Разработка универсальной модели воспитательно-образовательной работы образовательной организации по формированию у дошкольников социально-коммуникативных навыков и установок толерантного общения со сверстниками и взрослыми;

3. Организация и вовлечение родителей к участию в проектах направленных на формирование у детей установок позитивного общения со сверстниками и взрослыми средствами семейного воспитания

Одно из наиболее современных средств образования детей дошкольного возраста. Эффективное средство развития познавательной активности, творческой деятельности, а также развития индивидуальных способностей детей. Оптимальная форма вовлечения в воспитательно-образовательный процесс всех его участников: детей, родителей, педагогов и специалистов ДОУ

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]