Уголок настроения в группе детского садаконсультация


Оформление уголка » Наше настроение»

Организация уголка –
« Наше настроение»
Воспитатель старшей группы №6.

Уголок настроения – средство самопознания и развития эмоциональной сферы ребенка.

Но существует множество средств развития эмоционального мира человека. Здесь представлены наиболее простые и доступные способы развития и формирования эмоционально мира ребенка.

Цель:

расширение представлений педагогов о значении и способах организации уголка настроения в групповых комнатах.

Развивающая среда ДОУ

должна быть обогащена различными элементами, создающими у детей положительную установку и впечатление о детском саде, которые помогут
(задачи):
1.

Преодолеть стресс поступления,

2.

Успешно адаптироваться в дошкольном учреждении,

3

. Будут способствовать психологическому и эмоциональному здоровью личности каждого ребенка,

4

. Развитию эмоционально-чувственной сферы.

Такую среду можно назвать эмоционально-развивающей или уголком настроения.

Один из вариантов зонирования и обогащения групповых помещений разнообразными игровыми элементами, направленными на сохранение психофизического здоровья дошкольников, развития его эмоционально-чувственной и коммуникативной сферы, позитивного принятия самого себя и окружающего мира:

1. «Уголок приветствия»

Цель:

способствовать психическому и личностному росту ребенка, сплочение детского коллектива, создание позитивного эмоционального настроя, атмосферы группового доверия и принятия; умения замечать положительные качества в людях и говорить об этом.

Используемый материал:

Стенд «Здравствуй, я пришел!»

с фото детей (приходя в д/с, ребенок переворачивает лицом свое фото к окружающим, т.о. заявляя о своем присутствии в группе);

Стенд «Мое настроение»

(дети с помощью заготовок-пиктограм определяют свое настроение в течение дня);

Картотека игр-минуток «вхождения в день» («

Комплименты», «Эхо», «Ласковое имя» и т.п.).

2. «Уголок достижений»

Цель:

повышать самооценку, уверенность детей в себе, предоставлять позитивную информацию для родителей, способствующую установлению взаимопонимания между ними; научить детей чуткому, уважительному и доброжелательному отношению к людям.
• «Цветок успехов»/«Звезда недели»:
в серединке цветка-«ромашки» – фото, на лепестках (в течение недели) записывается информация о результатах ребенка за день, которыми он гордится;

«Копилка добрых дел»:

панно с кармашками на каждого ребенка, куда вкладываются «фишки» за каждый добрый и полезный поступок/дело (в конце недели дети поощряются).

3. «Уголок гнева»

Цель:

дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения.

«Коврик злости»

— резиновый шипованный коврик, на котором дети могут потоптаться;

«Коробочка гнева и раздражения»

— темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего» или смяв/порвав листы больших газет);

«Подушка-колотушка»,

мешочек «Для крика», «Мостик дружбы», мягкие ткане-поролоновые молоточки, легкие шарики (вязаные помпоны) и т.д.

«Листок гнева»

— напечатанный лист, который можно скомкать, порвать, бросать и т.д.

Листок гнева

4. «Уголок уединения»

(их должно быть несколько)

Цель:

создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т.п.

Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;

Мобильный «Домик-трансформер»

— дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;

Подушки — «думки», подушки – «плакушки

», мягкие игрушки разных размеров – обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;

• «Осьминожек-хранитель»

с рюкзачками, изготовленными руками родителей для личных вещей детей;

Альбом с семейными фотографиями

воспитанников – в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;

Телефон

, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т.д.;

«Сонные» игрушки

помогают преодолеть испытываемые ребенком негативные состояния в период адаптации к новому коллективу, способствуют созданию положительной мотивации на режимный момент, имеют релаксирующую особенность, используются во время укладывания ребенка на сон.

5. «Уголок настроения»

Цель:

формировать у детей экспрессивные эталоны, способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого.

Полочка «Мое настроение»

— дети обозначают свое настроение в течение дня с помощью «фишек-пиктограмм», а педагог получает возможность определить эмоциональное состояние каждого ребенка, причины его возникновения и оказать своевременную эмоциональную поддержку нуждающимся детям. В каждой группе панно имеет определенную форму: домик, цветок и т.д. В центре каждого панно есть карманы, изготовленные из цветных лент, обозначающих определенное настроение (фиолетовый – «я злюсь», голубой – «мне грустно», зеленый – «я спокоен», красный – «мне весело»). Каждая цветовая полоска разделена на 6 равных частей (карманов). Первый кармашек содержит в себе схематическое изображение лиц мальчиков и девочек с определенным настроением. Остальные пять карманов обозначают дни недели. Для того, чтобы дети могли отразить свое настроение, из цветного картона изготавливаются схематические изображения лиц мальчиков и девочек с соответствующими эмоциями.

Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний

, кубики-пиктограммы, картотека портретов с различной мимикой и выдержками из разных стихов к ним.

  • радость, злость, ужас, страх и т.д.).

6. «Уголок общения с природой»

Цель:

научить детей снимать мышечный и эмоциональный зажим, агрессивность, используя образы природы (на основе наблюдения), включая их в игру, задействовав при этом все свое тело.

• Режиссерские игры;

• Наборы семейств домашних и диких животных;

• Игры с песком (необходимы совки, формочки, различные моющиеся некрупные игрушки, например, для закапывания/зарывания образа обидчика; откапывания «сюрприза», не дотрагиваясь до него и т.п.);

• Игры с глиной (например, лепка образа, вызывающего напряженное состояние, его дальнейшее расплющивание и т.п.);

• Игры с водой (соревнования среди бумажных корабликов, подгоняемых ветром из соломинки, сбивание «брызгалками» легких игрушек, экспериментальная деятельность «тонет — не тонет» и т.п.).

7. «Театрально-музыкальный уголок»

Цель

: способствовать интеллектуально-эстетическому развитию, открытому проявлению эмоций и чувств через возможность перевоплощения в сказочных героев, привнося в роль персонажа свою личность, самостоятельно сознательно пользоваться мимикой для выражения своих переживаний, обогащать и активизировать эмоциональный словарь.

• Различные виды театров (пальчиковые, варежковые, настольные, театральная ширма );

• Маски, с возможностью изменения настроений литературных персонажей/героев, во время обыгрывания детьми не только сказок, но и подвижных игр;

• Музыкально-дидактические игры, инструменты;

• «Музыкальная шкатулка» — подборка аудиокассет с разнообразными мелодиями для создания благоприятного музыкального фона в группе (не только привычные детские песенки, но и народные, классические произведения);

8. «Уголок волшебных красок»

Цель:

учить выражать эмоции, настроение художественными приемами, способствовать отреагированию отрица

тельных эмоций (страха, напряжения), развитию воображения и самовыражения личности.

• Краски, гуашь, кисти, карандаши, мелки, бумага/ва, незаконченные рисунки для дорисовывания, нитки.

Совет

: при обсуждении рисунков следует избегать оценок по технике их выполнения, необходимо обратить внимание на приемы, передающие настроение и переживания автора.

9. «Уголок библиотерапии»

Цель:

учить детей понимать себя, словесно выражать свои проблемы, снижать чувство страха, стыда, стимулировать развитие воображения с помощью чтения детям специально подобранной литературы, таким образом, формируя своеобразную «защиту» и опору в реальной жизни.

10. «Уголок сюрпризов»

Цель:

снять психоэмоциональное напряжение, мышечный тонус, развивать воображение, способствовать созданию доброжелательной атмосферы, вводить элемент новизны, неожиданности (например, новая музыкальная или говорящая игрушка).

Всем известно, что дети дошкольного возраста особо эмоциональны и впечатлительны. Они легко подхватывают сильные, как положительные, так и отрицательные эмоции окружающих их людей. Во многом реакция на обстановку вокруг у детей зависит от создания педагогом у них чувства уверенности и поддержки, внутренней безопасности и свободы. Это зависит еще и от его доброжелательности, принятия детей такими, какие они есть, умение быть для них партнером и товарищем.

«Гнев прогоним мы в игре»

Не секрет, что почти в каждой группе детского сада есть дети с признаками агрессивного поведения. Их эмоциональныймир зачастую ограничен, недостаточно богат. Профилактическая и коррекционная работа психолога с данной категорией детей предполагает использование разнообразных методов, ведущим среди которых является игра.

Организованная психологом игровая деятельность проводится в трех направлениях:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение навыкам распознавания эмоциональных состояний и контроля негативных эмоций.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию; гармонизация отношений в общении с детьми и взрослыми.

Психологи, работающие с детской агрессивностью, используют такие игровые пособия, как подушки, коврики, мешочки, для отреагирования ребенком негативных эмоций. В литературе предлагаются разнообразные игры, например «Падающая башня» (Н. Кряжева), «Высвобождение гнева» (К. Рудестам) и др.

В предлагаемых автором играх обучение игровым действиям начинается с чтения стихотворения. Затем ведущий показывает эти действия с помощью пособия, а также демонстрирует переживаемые чувства и эмоции.

Игры разработаны с учетом вышеперечисленных направлений игровой деятельности и используются для сопровождения детей с агрессивным поведением.

«Уходи, злость!»

Игра «Волшебные подушки»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: простая подушка, «подушка злости», «подушка добра».

Описание игры

«Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева.

«Подушка злости»

Кулачки (молотки) стучат,Злость прогнать они хотят,Чтобы злость не обижалаНи меня и ни ребят!

Затем ребенку предлагается «подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия.

«Подушка добра»

Ах ты, моя душечка,Добрая подушечка,Мои ладошки успокой,Я люблю играть с тобой!

Игра «Мешочек гнева»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятиеагрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «мешочек гнева».

Описание игры

Психолог (или педагог) показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции.Взрослый предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.

«Мешочек гнева»

Гнев в мешочек прокричу,Иногда и порычу.Гнев так быстро исчезает,И обида тоже тает.Ловко завяжу мешокИ скажу себе я: «Ох!»

Игра «Волшебные коврики»

Цель: отреагирование негативных эмоций, снятиеагрессивности.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: «коврик злости», «коврик радости».

Описание игры

«Коврик злости», на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком.

Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на «коврике злости», можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувствогнева.

«Коврик злости»

Коврик злости — вот потеха!Ну а если не до смеха?Топну ножкой: раз-два-три…Улетела злость — смотри!

Затем ребенку предлагается «коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие.

«Коврик радости»

Коврик радости, привет!Даришь ты сердечку свет.На тебе могу лежать,На тебе могу мечтать,Отдыхать, летать, кружить.Я хочу с тобой дружить!

Комментарий: в процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников.

«Мы — актеры»

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения понимать эмоции и чувства персонажей игры, других людей; обучение умению выразительно передаватьэмоциональные состояния с помощью движений, мимики и жестов.

Возраст: 4–7 лет.

Оборудование: иллюстрации с основными эмоциями и чувствами персонажа стихотворения; детали костюмов мальчика Задаваки (Снеговика, Гномика,Шарика).

Описание игры

Психолог читает стихотворение, сопровождая текст показом иллюстраций с эмоциональными состояниями персонажа игры. Затем взрослый предлагает детям назвать эмоции главного героя.

Стихотворение читается второй раз, дети выразительными движениями, с помощью мимики и жестов передают эмоции персонажа игры.На следующих занятиях детям предлагается стать актерами.

Ребенок, желающий изобразить главного героя стихотворения, наряжается и выразительно передает эмоции и чувства персонажа игры.

Комментарий: для детей младшего и среднего дошкольного возраста на одном занятии используется текст одного стихотворения, обыгрывание эмоциональных состояний одного персонажа.

Для детей постарше задачу можно усложнить. После знакомства со всеми игровыми персонажами можно предложить игру «Мы — актеры», где каждый ребенок по желанию может сыграть роль героя любого стихотворения.

«Задавака»

Познакомьтесь с задавакой:Иногда он весельчак,Иногда сердит иль грустен,Не узнать его никак.Иногда пуглив он очень,А спокоен чаще ночью.Иногда он удивляка,Вот так мальчик-задавака!

«Снеговик»

1. Я люблю, друзья, морозы,Снегопадам очень рад,И сейчас я приглашаюПоиграть со мной ребят.

2. Вы слепили меня ловко,Ну, а где же нос-морковка?Очень я, друзья, смущенИ, признаюсь, удивлен.

3. Что? Сломать меня хотят?Я разбойникам не рад.Грозно топну, рассержусь,Снежной тучей закружусь!

4. В марте я всегда грущу,Расставаться не хочу.Солнце будет припекать,А я — таять, исчезать.Сейчас я крепкий снежный ком,Но стану лужицей потом.

5. Вот как славно поиграли!Всем улыбку я дарю, За театр эмоций яркихВсех детей благодарю!

«Гномики»

1. Этот гномик — весельчак,Улыбается он так (показ взрослого).Гномик просит всех детей:Улыбнитесь поскорей!

2. Этот гном, друзья, сердит,У него здесь хмурый вид.Гномик-гномик, не сердись,Лучше с нами подружись.

3. Этот гномик испугался,Глазки округлил и сжался.«Ой!» — пугливый гном сказалИ от нас он убежал.

4. Этот гном — печальный гном:Потерял дорожку в дом.Гномик, слезки вытирай,Лучше с нами поиграй!

«Шарики»

1. Веселый шарик вверх летит,Он улыбается, кружит.С тобою, шарик, полетим,И в танце вместе закружим.

2. Дружочек-шарик, что с тобой,Ты почему сказал нам: «Ой!»?Ты испугался вдруг ежа?Ползет он к нам сюда, шурша.

3. На ежика наш шар сердит,У шарика серьезный вид,Пыхтит и хмурит брови он,Шар не на шутку возмущен.

4. Вот успокоился наш шар,Ведь ежик мимо пробежал.Вверх шарик быстро полетел,На нас спокойно посмотрел.

«Школа дружбы и доброты»

Игра «Кто подарил добрые слова?»

Цель: гармонизация отношений в общении детей, обучение умению проявлять добрые чувства по отношению к другому человеку.

Возраст: 4–7 лет.

ОписаниеДети встают в круг. Выбирается водящий, который садится на стул в центре круга и закрывает глаза. Участники игры идут по кругу со словами:

Здесь игра сейчас начнется,Дождь из добрых слов прольется.Отгадай, кто подходил,Добрые слова дарил.

Ребенок, до которого психолог (или педагог) дотронется рукой, подходит к водящему и, нежно к нему прикасаясь, дарит добрые слова. Например, «Петя, ты заботливый, умный и добрый». Водящий должен узнать по голосу того, кто подарил добрые слова. Если водящий узнает игрока, игра продолжается с новым водящим.

Игра «Взрослые и дети»

Данная игра часто используется практическими психологами (к сожалению, не могу указать авто ра). В ней доработана часть с «волшебным» массажем рук, который выполняют дети, а также заключительная часть игры.

Цель: развитие воображения, создание доброжелательности и взаимопонимания в общении детей друг с другом.

Возраст: 5–7 лет.

ОписаниеГруппа делится на две подгруппы: первая — «дети», вторая — «взрослые». «Дети» садятся на стулья, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих «детей». Перед началом игры они поглаживают, разминают свои руки, превращая их в нежные, добрые руки близких людей. Психолог может показать детям, как выполняется «волшебный» массаж рук, и сопроводить действия словами:

Я поглажу свои руки,Будьте, рученьки, добрей,Чтоб ласкать и нежно гладитьМоих маленьких детей.

После этого «взрослые» начинают нежно поглаживать плечи, руки «детей». Через несколько секунд «взрослые» меняют своих подопечных. Через 2–3 смены подопечные «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный; б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого»: мамы, папы, дедушки, бабушки.

Затем «дети» и «взрослые» меняются ролями.

Игра «Школа дружбы»

Цель: осознание детьми ценности дружелюбных отношений в общении с людьми.

Возраст: 5–7 лет.

ОписаниеДети встают в круг. Все они — ученики в «Школе дружбы». Взрослый предлагает детям карточки с изображением членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры). Психолог (или педагог):

Будь внимателен, смотри:На картинке — член семьи.Что ты можешь предпринять,Чтоб надежным другом стать?

Каждый ребенок по очереди рассказывает, что он может сделать для того или иного человека, чтобы стать его другом.

Можно также использовать фотографии детей группы и педагогов детского сада.

Комментарий: все игры могут быть использованы в работе с детьми как психологами, так и воспитателями детских садов и родителями дошкольников.

< Предыдущая Следующая >

5psy.ru

Как сделать уголок уединения своими руками

В стандартах ФГОС к уголку уединения предъявляются определённые требования:

Обратите внимание! В уголке уединения можно сделать окошко, которое позволяет периодически наблюдать за ребёнком, чтобы убедиться в его безопасном состоянии и хорошем самочувствии. При этом оно не должно нарушать личного пространства малыша.

Идеи для оформления уголка

Создавая дизайн уголка уединения, воспитателю следует ориентироваться на возраст своих подопечных. Для младшей группы ДОУ актуальным является оформление пространства с низким узким входом. Ребёнок в такой обстановке будет чувствовать себя уютно и безопасно.

Для остальных возрастных групп подойдут более объёмные пространства типа шатра или домика, вход в которые может быть занавешен куском ткани или прикрыт ширмой. Вместо игрушек в такой зоне можно расположить предметы исключительно для игр развивающего характера или других активностей:

Мягкие игрушки будут кстати

Вариантов создания каркасов для шатров может быть несколько:

Что такое уголок уединения

Картинка 2 Место уединения помогает снизить стресс

Уголок уединения это специально отведённая часть помещения, на которой обустраивается зона релаксации для детей. Подразумевается, что наличие такой отдельной зоны в каждой группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) помогает детям всех возрастов:

Уголок уединения нужен всем

Цели и задачи

Создание подобной зоны релаксации необходимо для решения следующих задач:

Педагог может сам попросить ребёнка пройти в зону уединения, если видит, что он не справляется со своим эмоциональным состоянием (чрезмерная агрессия по отношению к другим детям, затянувшиеся переживания по поводу разлуки с родителями, ярко выраженное нежелание контактировать с другими детьми, сильная застенчивость). Чаще всего это происходит в младших группах детского садика.

В последствии, в средних и старших группах, дети уже имеют чёткое представление о целях этой зоны релакса и самостоятельно делают выбор там уединиться, если считают, что им это необходимо.

Обратите внимание! Важно помнить, что ребёнок любого возраста это личность, с той лишь разницей, что на данном этапе своего развития обладает меньшим жизненным опытом, чем взрослый. И любое проявление детских негативных эмоций следует воспринимать спокойно и с пониманием – малыш просто не знает, как это сделать правильно и пока не предвидит всех последствий своих действий.

Актуальность преодоления негативного эмоционального состояния ребёнка

Обеспечение эмоционального благополучия детей в ДОУ это условие, выдвигаемое на первое место федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). Соответственно главная задача дошкольных учреждений это обеспечить эмоциональный комфорт своих воспитанников.

Стресс необходимо убирать

Но и без государственных нормативов, стандартов и презентаций очевидно, что положительное эмоциональное состояние, позитивный настрой ребёнка необходимы для гармоничного развития личности. Детям как наименее защищённой в психологическом плане категории общества требуется особый подход к их эмоциональным нуждам.

Обратите внимание! Негативные эмоции это необходимый и неизбежный опыт, и научить детей правильно его воспринимать, предложить им способы их правильного переживания одна из главных целей воспитания.

Именно для решения этой задачи в детских садах в последние 10-15 лет стали появляться уголки уединения, в которых малыши могут выплеснуть свой негатив, не подвергая риску своих сверстников.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]