Проведение физкультминуток на уроках математики в старших классах
В настоящее время педагогами нашей страны уделяется особое внимание изучению вопроса влияния условий и факторов школьной жизни на здоровье детей.
Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от применения в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идет на пользу здоровья учащихся.
Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Перед каждым педагогом стоит важная задача – организация учебной деятельности с учетом здоровьесбережения. Основными составляющими здесь являются:
— определение дозировки учебной нагрузки в соответствии с возрастными особенностями обучающихся,
— проведение урока с учетом работоспособности детей,
— соблюдение гигиенических требований: чистота кабинета, хорошая освещенность, проветривание, оптимальный тепловой режим,
— благоприятный эмоциональный настрой на каждом уроке и взаимоотношений обучающихся и педагога, в целом,
— проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
В своей статье мы уделим внимание вопросам проведения физкультминуток и динамических пауз на уроках математики в старших классах. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только ученику начальной школы, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Не всем учащимся легко дается математика – это один из самых сложных предметов школьного курса обучения, изучение которого требует постоянного внимания, активной работы. Именно поэтому проведение физкультминуток должно решать следующие задачи:
— активизацию внимания обучающихся и повышение способности к восприятию учебного материала,
— эмоциональную разгрузку детей, возможность «сбросить» накопивший груз отрицательных эмоций и переживаний.
Предлагаемые упражнения для физкультминутки непосредственно вплетаются в темы уроков математики. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики, познакомившись с определениями и закрепив первично материал, для проверки усвоения могут выполнить во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.
Для развития воображения учеников предлагаем упражнение “Буратино”. Например, после введения нового понятия параллельных прямых, проговаривания этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос такой же длинный, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть его, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.
Важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз. Например, упражнение для глаз – “Раскрашивание”. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой геометрические фигуры. Необходимо мысленно раскрасить их поочерёдно любым цветом: например, сначала жёлтым, потом оранжевым, зелёным, синим, но закончить раскрашивание нужно самым любимым цветом.
Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Их можно соотнести с темами, изучаемыми на уроках математики. Выделим следующие упражнения:
1) движения глаз вверх-вниз, вправо-влево – «Координатная плоскость», «Формулы приведения»;
2) вращение глазами по часовой стрелке и против – «Окружность», «Поворот точки вокруг начала координат»;
3) на доске до начала урока начертить какую-либо кривую (спираль, окружность, ломаную); предлагается глазами “нарисовать” эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.
Упражнения для глаз с использованием геометрических фигур, расположенных на стене классной комнаты, проводятся с целью расширения зрительной активности, снятия утомления на уроке.На листе ватмана изображаются различные цветные фигуры (квадрат, круг, ромб и т.д.), вырезаются и размещаются на стене в кабинете. Во время физкультминутки дается задание последовательно перемещать взгляд с одной фигуры на другую (самостоятельно) или по названию фигуры (цвета) учителем. Упражнение можно выполнять сидя и стоя.
Упражнения: «8», «знак бесконечности», «геометрическая зарядка» также проводятся с целью снятия зрительного напряжения.
Задание 1: нарисуйте движениями глаз на доске цифру8.
Задание 2: нарисуйте движениями глаз на доске знак бесконечности ∞.
Упражнение «Цифровые таблицы».Цель: развитие психического темпа восприятия, в частности скорости зрительных ориентировочно-поисковых движений. Таблица представляет собой разграфленный на несколько ячеек квадрат с вписанными в ячейки в беспорядке числами от 1 до 25. При работе с ними надо, концентрируя взгляд в центре таблицы, видеть ее всю целиком и найти все видимые цифры по порядку нарастания счета.
15 | 6 | 16 | 9 | 14 |
1 | 8 | 20 | 24 | 2 |
18 | 22 | 10 | 21 | 12 |
17 | 11 | 23 | 5 | 25 |
7 | 4 | 13 | 19 | 3 |
Интересны для ребят старшего школьного возраста и упражнения на релаксацию. Например, упражнение “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение можно повторить несколько раз.
Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Этому помогают упражнения для формирования правильной осанки («Вверх рука и вниз рука», «Верно-неверно»). Для этого упражнения можно взять задания из блока «Анализ геометрических высказываний» подготовки к итоговой аттестации в 9-м классе.
Упражнение. Укажите верные утверждения:
1) Если два угла одного треугольника равны двум углам другого треугольника, то такие треугольники подобны.
2) Вертикальные углы равны.
3) Любая биссектриса равнобедренного треугольника является его медианой.
При выполнении такого упражнения в случае верного ответа на вдохе поднимается правая рука, в случае неверного – левая. Можно поднимать сначала одну руку вверх, потом ее опускать, потом выполнять упражнения для другой руки.
В приведенных примерах упражнений физкультминуток для учащихся старших классов рассмотрены лишь некоторые возможности учителя по организации здоровьесбережения на уроках математики. Организация учебной деятельности с применением здоровьесберегающих технологий позволит обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Литература:
- Бахтин, Ю.К. Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета / Ю.К. Бахтин, Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, Н.Н. Плахов // Молодой ученый. 2015. № 6 (86). С. 569-575.
- Бахтин, Ю.К. Распространённость употребления алкоголя и курения табака среди студентов педагогического университета // Ю.К. Бахтин, Д.В. Сухоруков, Л.А. Сорокина // Молодой ученый. 2014. № 14. С. 267-270
- Бойков, А.Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков // А.Е. Бойков // Педагогика высшей школы. 2015. № 3-1 (3). С. 22-24.
- Новиков, В.С. Психофизиологическая оценка острого физического утомления / В.С. Новиков, А.А. Благинин, Е.Б. Шустов, В.Ю. Чепрасов, М.Ю. Бахтин, В.О. Гуменюк // Физиология человека. 1995. № 2. С. 37.
- Соловьев, А.В. Особенности реагирования гипоталамо-гипофизарно надпочечниковой системы у людей с различной устойчивостью к знакопеременным ускорениям / А.В. Соловьев, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 6. С. 82-85.
- Соловьев, А.В. Роль психофизиологической адаптации человека в профессиональном отборе лиц, подвергающихся ускорениям Кориолиса / А.В. Соловьев, Л.Г. Буйнов, Л.А. Сорокина // Российская оториноларингология. 2014. № 5 (72). С. 67-73.
- Сорокина, Л.А. Педагогическая модель балльно-рейтинговой системы оценки здоровья учащихся / Л.А. Сорокина // Педагогические измерения. 2014. № 1. С. 38-46.
- Сорокина, Л.А. Практика повышения результативности процесса обучения с использованием фармакологических препаратов / Л.А. Сорокина // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 178. С. 157-160.
- Сорокина, Л.А. Проблемы и перспективы взаимодействия образовательной среды и ее субъектов / Л.А. Сорокина // Alma mater (Вестник высшей школы). 2014. № 5. С. 114-116.
- Сыромятникова Л.И. Педагогический подход к медико-валеологическому образованию будущих специалистов безопасности жизнедеятельности / Л.И. Сыромятникова, Л.П. Макарова, Л.Г. Буйнов // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 18 частях. 2013. С. 157-159.